Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

1. Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности

1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

1.3 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»

2. Формы отчетности организаций осуществляющих торговую деятельность

2.1 Назначение, виды и состав бухгалтерской отчетности

2.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

3. Порядок формирования бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

3.1 Порядок составления бухгалтерской отчетности

3.2 Порядок представления бухгалтерской отчетности

3.3 Основные правила сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности

4. Практическое задание

Заключение

Список использованных источников



Введение

Бухгалтерский учет - это строго документированный учет. Ни одна запись здесь не производиться без точного оформления документа. Бухгалтерский учет не допускает выборочности ни во времени, ни в производстве. Данные бухгалтерского учета используются для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня. Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации, на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:

- отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;

- основываться на единой методологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ;

- составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;

- своевременно предоставляться соответствующим органам;

- иметь ясность и гласность;

- обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Целью выполнения работы является изучение особенностей составления бухгалтерской отчетности. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность;

- рассмотреть формы отчетности;

- изучить порядок формирования бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность.

    При написании работы использовались нормативные документы, методические рекомендации, специальная литература, статьи из периодической печати.



Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, устанавливаемыми Российским законодательством.

Отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват:

- всех учетных записей за истекший год и принцип тождественности данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам;

- результатов инвентаризаций, аудиторских проверок.

Перед составлением отчетности проводят подготовительную работу по заранее установленному графику. Важным этапом в этой работе является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, результативных. Должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, проверена правильность этих записей.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Обнаруженные ошибки и искажения в отчетности требуют соответствующих изменений. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

По каждому числовому показателю годовой бухгалтерской отчетности, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Данные отчетного и предшествующего периода должны быть сопоставимы. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею содержания и формы отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому (требование последовательности).

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерской отчетности допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99 [4], организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в формах, соответствующих образцам) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна достоверная оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Существенная информация может представляться в виде всевозможных расшифровок отдельных статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Существенность того или иного показателя организация определяет самостоятельно исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.

В соответствии с требованием существенности выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ и т. п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов (выручки) организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.

 В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов (выручки) организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:

- наименование составляющей части;

- указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;

- формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;

В бухгалтерской (финансовой) отчетности недопустимы подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, заверенные подписывающими отчет лицами с указанием даты исправления.

Для соответствия бухгалтерской отчетности правилам и требованиям нормативных актов, при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

- правильная оценка статей баланса;

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, товаров;

- полное соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

- осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с действующими общими требованиями при составлении бухгалтерской отчетности необходим творческий подход главных бухгалтеров и иных специалистов, имеющих отношение к раскрытию отчетной информации, к выбору системы показателей, характеризующих финансовое состояние организации и полученные финансовые результаты, способа их формирования и подачи в бухгалтерской отчетности. При этом необходимо точно учитывать требования и правила, изложенные в положениях по бухгалтерскому учету.



Заключение

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Предприятия имеют право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности с учетом минимального объема и образцов форм, рекомендованных Минфином РФ в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [8], а также Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [4], приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ Минфина РФ № 4н) [7]. Согласно вышеуказанным нормативным актам промежуточная (внутригодовая) бухгалтерская отчетность состоит из:

- бухгалтерского баланса (Форма № 1),

- отчета о прибылях и убытках (Форма № 2).

Кроме них в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

- приложения к Форме №1 и Форме №2,

- отчет об изменениях капитала (Форма № 3),

- отчет о движении денежных средств (Форма № 4),

- приложение к бухгалтерскому балансу (Форма № 5),

- пояснительная записка,

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности составляется организацией, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Месячная бухгалтерская отчетность составляется для внутреннего пользования. Представлять ее внешним пользователям, в том числе и налоговой инспекции, не требуется.

Обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы по месту учета возложена на организации Налогового кодекса РФ. При этом государственным и налоговым инспекциям отчетность представляется, в том числе при отсутствии налогооблагаемой базы за отчетный период.



Содержание

Введение

1. Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности

1.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

1.3 Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций»

2. Формы отчетности организаций осуществляющих торговую деятельность

2.1 Назначение, виды и состав бухгалтерской отчетности

2.2 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

3. Порядок формирования бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

3.1 Порядок составления бухгалтерской отчетности

3.2 Порядок представления бухгалтерской отчетности

3.3 Основные правила сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности

4. Практическое задание

Заключение

Список использованных источников



Введение

Бухгалтерский учет - это строго документированный учет. Ни одна запись здесь не производиться без точного оформления документа. Бухгалтерский учет не допускает выборочности ни во времени, ни в производстве. Данные бухгалтерского учета используются для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.

Наивысшим уровнем обобщения бухгалтерских данных является баланс с сопутствующими ему формами отчетности, в которых синтезированы показатели нижнего уровня. Отчетность представляет собой метод бухгалтерского учета, обобщающий систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации, на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Чтобы отчетность была достоверной и обеспечивала получение реальных показателей для оценки деятельности предприятий, она должна удовлетворять ряду требований:

- отражать полноту в учете за отчетный период (с 1 января до последнего числа отчетного периода) всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей, расчетов и других статей баланса;

- основываться на единой методологии, установленной Минфином и Госкомстатом РФ;

- составляться по единым формам бухгалтерской отчетности, установленным для всех организаций данной отрасли;

- своевременно предоставляться соответствующим органам;

- иметь ясность и гласность;

- обрабатываться при помощи средств автоматизации и механизации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином и Госкомстатом РФ. Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Целью выполнения работы является изучение особенностей составления бухгалтерской отчетности. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность;

- рассмотреть формы отчетности;

- изучить порядок формирования бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность.

    При написании работы использовались нормативные документы, методические рекомендации, специальная литература, статьи из периодической печати.



Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность

 

1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них являются обязательными в применении (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

- 1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

- 2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

- 3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

- 4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [8]. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Закон «О бухгалтерском учете» [8] состоит из трех разделов и 19 статей.

В первом разделе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В разделе указан также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Во втором разделе «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.