Успехи изучения структурно-функциональной организации живых существ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Усилиями специалистов в области цитологии, анатомии и физиологии был достигнут значительный прогресс в познании структурно-функциональной организации животных и растений, что обогатило представления о единстве их происхождения.

В области изучения животных уделялось внимание комплексному изучению строения организмов, взаимосвязи и гомологии разных систем органов, происхождению и эволюции черепа и конечностей позвоночных. Результаты таких исследований легли в основу филогенетических древ. Физиология животных развивалась как экспериментальная наука. Используя методы физики и химии, физиологи пытались выяснить основные обменные процессы, определяющие состояние жизнедеятельности организма.

Во второй половине XIX в. в физиологии выделяются два направления исследования как основные: целостность организма и роль факторов среды в его жизнедеятельности (соотношение организма и среды). Эти исследования оказали большое влияние на развитие практической медицины (развитие учений о координации рефлекторных реакций, торможений центральной нервной системы). Одновременно проводилось изучение функций головного мозга и его роли в психической деятельности организма. Заслугой И.М. Сеченова (1829–1905) перед мировой наукой считается открытие в головном мозге центров не только угнетающих спинномозговые рефлексы, но и оценку их значения для координации двигательных актов. В этот же период закладываются основы физиологии зрения и слуха.

Прогресс был достигнут и в таких областях, как физиология кровообращения, нервной регуляции сердца и сосудов, физиологии поглощения и выделения углекислого газа кровью, связи между поглощением кислорода легкими и выделением углекислоты, локализации центров дыхания в продолговатом мозгу, нервного механизма авторегуляции дыхания и роли возбуждения дыхательного центра в содержании кислорода и углекислого газа в крови, физиологии пищеварения и секреторно-моторной деятельности пищеварительного тракта, а также физиологии обмена веществ и выделительной системы.

Исследования в области физиологии растений отличались эволюционной направленностью. Общим для физиологии растений было внедрение экспериментального и количественного подходов во все ее разделы при оценке состояния жизнедеятельности растений. В этот период удалось показать, что растения при выращивании на питательных средах могут синтезировать органическое вещество, используя углерод атмосферы при наличии света. Значительный успех в изучении фотосинтеза связан с выяснением роли его пигментов выделением твердого кристаллического хлорофилла.

Физиологи растений достигли заметных успехов также в области минерального питания. В конце XIX в. был решен вопрос и о роли микроорганизмов в фиксации атмосферного азота. Исследования в области физиологии растений показали приспособительный характер процессов жизнедеятельности.

Представления о структурно-функциональной организации живой природы были углублены изучением микроорганизмов, что привело к формированию микробиологии как науки. Успехи микробиологии были обусловлены практическими задачами медицины и животноводства – изучением микроорганизмов как возбудителей инфекционных болезней. Был достигнут прорыв в понимании этиологии таких болезней, как сибирская язва, туберкулез, холера, чума, процессов брожения, создании методов выделения и культивирования микроорганизмов и оборудование для работы с бактериями. Заложены основы промышленной микробиологии и практики вакцинации против ряда инфекционных заболеваний, разработана теория брожения и иммунитета.

Значительные успехи были достигнуты при изучении деятельности микроорганизмов в круговороте веществ в природе.

Важное событие в истории микробиологии – открытие Д.И. Ивановским (1864–1820) в 1892 г. вирусов табачной мозаики. В 1898 г. голландский микробиолог М. Бейерник подтвердил наблюдения Д.И. Ивановского и ввел термин «вирус».

Исследования в области структурно-функциональной организации живой природы углубляли представления о многообразии форм и разнообразии роли живых существ на Земле, а также о приспособленности и единстве их происхождения, т.е. основные тезисы учения Ч. Дарвина.

Развитие представлений о целостности живой природы как планетарного явления

К середине XIX в. были выполнены важные работы в области географии растений и животных продемонстрировавшие специфику распространения жизни на Земле. Под влиянием идей Ч. Дарвина интерес к биогеографии резко возрос, что привело во второй половине XIX в. к изучению разных областей и континентов с точки зрения истории их заселения.

Ф. Скитер (1829–1913) в 1858 г. сушу разделил на шесть областей: палеарктическая, эфиопская, индийская, австралийская, неоарктическая и неотропическая. Это деление сохранилось с небольшими изменениями до настоящего времени.

Исследования в области зоогеографии привели к выявлению генетических связей различных фаун.

В ходе экспедиций по Сибири А.Ф. Миддендорф (1815–1894) делает теоретические обобщения фактов, касающихся миграции птиц, спячки животных, взаимодействия и взаимного влияния животных и растений при распространении.

Во второй половине XIX в. складываются представления о живой природе Земли как единого планетарного явления со сложной дифференциацией по климатическим зонам. Для характеристики путей взаимодействия живой природы со средой выделяется «экология».

Подводя итог результатам развития биологии во второй половине XIX в., следует отметить внедрение учения Ч. Дарвина во многие его разделы, что привело к формированию эволюционных направлений в систематике, палеонтологии, эмбриологии, сравнительной морфологии и анатомии, физиологии растений, а так же представлений о живой природе как планетарного и целостного явления. Таким образом, складывается эволюционная биология и новые научные направления.

В конце XIX в. появляются методы и результаты экспериментального изучения действия естественного отбора. Многие направления биологии, возникшие в XIX в., получили дальнейшее развитие в XX в. на основе новых методов исследований и идей классического дарвинизма. (См. Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учеб пособие для вузов /А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. – М.: Высш. шк., 2003. – стр. 48 – 139)



Заключение

 

История современного естествознания начинается со второй половины XV в., а биологии – как комплексной науки о живой природе – с конца XVIII в. Общей тенденцией развития биологии является неравномерность ее прогресса. Наиболее заметные успехи в развитии биологии XVIII–XIX веков связаны со следующими открытиями: принципы классификации живой природы (К. Линней), клеточное строение живых организмов (Т. Шванн и М. Шлейден – 1839), теория естественного отбора (Ч. Дарвин – 1858), законы наследственности и наследования (Г. Мендель – 1865). На эти открытия я обратила особое внимание, а так же указала другие важные вехи развития биологии данного периода, таким образом, мне удалось решить поставленные задачи, а именно: обобщить, систематизировать и проанализировать материалы о развитии биологии XVIII–XIX веков.

Многие направления биологии, возникшие в XVIII–XIX вв. получили дальнейшее развитие в последующие периоды. В XX в. биология достигла грандиозных успехов, был внесен небывалый вклад в познание живой природы, еще большие успехи и теоретический прорыв биологии ожидается в XXI в. Таким образом, традиционная биология продолжает развиваться и в настоящее время. По сравнению с другими направлениями она обладает необходимым преимуществом: ее научный материал накапливается в результате непосредственного наблюдения объекта изучения – живой природы, воспринимаемой как единое целое во всем многообразии ее форм и проявлений. Благодаря такому преимуществу традиционная биология будет развиваться и в будущем.

 



Литература

1) Биология. В 2 кн. Кн. 1. Учеб. для медиц. спец. вузов/ под ред В.Н. Ярыгина. – 6-е изд, стер. – М.: Высш.шк. 2004, с. 7

2) Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, с. 285–286

3) Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001., стр. 179

4) Философские проблемы естествознания: Учеб. пособие для аспирантов и студентов филос. и естеств. фак. ун-тов. / Под ред С.Т. Мелюхина. – М.: Высш.шк., 1985., с 304–306

5) Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учеб пособие для вузов /А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. – М.: Высш. шк., 2003. – стр. 48 – 139

Дата: 2019-05-28, просмотров: 272.