Рациональное и чувственное познания действительности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний. Главные элементы чувственного познания:

· ощущения,

· восприятия,

· представления,

· эмоции.

С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений в целом, в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы тчувств.

Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения и имеющие обобщенный характер.

Эмоции представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. Этот элемент некоторые философы и ученые не включают в качестве элемента чувственного познания по причинам, которые будут обсуждаться далее в разделе соотношения рационального и иррационального знаний в человеческой жизнедеятельности.

Для познания материальных объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов как начальных этапов познавательной деятельности. Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или "следуют" друг за другом: "сначала" ощущения, "за ними" - восприятия и т. д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов, которые в то же время неразрывно связаны с мышлением.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.

Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира.

Соотношение знания и веры

Разные виды веры

Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества.

Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.

Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две:

· материалистическое понимание природы бытия,

· идеалистическое понимание природы бытия.

Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального ирационального.

Если ученый должен познать истину, то способ постижения ее истины - научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступаетнаучныйметод.

При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания.

В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида:

· религиозную,

· прагматическую.

Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так и в нынешние.

Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.

Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о непересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.