Рассматривая этот вопрос, нельзя ответить однозначно. Для того чтобы разобраться, является ли Виктор хорошим подчиненным, проанализируем его поведение на каждом из этапов сложившейся ситуации.
Следует отметить, что делегирование непременно приближает подчиненного. Это своего рода поощрение: чем ближе подчиненный, тем больше полномочий ему делегируется. Как мы выяснили, руководитель отдела определил Виктора как компетентного, ответственного, хорошего работника, способного нести делегированные обязательства. Как действует в данной ситуации новый сотрудник?
Итак, этот работник настолько хорош, что после конца рабочего дня он остается доделывать задание. В общем-то, здесь нет ничего страшного, ведь трудно так подгадать, чтобы все задания выполнялись ровно за 8 часов. Но если начальник игнорировал этот момент, то первый шаг к самоделегированию уже сделан: подчиненный сам себе делегировал право определять конец рабочего дня.
Как мы отметили, рабочие задания могут приближать или удалять от руководителя. Таким образом, работник, делегировав сам себе право определять продолжительность рабочего дня, может оставаться дольше, когда работа приближает, и меньше, когда работа отдаляет. Первые попытки сократить свое рабочее время встречаются уже на втором этапе, когда подчиненный обращается к главному конструктору со словами: «Вы знаете, мне завтра надо к зубному врачу, я хотел взять талончик на время после работы, однако…». Он рассказывает очень долгую историю, полную различных обстоятельств. В конце концов, руководитель останавливает его: «Понятно, понятно. Конечно, ну что вы, сходите, конечно».
Чистая работа требует точной продолжительности движений. Здесь длина рассказа должна превысить терпение руководителя. Это значит, что аргументов, чтобы разрешить подчиненному уйти, должно быть больше чем достаточно. А когда больше чем достаточно, то нет сомнений, что «да». Подобно тому, как хороший продавец на рынке, когда взвешивает, положит чуть больше, чем весит гиря. Пусть этот перевес заложен в цене, но у покупателя не должно быть никакого напряжения по поводу того, довесили ему или не довесили. Так и в этой ситуации подчиненный «перевешивает» и тем самым не создает проблемы для руководителя по поводу решения: можно или нельзя.
На третьем этапе подчиненный снова отпрашивается куда-то, но на сей раз заканчивает рассказ раньше, чем руководитель его остановит, Вот это ожидание тоже важно. Почему! Руководитель принимает решение. Пауза означает, что подчиненный будет ждать сколько угодно, он выказывает свое уважение к руководителю и дает понять, что пока еще признает его право решать. И руководитель, когда к нему так уважительно относятся, начинает размышлять: «Что там у нас завтра? Кажется, ничего, ну да, можете не приходить до обеда». В данном случае руководитель своим ответом хотел показать, что мог и разрешить, и отказать. Но на самом деле, становится заметным, что его решение было проявлением слабости.
Следующий шаг в отношениях – когда подчиненный говорит: «Простите, но я забыл вам сказать, мне надо забрать из больницы тестя». То есть подразумевается следующее: «Честно говоря, между нами уже сложились такие отношения, что я могу идти и без спроса». «Ну, хорошо, я попрошу сделать это Николая Сидорова», – говорит руководитель. Что это значит? Это значит, что не просто данный подчиненный выбирает работу, но теперь работа, которая отдаляет от руководителя, перешла к другому человеку (по статистике, это чаще бывает именно в отношении работы, которая отдаляет от руководителя).
На пятом этапе подчиненный сообщает конструктору, что ему понадобилось еще раз удалиться с работы, и что его задание выполнит Ирина, с которой он уже договорился. То есть самоделегирование продолжается. «Хорошо», – говорит руководитель, считая, что в принципе, раз работники договорились, то обе стороны довольны и проблем нет. Руководитель не понимает, как много он уже потерял.
На шестом этапе подчиненный под предлогом того, что он сейчас занят и не может этого сделать, советует руководителю: «Пусть в цех сходит Николай. … У меня сейчас нет возможности заниматься этим вопросом». То есть он дает рекомендацию. И в данном случае руководителю приходится исполнять эту рекомендацию, так как новая работа отдела была ограничена во времени.
В итоге, руководитель понимает, в каком положении он оказался. Чтобы хоть каким-то образом поддержать свой статус, главный конструктор пытается перевести проблему в шутку. И уже давая новое задание подчиненному, руководитель интересуется: «Надеюсь, что сегодня Вам никуда не надо уходить?». На что подчиненный тоже отвечает шуткой: «Могу, давайте, ладно уж». Но мы знаем, что часто повторяющиеся шутки – уже не шутки.
Подробно рассмотрев поведение Виктора, можно охарактеризовать его скорее как компетентного сотрудника, разбирающегося в своей работе, и со знанием дела выполняющего порученные ему задания. Он хороший работник. Но в представленной ситуации для главного конструктора Виктор является не самым хорошим подчиненным, так как в реальности каждый этап их отношений показывает, что, скорее всего, руководитель подчиняется желаниям подчиненного, нежели наоборот.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.