Социально-экономическое, политическое и экологическое положение в регионе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С развитием производственных сил экологические факторы все активнее оказывают влияние на социально-экономическое развитие общества, заставляя больше внимания уделять рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Однако угроза глобальной экологической катастрофы кажется отдаленной и почти не воспринимается правительствами большинства стран. Локальные задачи хозяйственного развития пока заслоняют тревожные общемировые тенденции. Слишком велик «контур» обратной связи и высока инерционность планетарной эколого-экономической системы. В этой ситуации гораздо эффективнее решать эколого-экономические проблемы на региональном уровне.

Байкальский регион, имеющий национальное и международное значение, может стать мировой модельной территорией. Именно здесь могут отрабатываться механизмы устойчивого развития, которые могут быть применены в других не менее уникальных регионах мира.

Байкальский регион становится той модельной территорией, где изучается взаимодействие производительных сил с окружающей средой, накапливается теоретический и практический опыт народнохозяйственного, отраслевого и регионального природопользования.

Байкал является уникальным озером планеты. Вместе с тем эколого-экономические задачи его охраны сталкиваются с противоположными социально-экономическими интересами, связанными с объективной необходимостью осуществлять хозяйственную деятельность в регионе.

Радикальное решение байкальской проблемы связано с взаимодействием экономических интересов и противоречий различных уровней. Без учета этого взаимодействия невозможно делать реальные шаги в сторону действительного разрешения «байкальской» и любой другой эколого-экономической проблемы.

Байкальский регион – это уникальное сочетание природно-географических, исторических и социально-экономических факторов.

Самобытна и разнообразна культура Байкальского региона. В ней сочетаются западные и восточные традиции, русские традиции переплетаются с национальными культурами народов, проживающих в Прибайкалье, Забайкалье, Приленье, в Монголии[7].

На территории региона мирно существуют православная и буддийская религии. Это один из социально спокойных регионов России и всего мира.

Здесь отрабатываются механизмы и формы социально-экономического и политического объединения 3-х субъектов Российской Федерации и одного независимого государства.

Думается, совсем не случайно В.В. Путин связывает будущее России с развитием Байкальского региона. И ресурсы, и промышленность, и туризм – все это способствует укреплению экономической и социальной базы Байкальского региона.

 


 


Разработка туристского маршрута по России и СНГ

 

Паспорт маршрута

 

Кругобайкальская железная дорога или «Кругобайкалка» (сокращенно КБЖД) — историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до поселка Байкал по южной части Олхинского плато.

До 1949 года по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба, переведенный в 1949 году на вновь построенный дублирующий участок железной дороги от Иркутска через Большой Луг до южной оконечности Байкала (станция Слюдянка-1). После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

В настоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.

Отсчет километров на Кругобайкалке традиционно ведется от станции Иркутск-сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал при этом расположена на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка-2 — на 161 км.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 1089 км маршрутом Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км). На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века[8].

В 1980—1990-х годах была проведена некоторая реконструкция железной дороги, проведен ряд мероприятий по укреплению сооружений, переложен новый путь на всем протяжении дороги http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%91%D0%96%D0%94 - cite_note-15. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости (хлеб, соль, спички, водка и табак). Еще одно название поезда — «мотаня» (мотается между станциями, потому и «мотаня»). Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро». Имеется возможность арендовать для туристических целей дрезину.

Решением Иркутского облсовета 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником (сейчас — в составе Прибайкальского национального парка) и взят под государственную охрану. С начала 1980-х годов начал постепенно осваиваться туристический потенциал Кругобайкальской железной дороги (впрочем, в ограниченных масштабах как дачное место и зона отдыха станции на дороге использовались с самого момента её постройки). Работает ряд туристических баз (134 км «Таежная», 102 км «Шумиха», 98 км «Хвойная», 80 км «Ретро» и «Серебряный ключ»), развит «дикий» туризм.

Помимо собственно «железнодорожных» достопримечательностей туристов по маршруту Кругобайкалки привлекают многочисленные памятники природы: скальные обнажения («Белая выемка» и др.), каменные останцы и т. п. В посёлках вдоль КБЖД, особенно в Маритуе, сохранился ряд деревянных зданий начала XX века, построенных в стиле модерн.

Также на маршруте КБЖД размещены следующие учреждения:

· 80 км — научно-исследовательская экспериментальная база Центра сохранения историко-культурного наследия;

· 106 км — база института ядерных исследований;

· 119—120 км (Маритуй) — место практик студентов биолого-почвенного факультета Иркутского государственного университета.

Осенью 2005 года был проведен комплекс мероприятий по празднованию 100-летия дороги. К этому событию был перестроен вокзал на станции Байкал (в здании вокзала открыта музейная экспозиция, посвященная КБЖД), реконструирован вокзальный комплекс станции Слюдянка.

 

Составление программы тура

В салонах «Кругобайкальского экспресса» все продумано до мелочей: мягкие кресла, приятная музыка, внимательный и доброжелательный персонал. В пути скучать не придется: наш экскурсовод не только увлекательно расскажет об истории строительства Кругобайкальской железной дороги, но и покажет самые интересные и красивые места во время остановок, которые предусмотрены по ходу движения поезда:

166 км / Слюдянка. Знакомство с Кругобайкальской железной дорогой можно начать от Слюдянки - ее главной железнодорожной станции. Единственное на КБЖД каменное пассажирское здание станции - архитектурное произведение из белого и розового мрамора.

149 км / Старая Ангасолка. Отсюда начинается самый насыщенный инженерными и архитектурными объектами участок. Своей мощью и красотой поражает каменный арочный виадук «Ангасольский».

130 км / Шабартуйский комплекс искусственных сооружений - железный мост первого пути «езда по верху», с пролетом между каменными опорами в 20 саженей, и двухпролетный, арочного типа, железобетонный виадук

123 км / Комплекс «Киркирейский». Загадочное и восхитительное место. Здесь строителям пришлось особо потрудиться. В связи с постоянными горными обвалами и неукротимым характером реки Киркирей им пришлось во второй строительный период пробивать параллельно тоннелю № 18 новый тоннель - № 18bis.

110 км / Падь Половинная. Одно из наиболее любимых туристами мест отдыха на КБЖД. Живописная долина реки Половинной расположилась между Чайкиным утесом и мысом Половинный, сквозь которые проходят два тоннеля - самый короткий и самый длинный.

102 км / Подпорная стенка «Итальянская» - одно из красивейших мест Кругобайкалки. Свое название она получила в честь арок, напоминающих архитектуру Италии. Над проектом стены работал итальянец по фамилии Феррари. На этом же отрезке пути находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Она построена для защиты дороги от камнепада, но давно не используется.

Низкий сезон (с октября по апрель)[9]: Экскурсии осуществляются по субботам и воскресеньям на рельсовом автобусе – в салоне первого класса комфортабельного дизель-вагона. Мягкие кресла расположены друг напротив друга, между ними — столик. Салон оснащен современной аудио- и видеоаппаратурой, жидкокристаллическими мониторами, системой теплоснабжения. Максимальная вместимость 50 мест. Зимний маршрут комбинируется с несложным, но увлекательным лыжным переходом (18 км) от станции «Переезд» до остановочного пункта «Крутая Губа» на 140 км КБЖД.

Высокий сезон (с 5 мая по сентябрь): Экскурсии осуществляются по средам, четвергам, субботам и воскресеньям (дополнительно с июля по август - в пятницу и субботу) на электропоезде повышенной комфортности. Вагоны делятся на первый и второй класс, которые отличаются друг от друга расположением кресел и количеством мест: в вагонах первого класса кресла расположены парами друг против друга, между ними – столик; в вагонах второго класса кресла расположены друг за другом - рядами по три или два сиденья, как в салоне самолета, и оснащены откидными столиками. В каждом вагоне по 4 монитора, по которым транслируются видеофильмы о Байкале, музыкальные и развлекательные программы, российские кинофильмы. В пути следования туристов сопровождает экскурсовод. Экскурсии проводятся как во время движения (по громкой связи), так и на остановках. Во время поездки туристы могут приобрести легкие закуски и напитки в баре поезда. В вагонах первого класса установлены термосы с горячей водой.

По средам и субботам мы отправляемся поездом - от ст. Иркутск-Пассажирский в 08:16. До Слюдянки поезд следует без остановок, от Слюдянки (в 10:15) начинается непосредственно экскурсионная программа - с остановками и выходами на берег в сопровождении экскурсовода. По прибытии в Порт Байкал (зимой в 18:20, летом в 19:20), Вы посетите здание вокзала и перейдете на пристань, откуда комфортабельный теплоход «Иван Бабушкин» доставит Вас в Листвянку. Здесь Вы займете места в автобусах и отправитесь по Байкальскому тракту в Иркутск – с остановками в микрорайоне Солнечный, на улице Байкальской, Центральном рынке, у гостиницы «Ангара», на ост. Бытовая. Завершится поездка на привокзальной площади станции Иркутск-Пассажирский (зимой – около 21:00, летом – около 22:00) . Зимой переправа от Порта Байкал осуществляется по льду на «Хивусах» - суднах на воздушной подушке в Листвянку, к причалу Прибайкальского национального парка.

По четвергам и воскресеньям маршрут представлен в зеркальном отображении: в 8:40/09:30 утра Вы отправитесь на автобусе от здания Драматического театра им. Охлопкова (ул. Карла Маркса, 14) в Листвянку, далее переправитесь в Порт Байкал, откуда в 11:30 начнется Ваша поездка на «Кругобайкальском Экспрессе» - с остановками и выходами на берег в сопровождении экскурсовода. По пути следования поезда от Слюдянки до Иркутска предусмотрены следующие остановки для выхода пассажиров: Гончарово, Кая, Мельниково, Академическая, Иркутск-Пассажирский (21:55), Военный городок, Иркутск-Сортировочный.

С 25 июня до конца августа 2010 года поездки по КБЖД можно осуществить на рельсовом автобусе (в салоне первого класса) по пятницам и субботам: отправление в пятницу на поезде от ст. Иркутск-Пассажирский в 06:55 утра, прибытие в Слюдянку в 09:35, прибытие в Порт Байкал в 18:00, отправление из Листвянки на автобусах в 18:45, прибытие в Иркутск около 20:00. Отправление в субботу из Иркутска на автобусе в 08:30 утра, паромная переправа из Листвянки в 10:00, отправление поезда от Порта Байкал в 10:30, прибытие на ст. Иркутск-Пассажирский в 21:22.

Стоимость путевок «Кругобайкальского Экспресса»[10]:

· 1 класс: 1450 руб. с 1 чел.

· 2 класс: 1250 руб. с 1 чел.

 


 


Разработка программы тура

 

1. Первый день. Прибытие на вокзал города Иркутска. Гид, встречающий группу, по пути в гостиницу, рассказывает кратко о городе и плане тура. Далее – размещение в гостинице, выдача карты города, свободное время до ужина. Задача – дать освоиться в новом месте.

2. Второй день. Знакомство с городом. Обед. После обеда туристы совершают пешую прогулку по центру города, вечер проводят в главном театре города.

3. Третий день. Выезд на экскурсию по Кругобайкальской железной дороге. Вечером ужин в гостинице.

4. Четвертый день. Экскурсия в столицу Бурятии Улан-Удэ. Поездка в дацан.

5. Пятый день. Поездка на озеро Байкал с целью активного отдыха. По пути – история Байкала.

6. Шестой день. Экскурсии по музеям, походы по сувенирным лавкам.

7. Седьмой день – отъезд с вокзала.

 


 


Список литературы

 

1. Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008.

2. Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, Сибэкспоцентр, 2009.

3. Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008.

4. Волков.С. Микроэнциклопедия «Вокруг Байкала», Иркутск, 2007.

5. Гусельникова М.М., «Туризм в Байкальском регионе» - экспресс-информация (Иркутский областной комитет государственной статистики).

6. Квартальнов В.А. «Туризм», Иркутск, 2007.

7. Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, 2009.

8. Кулешов В.В. Экономические условия и требования устойчивого развития в целом и применительно к озеру Байкал. СО РАН. Новосибирск, 2004.

9. Суходелов А.П. Целлюлозно-бумажная промышленность Байкальского региона. Новосибирск, 2005.

10. Суходелов А.П. Байкал – уникальный природный объект мирового значения. // Ресурсы регионов России, М., 2007, №2.


[1] Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008.

[2] Суходелов А.П. Байкал – уникальный природный объект мирового значения. // Ресурсы регионов России, М., 2007, №2.

[3] Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, Сибэкспоцентр, 2009.

[4] Суходелов А.П. Целлюлозно-бумажная промышленность Байкальского региона. Новосибирск, 2005.

[5] Винокуров М.А., Суходолов А.П. «Экономика Иркутской области», Иркутск, 2008.

[6] Волков.С. Микроэнциклопедия «Вокруг Байкала», Иркутск, 2007.

[7] Кулешов В.В. Экономические условия и требования устойчивого развития в целом и применительно к озеру Байкал. СО РАН. Новосибирск, 2004.

[8] Гусельникова М.М., «Туризм в Байкальском регионе» - экспресс-информация (Иркутский областной комитет государственной статистики).

[9] Квартальнов В.А. «Туризм», Иркутск, 2007.

[10] Суходолов А.П. «Иркутская область», Иркутск, 2009.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.