История Древнего Рима. Лекция 12
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: «Содержание правления Октавиана Августа».

Проведено много мероприятий. Цель лекции – понять главную идею Августа.

Август понимает римский народ, как народ италийской крови: широко трактовал имя римлян. Единый этнос жил в Италии.

Идеи Римлян и италиков – одна кровь, одна страна, одно гражданство.

Проведен ценз, самим Августом, который ввел италиков в число римских граждан.

4 млн – первый ценз.

4.2 млн – второй.

4.9 млн – третий.

Цель политики – возродить римский народ во плоти.

Для этого издаются законы против разврата и об обязанности жениться представителей высших сословий.

Холостяки ограничены в праве завещаний. Женщины платят налог за бездетность. М/Ж – 20-50 лет.

Юристы обходят законы. За разврат, тем не менее, право убить прелюбодея и ссылка на острова.

Законы о ограничении отпуска рабов на волю. Раньше римляне испытывали то, что сейчас испытывают европейцы: поступает много иностранных рабов, которые, выходя на свободу, пополняют ряды граждане.

Т.о. еще во времена Цицерона значительная часть вольноотпущенников среди граждан.

Цифры ценза говорят, что Август справился с проблемой.

В перспективе не справился. Почему? – ниже.

Писатель Петроний пишет сатирикон. Изобразил город холостяков и искателей наследства.

Семья самого Августа: не многодетный родитель. От первого брака – одна дочь – Юлия. Лилия Друзилла – вошла в дом с двумя детьми от первого мужа, но Августу не дала детей. Друз и Тиберий – пасынки. Тиберий потом станет императором.

Сперва Август выдает дочь за Марцелла, тот скоро умер. Затем выдал Юлию за Агриппу: 5 детей от этого брака, в т.ч. 3 мальчика (один дефектный). Два других умерли в отроческом возрасте. Внучки: Юлия младшая, Агриппа старшая.

Дочь и внучка пипец как нарушают законы о целомудренной жизни.

Короче, наследуют пасынки. Реальный – Тиберий, но линия Тиберия скоро сошла на нет: дальше все императоры от Друза.

Калигула – внук Друза.

Клавдий – сын Друза.

Линия императора Нерона. Мать – Агрипина младшая – внучка Друза, сын (мб отец) – Домиций Агенобарб, сын старшей дочери Антония.

Династия до Нерона получила имя династии Юлиев-Клавдиев.

В правление Августа Италия получила полное политическое единство. Новые муниципальные семьи пополняют Сенат, могут даже добиться консульства. Власть дает не реальную силу, но почести.

Вообще же, старые римские сенатские семьи утратили вкус к политике. Ощущение несвободы, отсутствия воли тяготили римлян. Города Италии очень активны. Они дают новую систему голосования: голосуют на месте, потом отвозят бюллетени в Рим.

Новаторская линия относительно провинций прервалась. Цезарь давал перегринам права римского гражданства. Крупные пожалования прекратились. Процесс романизации провинций затормозился. Тем не менее, римское гражданство дается перегринам, но в личном порядке. Шаг назад в объединении страны.

Злоупотребления наместников прекратились. Упразднена откупная система. Строго работали суды, создаются местные из провинциалов. Высший судья, император, заменил собой народное собрание. Теперь апелляции только ему.

Сверху насаждается дух гордости, патриотизма и возрождения. Самый популярный лозунг: «Pax Romana». Построен храм богине мира.

Август подкармливает литераторов через своего друга – Мецената. Литераторы разрабатывают идеи, которые дороги принцепсу.

Тройка великих в эпоху Августа.

1. Тит Ливий – величайший историк, почти полный сверстник Августа. С основания Рима до середины правления Августа – 9 г. До н.э. Литературно украсил прагматическое изложение без искажения фактов. Колоссальная популярность 142-томного сочинения.

2. Величайший эпический поэт – Вергилий. Входил в кружок мецената. Энеиду писал по прямому заказу Августа. Документ, на который опиралась идеология любви к отечеству.

3. Величайший лирический поэт – Гораций. Состязался с архаическими греческими поэтами. Лирика носит свободный характер. Август, понимая величину Горация, очень хотел, чтобы тот вставил в стих имя Октавиана. 4 книги од, как и все стихи, сохранились полностью.

4. Греческий историк – Дионисий, писал римскую историю одновременно с Титом Ливием.

5. Начался упадок римского красноречия. Историк Тацит потом объяснит это тем, что ушла из государства свобода, ушло и политическое красноречие. В школах красноречия начинаются школьные упражнения красноречия. Эти школы разнесли римскую культуру на западные земли, но стерли красоту судебного красноречия (из-за отсутствия практики).

6. Светоний – жизнеописание 12 Цезарей, писал биографии драматургов, поэтов. Сохранились Горация и Вергилия.

Завоевана северная Испания.

Провинции вдоль Дуная. Самая активная завоевательная политика – за Рейном. Отличился Друз, при котором легионы завоевали территорию до Эльбы. Еще сын Друза – Германик, тоже участвует в завоеваниях. При Тиберии Германик отравлен.

Провинция Зарейнская Герания. В 9 году германцы заманили легионы в Зарунский лес, где перебили все 3 легиона. Сам Август носил траур после этого.

Панония (6-9 год – крупное восстание), 2 провинции Мёзии.

После 9 года Рим больше не расширяет владения. Рейн – Граница, также Дунай.

Вопрос: кого посадить на Армянский престол: ставленника парфян или римлян. Римляне получают знамена 53-го года, позор Марка Красса.

Рождение Христа. Было не в 1 и не в 0, а за несколько лет до этого – 5-6 год до н.э.

Литературное произведение – 4-ая эклога Вергилия. В буколиках. В 4 эклоге предсказывется сошествие на землю девы (правда, по имени Юстиция), и рождение чудного младенца от нее, от младенца пойдет золотой век.

Христианская традиция отнесла эклогу к пророчествам. Сам Вергилий вел христианский образ жизни. Именно поэтому Данте сопровождает Вергилий и только до врат рая.

Последние слова Вергилия – похлопать, если поэт достойно сыграл комедию жизни.

Res geste (dive Augusti) – то, что селал Август для страны.

Обожествление Августа.

Среди персон римских императоров, о которых спорят: не собирались ли их обожествить при жизни. Равнбожеские почести являются, однако, в глазах древних являются высшей степенью почестей.

Во время похорон принцепса выпускали в небо орла. Принцепса признавали divus. При жизни почитаются гении императора и императрицы. Гений – двойник человека (для женщин гений – юнона), который живет при его жизни. Смерть – и они причисляются к богам.

Трухина считает, что императоры не обоготворялись постоянно: Аврелиан, Диоклетиан. Формула обожествления не применяется к каждому императору.

 

 История Древнего Рима. Лекция 13.

Тема: «Империя. Обзорная лекция».

Строй Августа в современной литературе носит имя «принципат» или ранняя империя. НЕ В ДРЕВНОСТИ.

Сколько времени продержался такой строй – два столетия. С 27 г. До н.э. до 192 г. До н.э. I-II век нашей эры.

Династии:

1. Юлии-Клавдии. Династия Юлиев-Клавдиев. Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон (сын внучки Августа).

68 год – мятеж против Нерона. Погиб во время мятежа.

2. Муниципальная династия. Италийский город Риате. Династия Флавиев.

Випасиан, его два сына: Тит и еще. 90-е-68 гг. (уточните дату)

3. Антонины. Правила с 96 до 192 год. Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод.

4. Северы. Септимий Север – ливиец, поклонник ганнибала, сестра плохо говорит по латыни, жена и наследник – сирийцы. Уничтожает староримскую знать. После падения Араб, сирийцы, даки (Галлерий, Максимидаза), прочая нечисть на троне.

Принцип наследования. Монархический появился у Юлиев-Клавдиев и у Флавиев. Далее Правящий император ищет лучшего гражданина, усыновляет его, делает наследником. Траян и Адриан, однако, двоюродные братья.

Марк Аврелий рушит принцип, его сын – негоден для правления.

Антонин Пий – внутренний и внешний мир. Все включают его имя в свою титулатуру, даже 4 династия Севериев.

Нерва, Траян и Адриан получают это имя заочно. Имена Августа и Цезаря прижились в титулатуре. Сначала 1, потом 2 обозначают высшую степень власти.

После Августа идет ряд императоров-деспотов. Тиберий (мрачный, жестокий затворник) – долго ждал власти, Август развел Тиберия с первой женой и выдал за него свою дочь, которую ту терпеть не мог.

Эпизод из Евангелия – Понтия Пилата испугал первосвященник тем, что он не друг Кесарю. Страшен донос Тиберию.

После Тиберия правит шизофреник-Калигула.

После Калигула из армии ставят дауна-дядюшку Калигулы.

Все кончается фигурой Нерона, олицетворением необузданного деспотического произвола.

Единоличная власть в первую династию реализуется путем террора. Ситуация напоминает 1937 год.

Вершина – пожар Рима 64 года. Нерон, мнивший себя великим поэтом, хотел получить впечатления от горящего города, большооого города. Нерон убил собственную мать. Театральные выступления Нерона неприемлемы с точки зрения римских нравов.

63 год – год четырех принцепсов, четырех кандидатов на власть. Победил Виспасиан, командующий армией при подавлении иудейского восстания.

Виспасиан – мужик-на-троне. Хорошо администрирует, поправил казну. Сын Тит подвал большие надежды, как и Германик, умер скоро от эпидемии.

Домициан – лысый-нерон. Опять деспот, кровопролития, смертные приговоры. Тацит пишет под впечатлением о худших временах римского государства.

Тацит сначала пишет о своих временах – историю. Потом – анналы, то, что предшествовало.

Корнелий Тацит – второй великий римский историк после Тита Ливия.

До Коммода правят нормальные императоры.

Траян принципиально не принимает доносы, вел себя демократично. Вручая меч своему начальник претурии, он разрешил убить себя, если он будет недостойным императором.

Коммод – опять деспот и полусумасшедший.

В эпоху принципата империя превращается в единое государство, не в клетку с ядром и цитоплазмой, а в РОССИЮ

Дея Цезаря набирает силу: сначала получают гражданство знатнейшие перегрине. При Антонинах гражданство приобретают целые города. Римское право гражданства в 212 году получают все жители имперских городов – Эдикт Каракаллы.

Все императоры так или иначе вводили иностранцев в сенат. Римляне не только теряют власть, но и исчезают как этнос. Римская литература отражает этот процесс: после Траяна наступает конец великой римской литературы.

 

Начальная христианская церковь в пределах 1 века н.э. Апостольская церковь.

Можно ли опираться на новозаветные данные?

Книги Нового завета находятся под острейшей критикой с XIX века.

Сведения евангелий ставится под сомнение. Книги Нового завета начинают датировать началом второго века.

Упражнениями передатировки занимаются и советы и зарубежные историки.

Активно выделяется мифологический материал в Евангелиях, либо все книги называются мифом.

Письменная фиксация разбирается как собрание устных преданий.

В ходе фрагментарного структурного анализа (что само по себе хорошо), делаются умозрительные выводы и предположения. Скептическая смелость подавляет исследование.

 

Калифорния – «Семинар по Иисусу». Доказывают 18% аутентичности текста Евангелий.
Подкрепляется журналистским интересом, дилетантами, писателями. Начало этому направлению положила Маргарет Стартет, Ден Браун «Код Да-Винчи». Источник вдохновения – откровения, появившиеся под гипнозом.

Борис Якубович – 2014 г. «Апостолы Еримафейские» - фальсификация.
Многие зарубежные историки выступают против чрезмерной критики.

Крейг Эванс (знаток древних языков, исследователь текстов) «Сфабрикованный Иисус» или «Иисус глазами ученых».

Апокрифические евангелия противопоставляются каноническими – Апокрифические признаются изначальными, кканонические – поздними (это в Семинаре по Иисусу). Крейг говорит об обратном.

«Иисус глазами очевидцев» - дан бой гипер-скептическим направлениям всех уровней.

От Матвея – 40-е

2 др. – 60-е

От Иоанна – конец I века.

Если полагаться на данные источников, то можно сказать, что церковь апостолов возникла за 50 лет после распятия. Через 10 дней после вознесения.

Иудейский праздник пятидесятницы (в чести получения законов на Синае) – на учеников Иисуса снизошел дух святой. Теперь это церковь (праздник – Троица).

Ядро общины – галилеяне. Выходцы из Галилеи. На вершине масленичной горы селились именно галилеяне. Собравшиеся – родственники, 11 апостолов. Чудо говорения на иностранных языках – 3000 человек присоединилось. После массового исцеления людей апостолами – 5000 тысяч присоединились.

Цифры – обозначение того, что ктапостольской церкви примкнуло множество людей.

День пятидесятницы – 30 г. Н.э. – день рождения церкви.

Деяние святых апостолов – 99.9% того, что автор – евангелист Лука. Из Антиохии христианин, примкнул к апостолу Павлу.

Всего 28 глав.

Первые 12 – иерусалимская церковь. История Церкви 12-ти апостолов. 12-й пост путем жеребьевки занял Матфей.

Идеализирование Иерусалимской церкви. Средства, собранные апостолами становились якобы общей собственностью и раздавались беднейшим членам общины.

12 апостолов проповедуют в Соломоновом придворе и совершают тайные обряды: преломление хлеба (в частных домах).

Послание Павла Коринфянам: преломление хлеба - застолье, на которое сотрапезники приносили из дома продукты. Потом продукты ставились на общий стол. В конце вставал председатель, благодарил Бога-Отца за блага, дарованные человечеству (поднимает чашу с вином). Потом идет причащение (причем есть осознание отожествления хлеба-вина с плотью и кровью Христа).

Однако, начиная с 3-4 века причащаются уже натощак. Таинство Евхаристии – главный обряд ранней христианской церкви.

Христианская община – советская замена «христианской церкви». По-гречески – эклесия (то же, что и народное собрание).

Теоретически – три человека образуют церковь.

Практически – общины христиан в городах – церкви.

Затем – слово эклесии означает все мировое сообщество христиан.

Среди исследователей есть.

В 3 веке нашей эры в Александрии на греческий перевели Библию – 70 толковников -Септуагинта.

Эллинизированные евреи читают Ветхий завет на греческом.

Слова эклесия или синагога распространяются либо на весь народ, как на религиозное сообщество, либо на мелкие группы.

Христиане выбрали это слово - эклесия, т.к. в синагогах их встречали в штыки.

Обещание Бога в пятикнижии: «Будете царями над всеми и священниками у всех» - не сбылось.

Христиане называют себя новым народом, святыми, верными.

Т.е. слово эклесия не восходит к народным собраниям язычников. Теперь не только Бог верен своему завету, но и народ верен заветы. Христиане называют себя учениками Иисуса, братьями, святыми и верными.

Бог не одобряет нападок на Моисея в виде: «Не только ты и твой брат – священники, а все верующие».

Новый Израиль дает прямое толкование: «Все – священники».

Ветхий завет теперь не обязателен к соблюдению: появился новый договор с Богом, обязательный.

Только язычники и иудеи (Тацит) называют странных людей христианами.

До 2 века самообозначение – святые и верные.

К христианской общине примкнули иудеи и эллинизированные евреи (эллинисты – имеют 2 имени еврейское/греческое). Вдовы эллинистов жалуются, что при распределении благотворительных средств они ущемляются. «Коллегия при столах» называлась «семеро» - это помощники апостолов по хозяйственным делам.

12 проповедают, совершают Евхаристии, к ногам апостолов приносятся деньги (пожертвования). Вряд ли был глава коллегии апостолов.

Церковь не назывет главу апостольской церкви. После 12-ти – глава – брат Господень Иаков (от другого брака Иосифа).

Евсений пишет, что был наказ апостолам находиться в Иерусалиме 12 лет.

Первое гонение – Стефаново. Один из семерых – Стефан во время проповеди уличил народ иудеев в избиении своих пророков. Дата неизвестна.

Зима 43-44 гг. – В иерусалиме остались лишь некоторые апостолы. Вероятно, уже нет апостолов.

Гонение Ирода-Агриппы I. Во время гонения погиб Иаков Завидеев – значит был в Иерусалиме.

Петра посадили в темницу. С помощью ангела вышел из темницы. Пришел на эклесию в часный дом – попросил «Уведомить Иакова и братию» - т.е. уже не 12 в Иерусалиме. Потом братия называется «пресвитеры».

Поместные церкви в Сирии и Финикии, видимо, в организации своей копировали Иерусалимскую церковь. В рассказе о проповеднической экспедиции из Антиохии есть свидетельство возложения рук руководителями на экспедицию (ранее такой же обряд был проведен при создании «семерых»). Пророки и учителя – общее обозначение руководство. Нет иерархии – просто есть/нет пророческий дар.

Из Антиохии едет апостол Павел. Когда создает общины назначает пресвитеров, главных пресвитеров (в каждой общине – по одному главному).

Путешествия Павла (сер. 40 – 50-е гг.) – неизвестны точные даты, но есть церковные.

(Весна 45- весна 49) На Запад Павел и Варнава – экспедиция из

(Осень 49 – 52)

(Весна 53- весна 58)

Павел вернулся в Иерусалим для отчета: был схвачен и заключен в тюрьму. Т.к. известно, пи каких прокураторах он был схвачен – известна конечная дата.

Павел (изначально Савл – от Саула) был гонителем христиан. Из города Тарса в Киликии, учился в Иерусалиме, был яростным фарисеем. В 1 путешествии, будучи на Кипре, он обратил римского проконсула Павла в христианство – имя меняется на Павла.

Фесалоники, Верии, Ахаи, спор в Афинах с философами, Коринф (проповедь успешна) – второе путешествие.

Третье – общины на Балканах. 2 года проповедует в городе Эфесе.

Когда Павел умирал в Эфесе, к нему пришли представители от всех городов.

Празелиты – иноверцы, обратившиеся в иудаизм: полные – обрезались и выполняли Моисеев закон. Празелиты врат – боящиеся Бога – Принимали учение о Боге из пятикнижия, но не исполняли моисеев закон и не обрезались.

Празелиты очень охотно принимают христианское учение.

Когда Павел впервые крестит празелита он обуславливает это видением от Бога, которое разрешало крестить празелитов.

Апостолов Павла и Варнаву часто бьют иудеи.

После возвращения Павла в Иерусалим снова остро встает вопрос о крещении язычников.

Собирается первый апостольский закон. Принимается закон язычника:

1. Не поклоняться идолу.

2. Не соблюдать Моисеев закон.

3. Не обжираться.

4. Не блудить.

Очень странное место занимает рассказ об апостольском соборе: в 12 главе, уже после разъезда. Лука не говорит, что присутствуют на соборе 12 апостолов.

Столпы апостолов: Иаков, брат господень, Иоанн и Петр.

Петр говорит, что после своего возвращения встретился со столпами. Т.е. возможно собора не было.

В империи часто язычники обращаются в иудаизм. Павел первым начинает проповедовать в среде преимущественно языческой. Азия почти вся христианизирована.

Эфесские жители очень скоро становятся полностью христианами: никто не покупает предметы культа. В эфесе крупный храм Дианы. Ремесленники поднимают бунт против христиан.

Павел едет в Рим. Когда он основывает общину?

Светоний пишет, что Клавдий изгнал иудеев из Рима, волнуемых неким «Хрестом».

Павел мог унаследовать право римского гражданина или принял его от проконсула на Кипре.

Римские христиане вышли навстречу Павлу из Рима на Аппиеву дорогу.

Вторая часть лекции. Самое мясо.

Иерусалимская церковь – первая. Галилеяне – ядро общины.

Около 12 лет церковью руководят апостолы.
В какой-то момент были избаны хозяйственные и не только помощники – семеро. Спустя много веков это пост дьякона.

Церковью руководят учителя (так называл себя сам Иисус), если обладают пророческим даром учителя, то они назывались пророками.

Павел разделяет служение учителей и служение пророков. Среди коллегии 12-ти нет главы. Первый глава Иерусалимской церкви – епископ Иаков.

Есть любимые ученики: Петр, Иаков и Иоанн Заведеевы. Первого в общине нет.

В послании апостол Павел говорит, что санкционировали его миссию трое – Петр, Иаков и Иоанн.

После гонения Ирода Агриппы – зима 43-44 гг., видно, что в Иерусалиме остается Иаков в качестве руководителя, а помощники его – пресвитеры.

Проповедь Павла направлена к иудеям, но охотнее воспринимается празелитами.

Павел создает местные церкви в городах, где ведется проповедь.

С сер. 40-х гг. пресвитер заменило слово «учитель».

О пророках: пророчество в представлении первых христиан должен быть присущ всем верующим.

Люди пробуют пророчествовать, но явный дар свойственен только единицам.

Епископ или пресвитер – какое слово формальнее? Несомненно, второе. Т.к. оно восходит к организаторам богослужения в Синагоге. Единичных руководителей и их коллектив часто называют епископами.

Масса верующих – народ – по-гречески ляос.

В посланиях Павла часто фигурируют дьяконы, восходящие к семерым.

Т.о. пресвитеры являются епископами, начальниками над дьяконами (слуга в переводе).

Впоследствии епископ становится над пресвитером – в 3 веке н.э.

Текст Игнатия Богоносца – ввел такую систему в начале 2 века, мб предсказал, но действовать система начинает в 3 веке.

Миссия Апостола Павла – юг малой азии, македония и ахайя, где крупнейший – Коринф.

Масса обращенных, в основном, язычники-боящиеся-бога.

Христиане мыслили себя как новый Израиль, поэтому пророчества Обитования не сбылись и не сбудутся в будующем.
В еврейской среде тенденция священства каждого не действует, а у христиан именно так.
В источниках втечение 200 лет не употребляется термин «священник».

Иудейская иерархия:

Священники – Первосвященники - Служители-левиты.

Христианская:

Пресвитер-епископ, Главный Пресвитер-еписков, дьяконы.

Сходства выделяются в 3 веке.

Протоирей Николай Афанасьеф - «Церковь Духа Святого», пытается обосновать всеобщее священство. Основываясь на его доводах, нельзя сказать, что это не было косметической мерой.

Тартулиан – трактат «О побуждении к целомудрию». Поднят вопрос: может ли вдовец-христианин жениться после смерти жены. Тартулиан против, говорит, что если все священники, то всем запрещено, а не только служителям.

Именно в сочинении Тартулиана впервые появляется слово «священник». Все авторы в литературе говорят, что разделение лаека и клира происходит на рубеже 2-3 веков. Слово клир и священник впервые появляется у него в трактате. Вторая половина 3 века – его жизнь.

Тартулиан называет Евхаристию – священнической обязанностью. На основе данных Тартулиана можно сказать, что представление о священничестве всех – реальность.

Право Евхаристии – то же самое, что право принесения жертвы у священников иудеи. В ряде памятников уточняется, что христиане приносят «бескровную жертву»: молитва, пост, добре дела.

Первоначально у христиан есть священники (все) и первосвященник – Христос – принес в жертву самого себя.

Евхаристия же – воспоминание о тайной вечере. Молитва благодарения Бога Отца и воспоминания о вечере. 

С течением времени представления о сути Евхаристии меняются. Меняется обряд и из общих трапез это становится обрядом. В 4 веке все оформлено до конца Иоанном Златоустом. Меняется осознание сути обряда: жертвы христиан – жертвы Евхаристии. Главным образом, с Евхаристией повторяется Голгофская жертва. Инструмент, которым отделяются кусочки хлеба – копие, значит это подражание.

Почти одновременно т.о. появляются слова «жертва» и «священник». Кем совершается жертва, раньше -Евхаристию совершает любой из множества священников, т.е. произносит молитву благодарения.
Тартулиан говорит о возможности совершать Евхаристию дьяконов и лаека.

Затем Собор запрещает одним из постановлений совершать евхаристию дьяконами.
Сочинение 2 века «Дедофей или учение апостолов» - странствующий пророк может совершить евхаристию. В текст вписана благодарственная молитва и приписано: «А пророки благодарят, как хотят».

Итак могут: лаек, дьякон и пророк, ну и пресвитер – могут благодарить.

В 3 веке запрет на проведение евхаристии. Дьяконам, пророков уже нет, запреты на домашние церкви.

Тартуриан – юрист. Говорит: есть правило веры и правила дисциплины. 1 – от Бога, 2 – от людей.
Совершение жертвы отдано – епископам и пресвитерам. Нехорошо, если просто так ебанет кто.
Тартулиан говорит, что несмотря на это епископ качественно не отличается от лаека.

«Избытком Святого Духа обладает Бог-Отец, Христос, Апостолы, Пророки (харизматики), а прочие обладают частично». Тартулиан говорит, что особое помазание и дает избыток святого духа.

Священство возникает тогда, когда Евхаристия начинает ассоциироваться со словом «жертва», когда обязанности проведения переходят к епископам и пресвитерам.

К исходу периода епископы и пресвитеры превращаются в священников, потом происходит деление по иерархии (появляется священническое Ordo и Ordo лаека, которое Тартулиан называет «плебс»).

Хорошо иметь представление о первых гонених: Стефана, Ирода Агрипы, гонение на христиан в Иудее в 60-х годах. Иаков был убит скалкой после падения с храма. 62 год – еще гонение. 66 год – Иудейская война. При Нероне – гонение на Христиан в Риме (первое).

Что в Риме:

Приближенные Нерона уловили желание императора поджечь город.
Гнев народа велик, не смотря на помощь Нерона погорельцам.

От римских иудеев направлен донос о людях, запиравшихся в подвалах и вкушающих чьюто плоть с кровью.

Начинаются преследования христиан. Христиан бросают на арену ко львам, поджигают на крестах: ужасы Неронской политики побуждают сочувствие народа к христианам – ряды пополнились.
В 67 году – казнь апостолов Петра и Павла.
Иудейская война и выселение христиан из Иерусалима перед иудейской войной. Бедствия в 70 году при осаде Иерусалима обвалились на иудеев. Храм был разрушен, а иудейское священство исчезло.
Данные о гробнице святого семейства. Снова вопрос гиперкритики существования и истории раннего христианства.
Скандал о могиле святого семейства, де якобы был похоронен и сам Иисус. В 1980 г. в Тальпиоте была обнаружена гробница 1 века н.э.
Шимог Гиббс – археолог, написал книгу «Последние дни Иисуса». Один ассуарий, ящик с костями, поврежденный, в ходе перевозки пропал. Спустя 30 лет в частной коллекции найден ассуарий с надписью: Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса.

Мария, Марфа, Иисус – сын Иосифа, Иуда – сын Иисуса – все имена присутствуют в Новом Завете.
Если ассуарий Иакова – оттуда, то придется пересмотреть Новый завет.

«Ассуарий Иакова» украшен розетками, с надписью и целый, не такой, какой был утерян.

 

















Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.