Проведение политики “военного коммунизма” было вызвано как идеологией
большевизма (отрицание частной собственности, рыночного товарообмена и
денежного обращения, замена их централизованным производством и
распределением, директивными методами управления экономикой), так и условиями военного времени (кризис экономики, голод, вызвавший отток рабочей силы из
городов, нарушение экономических связей между промышленным Центром и другими
* районами страны и т. д.).
Система чрезвычайных мер “военного коммунизма” включала в себя:
ускорение темпов национализации,
* ликвидацию частных банков,
* частной торговли,
* домовладений и другой собственности
* введение карточек и талонов на продукты питания и промтовары;
всеобщую трудовую повинность,
* трудовые мобилизации (декабрь 1918 г.);
* уравнительную оплату труда
* введение продразверстки (январь 1919 г.);
* внедрение “потребительских коммун” в сельском хозяйстве;
* ужесточение директивного управления;
* “коммунизацию быта”.
VIII съезд РКП(б) в марте 1919 г. принял новую программу партии, содержавшую
план перехода к новому, социалистическому обществу на основе политики
“военного коммунизма”. В период “военного коммунизма” был осуществлен переход к однопартийной системе (подавление левоэсеровского антибольшевистского выступления 6 июля 1918 г.), развязан в ответ на покушения на жизнь руководителей партии, в том числе Ленина, “красный террор” (действия ВЧК).
Установление диктатуры пролетариата влекло за собой господство насильственных методов, характерных для всякого революционного преобразования, но в условиях
России носивших особенно жесткий характер.
Продразверстка
Невероятно трудные условия борьбы вынудили Советскую власть стать на путь проведения ряда чрезвычайных политических и экономических мер, вошедших в историю под названием военного коммунизма. Центральное место в политике военного коммунизма занимала продразверстка.
Жестокая нужда заставила Советское правительство прибегнуть к изъятию излишков продовольствия у крестьян. Без этого невозможно было бы прокормить армию и рабочих. Главная тяжесть разверстки падала на кулачество; со среднего крестьянства брали умеренно, с бедноты — ничего. В годы гражданской войны и интервенции сложился военно-политический союз рабочих и крестьян.Получив по ленинскому декрету помещичью землю и поняв, что Красная Армия борется за народные интересы, трудовое крестьянство поддерживало политику Советской власти. Кулачество же оказало ей бешеное сопротивление. Для того чтобы получить у кулаков хлеб, приходилось применять административные меры. Продразверстка спасла советский народ и его армию от голода. Бережно и экономно расходовала Советская власть скромные запасы продовольствия. Оно выдавалось трудящимся в виде пайков. Советская власть провозгласила принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена всеобщая трудовая повинность. Чрезвычайные органы власти и управления Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны в стране. Советы были не единственными органами государственного управления. Наряду с ними возникли и действовали комитеты бедноты (комбеды), революционные комитеты (ревкомы), которые должны были решить в первую очередь хозяйственно- экономические вопросы. Характерной чертой чрезвычайных органов советской власти было единство военной, политической и хозяйственной деятельности.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами советской власти были ревкомы.Их создание диктовалась условиями гражданской войны. Они быстрее и энергичнее, чем Советы, обеспечивали удовлетворение нужд армии, восстанавливали разрушенное хозяйство, налаживали управление в освобожденных районах. Состав ревкомов был в основном рабоче-крестьянским. Ревкомы в своей деятельности исходили из указаний партийных, советских, военных властей и были подотчетны им. Этими же органами они и создавались. Другими массовыми чрезвычайными органами советской власти были комитеты бедноты. В июне 1918 г. ВЦИК и СНК утвердили декрет “Об организации и снабжении деревенской бедноты”, согласно которому местные Советы должны были повсеместно создать волостные и сельские комбеды. Эти органы управления действовали, как правило, в сельской местности. Они состояли из бедняков и середняков. В их обязанности входило оказание помощи продовольственным органом в изъятии хлеба у кулаков и распределение его среди бедноты. Они же занимались конфискацией и перераспределением сельскохозяйственных орудий, предметов первой необходимости (одежды, обуви и т.д.). К лету 1918 г. в европейской части России и в Белоруссии было создано более 120 000 комитетов бедноты. Комбеды не редко распускали или переизбирали Советы, находившиеся под влиянием зажиточных крестьян, и брали власть в свои руки. В связи с этим ряде регионов возникли губернаторские и уездные бюро комитетов бедноты, которые координировали их деятельность. Функции комбедов часто выходили за рамки, определенные им декретом ВЦИК и СНК: они активно участвовали в перераспределении помещичьих и кулацких земель в пользу бедняков и середняков, занимались хозяйственными вопросами деревенской жизни, организовывали набор добровольцев и мобилизацию в Красную армию, вели культурно- просветительскую и агитационную работу. Смешивание функций партийных комитетов, Советов и комбедов прождало управленческую неразбериху. Чтобы ликвидировать это своеобразное “двоевластие” в деревне, IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в ноябре 1918 г. принял решение о передаче функций комитетов бедноты Советам. На комитеты бедноты возлагалась задача организации перевыборов сельских Советов, после чего они распускались. Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и при центральных органах власти. Так, огромную роль в упрочении советской власти и в налаживании системы управления сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Созданная при Совнаркоме, 15 декабря она обратилась ко всем Советам с рекомендацией повсеместно организовывать чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией. К середине 1918 г. было создано 40 губернаторских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. В октябре 1918 г. ВЦИК утвердил “Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях”. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполнительными комитетами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы на местах наделялись чрезвычайными полномочиями. Свою работу они координировали с наркоматами внутренних дел и юстиции. Представители этих наркоматов входили в состав ВЧК. С другой стороны, и ВЧК была представлена в коллегии НКВД своим сотрудником. В аппарате ВЧК были созданы отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. С окончанием гражданской войны легитимность чрезвычайных органов власти стала подвергаться сомнению.
Создание регулярной Красной армии 23 февраля 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Армия рабочих и крестьян за недолгий период своего существования сделала очень много для России, внесла неоценимый вклад в развитие мира на Земле: воссоединила части России, утраченные буржуазным правительством, отстояла независимость и целостность России в период интервенции 14 государств, разгромила фашизм и уничтожила японский милитаризм. Мощная Советская армия обеспечивала мирное существование на Земле. Обострение гражданской войны и военная интервенция стали причиной формирования регулярной армии, хотя первоначально предусматривалось лишь создание милиции, т.е. вооружение территориальных отрядов трудящихся. Эта идея лежала в основе декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятого 15 января 1918 г. Костяк новой армии составили отряды Красной гвардии, сформированной из добровольцев, прошедших всеобщее военное обучение. 29 мая ВЦИК принял постановление о переходе от добровольного принципа комплектования Красной Армии к мобилизации рабочих и беднейших крестьян. V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял резолюцию «Об организации Красной Армии», в которой указал на необходимость привлечения на воинскую службу офицеров царской армии под бдительным контролем комиссаров, на посты которых «должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты».
Новые критерии формирования Красной Армии — регулярная, а не «партизанская» армия и использование царских офицеров — встретили упорное сопротивление среди «военных специалистов» большевистской партии. В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) окончательно сложилась «военная оппозиция», ядро которой составили бывшие «левые коммунисты». Оппозиция отстаивала партизанские методы борьбы, выборность командиров, выступала против привлечения военных специалистов, политработников и т.д. Летом—осенью 1918 г. были созданы коллегиальные органы управления армейскими частями — Революционно-военные советы, которым принадлежала вся власть в вооруженных силах страны. Председателем РВС Советской России был назначен Троцкий. Учреждена была и должность Главкома всеми революционными силами Республики, создан Полевой штаб. Первым Главкомом стал И. Вацетис. Для награждения особо отличившихся в борьбе с белогвардейцами и интервентами был учрежден орден Красного Знамени, первым кавалером которого стал В.К. Блюхер. 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем.
Деятельность всех партийных, государственных и общественных организаций была подчинена одной задаче — победе над врагом. 30 ноября был образован Совет Рабоче-Кре-стьянской Обороны во главе с Лениным, преобразованный ВЦИК в Совет Труда и Обороны (СТО). Совету предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. До конца 1918 г. в Красную Армию было призвано свыше миллиона рядовых, более 128 тыс. бывших унтер-офицеров, около 37 тыс. офицеров и других военных специалистов. Всего же армия насчитывала более 1,7 млн. человек, а в 1920 г. — 5,3 млн. бойцов.
Характеризуя тыл воюющих сторон, необходимо иметь в виду два аспекта:
1) монолитность тыла, или наличие противоборствующих сил в тылу;
2) экономический потенциал обеспечения фронта
В период гражданской войны и военной интервенции тыл красных в основном был един и крепок даже несмотря на различные контрреволюционные заговоры и отдельные вооруженные выступления. Особый размах приняло восстание донских казаков в северной части Донской области в марте 1919 г. Мятеж казачества явился ответом на репрессивные меры, принятые 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) во главе с секретарем ЦК, председателем ВЦИК Я. Свердловым, изложенные в циркулярном письме партийным работникам о проведении массового террора среди казачества.
Так, введение рабочего контроля на предприятиях породило саботаж предпринимателей, что ускорило национализацию промышленности, привело к «красногвардейской атаке» на капитал. Система чрезвычайных мер в экономике страны, обусловленных гражданской войной и интервенцией, получила в 1921 г. название политики «военного коммунизма». Складывалась она постепенно, включая в себя концентрацию всего промышленного производства в руках Совнаркома, строгую централизацию управления (главкизм), натурализацию и уравнительное распределение за обязательный труд продуктов питания и предметов ширпотреба, бесплатные коммунальные услуги и транспорт. Деньги были обесценены до крайности, т.е. денежное обращение фактически заморожено, хотя деньги выпускали миллионными купюрами различные правительства, города и даже отдельные промышленные предприятия.
Крестьяне вынуждены были мириться с мерами «военного коммунизма», так как белогвардейцы забирали не только хлеб, но и землю. Даже голодной весной 1919 г. Ленин защищал декрет, согласно которому «никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйстве собственных животных, птиц и огороды...» Поскольку, «если снова заводить отдельные огороды... то, пожалуй, все вернется к мелкому хозяйству, как было до сих пор». Значительно сложнее было в тылу у белых, которых не поддерживала основная масса населения, что вынуждало их проводить еще более жесткую карательную конфискационную политику. К тому же и в самом лагере белого движения не было единства и ясности в будущем государственном строе России. В то же время белогвардейские армии были вооружены странами Антанты, пополняли материальные ресурсы- не только за счет долгов западных союзников, но и своими собственными денежными знаками.
Имели место терроры, а именно: белый и красный.
Белый террор- крайние меры репрессивной политики антибольшевистских сил во время гражданской войны; вколючает в себя совокупность репрессивных законодательных актов, а также их практическую реализацию в виде радикальных мер, направленных против представителей советской власти, большевиков и и сочувствующих им сил.
Красный террор- комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контреволлюционной деятельности. Служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и не принимавшего участия в Гражданской войне населения.
30) Советская Россия в 1920-е годы. Переход к новой экономической политике. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Это время можно назвать одним из самых смутных в истории восточнославянского региона. В политическом плане – полная неопределенность, потому что все эти годы продолжалась гражданская война. В противоборстве участвовали сторонники разных политических идей: "красные" (коммунисты, пролетарское движение, армейское подразделение РККА), "белогвардейцы" (сторонники монархической реакции, армия генерала Деникина и других военачальников), "анархисты" (движение Нестора Махно). Конечно, махновцы больше воевали на территории нынешней Украины, но влияние их идей распространялось и на саму Россию. Политическое противостояние сопровождалось серьезными военными столкновениями, которые уничтожали человеческие ресурсы и разрушали экономику государства.
Конец 1910-х–1920-е годы оказались для государства очень тяжелыми. Необходимо было преодолеть послевоенную разруху и начать строительство нового в социальном плане общества. Но даже это не может служить оправданием тем перегибам, которые были допущены правительством в период с 1918 по 1921 год (военный коммунизм и продразверстка). С окончательным оформлением нового союзного государства в 1922 году потихоньку жизнь начала налаживаться, что привело к некоторому послаблению давления на население.
На момент окончания гражданской войныположение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.
Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:
· острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;
· необходимость восстановления экономики;
· проблема стабилизации денег;
· недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);
· стремление к восстановлению внешнеполитических связей.
Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. С этого момента отменялась продразверстка. Она была заменена вдвое меньшим продналогом. Он, по желанию крестьянина мог быть внесен и деньгами и продуктами. Однако налоговая политика советской власти стала серьезным сдерживающим фактором для развития крупных крестьянских хозяйств. Если беднота была освобождена от выплат, то зажиточное крестьянство несло тяжкое налоговое бремя. Стремясь ускользнуть от их уплаты, зажиточные крестьяне, кулаки дробили свои хозяйства. При этом темпы дробления хозяйств были в два раза выше, чем в дореволюционный период.
Рыночные отношения снова были легализованы. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой и восстановление всероссийского рынка, а так же, в некоторой степени и частного капитала. В период НЭПа сформировалась банковская система страны. Вводятся прямые и косвенные налоги, которые становятся главным источником государственных доходов (акцизы, подоходный и сельскохозяйственный налоги, плата за услуги и проч.).
В силу того, что политика НЭП в России серьезно тормозилась инфляцией и неустойчивостью денежного обращения, была предпринята денежная реформа. Уже к концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями.
Острая нехватка капитала привела к началу активного административного вмешательства в экономику. Сначала усилилось административное влияние на промышленный сектор (Положение о государственных промышленных трестах), а вскоре оно распространилось и на сектор аграрный.
В итоге НЭП к 1928 г., несмотря на частые кризисы, спровоцированные некомпетентностью новых руководителей, привел к заметному экономическому росту и определенному улучшению ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан (рабочих, крестьян, а так же, служащих) стало более устойчивым.
Бурно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства. Но, в то же время, отставание СССР от капиталистических стран (Франции, США и даже проигравшей Первую мировую Германии) неотвратимо увеличивалось. Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовало крупных долгосрочных капиталовложений. Для дальнейшего индустриального развития страны необходимо было и увеличение товарности сельского хозяйства.
Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.
Причинами образования СССР стали:
· пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);
· исторические традиции;
· участие в совместной защите от внешних врагов.
Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.
Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.
Конституция СССР – основной закон Союза Советских Социалистических Республик, обладающий высшей юридической силой, который законодательно закрепил общественное и государственное устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР.
31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.
Главный смысл этой первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, – закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него
В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.
31) Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере в 1920-е годы. Внешняя политика в 1920-е годы: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране».
В период Гражданской войны для большевистской верхушки стало понятно, что построить централизованное государство, не установив связи с нерусскими народами СССР, будет невозможно. Главным путем проведения политики коренизации было выдвижение местных национальных кадров на руководящие административные посты.
Русскоязычных партийных деятелей принуждали изучать язык местного населения республики. Одновременно, особое внимание уделялось развитию и восстановлению местных традиций. Обучение в школах и высших учебных заведениях проводилось исключительно на национальных языках.
Политика коренизации местной власти не отличалась продолжительностью в начале 30-х годов она была заменена борьбой с национальной буржуазией в союзных республиках. Все местные чиновники, которые были выдвинуты большевиками на партийные должности, обвинялись в злоупотреблении властью и были подданы репрессиям.
Коренизация завершилась резким возвращением к русификации, так как окрепший диктаторский режим больше не считал нужным играть в либеральную национальную политику.
Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.
Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.11.1917 Декларация прав народов России.
По мнению западных историков целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.
Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:
1) экономика переходит под государственный контроль;
2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.
После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» — раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. возникли две партийные группировки:
1) группа Н. И. Бухарина (А. И. Рычков, Н. П. Томский, Н. А. Устинов) выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;
2) группа И. В. Сталина (В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.
В апреле 1929 г. поддержку получила сталинская группа. Основными целями индустриализации стали:
1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;
2) достижение экономической независимости;
3) создание развитого военно-промышленного комплекса.
Индустриализация по-сталински решила крестьянский вопрос через «ликвидацию крестьянства как класса», одновременно создав — колхозы, находившиеся под административным контролем.
В результате по абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США.
К 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5%, к 1937 г. — 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства, а в 1932—33 гг. в южных регионах страны разразился голод, унесший жизни свыше 5 млн человек. Основные цели коллективизации были достигнуты:
1) экономика страны освободилась от необходимости использования рыночных механизмов;
2) в деревне были устранены опасные для режима элементы;
3) была создана материальная база для развития промышленности (хотя численность крестьян сократилась на 1/3, а валовое производство зерна — на 20%, его государственные заготовки в период с 1928 по 1934 гг. выросли в два раза).
Основной своей задачей на международной арене большевики считали экспорт социалистической революции по всему миру. На этом поприще в 1918 году удалось достичь определенных успехов (революция в Германии).
В первые годы существования Советской России можно выделить три направления внешней политики: подписание Брест-Литовского мирного договора; борьба с вооруженной интервенцией на территорию страны Германии и представителей Антанты; Раппальский договор 1924 года.
Внешнюю политику СССР в 20-е гг. предопределяли два направления: 1) признание необходимости выхода из внешнеполитической изоляции, позиции страны на международной арене, формирование взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; 2) традиционная для большевизма доктрина мировой коммунистической революции и максимально активная позиция СССР по поддержанию революционного движения в других странах.
В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 1265.