Аграрная реформа
Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.
Противоречивые итоги
Аграрная реформа способствовала росту объема сельскохозяйственного производства, повышению производительности и товарности хозяйств. Крестьяне стали больше использовать сельскохозяйственную технику, высокими темпами росла кредитная, сбытовая и потребительская кооперация. Однако реформа не сумела решить самой главной политической задачи - создать значительный слой зажиточных крестьян с частной собственностью, который наряду с дворянами стал бы опорой власти в деревне. Община осталась преобладающей формой землевладения и землепользования. Зажиточные крестьяне вместе середняками и бедняками по-прежнему рассчитывали на раздел дворянских земель.
Большинство крестьян отказалось принимать реформу, ибо она противоречила сложившимся представлениям о коллективном способе хозяйствования, общности земли, уравнительной социальной справедливости. Насильственные методы преобразований также вызвали неприятие крестьян. Буржуазная по духу реформа натолкнулась на сопротивление традиционного аграрного общества.
Земство
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было.
Реформа промышленности
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других.
Национальный вопрос
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
Итоги
Реформы П.А. Столыпина можно охарактеризовать как консервативную модернизацию страны. Они не изменили основ политического и экономического строя, но способствовали некоторой демократизации общественной жизни и ускорению экономического роста. Несмотря на частичные успехи реформ, в России сохранились острые противоречия в аграрном, рабочем, национальном вопросах. Ни либералы, ни тем более социалисты не отказались от борьбы за воплощение своих идей.
1 этап. Вторая половина 9 – середина 10 веков. Начальный период, время первых киевских князей. Княжили: Рюрик– варяжский князь, основатель новой княжеской династии на Руси (правил в Новгороде 862-879), Олег (правил в Киеве 879-911, обязал платить дань Киеву древлян, радимичей, северян), Игорь (912-945), Ольга – жена Игоря (945-964, установила уроки – размер дани, погосты – места сбора дани; присоединены земли тиверцев, уличей, древлян), Святослав – сын Ольги и Игоря (964-972).
2 этап. Конец 10 – середина 11 века. Эпоха расцвета Киевской державы. Княжили: Владимир 1, Ярослав Мудрый.После гибели Святослава короткое время правил его старший сын – Ярополк (972-980 гг.), который продолжал укреплять единство государства, боролся с племенным сепаратизмом (политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии) За Ярополком правил третий сын Святослава Владимир в Новгороде (980-1015). Присоединены земли вятичей, земли по обе стороны Карпат.
3 этап. Середина 11 – начало 12 века. Упадок государства, деление на отдельные княжества. Княжили: Изяслав, Святослав, Всеволод, Владимир Мономах, Мстислав и др. ё
Государство Русь (IX - Начало XII в.)
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX — середина X в.)— время первых киевских князей; второй (вторая половина X — первая половина XI в.) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI — начало XII в.) — переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.