неэлектротехническому персоналу _________________________________________________________
Вопросам безопасности работников на предприятиях, в учреждениях, офисах (далее, предприятий) придается важное значение. Законодатель требует проводить обучение, инструктажи, проверки знаний у работников по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности.
В вопросах электробезопасности законодатель требует проводить не только обучение и инструктажи для работников, но и присвоение им соответствующих групп по электробезопасности.
К сожалению, на сегодняшний день, в вопросах обучения и присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу возникло много вопросов. И это во многом связано с несовершенством изданных нормативных правовых актов в этой области.
Нормативными правовыми актами, в которых сформулированы требования по электробезопасности и проведению обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда, присвоения групп по электробезопасности являются:
1. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом
Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6, (далее по тексту НПА (1)).
2. «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. № 328 н (далее по тексту НПА (2)).
3. «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Министерством труда и социального развития Российской Федерации №1, Министерство образования Российской Федерации № 29 постановление от 13 января 2003 года, (далее по тексту НПА (3)).
4. ГОСТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда, (далее по тексту НПА (4));
● Рассмотрим п. 1.4.4. (первое предложение) НПА (1). В нём говорится, что «Неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности».
Если под работой в вышеуказанном предложении понимать рабочее место работника и выполнение им функциональных обязанностей по профессии, то необходимо отметить, что работник может быть электротравмирован и за пределами своего рабочего места и не выполняя свои профессиональные обязанности. Например:
1. при нахождении работника в зоне, где эксплуатируются электроприёмники другими работниками;
2. при эксплуатации электроустановочной арматуры (электровыключателей, электророзеток), электропроводки, электроавтоматов, вводно-распределительных устройств, осветительных и распределительных щитков, электроудлинителей, которые отсутствуют на рабочем месте работника, но которые, возможно, придется эксплуатировать в чрезвычайных ситуациях;
3. при эксплуатации электроприёмников, которые не задействованы в трудовой деятельности работника:
3.1. при эксплуатации электроприемников, используемых во время перерыва в работе на отдых, прием пищи, обогрев для приготовления, подогрева пищи, обогрева работников (электрочайника, электрокипятильника, электроплитки, микроволновой печи, электрообогревателя, электрохолодильника, электроудлинителя и т.п.);
3.2. при эксплуатации электроприемников, используемых при проведении предприятием общественно-массовых и культурно-массовых мероприятий на территории предприятия и за его пределами (электроусилительная аппаратура, электропрожекторы, электроиллюминация, телевизоры, проекционные системы, магнитофоны, электроудлинители и т.п.);
4. при попадании в зону, где имеется оборванный провод воздушных линий электропередач, торчащий из земли электрокабель подземных линий электропередач, эксплуатируется временная электропроводка;
5. при нахождении на территории, в зданиях, сооружениях предприятия во время грозы, при появлении шаровой молнии;
6. при нахождении в зоне воздействия на работника статического электричества, электромагнитного поля;
7. при спасении других работников предприятия, попавших под действие электрического тока в помещениях и на территории предприятия;
8. при тушении электроустановочной арматуры, электропроводки, вводно-распределительных устройств, осветительных и распределительных щитков, электроудлинителей, электроприемников, электрооборудования, электроинструмента, электросветильников, находящиеся под напряжением в помещениях и на территории предприятия.
Исходя из вышеуказанного, автор данной статьи, предлагает, чтобы все работники предприятия, начиная от директора и кончая дворником предприятия, проходили инструктаж по электробезопасности, потому, что каждый из них может оказаться в ситуациях, описанных выше. К тому же, при прохождении этого инструктажа нет необходимости присваивать работникам никакую группу по электробезопасности. Ведь при прохождении работниками инструктажа по охране труда, пожарной безопасности никаких групп не присваивают. Группы по электробезопасности необходимо присваивать только работникам электротехнического и электротехнологического персонала предприятия.
● Рассмотрим п. 1.4.4. (третье предложение) НПА (1). В нём говорится, что «Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы …»
Разберем это предложение по частям.
1. «Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, …»
Вопрос: как проверить, убедиться в том, что персонал усвоил или нет требования по электробезопасности? В каком нормативном правовом акте или локальном нормативном правовом акте должны быть сформулированы эти требования по электробезопасности?
2. «… к его производственной деятельности…». Поскольку I группу по электробезопасности присваивают не только работникам занятым производственной деятельностью, но и работникам занятым непроизводственной деятельностью (например, офисникам), то вместо словосочетания «производственной деятельности» предлагается использовать словосочетание «профессиональной деятельности»;
3. «…присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы …»
Вопрос: кем установленной формы? Почему не указано полное наименование этого журнала, его форма, порядок изготовления, заполнения, ведения, хранения?
4. почему, в этом предложении идет об усвоении каких требований по электробезопасности, а в следующем предложении речь идет о проведении инструктажа и проверке знаний? Может всё-таки наоборот?
● Рассмотрим п. 1.4.4. (четвертое предложение) НПА (1). В нём говорится, что «Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током».
Разберем это предложение по частям.
1. «Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа,…».
а) Данная часть предложения стилистически построена безграмотно. По мнению автора данной статьи более грамотно данную часть предложения можно сформулировать так: «Группа I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу присваивается после проведения с ними инструктажа …»
б) Какого инструктажа? Согласно НПА (3) и НПА (4) существуют: вводный инструктаж по охране труда, первичный на рабочем месте инструктаж по охране труда, повторный инструктаж по охране труда, целевой инструктаж по охране труда, внеплановый инструктаж по охране труда. Существуют аналогичные инструктажи и по пожарной безопасности. Если законодатель вводит новый вид инструктажа — инструктаж по электробезопасности, то так и надо писать. К тому же, необходимо указывать временную характеристику проведения инструктажа (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый), ведь в НПА (1) говорится, что «Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год», а в случае несчастного случая, связанного с получением работником электротравмы, наверное, необходимо проводить и внеплановый инструктаж по электробезопасности или нет?.
К тому же, если упоминается такое мероприятие как инструктаж, то необходимо, однозначно, привести типовую программу такого инструктажа, типовые локальные нормативные правовые акты (инструкции), которые должны входить в программу инструктажа. А так ни полного названия этой инструкции, ни как она составляется, ни количества разделов, из которых она должна состоять. К тому же не указано, что инструкция по электробезопасности должна быть одна на предприятии или для каждого структурного подразделения предприятия, чтобы оговорить в ней требования по электробезопасности, характерные для каждого структурного подразделения предприятия.
2. «…инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током.
а) То есть, после проведения инструктажа можно проводить проверку знаний, а можно её и не проводить. Прочитал рабочим инструкцию по электробезопасности и «досвидания». А приобретенные навыки безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током также можно проверять, а можно их и не проверять. Зачем себя утруждать? Если это так, то почему законодатель ни привел, хотя бы примерный перечень ситуаций, при которых проверку знаний и приобретенных навыков у работников проводить обязательно или необязательно. Данный пункт противоречит п. 7.2.5. НПА (4), который по статусу выше любых Правил, в котором говорится более конкретно: «Рабочие допускаются к самостоятельной работе после … проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы».
б) Вопрос: что такое устный опрос? Как его проводить? В каком объеме его проводить? Всех ли опрашивать? А если инструктаж проходят 20-30 работников?
в) Вопрос: что такое проверка приобретенных навыков? Как её проводить? В каком объеме её проводить? Все ли должны показывать приобретенные навыки? А если инструктаж проходят 20-30 работников?
● Рассмотрим п. 1.4.4. (пятое предложение) НПА (1). В нём говорится, что «Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III».
1. Вопрос: зачем обучать руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений и специалистов вопросам электробезопасности в процессе обучения и проверки знаний по вопросам охраны, если они после этого, оказывается, не способны провести инструктаж по элементарным мерам электробезопасности для своих подчиненных работников (за исключением работников, относящихся к электротехническому и электротехнологическому персоналу). Ведь работники неэлектротехнического персонала обязаны знать самое элементарное:
1. опасность электрического тока;
2. требования электробезопасности при эксплуатации офисных и бытовых электроприемников;
3. требования электробезопасности при эксплуатации технологического электрооборудования (проведение внешнего осмотра, включение, контроль за работой, отключение) (при его эксплуатации);
4. порядок освобождения работника, попавшего под действие электрического тока;
5. порядок оказания доврачебной помощи пострадавшему от действия электрического тока.
Вот и всё. Неужели для того чтобы обучить этому своих подчиненных работников и присвоить им I группу по электробезопасности необходимо быть электротехническим персоналом и иметь аж III группу по электробезопасности?
2. Вопрос: А лицо электротехнологического персонала, имеющее группу по электробезопасности не ниже III, имеет право присваивать I группы по электробезопасности или нет?
● Рассмотрим первое предложение п. 2 Примечания к Приложение N 1 НПА (2). В нём говорится, что «Группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал».
Согласно названия приложения группы по электробезопасности присваиваются, а не распространяются (распространяется только чума). А неэлектротехнологическому персоналу группа I по электробезопасности присваивается или нет? Непонятно.
● Рассмотрим второе предложение п. 2 Примечания к Приложение N 1 НПА (2). В нём говорится, что « Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I, определяет руководитель организации (обособленного подразделения)».
Считаю, что данное предложение составлено безграмотно так как:
1. группы по элетробезопасности присваивают не рабочим местам, а работникам определенных профессий;
2. I группу по элетробезопасности присваивают не только производственному персонал, но и непроизводственному персоналу (офисникам и другим);
3. если руководитель организации единолично определяет Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I, то «на какой ляд» в штате предприятия (организации имеются лицо, ответственное за электрохозяйство и специалист по охране труда?
Вышеуказанное предложение предлагается сформулировать следующим образом: Перечень профессий и должностей работников, которым необходимо присваивать I группу по элетробезопасности разрабатывает лицо, ответственное за электрохозяйство на предприятии (организации), согласовывается со специалистом по охране труда и утверждается руководителем предприятия (организации).
● Рассмотрим второе предложение п. 2 Примечания к Приложение N 1 НПА (2). В нём говорится, что « Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале, который должен содержать фамилию, имя, отчество работника, его должность, дату присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего.
Считаю, что и данное предложение составлено безграмотно так как:
1. опять не указано полное наименование журнала;
2. «…в журнале, который должен содержать фамилию,…». Считаю, что эта фраза стилистически сформулирована некорректно. Предлагаю: «…в журнале, в котором должны быть указаны фамилия,…»;
3. в перечне не указана «профессия», из чего следует, что работникам рабочих профессий I группа по электробезопасности не присваивается, что неверно;
3. вместо «подпись проверяемого» предлагается «подпись работника, которому присвоена группа по электробезопасности», а вместо «подпись проверяющего» - «подпись должностного лица, присвоившего группу по электробезопасности».Работникам группы по электробезопасности присваивают, а не проверяют.
● Изучив НПА (1) и НПА (2), автор данной статьи так и не нашел информации, в которой говорилось о том, что необходимо делать с работником, который пострадал от действия электрического тока по его вине и остался жив? Что необходимо делать с другими работниками этого структурного подразделения, предприятия? Если необходимо проводить с ними внеплановый инструктаж по электробезопасности, то так необходимо писать в НПА. В вышеуказанных НПА также не указаны:
1. определение термина «неэлектротехнический персонал». Определение термина «неэлектротехнический персонал», данное в НПА (1), автор данной статьи, считает некорректным (персонал, не попадающий под определение "электротехнический", "электротехнологический" )
2. возраст, с которого можно присваивать работникам неэлектротехнического персонала I группу по электробезопасности;
3. срок (до начала работы или в течение одного месяца со дня принятия на работу) проведения первичного инструктажа, проверки знаний и присвоения I группы по электробезопасности;
4. требования, предъявляемые к состоянию здоровья работника неэлектротехнического персонала с I группой по электробезопасности;
5. квалификационные требования, предъявляемые к неэлектротехническому персоналу с группой I по электробезопасности (что он должен знать и уметь);
6. характеристика I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу (какие виды работ ему разрешается выполнять, а какие — запрещается);
7. меры ответственности работников неэлектротехнического персонала I группы по электробезопасности за нарушения требований электробезопасности;
Так как законодатель не разработал типовые локальные нормативные акты (Порядок, Программы, Инструкции) по организации проведения инструктажа, проверки знаний и присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, то специалистам и руководителям структурных подразделений предприятий, приходиться их разрабатывать самостоятельно и, к сожалению, не всегда грамотно.
Так, за последнее десятилетие, автору данной статьи, приходилось встречать в периодических журналах по охране труда, в книгах, интернете варианты одной и той же Инструкции по охране труда для неэлектрического персонала, которому присваивается I группа по электробезопасности. Уже в названии этой инструкции вкралась ошибка, так как инструкции по охране труда разрабатываются по профессиям и видам выполняемых работ.
Хотя наряду с инструкциями по охране труда существуют и такие инструкции, как инструкции по пожарной безопасности. Следовательно, по аналогии, инструкция в которой отражены вопросы электробезопасности, должна называться Инструкция по электробезопасности.
В вышеуказанной инструкции, как правило, на 1,5-2 листах поверхностно изложены: и требования к проведению инструктажа, и теоретический материал об опасности электрического тока и о последствиях воздействия его на организм человека, и требования электробезопасности, предъявляемые к эксплуатации электроприемников, и оказание доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока. Всё это, не иначе как, «сборной солянкой» не назовешь: обо всем — да по-немногу. Причём материал, посвященный последствиям воздействия электрического тока на тело человека и оказанию медицинской помощи, в некоторых инструкциях занимает более 90 % от объема всей инструкции, а материал, посвященный самим требованиям электробезопасности — менее 10 %.
Автор данной статьи предлагает, в данном случае, «отделить мух от котлет» и разработать следующие самостоятельные локальные нормативные правовые акты по вопросам проведения инструктажа, проверки знаний и присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу:
1. Порядок проведения инструктажа, проверки знаний и присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу предприятия.
2. Программы проведения инструктажа, проверки знаний и присвоения I группы по электробезопасности работникам неэлектротехнического персонала для каждого структурного подразделения предприятия.
3. Инструкции по электробезопасности для работников неэлектротехнического персонала, которым присваивается I группа по электробезопасности для каждого структурного подразделения предприятия.
4. Лекционный материал об опасности электрического тока и последствиях воздействия электрического тока на тело человека.
5. Инструкцию по оказанию доврачебной само- и взаимной помощи потерпевшему от действия электрического тока.
В качестве примера для разработки вышеуказанных документов предлагаются следующие ниже их варианты. Примеров разработки инструкций по применению первичных средств пожаротушения и по оказанию доврачебной само- и взаимной помощи потерпевшему от действия электрического тока не приводится, так как проблем при их составлении не возникает. К тому же, в «Правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» в приложении Б10 очень грамотно изложен материал по оказанию первой помощи пострадавшим от электрического тока.
P.S. По мнению автора данной статьи, было бы разумно, чтобы законодатель:
1. разработал:
1.1. Типовой порядок проведения инструктажа, проверки знаний и присвоения работникам неэлектротехнического персонала I группы по электробезопасности.
1.2. Типовую программу проведения инструктажа, проверки знаний и присвоения работникам неэлектротехнического персонала I группы по электробезопасности.
1.3. Типовой лекционный материал об опасности электрического тока и последствиях воздействия электрического тока на тело человека.
1.4. Типовую инструкцию по электробезопасности для работников неэлектротехнического персонала, которым присваивается I группа по электробезопасности.
1.5. Типовую инструкцию по оказанию доврачебной само- и взаимной помощи потерпевшему от действия электрического тока.
2. обязал руководителей структурных подразделений предприятия (независимо, являются они электротехническим персоналом или нет) проходить обучение и проверку знаний по электробезопасности в комиссии своего предприятия, вышестоящей организации или территориальном органе госэнергоназора с последующим присвоением II (I) группы по электробезопасности (а может быть даже без указания группы по электробезопасности, ведь проходят руководители структурных подразделений проверку знаний по вопросам охраны труда и не присваивают им никаких групп);
3. обязал руководителей предприятий, учреждений, офисов организовать на основании Типовой инструкции по электробезопасности для работников неэлектротехнического персонала, которым присваивается I группа по электробезопасности разработку Инструкций по электробезопасности для работников неэлектротехнического персонала, которым присваивается I группа по электробезопасности для каждого структурного подразделения предприятия;
4. обязал руководителей структурных подразделений предприятий, учреждений, офисов единолично проводить инструктаж, проверку знаний по электробезопасности у подчиненных ему работников (за исключением работников электротехнического и электротехнологического персонала, инженерно-технических работников) и присвоение им I группы по электробезопасности не реже 1 раза в год или без присвоения группы по электробезопасности. Ведь проходят работники инструктажи по охране труда, пожарной безопасности и не присваивают им никаких групп. Вопросы, входящие в программу инструктажа для присвоения I группы по электробезопасности, самые элементарные и если руководитель структурного подразделения не может обучить своих подчиненных работников основам электробезопасности, то такой руководитель не может организовывать труд работников;
5. обязал всех работников любого предприятия, учреждения, офиса (за исключением работников электротехнического и электротехнологического персонала, инженерно-технических работников) проходить инструктаж, проверку знаний для присвоения I группы по электробезопасности (или без присвоения группы);
6. обязал присваивать группы по электробезопасности только работникам электротехнического и электротехнологического персонала, инженерно-техническим работникам, руководителям структурных подразделений предприятия, учреждения, офиса (при необходимости).
Только при наличии вышеуказанных нормативных правовых актов можно было бы более серьёзно говорить о качественном обучении работников предприятий, учреждений и офисов по вопросам электробезопасности.
Высказать свои соображения по поднятым в данной статье вопросам можно по e-mail: vla-shumik@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ
директор ______________________
наименование организации
_____________ ________________
личная подпись фамилия и инициалы
____ __________________ 20 __ г.
м. п.
П О Р Я Д О К
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.