В настоящее время в политологии существует большое количество определений поня- тия «политика». Вот некоторые из них:
– деятельность государственной власти в области управления и международных отно- шений;
– сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и дру- гими социальными группами, основу которой составляет проблема завоевания, удержания и использования государственной власти;
– образ действия правительства, его виды и намерения;
– деятельность, направленная на достижение общего блага.
В более широком понимании политика – это совокупность общественных отноше- ний и определенных взглядов различных социальных групп, а также представляющих их интересы политических организаций, институтов, лидеров и партий, деятельность которых основывается на властной иерархии и целью которых является управление обществом.
Структуру политики составляют участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание (отно- шение индивида к государственной власти) и политическая культура. Субъектами политики могут выступать политические лидеры и элиты, которые могут входить в те или иные поли- тические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты.
В соответствии с тем, в какой сфере общественной жизни осуществляется полити- ческая деятельность, различают экономическую, социальную, национальную, научно-тех- ническую, экологическую, культурную, военную, налоговую, демографическую, религиоз- ную, государственную, партийную и молодежную политику.
Политика также разделяется на внутреннюю (управление общественными отношени- ями внутри государства) и внешнюю (отношения с другими государствами).
Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) управление обществом и регулирование общественных отношений;
3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и сво- бод человека;
4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) кон- фликтов.
Существование различных слоев общества, этносов, профессиональных коллекти- вов и других социальных групп, подразумевает наличие различных интересов, стремлений и идеологий, что в свою очередь неизбежно ведет к возникновению конфликтов. Политика как особый вид регулирования общественных отношений обязана согласовывать интересы различных социальных групп и общностей, предотвращая возникновение конфликтных ситуаций, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы, и осуществлять контроль их исполнения.
2) Власть. Ресурсы и источники власти
Зачастую понятия «политика» и «власть» употребляются как синонимы, но на самом деле их следует различать.
Если политика – это искусство управлять, то власть – это способность одного человека оказывать влияние на других.
В более полном понимании власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на поведение и деятельность других людей.
В обществе власть находит свое выражение в виде иерархии разных по значению и влиянию должностей, продвижение по которым регламентируется (устанавливается) пра- вовыми актами.
Властные отношения возникают везде, где существует человек. Любая общественная организация или любой совместный вид деятельности не может осуществляться без власт- ных отношений, без руководителя и подчиненного.
Структуру власти составляют субъекты (руководители) и объекты (подчиненные), источники (то, что дает возможность властвовать), ресурсы (то, на что опирается власть) и функции, которые власть осуществляет в обществе.
Рис.38. Структура власти.
Существует множество источников, поддерживающих власть: сила, богатство, информация, авторитет (признание обществом личных качеств индивида), законы, закрепляющие право на власть, харизма (индивидуальная «притягательность», «магне- тизм», «очарование» личности, вплоть до ее обожествления), престиж (оценка обществом положения человека, его социального статуса).
Для подтверждения своей власти лидеру необходимо обладать чем-либо, имеющим значение для других, что создает зависимость от него и заставляет действовать согласно его желаниям. Ресурсы власти – все возможные средства, которые использует лидер или группа лиц для влияния на других. Выделяют экономические, социальные, информацион- ные и силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности и блага: деньги, техника, пло- дородные земли, полезные ископаемые и др., обладание которыми дает превосходство над другими, а также делает возможным вознаграждение за подчинение или лишение благ за неповиновение. Так, директор может поощрять работников премиями или надбавками, либо наказывать их лишением заработной платы или штрафами.
Социальные ресурсы – это способность повышения или понижения по должности. Для этого в обществе существует огромная система и иерархия должностей. Повышение в должности влечет за собой улучшение материального благосостояния, повышение пре- стижа, возможность получить качественное образование и лучшее медицинское обслужи- вание и пр., понижение, напротив, ухудшает материальное положение, снижает авторитет и престиж человека.
Информационные ресурсы – это знания и информация, а также различные духовные ценности, которые получают свое распространение посредством средств массовой инфор- мации, а также других социальных институтов (религия, образование и т.д.), создавая при этом необходимое общественное мнение, что впоследствии влияет и на поведение людей.
Силовые ресурсы – это средства принуждения, такие как оружие, военная техника, личная физическая сила, армия, полиция, прокуратура, система судов и тюрем.
В государстве все перечисленные ресурсы применяются в совокупности.
Некоторые политологи еще одним своеобразным ресурсом власти признают демогра- фический ресурс, т.е. самого человека, общество. Так как именно от этого ресурса зави- сят остальные. Таким образом, человек выступает не только как субъект и объект власти, но и как основной ресурс.
В обществе существует множество различных видов власти: родительская, экономи- ческая, духовная, социальная, государственная, политическая, информационная и т. д.
Одной из разновидностей политической власти является государственная власть. В чем же отличие? Государственная власть доминирует над всеми иными видами управления и обладает рядом особенностей – это и легальность (дозволенность) использования сило- вых ресурсов в пределах государства, и верховенство (всеобщая обязательность исполнения решений данной власти для всего населения государства), и публичность власти (обраща- ется от имени всего общества ко всем гражданам посредством права), и наличие единого центра принятия решений, и многообразие используемых ресурсов.
Сфера охвата политической власти намного шире, чем государственной. Так, полити- ческая деятельность осуществляется не только органами государственной власти, но и дру- гими политическими организациями (партиями, профсоюзами и т.д.), в то время как госу- дарственная власть находится только в руках правительства.
Таким образом, политическая власть – это способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воз- действие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия, а госу-
дарственная власть – вид политической власти, осуществляемой руководством страны посредством государственного аппарата и установления правовых норм.
Г осударственный аппарат – система органов государственной власти, с помощью которых осуществляется управление обществом.
Рис.39. Государственный аппарат РФ.
В Российской Федерации и большинства государств мира государственная власть раз- делена на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть при- звана осуществлять функции управления государством, и следит за исполнением зако- нов в стране. В России высшим органом исполнительной власти является Правительство. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы – норма- тивно-правовые акты, общеобязательные для исполнения и обладающие после Конститу- ции высшей юридической силой. В РФ высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Судебная власть – это сово- купность организаций по осуществлению правосудия (судебная система). В РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118 Конституции РФ).
Принцип разделения властей в государстве реализует систему сдержек и противовесов.
Система сдержек и противовесов – это система разделения компетенций (полномо- чий) органов власти, которая предполагает независимость законодательной, исполнитель- ной и судебной власти и возможность контролировать и ограничивать друг друга.
С татья 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Сове- том Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержден- ного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Прези- дента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
С татья 109
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федера- ции в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
С татья 117
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая прини- мается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
К онституция РФ
Так, согласно Конституции РФ Президент может распустить как Государственную Думу, так и Правительство, а с другой стороны Государственная дума может выразить Правительству вотум недоверия (выражение неодобрения деятельности), а Федеральное
Собрание имеет право отрешить Президента от должности на основании выдвинутого Госу- дарственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации.
Вопросы ЕГЭ
1. Из приведенных ниже понятий все, за исключением одного, относятся к функциям политики.
Ст абилизация, консолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Г осподство, государство, принуждение, право, племя.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 250.