Выбытие основных средств из организации может происходить по следующим причинам:
-в силу непригодности к дальнейшей эксплуатации из-за физического износа;
-из-за морального износа;
-в качестве вклада (взноса) в уставный капитал другой организации;
-в случае передачи на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;
-в результате продажи;
-в порядке товарообменных операций;
-при безвозмездной передаче или дарении;
-вследствие сдачи в аренду;
-под воздействием форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, хищение и пр.);
-при передаче в совместную деятельность;
-при передаче в доверительное управление;
-прочее.
Осуществление этих операций связано с формированием финансового результата, от которого зависит финансовое положение организации, поэтому важно правильное его исчисление
Во всех случаях выбытия основных средств (кроме автотранспортных) специальная комиссия составляет акт на списание по форме №ОС-4 (Приложение 5), а по автотранспортным акт составляется по форме №ОС-4а (Приложение 6).
Форма №ОС-4 "Акт на списание основных средств" применяется для оформления полного или частичного списания основных средств. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.
Форма №ОС-4а "Акт на списание автотранспортных средств" применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации.
В синтетическом учете операции по выбытию основных средств отражаются на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». На нем накапливается информация о процессе продажи и прочего выбытия основных средств. Списание стоимости выбывших объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто:
- по дебету счета учета списания (реализации) основных средств - первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.);
- по кредиту указанного счета - сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.
Во всех случаях выбытия и списания с баланса основных средств их стоимость, учтенная на счете 01 «Основные средства», списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы» в оценке, числящейся в балансе на дату выбытия:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы» - К-т 01 «Основные средства» / «Выбытие основных средств».
Одновременно списывается сумма износа за период эксплуатации, но не выше балансовой стоимости объекта:
Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Выбытие основных средств».
В дальнейшем порядок отражения выбытия на счетах бухгалтерского учета зависит от его причины.
1. Продажа объектов основных средств
Выбытие основных средств в результате их продажи оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма №ОС-1), на основании данных которого в бухгалтерии делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма №ОС-6).
Списание основных средств с баланса вследствие их продажи отражается в усеете в соответствии с принятым вариантом учетной политики по формированию выручки от продажи продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Если предприятие формирует выручку «по отгрузке», право собственности на объект недвижимости, подлежащее государственной регистрации, возникает у покупателя с момента такой регистрации. Таким образом, дата государственной регистрации становится одновременно и датой формирования оборота по продаже недвижимости.
Если организация определяет выручку для целей налогообложения «по оплате», то момент продажи устанавливается по дате поступления денежных средств на расчетный счет.
В бухгалтерском учете поступления от продажи основных средств признаются в качестве операционных доходов, которые отражаются в установленном порядке на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При этом величина поступлений от продажи основных средств в общем случае определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем.
Расходы организации, связанные с продажей основных средств, признаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов, которые отражаются по дебету счета 91.
Таким образом, в бухгалтерском учете операции по реализации объекта основных средств отражаются следующими проводками:
Д-т 62 - К-т 91 - отражена выручка от реализации объекта основных средств;
Д-т 91 - К-т 68 (76 / "НДС") - начислен НДС со стоимости реализации;
Д-т 01 / "Выбытие основных средств" - К-т 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость реализованного объекта основных средств;
Д-т 02 «Амортизация основных средств» - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 91 - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав операционных расходов;
Д-т 91 - К-т 23 (69, 70, другие счета) - в составе операционных расходов отражены прочие расходы, связанные с реализацией объекта основных средств.
После сопоставления оборота по дебету счету 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» с оборотом по кредиту данного счета, субсчет 1 «Прочие доходы» выявляется сальдо этих доходов и расходов за отчетный месяц. В конце месяца заключительными оборотами оно списывается:
1)при наличии прибыли:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Сальдо прочих доходов и расходов» - К-т 99 «Прибыли и убытки»;
2)при наличии убытка:
К-т 99 «Прибыли и убытки» - Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» / «Сальдо прочих доходов и расходов».
Таким образом, на каждую отчетную дату счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо не имеет.
При реализации основных средств у организации - продавца возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости реализованного объекта.
При этом обязанность по уплате НДС в бюджет возникает у организации - продавца либо в момент отгрузки объекта (если для целей исчисления НДС налоговая база определяется по отгрузке), либо в момент его оплаты покупателем (если для целей исчисления НДС налоговая база определяется продавцом по оплате).
2. Безвозмездная передача объектов основных средств.
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма №ОС-1).
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки - передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).
Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки - передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 года N 60н, о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.
При выбытии объектов основных средств по договору дарения (когда является определенным неполучение доходов или поступление активов в результате этих операций) убыток от выбытия, выявленный на счетах бухгалтерского учета, подлежит отражению как прочие внереализационные расходы.
В бухгалтерском учете организации передача объекта основных средств на безвозмездной основе (по договору дарения) отражается следующими проводками:
Д-т 01 / "Выбытие основных средств" - К-т 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т 02 - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 91 - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов;
Д-т 91 - К-т 23 (69, 70, другие счета) - в составе внереализационных расходов отражены прочие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается для целей исчисления НДС реализацией этих товаров. Поэтому операции по безвозмездной передаче объектов основных средств являются объектом налогообложения по НДС.
Ст.149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по передаче товаров на безвозмездной основе, если такая передача осуществляется в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
3. Передача объектов основных средств инвестиционного характера.
Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с передачей объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций.
Передача объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма №ОС-1).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций должна отражаться на счете 58 "Финансовые вложения".
На сегодняшний день вопрос о порядке бухгалтерского учета операций по внесению имущества в качестве вклада в уставный капитал на нормативном уровне не урегулирован. На практике применяются два подхода.
1)финансовые вложения должны приниматься к учету в сумме фактических затрат для инвестора (предполагает оценку вклада на счете 58 исходя из остаточной стоимости переданных основных средств с учетом расходов, связанных с такой передачей).
При таком подходе у организации - инвестора не возникает финансового результата от передачи объектов основных средств в уставные капиталы других организаций.
При применении данного подхода в бухгалтерском учете организации внесение вклада отражается проводками:
Д-т 01 / "Выбытие основных средств" - К-т 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т 02 - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 58 «Финансовые вложения»- К-т 01 / "Выбытие основных средств" - отражена сумма вклада, равная остаточной стоимости переданного объекта основных средств.
2)предполагает оценку вклада исходя из стоимости вклада, согласованной сторонами.
В этом случае в бухгалтерском учете выявляется финансовый результат от передачи объектов в виде разницы между денежной оценкой вклада и остаточной стоимостью переданных объектов (с учетом расходов, связанных с такой передачей).
В бухгалтерском учете организации внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации в этом случае отражается с использованием счета 91:
Д-т 01 / "Выбытие основных средств" - К-т 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т 02 - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т 91 - К-т 01 / "Выбытие основных средств" - отражена остаточная стоимость передаваемого объекта основных средств;
Д-т 58 - К-т 91 - отражена денежная оценка вклада, согласованная сторонами.
На счете 91 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток), который в бухгалтерском учете отражается в составе операционных доходов (расходов) как доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций.
Организация, на наш взгляд, может выбрать любой из предложенных выше двух вариантов, закрепив его в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.
В соответствии с пп.4 п.3 ст.39 НК РФ передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер, в том числе передача имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ, для целей налогообложения реализацией не признается.
В этой связи передача объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций не признается объектом обложения по НДС (пп.1 п.2 ст.146 НК РФ).
4. Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа.
Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
В компетенцию комиссии входит:
- осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд);
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
- установление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования;
- осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;
- составление акта на списание основных средств (форма №ОС-4), акта на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.