Компонент ФК | Формы ФК | Краткая характеристика форм ФК |
Базовая ФК | «Школьная» ФК | Обеспечивает базовый уровень развития физических качеств и формирования движений |
Пролонгирующая ФК | Предполагает дальнейшее (в послешкольные годы) совершенствование физической подготовленности или сохранение достигнутого уровня | |
Спорт | Базовый (массовый) спорт | Предполагает участие в состязаниях массового уровня и подготовку к ним |
Спорт высших достижений | Нацеленность на достижение максимального (рекордного) результата в избранном виде спортивной специализации | |
Профессионально-коммерческий спорт | Предполагает участие спортсменов в различных состязаниях на профессиональной основе, нацелен на достижение максимальной прибыли по возможности более длительное время | |
Профессионально-прикладная ФК | Собственно ППФК | Обеспечивает предпосылки готовности к конкретной профессии |
Военно-прикладная ФК | Обеспечивает специальную подготовленность к успешной военной деятельности | |
Оздоровительно-реабилитационная ФК | ЛФК | Содействует лечению заболеваний, восстановлению функций организма, нарушенных, вследствие заболеваний, травм |
Спортивно-реабилитационная физическая культура | Содействует восстановлению функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена, нарушенных вследствие переутомлений, перетренированности, перенапряжений, спортивных травм | |
Адаптивная ФК | ФК для инвалидов | Предполагает адаптацию лиц с ограниченными возможностями к физическим и социальным условиям окружающей среды |
Параолимпийский спорт | Участие инвалидов в состязаниях по различным видам спортивной специализации, в т.ч. Параолимпийских Играх | |
Фоновая ФК | Гигиеническая ФК в режиме дня | Способствует оперативной оптимизации текущего функционального состояния (не оказывает развивающего воздействия) |
Рекреативная ФК | Обеспечивает активный, здоровый досуг, удовлетворение эмоциональных потребностей | |
Объединенные формы ФК | Спортивная архитектура, литература, театрализованные формы и др. | Объединяют ФК с другими отраслями культуры, характеризуют ее как многоранное и многофакторное явление, неотделимое от культуры общества в целом. |
Тема № 3 "Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности"
Индивидуальное развитие человека – естественный процесс реализации наследственных возможностей, происходящий под влиянием условий жизни на основе деятельности по их созданию и освоению. У человека оно происходит на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном.
Основные факторы индивидуального развития:
- генотип (генетический код организма);
- условия жизни;
- деятельность.
Фенотип – итоговый (сформировавшийся) тип живого организма (у человека можно говорить о формировании личности).
Генотип определяет коридор (границы) индивидуального развития. Любое ограничение условий жизни и форм деятельности приводит к сужению границ индивидуального развития. Их расширение содействует более полной реализации наследственных возможностей. Человек использует только часть своих возможностей (поэтому в экстремальных ситуациях могут быть показаны феноменальные результаты).
Активная двигательная деятельность (повторение двигательных задач) способствует индивидуальному развитию за счет расширения и совершенствования возможностей функциональных систем активной двигательной деятельности и способов ее осуществления. Повторные движения и действия становятся также, отмечал И.М.Сеченов, «одним из самых могучих двигателей в деле психического развития».
В живой природе до появления человека двигательная деятельность являлась всеобщим законом и способом развития живых существ. Двигательная деятельность представляет собой активную форму механического (с физическим напряжением) взаимодействия человека с окружающей средой. Она реализуется посредством пространственных перемещений и механических воздействий.
Результатом двигательной деятельности может быть:
- освоение и изменение окружающей среды (трудовая деятельность – строительство стадионов, кортов, гребных каналов и др.);
- воздействие на человека (активная двигательная деятельность содействует физическому развитию и приобретению двигательного опыта);
- служит источником информации о человеке (отражает функциональное состояние человека и является средством оценки его двигательных возможностей).
Содержание активной деятельности составляют:
1 – двигательные действия как способы (формы) пространственных перемещений и механических воздействий, связанных с решением двигательных задач;
2 – процессы двигательной активности как проявление функциональной дееспособности организма, связанной с мотивацией, управлением, энергообеспечением, непосредственным выполнением и корректировкой двигательных действий.
Активная деятельность дифференцируется по уровням осуществления (биологическому, психологическому и социальному), а также по составу средств (функциональным системам организма, техническим средствам и способам совместной деятельности) и форм ее осуществления.
Содержание активной двигательной деятельности обусловлено спецификой задач и условий ее осуществления, а также характером двигательных возможностей человека. В связи с этим в ее содержание нередко включают процессы освоения и изменения окружающего мира, процессы передачи информации, процессы развития двигательных возможностей и др. Эти моменты двигательной деятельности рассматриваются ниже как специфические функции.
Формы двигательной деятельности (ДД) отличаются составом и взаимосвязью элементов ее содержания. В ходе биологической эволюции и социально-исторического развития сложились следующие формы ДД:
1. Естественные (бег, прыжки, метания и др.), связанные с выполнением жизненно важных действий прикладного характера. Они основаны на использовании возникших в ходе эволюции функциональных систем их выполнения.
2. Моделирующие (имитационные, аналитические, абстрактно-символические), связанные с моделированием двигательных функций. Они основаны на использовании функциональных систем абстрактного отражения действительности: разновидности китайской гимнастики ушу (обезьяны, богомолы) – имитация; снарядная гимнастика, прыжок с шестом – аналитические виды; шахматы – абстрактно-символический вид (индийское войско: кавалерия, флот, боевые слоны, пехота).
3. Орудийные или технические (манипулирование, управление, проектирование и др.), связанные с передачей двигательных функций технике. Они основаны на использовании функциональных систем технического оснащения двигательных действий (весло, коньки, велосипед, автомобиль).
4. Ранжирующие (единоборства), связанные с установлением ранга функциональной дееспособности (бокс, борьба, фехтование и др.).
5. Групповые – совместная деятельность людей, связанная с распределением двигательных функций. Они основаны на использовании функциональных систем групповой интеграции действий (волейбол, футбол, гандбол и др.).
Всестороннее и гармоничное развитие человека предполагает освоение всех форм активной двигательной деятельности.
Первым эволюционно обусловленным, присущим только живой природе перемещением живого организма, было пассивное перемещение с возникновением особых формообразований (прообраз рабочих органов движения). Парашюты у одуванчиков, крылышки у клена позволяли улавливать движение среды и использовать для более широкого распространения биологического вида. Появление в процессе эволюции подвижных сочленений (прообраза передаточного механизма) позволило повысить целесообразность пассивного перемещения (движения подсолнечника за солнцем).
С появлением простейших органов энергетического обеспечения – движений (сократительные вакуоли) у одноклеточных (амебы, инфузории) – возникло активное перемещение организма, обеспечивающее его относительную независимость от движения среды. Нервная система позволила управлять двигательными действиями, сделала движения координированными и более эффективными. Формирование центральной нервной системы у млекопитающих означало переход от активного движения к активной двигательной деятельности, т.е. двигательные действия планируются и движения становятся произвольными.
Развитие двигательных функций в других формах двигательных действий тождественно биологической эволюции. Очевидно, эта последовательность становления функциональных систем и функциональных связей обязательна для всех форм двигательных действий. Последовательность становления форм двигательных действий должна учитываться при построении системы управления для их освоения в процессе индивидуального развития (обучения и воспитания).
Двигательные действия – это способы выполнения пространственных перемещений и механических воздействий. Они служат средством разрешения пространственно-предметных отношений и моторно-поведенческих ситуаций. Представляют собой механическую форму проявления двигательной активности человека в виде движений, пространственных перемещений и моторно-поведенческих актов. Основная их функция – решение конкретных двигательных задач, целевых установок на создание или изменение пространственно-предметных условий и отношений, оказывающих влияние на достижение конечных результатов деятельности (преодолеть препятствие, догнать трамвай, выиграть состязание и др.).
В целом, двигательные действия – это элементы двигательной деятельности, которые отличаются:
1) характером двигательных задач;
2) пространственно-предметными условиями их решения (ситуация);
3) составом используемых средств (двигательные возможности).
Двигательные действия развертываются в пределах трех типов отношений человека к окружающему миру:
- противодействие (преодоление механического воздействия внешних сил);
- перемещение (уравновешивание взаимодействующих сил в пространстве);
- использование внешних сил для решения двигательных задач.
Им соответствуют три класса двигательных действий:
1. Баллистические (одноактные) действия преодоления внешних реактивных и инерционных сил (прыжок, удар, бросок и т.п.).
2. Циклические (многоактные, ритмические) действия перемещения в пространстве (бег, плавание, велоспорт, лыжи и т.п.).
3. Аддитивные (комбинированные) действия согласования собственных усилий с внешними реактивными и инерционными силами (акробатика, слалом, вольтижировка, фигурное катание и т.п.).
Таким образом, типы двигательных действий отличаются по форме (баллистические, циклические, аддитивные) и по содержанию (преодоление, перемещение, согласование или приспособление). Их главное субстанциальное отличие – в способе энергетического обеспечения движений.
Независимо от источников энергии (собственные усилия – превращение энергии АТФ в движение или внешние источники) существует лишь три способа энергетического обеспечения движений (превращение различных видов энергии в механическое движение):
1. Однократное, равномерно ускоренное, непрерывное и однонаправленное превращение энергии в движение (прыжок, бросок, выстрел). Связано с проявлением физических качеств силы и скорости отдельного движения (мышечного сокращения). Лежат в основе баллистических действий преодоления:
2. Ритмическое, равномерное, дискретное, длительное, однонаправленное превращение энергии (в т.ч. восстанавливаемой в ходе работы). Связано с проявлением выносливости и характеризуется в частоте и длительности движений (бег, ходьба, плавание, гребля, мотоспорт и др.). Лежит в основе циклических действий перемещения:
3. Неравномерное, дискретное, разнонаправленное превращение энергии в дополнение к используемым реактивным и инерционным силам (кинетическая или потенциальная энергия). Связано с проявлением ловкости или быстроты реакции. Лежит в основе аддитивных действий согласования (вольтижировка, парус, парашют, слалом и др.).
Первый способ связан с использованием одного источника энергии и (или) готовых ее запасов (АТФ в мышцах).
Второй способ – два источника: первый + восстановление энергии в ходе работы (дыхание, ресинтез АТФ).
Третий способ – три источника: первый + второй + внешние реактивные (или инерционные) силы – главным образом полная механическая энергия перемещаемого тела, а также движение внешней среды (ветер и др.).
Три способа энергообеспечения (СЭО) – три формы проявления физической активности.
Двигательная активность – естественное свойство живого организма, проявляющееся в его способности к осуществлению активной двигательной деятельности. Представляет собой совокупность процессов, протекающих в организме человека в связи с осуществлением двигательной деятельности и направленных на достижение конечного ее эффекта:
1 – воздействие на организм;
2 – воздействие на внешнюю среду.
Основные формы двигательной активности отличаются составом и характером процессов, определяющих ее содержание и обеспечивающих достижение конечного эффекта двигательных действий. Развертываются на трех уровнях функционирования человека:
1) биологическом – задействованы вегетативные системы организма;
2) психологическом – задействованы органы чувств и мозг;
3) социальном – задействованы поведенческие структуры личности.
Соответственно различают:
1. Нейрофизиологическую активность (характерна для любого живого существа). Включает процессы:
- непосредственного исполнения двигательной деятельности;
- энергетического обеспечения движений (дыхание, кровообращение, мышечное сокращение, восстановление);
- адаптацию к нагрузкам (становление функциональных систем и структурно-функциональные перестройки в организме).
2. Сенсорно-интеллектуальную активность (характерна для животных и человека).
Включает процессы:
- восприятия информации о пространственных взаимоотношениях внешней вещно-оформленной среды (зрение, слух, осязание и др.);
- обработки информации (сопоставление пространственно-предметной ситуации с двигательным опытом и двигательными возможностями);
- управления движениями (регулирование, коррекция);
- оценки ситуации и постановку двигательной задачи.
3. Эмоционально-нравственную активность (свойственна высшим животным и человеку).
Включает процессы:
- реагирования на пространственно-предметные ситуации и отношения (испуг, радость и др. эмоции);
- мотивации двигательных действий в данной ситуации (чувство самосохранения, долг, престиж и др.);
- формирования установки на конечный результат двигательных действий;
- выбора образа действий (вида спорта).
Формы двигательной активности определяют специфику трех соответствующих уровней организации двигательных действий. Одна из этих форм на каждом уровне становится ведущей, но каждый более высокий уровень организации двигательных действий включает все ниже лежащие формы двигательной активности.
В целом, основные функции двигательной активности следующие:
1 – поддержание гомеостаза (устойчивого равновесия процессов жизнедеятельности и относительного постоянства внутренней среды);
2 – нормализация процессов индивидуального развития способностей и свойств (сентивные периоды и пр.), органов движения и др.;
3 – оптимизация функциональных состояний организма (здоровье, работоспособность, настроение и др.);
4 – производство двигательных действий (мышечное сокращение, передача произведенного количества движения, управления и др.);
5 – становление функциональных систем активной двигательной деятельности (формируются прижизненно, по наследству не передаются);
6 – освоение и совершенствование доступных форм и видов двигательной деятельности (естественные, орудийные, групповые и др.);
7 – достижение высокого эффекта двигательных действий (спортивный результат, трудовой эффект и др.).
В совокупности этих функций двигательная активность представляет собой необходимое условие существования и развития человека.
Физическая активность – особый вид нейрофизиологической активности, которая связана не только с двигательной деятельностью, но и с теплообменом (терморегуляцией).
В основном, это нейрофизиологическая активность, связанная с энергетическим обеспечением движения (дыхание, кровообращение, восстановление). Процессы управления движением для физической активности особой роли не играют. Для восстановления двигательной функции (ЛФК) они существенны, но это уже выходит за рамки собственно физической активности.
Физическая активность – это механизм защитного действия, обеспечивающий поддержание гомеостаза и оптимизацию функциональных состояний организма. Он запрограммирован генетически, но и сам нуждается в защите: до 40 % массы тела составляют мышцы. Для того чтобы нормально функционировать, они должны работать. Главный фактор сохранения их дееспособности – движение.
Потребность организма в движении не ощущается так остро, как потребность в пище, воде, воздухе (чувство жажды, голода и др.). Эта потребность обычно удовлетворяется стихийно – в самом процессе жизнедеятельности. Частично она регулируется без участия сознания (игры животных, объем шаговой двигательной активности по Блохину – искусственное ее ограничение или увеличение - сопровождается непроизвольным увеличением или уменьшением объема в последующие дни). Но сами условия жизни (социальный и технический прогресс), определяющие характер жизнедеятельности, могут вызвать опасные для здоровья человека ограничения двигательной деятельности.
Гиподинамия – недостаток двигательной активности (двигательный голод) – стала болезнью века. Доля физического труда в жизни человека в связи с техническим прогрессом уменьшилась с начала века в 150-200 раз.
Существуют три формы гиподинамии:
1) недостаток общего объема и количества движений (гипоэргия);
2) недостаток разнообразия движений (гипокинезия);
3) недостаток качества, интенсивности движений (гипотония).
Последствия гиподинамии:
- нарушение нормальной жизнедеятельности всех органов и систем;
- отклонения в состоянии здоровья;
- снижение работоспособности и быстрая утомляемость;
- ускорение процессов старения и сокращение продолжительности жизни.
Ритмы двигательной активности – это периодические колебания функциональной готовности организма к выполнению активной двигательной деятельности. Служат мерой регулирования ее объема и интенсивности.
Биоритмы называют «часами жизни» и «волнами жизни». Они развертываются по типу синусоиды. Основные характеристики: период (длина волны), амплитуда (высота волны), фаза (смена состояний – повышенной и пониженной работоспособности), частота (количество волн в единицу времени) – количественные.
У человека более 300 периодически меняющихся физиологических функций. Их длительность колеблется от долей секунды до продолжительности всей жизни человека (даже поколений и популяций).
У разных людей возможны некоторые отклонения (разновидность фаз) по длительности одних и тех же ритмов (частота СС). Четкий ритм – норма жизнедеятельности, нарушение – неблагополучие (болезнь). Это относится и к амплитуде колебаний, где выделяются три зоны: норма, резервный оптимум (зона экстремальных изменений) и патология.
По содержанию процессов различают ритмы физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.
По отношению к активной двигательной деятельности можно выделить:
- рабочие ритмы (фазовые изменения исходных показателей гомеостаза под влиянием активной двигательной деятельности) двигательной активности могут быть от долей секунды до нескольких часов. Это инфа ритмы, характеризующие динамику процессов управления, энергообеспечения и восстановления в связи с двигательной деятельностью;
- ритмы жизнедеятельности (суточные, недельные, месячные, годичные, многолетние). Циркадные ритмы, связанные с изменением условий и динамикой функциональных возможностей;
- ритмы индивидуального развития (генетические) в основном многолетние (возрастная динамика развития двигательных возможностей, онтогенез моторики, сентивные периоды развития и др.).
Все ритмы двигательной активности в практике физического воспитания и спорта учитываются:
- для правильной оценки функционального состояния организма;
- для оптимального распределения используемых средств;
- для достижения высокого эффекта двигательных действий.
Тема № 4 "Теория и методика физической культуры как наука и учебный предмет"
Курс “Теория и методика физической культуры” является обще профилирующей дисциплиной университетов, институтов, академий и факультетов физической культуры. Он излагает единые для всех специализаций научно-методические основы профессионально-педагогической деятельности, обеспечивает фундаментальную теоретическую и обще методическую подготовку выпускников по специальности – “Физическая культура и спорт”.
Базовый курс изучается на 3-8 семестрах и заканчивается экзаменом. Учебным планом предусматриваются еже семестровые зачеты, экзамен на 5-ом семестре и курсовая работа на 6 семестре. Содержание читаемых курсов вынесено на Государственный экзамен 1 и 2-ым вопросами билета.
Освоение ТМФК является необходимой предпосылкой реализации 70% квалификационных требований к специалисту физической культуры. (Для сравнения: специализация реализует 75 %, физиология, педагогика и психология – по 30-35%, анатомия – 15%).
ТМФК вооружает специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности. Глубокая теоретическая подготовка создает основу для педагогического творчества выпускников.
Наука – объективное, проверенное практикой общественное знание о явлениях реальной действительности.
Учебная дисциплина – адаптированное, приспособленное к целям обучения изложение основ науки и способов их освоения и применения (в профессиональной деятельности специалиста).
Теория – обобщенное отражение действительности и система знаний и представлений о сущности, свойствах и возможностях использования каких-либо явлений реальной действительности в определенной сфере человеческой практики. Теория ФК – система знаний и представлений о сущности, свойствах и возможностях использования физических упражнений в активной двигательной деятельности.
Методика ФК – свод правил (система предписаний или технология) по использованию, познанию или преобразованию физических упражнений (объекта исследований) в практике.
ТМФК как научная дисциплина – отрасль науки, в которой объект изучения – физические упражнения, предмет – научно-методические основы познания и применения объекта, предметная область знаний – активная двигательная деятельность («реакция» человека на выполнение физических упражнений).
ТМФК интегрирует «теорию» и «методику» в одной дисциплине, так как изолировано существовать и развиваться ни одна из них не может. Теория представляет систему научных положений, отражающих сущность физической рекреации, физического воспитания и спортивной тренировки и являющихся достоянием методики. Методика, в свою очередь, реализует эти положения в виде системы педагогических рекомендаций, превращая общие теоретические положения в конкретные действия педагога-тренера и занимающихся. Методика устанавливает частные закономерности, присущие конкретному педагогическому процессу (методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, взрослого населения, профессиональной физической подготовки и т.д. – частные методики) и, таким образом, создает базу для теоретических обобщений.
ТМФК педагогическая обще профилирующая (синтезирует частные данные других наук) наука. Связь с другими науками не односторонняя, а взаимная.
В целом ТМФК – это наука о закономерностях, условиях и способах рационального использования физических упражнений для развития и совершенствования двигательных возможностей человека.
У истоков любой науки лежит противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения, а в ТМФК – между потребностями практики и уровнем развития научных знаний (так называемым осознанным эффектом упражнения и неосознанностью его получения). С осознания эффекта упражнения и начинается развитие науки о физическом воспитании, спорте, физической рекреации.
Физическое упражнение становится исходным пунктом и основной структурной единицей практики физической культуры. Физическое воспитание начинается лишь там, где человек сознательно использует физические упражнения для удовлетворения потребности в движении и для развития способностей к труду.
Все развитие науки о физической культуре идет по линии познания закономерностей, условий, способов и результатов применения активных двигательных действий (физических упражнений) в целях развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Развитие ТМФК обусловлено развитием науки в целом и практики физического воспитания, а также развитием общественного производства.
Основные ступени и формы исторического развития науки:
1. Эмпирический период (3 век до н.э. – XVI столетие) – основан на накоплении практического опыта. В результате был разработан свод правил искусства физической подготовки и лечебной оздоровительной гимнастики. (Платон – закон упражнения; Филострат – «Искусство гимнастики»; Меркуриалис – «Искусство гимнастики», дана первая классификация физических упражнений). У древних греков сложились основные формы и способы применения упражнений (методы).
2. Аналитический период (до конца XIX) века – обособление и дифференцировка направлений научных знаний: Фит – «О системе физических упражнений», Песталоцци – «Азбука суставных движений», Гутс-Мутс – «Гимнастика для юношества», Лесгафт – «Руководство по физическому образованию», выделены основные виды упражнений. В результате было разработано передовое учение П.Ф.Лесгафта о физическом развитии и физическом образовании. Предпосылки – разработка аналитического метода науки (Бэкон) и видов упражнений.
3. Прогностический период (ХХ столетие) – интеграция научных знаний в форме теории физического воспитания.
Развитие физиологии, системного метода, исследование эффекта воздействия на организм предшествовало становлению теории и методики физического воспитания: Лагранж – «Физиология физических упражнений», Шмидт – «Физиология телесных упражнений», Мак-Кензи – «Физические упражнения в воспитании», Дюперрон – «Теория физической культуры», Новиков – «Теория физического воспитания», Матвеев – «Основы спортивной тренировки».
В 1993 году на основе интеграции теории физического воспитания, теории спорта и теории физической рекреации была сформирована теория и методика физической культуры.
Периоды развития науки – это ступени восхождения в процессе познания закона упражнения и возможностей использования активных двигательных действий (физических упражнений) для развития двигательных возможностей человека. На каждой ступени происходит периодический возврат к познанию законов упражнения на более высоком уровне их постижения и применения.
Лидировали поочередно три направления развития научных знаний:
- о методах (способ повторения упражнений) – эмпирический период;
- о средствах (видовой состав) – аналитический период;
- о целях (функции упражнения) – прогностический период.
Но все три направления развертывались на каждой ступени.
Предмет обучения и преподавание учебной дисциплины раскрывается в ее понятиях.
Понятие – форма мышления, которая отражает существенные стороны и свойства явлений (совокупность современных знаний об явлении). Термин – определение (слово), которым они (стороны и свойства) обозначаются.
Система понятий – упорядоченная совокупность определений, дающая целостное представление о специфике и взаимосвязи сторон объекта и предметной области знаний.
Для построения системы нужно выделить исходное понятие (исходный пункт). В ТМФК исходным понятием является физическое упражнение как основная структурная единица практики физического воспитания. Последующие понятия дополняют предыдущие и опираются на них. Система основных понятий отражает состав объекта, последовательность развертывания его сторон и свойств в ходе познания и применения.
Физические упражнения – способ индивидуального развития человека, основанный на повторении двигательных действий и сопряженных с ними отношений (физиологических, биохимических, психических и др.) Л.П.Матвеев определяет физические упражнения как двигательные действия, используемые для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.
Физическое развитие – естественный процесс и результат изменения форм и функций организма в процессе онтогенеза под влиянием наследственности, условий жизни и физической активности (упражнения).
Физическое образование – это процесс и результат формирования двигательных умений и навыков на основе практического опыта и обучения.
Целенаправленное управление процессами физического развития и физического образования посредством – это физическое воспитание.
Физическое воспитание – целенаправленный, общественно организованный педагогический процесс развития и совершенствования двигательных возможностей человека посредством физических упражнений, оно включает в качестве своих основных сторон воспитание физических качеств (управление процессом физического развития) и обучение двигательным действиям (управление процессом физического образования). Конечной целью физического воспитания является достижение физического совершенства и двигательной компетентности человека, его оздоровление.
Физическое совершенство – оптимальный уровень физического развития, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность организма и физическую готовность к успешной трудовой и другим видам деятельности.
Двигательный опыт (фонд двигательных умений и навыков) – показатель уровня физического образования. Характеризуется объемом и степенью освоения форм и способов осуществления активной двигательной деятельности.
Создание рациональных условий, форм и способов развития и сохранения двигательных возможностей человека лежит в основе возникновения и развития физической культуры и спорта.
Физическая культура – исторически сложившаяся совокупность условий, средств, способов и результатов физического совершенствования людей.
Спорт – соревновательная деятельность, направленная на достижение высших результатов, подготовка к ней, специфические межличностные отношения в этой деятельности и ее общественно значимые результаты.
Система основных понятий раскрывает специфику и сущность профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. Ее предметом служит формирование культуры двигательной деятельности человека и общества в процессе занятий физическими упражнениями, включая физическое воспитание, а также занятия оздоровительной физической культурой и спортом.
В структуре науки как системы знаний воспроизводится строение ее объекта. Объект ТМФК – физическое упражнение как основное средство формирования культуры двигательной деятельности и как наиболее распространенный ее элемент.
Основные формы использования физических упражнений: 1) физическое воспитание; 2) оздоровительная физическая культура; 3) спорт – образуют три особые составные части ТМФК. Эти формы выступают как основные направления реализации предметно-содержательной основы – культуры двигательной деятельности. В каждой из частей своя специфика: в ФВ – воспитание физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование личности; в теории спорта – физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка спортсменов; в ОФК – восстановление дееспособности организма, сохранение здоровья.
Курс «Теория и методика физической культуры» для студентов университетов, академий, институтов и факультетов физической культуры включает:
1. Введение в физическую культуру.
2. Общая характеристика физического воспитания (задачи, средства, методы, принципы).
3. Содержание и методика физического воспитания (обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств).
4. Технология профессиональной деятельности специалистов (виды деятельности, планирование, организация занятий и контроль).
5. Особенности физического воспитания различных возрастных и социальных групп (физическое воспитание дошкольников, в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях, взрослого населения).
6. Спорт (спорт как общественное явление, спортивные соревнования, спортивная тренировка, виды спортивной подготовки, структура тренировочного процесса).
Тема № 5 "Содержание и система физического воспитания"
Воспитание – это управление процессом индивидуального развития. Оно направлено на формирование способностей и свойств, необходимых человеку и обществу. Содержанием воспитания является деятельность, при помощи которой формируются способности, потребности и свойства общественного человека. Все, что используется в целях воспитания – это средства, что воздействует – факторы.
Принято выделять различные виды воспитания: нравственное, профессиональное, художественное, физическое, правовое, экономическое, эстетическое и др.
Физическое воспитание – педагогически организованный процесс формирования способностей и свойств, необходимых в сфере двигательной деятельности, путем целенаправленного повторения активных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ними отношений (нейрофизиологических и биохимических, пространственно-предметных и моторно-поведенческих). Эти отношения относятся к числу необходимых компонентов двигательной деятельности.
Особенностями ФВ, отличающими его от других видов воспитания, является то, что это процесс, протекающий по закономерностям, обеспечивающим упорядоченное формирование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией физических качеств, совокупность которых определяет физическую дееспособность человека. Профвессор Л.П. Матвеев считает, что: “ФВ – это процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей”. Определение дано по специфическим основным задачам физического воспитания. Этим не ограничивается все содержание, но это более всего характеризует его специфику.
Для уяснения сути ФВ нужно ясно представлять соотношение физического воспитания и физического развития индивида. Физическое развитие как процесс изменения морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по естественным его закономерностям: возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др. Так, последовательно сменяются различные периоды возрастного развития, от внутриутробного до старческого, происходят существенные изменения форм и функций организма. К зрелому возрасту масса и размеры тела изменяются в десятки раз, а некоторые показатели функциональных систем и физических качеств - в 20-30 раз. Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно обусловлен социальными условиями жизни, деятельностью и физическим воспитанием. Правильно организованное физическое воспитание может воздействовать на динамику физического развития, обеспечивать направленное развитие важных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма и общего уровня работоспособности, необходимое для выполнения общественно полезной деятельности, отодвинуть сроки возрастной инволюции, наступающей по мере старения. Таким образом, развитие человека и его физическое воспитание тесно взаимосвязанные процессы. ФВ выступает как управляющее начало по отношению к физическому развитию. Управление не носит всеобъемлющий характер, т.к. физическое развитие зависит и от целой совокупности взаимодействий факторов и условий общественных и естественных, в том числе и от генетических. Основным фактором практического воздействия ФВ на индивидуальное развитие является активная двигательная деятельность воспитуемого (ФУ).
Физическое воспитание – многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды онтогенеза (индивидуального развития) человека. Содержание и формы этого процесса изменяются в зависимости от возрастных закономерностей развития организма, условий жизни и деятельности, логики развертывания самого процесса. В первой многолетней стадии – это базовый курс ФВ подрастающего поколения (семья, детский сад, школа, ССУЗы, вузы, физкультурно-спортивные учреждения), обеспечивающий средний общественно необходимый уровень физического развития. В последующем ФВ существенно изменяется, дифференцируется и все более приобретает характер самовоспитания, особенно у людей зрелого и старшего возраста. Оно также должно быть направленно на решение специфических и воспитательных задач. Профессионально-прикладное ФВ осуществляет избирательное углубленное совершенствование двигательных навыков и физических способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде трудовой деятельности.
Физическое воспитание – это общественное явление, т.к. оно возникает вместе с обществом и развивается по его законам. Как и всякая общественная система, социальная практика ФВ, формы ее организации обусловлены общественными отношениями той или иной исторической общественной формации и имеют свои особенности. Конкретная, исторически сложившаяся форма социальной организации физического воспитания населения носит название системы ФВ.
Система – целое, составленное из частей, объединенных общей функцией в упорядоченное структурное образование.
Общие черты социальных систем:
- направленность (освоение и развитие материальных и духовных ценностей физической культуры);
- упорядоченность (рациональное ролевое распределение ее элементов, социальных групп и отдельных исполнителей);
- иерархичность (многоуровневая структурно-функциональная организация - упорядочение связей и отношений от высшего к низшему).
Официальная постановка физического воспитания в дореволюционной России была не лучшей. В гимназиях и других учебных заведениях не было единых государственных программ по ФВ. Занятия велись на основе заимствования элементов зарубежных программ. Наибольшее распространение имела Сокольская гимнастика, использовались также “немецкий турнен” и “шведская гимнастика”. В царской России не было единого учебного заведения по подготовке специалистов ФВ. Существовавшие спортивные клубы (“Кружки любителей ФК”) состояли преимущественно из представителей привилегированных классов, их численность составляла около 45 тыс. человек.
Передовое учение о ФВ как о неотъемлемой части общего всестороннего развития человека, обоснованное достижениями естественных наук, было создано в России П.Ф.Лесгафтом. После революции 1917 года на первом этапе строительства нового общества физическая культура носила “пролеткультовский уклон”, сторонники его пытались противопоставить социалистическую культуру общечеловеческой. Пролеткультовская ФК представляла собой набор простейших имитационных трудовых движений, символизирующих освобождение и подготовку к труду.
Началом становления отечественной системы ФВ можно считать 1917 г. с момента введения всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч). Во главе Всевобуча стоял Н.И.Подвойский – один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 11 миллионов трудящихся прошли военную подготовку и получили физическую закалку в системе Всевобуча. На органы Всевобуча было возложено также руководство физической подготовкой в Красной Армии. Для обеспечения армии и военно-учебных пунктов Всевобуча специалистами ФП в годы гражданской войны было открыто свыше 20 курсов и школ, а также институты ФК в Петрограде и Москве.
Дальнейшее становление физкультурного движения в стране можно проследить по основополагающим моментам в хронологии дат:
1918 г. – ФВ введено в качестве обязательного предмета в школе.
1930 г. – в стране введен комплекс ГТО, ставший программной и нормативной основой системы ФВ.
1931 г. – установлен День физкультурника.
1935 г. – образованы ДСО “Спартак”, “Локомотив”.
1935 г. – утверждено звание “Мастер спорта СССР”.
1939 г. – проведен 1-й Всесоюзный парад физкультурников.
30-е г. - начало 40-х годов – появление ряда обобщающих трудов по социолого-педагогической характеристике ФВ, а также по общим методическим положениям.
1940 г. – впервые создано руководство по ТМФВ для вузов (под общей редакцией И.Н.Коряковского).
1949-1952 гг. – опубликован ряд крупнейших трудов общетеоретического и естественно научного характера в науке о ФВ (М.Ф. Иваницкий, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, И.М. Саркизов-Серазини, С.В. Янанис).
1968 г. – обобщены результаты данного этапа научной разработки теоретико-методических основ ФВ. Вышел первый учебник по курсу ТМФВ для вузов (под общей редакцией А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева).
1970 г. – введен комплекс ГТО для всех возрастных групп общества.
Основная функция системы ФВ как исторически обусловленного типа социальной практики ФВ населения – оптимизация физического воспитания населения. Социалистическая система ФВ имела свои особенности. В ее основе лежала идея всестороннего гармонического развития человека. Воспитание личности (а не индивидуума) определяло социальную активность системы и ее связь с другими сторонами “коммунистического ” воспитания.
Основы системы ФВ представлены идейными, научно-теоретическими, программно-нормативными и организационными элементами.
Идейные основы базируются на общественных науках. Они используют положения учения об обществе, закономерностях его развития и, в частности, о необходимости воспитания гармонически развитого человека. Идейные позиции и концепции в области образования: физическое воспитание – органическая составная сторона воспитания члена общества.
Научно-теоретические основы предполагают, что система ФВ строится на прочной научно-методической концепции. Каждое теоретическое положение и практические рекомендации должны быть научно обоснованы. Сложился целый комплекс наук, которые связаны с ФК и на которые опирается теория и практика ФВ. К ним относятся общественно-педагогические, естественные и специальные науки. В качестве общих научных предпосылок процесса ФВ используются теоретические положения и фактический материал гуманитарных и естественных наук: педагогики, психологии, социологии и медико-биологических наук. Без них невозможно было бы научное становление системы ФВ. Непосредственно практика ФВ опирается на специализированные отрасли науки: историю, управление и организацию ФК, ТМФК, социологию ФК, биомеханику ФУ, специализированные разделы анатомии, физиологии, биохимии, гигиены, педагогики, психологии и другие.
Программно-нормативные основы предполагают построение системы ФВ в соответствии с возрастным развитием граждан, в ней определены нормативы и требования, предъявляемые к физической подготовленности людей. Для формирования программно-нормативных основ ФВ основополагающее значение имела разработка и создание Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне”. Впервые в истории в масштабе государственной и общественной практики ФВ была разработана и введена целостная система конкретных установок оценочных нормативов, охватывающая все население страны. Само название комплекса определяет его социальное предназначение; в нем нашли отражение исходные принципы системы ФВ: прикладности, оздоровительной направленности и всестороннего, гармонического развития личности.
Нормативы и требования комплекса ГТО определены для большинства возрастных групп граждан (за исключением дошкольного возраста) и включают показатели развития физических качеств и двигательного опыта (жизненно необходимых умений и навыков). На основе заложенных в комплексе ГТО принципов, возрастных норм и требований разрабатывались государственные программы по ФВ школ, ПТУ, ССУЗов и вузов, коллективов ФК, спортивных секций и других государственных и общественных организаций. В программах были отражены количественные нормативы и требования (min требования государства к физической подготовленности граждан), средства ФВ, содержание занятий и распределение их по времени.
Организационные основы. Специфической чертой нашей системы ФВ является сочетание государственных и общественных форм организации и управления ФВ в различных звеньях.
Государственная форма организации и руководства осуществляется государственными органами и учреждениями на основе единых программ (министерство (агентство) по ФК, спорту и туризму; соответствующие отделы при министерствах и ведомствах). ФВ в дошкольных учреждениях, школах, специальных учебных заведениях осуществляется по государственной линии и включает обязательный курс ФВ, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки. Занятия при этом регламентированы по содержанию и времени, проводятся по расписанию или графику, как правило, штатными специалистами ФК. Ответственность перед государством за выполнение норм и требований несут соответствующие должностные лица, а проходящие обязательный курс сдают установленный государством зачет.
Общественно-самодеятельной формой организации и управления ФВ являются ДСО, высший орган – Российский Олимпийский комитет. По мере проникновения ФК в повседневный быт людей приобретают значение и такие самодеятельные формы занятий, как семейные, по месту жительства (в микрорайонах), в коллективах ФК и индивидуальные. Руководят и организуют работу в этих формах выборные советы, общественные комиссии при местных государственных органах, штатные и общественные специалисты ФК и С. Особенностью этой физкультурной деятельности является более полное удовлетворение потребностей и способностей каждого человека. Это достигается за счет индивидуального выбора формы и предмета занятий, установления реального уровня достижений.
Цель ФВ заключается в воспитании здоровых, гармонически развитых людей, физически подготовленных к творческому труду и защите Родины.
Цель ФВ раскрывается и конкретизируется в его задачах, которые определяют основные направления и представляют конкретизированные программы реализации цели. Выделяют специфические и общепедагогические задачи.
1 группа. Задачами оптимизации физического развития (оздоровительные задачи) является укрепление здоровья, оптимальное развитие физических качеств, формирование правильного телосложения и осанки, закаливание, соблюдение правил гигиены, совершенствование функциональных систем организма.
2 группа. Образовательные задачи – формирование и совершенствование двигательных умений и навыков (жизненно необходимых, прикладных и спортивных), приобретение специальных знаний.
3 группа. Общепедагогические (воспитательные) задачи – направлены на формирование личности. Воспитание волевых и моральных качеств, овладение нормами нравственного поведения, содействие эстетическому и умственному воспитанию, совершенствование психических функций, привитие организаторских навыков – это некоторые из направлений решения воспитательных задач в конкретных видах организованной двигательной деятельности.
Тема № 6 "Средства физического воспитания"
В физическом воспитании используют как общепедагогические средства, так и специальные. К специальным средствам относят три группы:
- физические упражнения;
- естественно средовые факторы;
- гигиенические факторы.
В предлагаемую группировку средств положены преимущественно функциональные возможности каждого средства. Физическая культура не должна использовать только физические упражнения. Она должна включать общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Физические упражнения относятся к основным средствам, т.к. они оказывают разностороннее воздействие, позволяют решать все задачи физического воспитания. Естественные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают, поэтому их считают дополнительными средствами.
Под физическим упражнением понимаются двигательные действия человека, используемые для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей.
Не каждое двигательное действие или деятельность можно назвать ФУ. Трудовая, бытовая деятельность не относится к физическим упражнениям, т.к. используемые в ней двигательные действия направлены на создание материальных ценностей или на обеспечение бытовых условий жизни (ходьба в магазин за покупками, приготовление пищи и т.п.). Хотя многие двигательные действия, возникшие в сфере быта и труда (ходьба, метание, плавание, преодоление препятствий, поднимание тяжестей и т. д.), видоизменялись и, приобретая рациональные формы, становились средствами физического воспитания (спортивная и дозированная ходьба, метание диска и толкание ядра, различные стили плавания, тяжелая атлетика и разновидности борьбы). Некоторые виды физической работы также могут быть использованы в качестве ФУ, если их режим подчинен закономерностям ФВ (в подготовительном периоде с целью повышения ОФП работу на лесозаготовках использовали лыжники североевропейских стран).
Следует отметить также, что ФУ – это не отдельное двигательное действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения. Слово “упражнение” означает сознательное повторение действий с целью усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на физическое развитие и психические качества человека (на личность). При этом ФУ как процесс повторения может быть организован в виде многократного повторения одного двигательного действия (прыжка, поднимания груза и т.д.) или в форме двигательной деятельности, включающей различные действия (комплекс гимнастических упражнений, подвижные игры и др.).
Говоря “физические”, мы тем самым подчеркиваем характер совершаемой работы (в отличие от умственной), ее преимущественную зависимость от нервно-мышечного аппарата и внешне проявляемую, как правило, в перемещениях тела или его частей. ФУ – сознательный, волевой акт, оказывающий влияние на личность в целом, преимущественно воздействуя на физическую структуру организма. ФУ – основное средство физического воспитания, один из способов передачи общественно-исторического опыта, его научных и практических достижений.
Число используемых ФУ необычайно велико и многообразно по форме и содержанию. Необходимо понимать суть этих определений, их взаимосвязь для достижения большей эффективности в решении педагогических задач физического образования.
Содержание ФУ – это процессы, развертывающиеся в функциональных системах организма по ходу выполнения двигательной активности, определяя ее воздействие. Протекающие процессы обычно рассматривают в следующих аспектах: физиологическом, биохимическом, биомеханическом и психологическом.
В психологическом аспекте ФУ – это произвольные, управляемые движения. Они требуют активной мыслительной деятельности для оценки способа выполнения в зависимости от условий, для анализа действий, управления эмоциональным состоянием и другими психическими процессами.
В физиологическом аспекте при выполнении ФУ организм переходит на повышенный уровень функциональной активности. Возрастает объем и интенсивность метаболических (процессов обмена), диссимиляционных (расщепления) и ассимиляционных (восстановления) процессов в организме. Так, в научных исследованиях приводятся примеры 30-кратного увеличения объема легочной вентиляции, 10-кратного объема крови. Такие функциональные сдвиги стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации организма. Физические упражнения тем самым содействуют повышению функциональных возможностей организма и улучшению его структуры; они являются мощным фактором физического развития организма.
Под формой ФУ понимают его внешнюю и внутреннюю структуру. Внутренняя структура – это последовательность и взаимосвязь процессов функционирования организма в процессе двигательной активности: нервно-мышечной координации, моторных и вегетативных функций, соотношения энергетических (аэробных и анаэробных) процессов. Внешняя структура – это видимая форма двигательного действия, набор и последовательность локомоций, входящих в его состав. Говоря о форме, чаще всего имеют в виду именно ее.
Форма и содержание представляют собой органически взаимосвязанные стороны двигательной деятельности. Ведущей из них является содержание, т.к. в большинстве случаев именно высокий функциональный уровень организма, высокое развитие у него основных физических качеств позволяет достичь успеха в выполнении упражнения. С другой стороны, несовершенная форма ФУ не позволяет наиболее полно и экономно реализовать функциональные и энергетические ресурсы организма и добиться наилучшего результата. Относительно самостоятельное значение формы проявляется и в том, что в некоторых видах деятельности ( художественная гимнастика, прыжки в воду и на батуте, фигурное катание на коньках и др.) при оценке результатов выступлений предпочтение отдают форме.
Под классификацией ФУ принято понимать распределение их на группы (классы) по существенным признакам. В практике ФВ используют очень большое количество разнообразных упражнений. Поэтому существует и много различных классификаций; их известно около трехсот. Педагогические классификации систематизируют ФУ по педагогически значимым признакам. Они позволяют учителю (тренеру) увидеть наиболее характерные свойства ФУ, выбрать самые эффективные упражнения для решения конкретной задачи физического воспитания.
ФУ, как правило, обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Именно поэтому многие из них представлены одновременно в нескольких классификациях (например, характерные признаки бега на 100 м: структурно-циклическое; преимущественное воспитание физических качеств - скоростное; решение образовательных задач - основное упражнение; по интенсивности работы - максимальная мощность; по исторически сложившейся системе физического воспитания - спортивное упражнение).
В настоящее время наибольшее применение имеют следующие классификации:
1. По направленности на воспитание отдельных физических качеств: силовые, скоростные, на выносливость, координационные, в расстягивании, а также компонентов отдельного физического качества (так, сила бывает динамическая, статическая, взрывная, скоростная).
2. По функциональному эффекту: на воспитание физических качеств, на формирование двигательных навыков и др.
3. По служебной роли в решении образовательных задач: основные, подводящие, подготовительные, отвлекающие и др.
4. По анатомической локализации:
- глобальные (общего воздействия);
- региональные (для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, спины и др.);
- локальные (избирательного, местного воздействия на конкретные мышцы, их части или суставы).
5. По предметным формам применения: упражнения гимнастики, легкой атлетики, подвижные игры, спортивные игры, лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, ритмическая гимнастика, борьба (т.е. по разделам физического воспитания для учителя физической культуры).
6. По роду двигательной деятельности: перемещения, прыжки, метания, единоборства, технические виды и др.
7. По трудности для усвоения: элементарные, простые, сложные.
8. По различию педагогических задач: оздоровительные (развивающие), воспитательные, образовательные.
9. По интенсивности нагрузки (работы): максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная (малая), переменная.
10. По биомеханической структуре: циклические, ациклические, смешанные.
11. По особенностям режима функционирования мышц: динамические, статические (изометрические), смешанные.
12. По режиму энергообеспечения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.
13. По снарядовому признаку: со снарядом и без него.
Таким образом, невозможно создать единую унифицированную классификацию. Наличие ряда классификаций, систематизирующих ФУ по различным признакам, позволяет учителю выбрать именно те упражнения, которые в наибольшей мере будут содействовать решению поставленных педагогических задач.
Структурная основа системы движений – рациональная и устойчивая взаимосвязь составляющих элементов в пространстве, во времени и во взаимодействии сил, обеспечивающая конечный результат действия. Понятие применяется для целостной характеристики техники ФУ.
Техника – способ выполнения двигательного действия, позволяющий решить двигательную задачу наиболее эффективно и целесообразно. Различают следующие компоненты техники: основа техники, входящее в нее главное звено; детали техники.
Основа – совокупность звеньев (элементов), позволяющих выполнить действие указанным способом (так, в подъеме разгибом: размахивание – сгибание и поднимание ног – разгибание – выход в упор).
Главное звено – наиболее важный элемент в упражнении. Зачастую по нему называется само упражнение: например, подъем разгибом.
Детали отражают отдельные вариации техники непринципиального характера, т.е. вариации биомеханических характеристик отдельных движений. Детали техники строго индивидуальны, определяются анатомо-физиологическими и другими особенностями человека, выполняющего движение.
По мере формирования и совершенствования техники движений характерными для нее становятся такие, казалось бы, несовместимые черты, как стабильность и вариативность. Стабильность выражается в том, что при повторном выполнении двигательного действия ряд его параметров воспроизводится единообразно, практически в одном и том же виде, причем не только в стандартных, но при необходимости и в меняющихся условиях (например, заданные длина шагов, темп и другие пространственные и временные параметры движений в беге могут быть сохранены при передвижении по различному грунту). Вариативность же характеризуется внесением целесообразных изменений в детали действия, а при необходимости и в общую его структуру применительно к необычным условиям его выполнения (например, во время метания спортивного снаряда при сильном ветре, выполнения разбега по скользкому грунту).
Стабильность и целесообразная вариативность – одинаково необходимые черты совершенной техники двигательного действия
Разновидности техники: классическая и индивидуальная. Техника не остается неизменной; она совершенствуется (в зависимости от уровня функциональной работоспособности, от изменения инвентаря и оборудования, от дальнейшего развития науки и др.).
Выделяют кинематические, динамические и ритмические характеристики техники движения.
Кинематические связаны с перемещением тела в пространстве к ним относят пространственные, временные и пространственно-временные характеристики.
Пространственные характеристики: положение тела и его частей (и.п; оперативная поза в процессе движения), траектория (форма, направление, амплитуда). От позы зависят: условия работы мышц и внутренних органов, амплитуда движения, сопротивление внешней среды, выразительность движения.
Временные характеристики: длительность и темп (частота повторений циклов или количество движений в единицу времени). Длительность действия определяет величину воздействия, одну из характеристик нагрузки, а длительность отдельных движений влияет на эффективность всего действия. От темпа движения зависит скорость в циклических упражнениях, и он определяет интенсивность нагрузки.
Пространственно-временные характеристики: скорость (быстрота перемещения тела или его частей в пространстве в единицу времени), ускорение и замедление. От скорости зависит величина нагрузки, результат многих двигательных действий. При быстрых и ускоряющихся движениях развиваются инерционные и реактивные силы.
Динамические характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения. Внутренние силы: активные силы мышечного напряжения и пассивные силы – эластичность мышц и связок, упругого сопротивления скелета, реактивные силы (реактивная передача усилий крупных мышц ног и туловища определяет силу удара боксера, поворот во время движений конькобежца). От активной мышечной силы зависят многие рассмотренные характеристики движений.
Внешние силы: земное притяжение, реакции опоры, трения, сопротивление внешней сферы. Активные силы мышц не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.
Ритмические характеристики. Ритм является одним из интегральных показателей техники движения. Обязательные условия ритма – сильные акцентированные моменты движения и чередование промежутков времени. Ритм – комплексная характеристика техники ФУ. Он обеспечивает синхронность моментов или фаз движения. Существуют ритмические и аритмические движения. Под ритмом понимают закономерное для данной техники распределение во времени ее частей (фаз). Отклонение от ритма приводит к искажению техники выполнения; каждому движению присущ свой ритм. Следовательно, ритм характеризуется распределением по времени акцентированных мышечных усилий или соотношением по продолжительности отдельных фаз техники.
Под эффектом физических упражнений в самом общем смысле слова подразумеваются вызываемые их воздействием изменения в состоянии организма. Эффект любого отдельного упражнения непостоянен, он изменяется прежде всего в зависимости от продолжительности времени, следующего после выполнения упражнения, и последовательности воспроизведения упражнения. В связи с этим различают ближайший и следовой эффекты упражнения.
Ближайший эффект характеризуется процессами, происходящими в организме непосредственно во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения, в результате его выполнения.
Следовой эффект – это своего рода отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обусловленных им восстановительных и других процессов. Строго говоря, это не только следствие упражнения. С одной стороны, следовой эффект является как бы последействием упражнения (поскольку возникает и сохраняется в результате упражнения), с другой – представляет собой ответное реагирование систем организма на воздействие данного упражнения.
В целом эффект упражнения и его динамика трансформируются в сложном комплексе организменных процессов, протекающих во времени по фазам, схематически изображенным на рис. 1.
В рабочей фазе, т. е. в ходе упражнения, происходит оперативная реализация наличной работоспособности в той мере, в какой того требует выполняемое упражнение. Если оно имеет значительную продолжительность и интенсивность (как, например, бег на средние или длинные дистанции либо многократное слитное повторение упражнения ациклического характера), то уровень оперативной реализации работоспособности к концу его снижается, возникает компенсированное либо некомпенсированное утомление (кривая ОР—У на схеме)*. Степень функциональной активности систем организма, обеспечивающих выполнение упражнения, нарастает (кривые ФА на схеме); одновременно расходуются такие рабочие ресурсы организма, как фосфагены, гликоген и другие вещества, используемые в качестве источников энергии при мышечных сокращениях (кривые БВ на схеме). Вместе с тем по ходу упражнения формируются или преобразуются и закрепляются функциональные связи (в том числе центрально-нервные, нервно-моторные и моторно-висцеральные), на основе которых возникают и совершенствуются двигательные умения и навыки, активизируются обменные и другие организменные процессы, не заканчивающиеся с окончанием упражнения. Все это в совокупности и характеризует ближайший эффект упражнения.
Рис. 1 – Схема, иллюстрирующая фазы изменений, происходящих в организме в процессе и в результате выполнения упражнения значительной продолжительности и интенсивности (По Л.П.Матвееву, 1991):
ОР—У – динамика оперативной работоспособности, утомления и его устранения; ФА – динамика функциональной активности отдельных систем организма; БВ – динамика расходования и восстановления биоэнергетических веществ; ЭСК – эффект суперкомпенсации (другие пояснения в тексте)
По окончании упражнения, с началом следующего за ним отдыха начинается фаза относительной нормализации функционального состояния организма, к исходу которой ряд показателей возвращается к дорабочему уровню. Если эта фаза не прерывается повторением того же упражнения или выполнением иного «нагрузочного» упражнения, развертываются восстановительные процессы, приводящие к возвращению оперативной работоспособности к исходному уровню. В зависимости от характера сдвигов, возникающих в системах организма к концу упражнения, с его окончанием по механизмам саморегуляции состояния организма протекают метаболические (обменные) и другие процессы, обеспечивающие устранение нарушений его гомеостаза (ликвидацию кислородного долга, избытка молочной кислоты в мышцах и крови и т.д.), активизируются и процессы биосинтеза (восстановление биоэнергетических веществ, аминокислот и др.). Наряду с этим следовой эффект упражнения выражается в сохраняющихся конструктивных связях, которые были образованы или упрочены в процессе упражнения как основа двигательного умения или навыка. Снижение уровня функциональной активности различных систем организма на протяжении фазы относительной нормализации происходит гетерохронно (на схеме условно показано различным наклоном кривых ФА), причем в зависимости от характера упражнения и особенностей реагирования на его воздействие различных функциональных систем уровень отдельных показателей их активности в начале этой фазы может быть более высоким, чем в ходе самого упражнения (как, например, уровень потребления кислорода сразу после выполнения упражнения анаэробного характера). Гетерохронность восстановительных процессов важно учитывать для правильного нормирования интервалов отдыха при использовании различных средств и методов физического воспитания.
Следующую фазу в динамике рассматриваемых процессов принято называть «суперкомпенсаторной», имея в виду, что при определенных условиях она характеризуется явлениями, получившими обобщенное наименование «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». Одно из замечательнейших свойств живых систем состоит в том, что они способны восстанавливать свои истраченные в процессе деятельности рабочие ресурсы не просто до исходного уровня, а как бы с избытком, обретая дополнительные функциональные возможности, и не изнашиваться от работы (как механические системы), а в конечном счете усиливаться и совершенствоваться благодаря ей. Именно на этой основе возникает суперкомпенсаторный эффект физических упражнений, который объясняется, в частности, происходящим после достаточно напряженной мышечной работы избыточным восстановлением биоэнергетических веществ и обновлением белковых структур в активно функционировавших системах организма.
Не всякое упражнение, конечно, сопровождается таким эффектом. Вызвать суперкомпенсацию могут лишь те упражнения, при выполнении которых происходит более значительная функциональная мобилизация организма, чем та, к которой он уже адаптировался, с соответственно увеличенными энергозатратами. Этим обусловлена необходимость регулярного увеличения в процессе физического воспитания уровня предъявляемых функциональных нагрузок. От их величины существенно зависит и продолжительность времени, нужного для относительного восстановления и суперкомпенсации. Последняя после достаточно больших нагрузок начинает проявляться лишь по истечении значительного времени (в определенных случаях до двух суток и более). Надо учитывать вместе с тем, что, если это время затягивается сверх некоторого предела, суперкомпенсаторные приобретения и следовой эффект упражнения в целом начинают исчезать, т. е. наступает редукционная фаза изменения эффекта упражнения (в таком случае убывают возникшие избыточные гликогеновые запасы в организме, утрачиваются гипертрофические прибавки в мышечных структурах, начинают угасать возникшие в ходе упражнения условнорефлекторные связи и т. д. – практически состояние организма возвращается к исходному, бывшему до упражнения). Понятно, что в процессе физического воспитания принципиально важно не допускать наступления редукционной фазы, так строить систему занятий, чтобы каждое очередное начиналось до наступления этой фазы.
При регулярном воспроизведении упражнений на следовой эффект каждого предшествующего в рамках отдельного занятия как бы накладывается ближайший эффект последующего, а на их общий следовой эффект – эффект очередного занятия. В результате возникает кумулятивный эффект системы упражнений, который не сводится к эффектам отдельных упражнений, а представляет собой производное как от совокупности упражнений, так и от динамики реагирования организма на их общее воздействие. Многократная кумуляция эффектов упражнений приводит со временем к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям состояния организма, увеличению его функциональных возможностей, становлению и закреплению двигательных навыков, развитию двигательных и связанных с ними способностей, что выражается, обобщенно говоря, в приобретении и развитии тренированности и физической подготовленности в целом. В этом заключается главный смысл обеспечения кумулятивного эффекта упражнений в процессе физического воспитания. Но кумуляция эффекта упражнений в определенных случаях может приводить и к иным результатам. Так, когда нарушаются закономерности физического воспитания, в частности хронически допускаются чрезмерные нагрузки, могут развиться такие явления, как перенапряжение, переутомление, перетренированность и т. п. Это тоже кумулятивный эффект упражнений, только, так сказать, с обратным знаком.
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «физическая нагрузка». Оно характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением, – то, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение (соответственно различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки). Понятие «нагрузка» отражает тот факт, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок. Отсюда – необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок.
«Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки. Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.); с другой – величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые – к ее «внутренней» стороне (точнее к реакции на нагрузку).
Между «внешней» и «внутренней» сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме; чем меньше первые, тем меньше и вторые. Однако при неодинаковом исходном состоянии организма, различном уровне предварительной подготовленности и различной реактивности организма такой соразмерности не наблюдается. Так, по мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с «внешней» стороны становится постепенно все меньшей с «внутренней» стороны (например, многократно повторяемая нагрузка в беге одной и той же продолжительности и с одной и той же скоростью сопровождается от занятия к занятию все меньшей мобилизацией функций сердечно-сосудистой системы, т. е. становится в этом отношении менее напряженной, поскольку происходит адаптация к ней).
Объем и интенсивность нагрузки. Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле понятие «объем нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; понятие же «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Конкретный смысл этих понятий и параметры объема и интенсивности уточняются применительно к виду упражнений, а также в зависимости от того, оценивается ли нагрузка в отдельном упражнении или в некоторой совокупности упражнений.
В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Закономерное «свертывание» параметров объема нагрузки по мере того, как ее интенсивность приближается к предельным величинам (или наоборот), объясняется, в частности, существенными физиологическими и биохимическими особенностями работы различной продолжительности и мощности, что, как известно, послужило основанием для классификации упражнений по «зонам относительной мощности» (В. С. Фарфель и др.). Некоторые их характеристики приведены в табл. 2.
Таблица 2 – Некоторые характеристики упражнений различной относительной мощности (по обобщенным данным различных авторов)
Зоны относительной мощности | ||||
Показатели | максимальная | субмаксимальная | большая | умеренная |
Предельно возможное время работы (при непрерывном выполнении) | до 20 с | от 20 с до 5 мин. | от 5 до 30 мин. | свыше 30 мин. |
Расход энергии (ккал/с) | До 2 и более | 2-0,5 | 0,5-0,4 | 0,3 и менее |
Общий расход энергии (ккал.) | Меньше 30 | До 240 | До 750 | До 1000 и больше |
Потребление кислорода в расчете на 1 мин. (л) | До 1,5 | Приближается к максимально возможному | До максимального (до 6-7) | Меньше максимального (до 5,2-5,5) |
Удовлетворение кислородного запроса (в % к величине запроса) | Меньше 10 % | До 50% | До 85-90 % | Полное или почти полное |
Кислородный долг (л/мин) | До 15-18 | До 25 | До 15-16 | До 4-6 |
Легочная вентиляция (л/мин) | Меньше 60 | До 150 и больше | 100-150 | Меньше 100 |
ЧСС (уд/мин) | К концу упражнения до 185 и более | До 220-240 (моментами) | До 200 (преимущественно меньше) | До 180 (преимущественно меньше) |
Минутный объем крови (л/мин) | Значительно меньше предельно возможного | Приближается к максимальному | Максимальный или близкий к нему (до 35- 40) | Меньше максимального |
Содержание молочной кислоты в крови (мг%) | До 100 | 200-250 и более | 50-100 | Вначале незначительно повышается, затем приближается к исходному уровню |
Содержание сахара в крови (мг%) | Норма или повышено до 80-120 | Норма или повышено | Норма | Снижается по ходу работы |
Примечание. Максимальные величины указаны применительно к рекордным результатам и выведены, как правило, расчетным путем на основе косвенных данных.
Разновидности отдыха; его восстановительная и регулирую щая роль. Целесообразное использование нагрузок в процессе физического воспитания неразрывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собственно отдых, или пассивный отдых (относительный покой, сменяющий двигательную активность), и активный отдых (отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление, и способствующую восстановлению работоспособности). В процессе физического воспитания отдых в обеих своих разновидностях является прежде всего необходимым условием восстановления уровня работоспособности, снизившегося в результате нагрузки, и тем самым создает предпосылки возобновления деятельности. Вместе с тем регулирование интервалов отдыха служит одним из средств оптимального управления общим эффектом упражнений. Ведь ближайший, следовой и кумулятивный эффекты упражнений зависят, кроме прочего, от величины интервала времени между окончанием предыдущего и началом последующего упражнения или между повторениями одного и того же упражнения. При различных интервалах воздействие очередного упражнения или повторения будет приходиться на различные фазы следовых процессов, обусловленных предыдущим воздействием, по-разному взаимодействовать со следовым эффектом и в зависимости от этого давать принципиально неоднозначные кумулятивные результаты.
Типы интервалов отдыха. Интервалы отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках отдельного занятия, естественно, не равны интервалам между занятиями: первые значительно короче и более вариативны, чем вторые.
При повторениях и чередовании упражнений в ходе занятия оправданы в соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха.
Ординарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения (см. рис. 1). Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала отдыха приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения. Конкретная величина ординарных интервалов, как и интервалов иного типа, в различных ситуациях не постоянна, она варьирует в довольно широких пределах (от десятков секунд при кратковременных упражнениях до многих минут при упражнениях большой продолжительности и интенсивности) – в зависимости от характера упражнений, параметров сопряженных с ними нагрузок, уровня подготовленности занимающихся и других обстоятельств.
Напряженный (жесткий) интервал – это интервал, протяженность которого настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем в ряде ситуаций это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затрудняющими выполнение. В сопоставимых случаях такой интервал короче, чем ординарный. Внешние количественные показатели работы, повторно выполняемой некоторое число раз с напряженными интервалами, могут не уменьшаться, но это сопряжено с дополнительной мобилизацией функциональных резервов организма. Интервалы такого типа характерны для режимов нагрузки и отдыха, направленных на воспитание выносливости.
«Минимакс»-интервал (суперкомпенсаторнный) – наименьший интервал отдыха между упражнениями, по истечении которого может выявляться ближайшее последействие предшествующего упражнения (либо серии упражнений), выражающееся в повышенных показателях оперативной работоспособности при выполнении последующего упражнения. Интервал такого типа удается вводить по ходу занятия реже, чем ординарный и напряженный интервалы, так как эффект ближайшего стимулирующего последствия упражнений, с которым он связан, имеет преходящий характер: перестает возникать по мере кумуляции утомления в процессе повторного воспроизведения упражнений на протяжении занятия.
Прежде всего «минимакс»-интервал надо соблюдать при переходе от разминки к выполнению основных в занятии упражнений; особое значение имеет этот интервал и при воспроизведении скоростных и скоростно-силовых упражнений с установкой на превышение скоростных и силовых параметров движений. Продолжительность его зависит от особенностей выполняемых упражнений и времени, на протяжении которого ближайший следовой эффект предшествующего упражнения (либо серии упражнений) может способствовать выполнению очередного упражнения.
По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы между занятиями, объединяющими, как правило, некоторую совокупность упражнений, более существенно влияют на общие тенденции процессов восстановления, приспособления и кумулятивных преобразований, которые развертываются в организме под воздействием системы занятий.
При ординарном интервале между занятиями, как уже ясно из сказанного ранее, уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего; поэтому, а также по восстановлению биоэнергетических ресурсов и ряду других показателей можно считать, что исходное состояние занимающихся при таком интервале оказывается в начале смежных занятий практически идентичным (за исключением, разумеется, тех изменений, которые остаются, в качестве следа прошедшего занятия и после восстановления состояния относительного покоя).
Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный. При нем происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, в результате (в определенных условиях) может возникать мощный стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов. Подобный отдых оправдан лишь при строго определенных условиях, важнейшее среди которых – квалифицированное регулирование нагрузок и восстановительных процессов. В случае несбалансированного введения жестких интервалов возрастает вероятность переутомления, перенапряжения, перетренировки.
Суперкомпенсаторный интервал соразмерен по продолжительности с временем, достаточным для наступления суперкомпенсации – своеобразной фазы реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов. Сверхвосстановление, происходящее за время суперкомпенсаторного интервала, позволяет в очередном занятии справляться с более значительной, чем в предыдущем, нагрузкой и выполнять двигательные задания более качественно. Однако по сравнению с ординарным и жестким интервалами суперкомпенсаторный интервал занимает наибольшее время (до двух и более суток при достаточно высоких нагрузках), а потому, если соблюдать интервалы лишь такого типа, общее число занятий в недельном режиме будет слишком малым.
Прогнозируя и оценивая эффект упражнений, нельзя забывать, что он зависит не только от вида и параметров самих упражнений, но и от ряда других факторов и условий их выполнения. Внешне одно и то же упражнение может дать различный эффект в зависимости от конкретного состояния упражняющихся, обусловленного их возрастом, полом, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности, а также условиями жизни и деятельности, существенно влияющими на работоспособность (общим режимом занятий и отдыха, суммарной величиной переносимых нагрузок, питанием, условиями внешней среды). Главная гарантия желаемой эффективности физических упражнений – квалифицированное использование их, основанное на глубоком понимании и умелом соблюдении научных принципов построения физического воспитания.
Реальный эффект воздействия ФУ будет зависеть, кроме прочего, от условий его выполнения. К ним можно отнести индивидуальные особенности самих занимающихся и внешние условия организации и проведения различных форм занятий.
К наиболее существенным факторам эффективности воздействия ФУ можно отнести следующие:
1. Психическое состояние занимающихся при решении стоящих педагогических задач. Процесс обучения – двусторонний. Именно поэтому педагогический эффект будет зависеть не только от квалификации учителя, но в равной степени и от активности, заинтересованности и интеллекта учащихся.
2. Особенности контакта: возраст, пол, состояние здоровья, уровень физической подготовленности.
3. Санитарно-гигиенические факторы. Именно они прежде всего способствуют реализации оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями. ФУ должны применяться с учетом режима труда и отдыха, питания, дневной двигательной деятельности.
Необходимо соблюдение санитарных норм в местах занятий. Проведение занятий в антисанитарных условиях (в грязном, запыленном помещении или загазованной атмосфере, при недостаточной освещенности) приносит вред организму. Занятия лучше проводить в парковой зоне, что значительно повышает эмоциональный настрой учащихся и снижает утомляемость.
4. Метеорологические факторы. Жара или холод, большая влажность или сильный встречный ветер – этой группой факторов преподаватель ФВ (тренер) управлять не может, но он должен их учитывать при проведении занятий. Изменение нагрузки, сдвиг функциональных изменений в организме при этом должен учитываться для достижения наибольшего эффекта.
Существенно зависит результат выполнения физических упражнений от методических факторов, способов выполнения упражнений.
Вспомогательные средства физического воспитания.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы дополняют ФУ как средства ФВ. Природные факторы (солнечная радиация, воздушная и водная среда) укрепляют здоровье, закаливают и повышают работоспособность.
Значительные изменения в естественной среде ведут к необратимым изменениям в организме: биохимическим, функциональным, психическим. Именно поэтому в современном мире все большую поддержку находит экологическое движение, направленное на сохранение окружающей среды.
В процессе ФВ естественные силы природы используются по 2 направлениям:
1) самостоятельно – при организации специальных процедур (солнечные, воздушные ванны). В этом случае они дозируются и становятся формой активного отдыха: в санаториях и профилакториях, лечебницах, в ходе трудового дня, в дошкольном ФВ;
2) сопутствующие факторы при выполнении ФУ усиливают эффективность их воздействие на организм.
Закаливание необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В детстве оно способствует повышению устойчивости организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а взрослый организм становится более устойчивым к неблагоприятным воздействиям среды и труда, более работоспособным. Систематическое закаливание является и фактором самовоспитания (дисциплинированности, воли и др.)
В практике спортивной тренировки использование естественных сил природы способствует расширению функциональных возможностей организма (так, выполнение упражнений на выносливость в местности, богатой кислородом, повышает аэробные возможности организма).
Гигиенические факторы также носят оздоровительную направленность. Они включают личную и общественную гигиену и реализуются при соблюдении необходимых гигиенических и санитарных норм. Условно их можно разделить на нормы, обеспечивающие условия для занятий ФУ (питание, быт, отдых, труд, учеба), и непосредственно используемые в процессе физического воспитания (режим нагрузок и отдыха, питание на марафонских дистанциях, соблюдение санитарных норм в местах занятий, восстановительные процедуры после выполнения упражнений: баня, массаж, ультрафиолетовое облучение и др.).
Только в частных случаях они могут становиться средствами физического воспитания (ППФП; при большом весе изменение режима питания влияет на формы и функции организма, т.е. улучшает физическое развитие). Правильный режим жизни не только сохраняет и укрепляет здоровье, но и поддерживает умственную и физическую работоспособность человека.
Некоторые авторы к вспомогательным средствам относят технические средства: тренажеры, оборудование и инвентарь, аппаратуру. Тренажеры позволяют смоделировать воздействие на организм в процессе двигательной деятельности или отдельные действия.
Инвентарь и оборудование существенно влияют на технику и эффективность ФУ. В спортивной деятельности они могут оказывать значительное воздействие на конечный.
Аппаратура срочной информации, светолидер в легкой атлетике, киносъемка, телекамера способствуют эффективности процесса спортивной тренировки.
Знание полного объема средств физического воспитания и их характеристик позволяет преподавателю-тренеру комплексно их использовать в соответствии с поставленными задачами, отбирать наиболее эффективные ФУ, применять имеющиеся педагогические классификации и разрабатывать новые системы физических упражнений.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 285.