Глава 1. Понятие и система принципов социального обеспечения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.[1]

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Именно поэтому в Конституции РФ[2] закреплены социальные гарантии, которые распространяются на все категории населения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ЖКХ.

В созданной для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления — социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания социально уязвимых категорий населения. Их цель — как социальная поддержка отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечить свое существование, так и создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Обусловленность жизни сложными социально-экономическими, экологическими и психологическими условиями предопределила рост потребности населения в социальных услугах. Наиболее нуждающимися в социальной поддержке категориями населения являются пожилые люди, семьи с детьми и дети. Следовательно, исследование динамики-развития учреждений социального обслуживания населения необходимо проводить, предварительно изучив потребности в социальных услугах.

Основным показателем потребности в услугах учреждений социального обслуживания принято считать структурно-демографические параметры: доля нетрудоспособного, нуждающегося в помощи населения в его общем количестве.

Второй важный показатель — уровень бедности, доля населения с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Для создания и развития социальных учреждений также важны медицинские и социально-экологические параметры в регионе.

Анализ потребности в социальных услугах на базе определенных показателей в отношении пожилых людей показывает, что переход к рынку оказался более сложным и длительным, социальная цена реформ неизмеримо высокой и несправедливой по отношению к пожилым гражданам России. Разрешить конфликт между бесплодными ожиданиями и реальной жизнью, которая также далека от благополучия, как и в начале перестройки, обеспечить нуждающимся социальную защиту должна была созданная в 1991 году система социальной защиты населения, включающая учреждения социального обслуживания населения.

Перед учреждениями социального обслуживания и в настоящее время стоят конкретные задачи по адресной социальной поддержке пожилых людей, при этом важно правильно определить категорию наиболее нуждающихся в социальной помощи.

Среди пожилых людей в первую очередь необходимо выделить группы риска: это лица в возрасте 70-90 лет и старше, одиноко живущие, бездетные, инвалиды и страдающие хроническими заболеваниями.

По данным Госкомстата России, на начало 2004 г. категория пожилых людей в возрасте 70-90 лет и старше составила 12 млн. 555 тысяч, или 8,7% населения. Женщин среди них в 2,5 раза больше. В силу возрастных причин большинство пожилых людей вправе рассчитывать на социальную поддержку. В последние десять лет быстрыми темпами растет категория инвалидов, при сохранении тенденции к 2005 году их численность достигнет 12,5 миллиона. Как показывают исследования, третья часть неработающих пенсионеров имеет уровень жизни ниже прожиточного и нуждается в социальной поддержке.

Начало роста числа нуждающихся в социальной поддержке населения начнется с 2005 года, когда на пенсию будет выходить многочисленное послевоенное поколение, в общей массе имеющее низкие доходы. Можно прогнозировать, что количество работающих пенсионеров в этот период незначительно возрастет, учитывая неблагоприятную для трудоустройства ситуацию, если государством не будут задействованы дискриминационные факторы.

Тема настоящего дипломного исследования – «Понятие и принципы социального обслуживания.

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что проблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой, так как не решается на уровне государства, не отмечается стремления к самообеспечению и на личностном уровне — среди старшего поколения продолжает действовать стереотип надежды на социальное обеспечение. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной дипломной работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть принципы социального обеспечения;

2) охарактеризовать принципы социального обслуживания.

Научной базой данной дипломной работы являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе раскрывается институт государственного служащего, также исследуются особенности правового регулирования института социального обслуживания граждан. В работе использованы работы таких ученых, как А. Госпорьяна[3], И. Григорьевой[4], К.Н. Гусова[5] М.Л. Захарова[6], Е.Е. Мачулъской[7], А.М. Панова[8], Г.В. Сулеймановой[9] и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.



Содержание принципов права социального обеспечения

 

Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения. В условиях рыночных отношений принцип всеобщности права на социальное обеспечение наполняется новым содержанием и связан с расширением сферы охвата. Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения вытекает, прежде всего, из норм Конституции РФ, статья 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в статье 19, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.[26]

Таким образом, принцип всеобщности социального обеспечения выражается в том, что конституционно устанавливается равная и одинаковая для каждого гражданина возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает их по признакам пола, национальности, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста имеют право на социальную пенсию).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с этим законом имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами РФ.[27]

Принцип всеобщности реализуется путем установления двух видов пенсий: трудовых и социальных. Другим примером развития данного принципа может служить система государственных пособий гражданам, имеющим детей. Еще одним выражением принципа всеобщности является предоставление социального обслуживания всем нуждающимся гражданам независимо от прошлой деятельности.

Однако принцип всеобщности нельзя понимать как безусловное право на государственные социальные пособия, выплаты, услуги или льготы. Законодательство четко определяет условия предоставления всех видов социальных выплат. Так, в частности, право на трудовую пенсию по старости возникает только у лиц, достигших пенсионного возраста при наличии установленного трудового стажа.

Принцип всеобщности проявляется и в праве на: медицинскую помощь и лечение; помощь в содержании и воспитании детей; помощь в период временной нетрудоспособности и т.п. Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

Таким образом, в целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ[28], ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[29], ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации[30]). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях - иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип доступности социального обеспечения находит свое воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления, выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку - получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому -социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

Отсюда вряд ли можно согласиться с мнением, что термин «социальное обеспечение» выходит из обихода.[31]

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Даже беглое знакомство с российскими нормативными актами в сфере социального обеспечения свидетельствует о внимании законодателя и в целом государства к нуждам и интересам нетрудоспособных, а также о достаточно высоких темпах законотворчества, затрагивающего практически весь спектр вопросов социального обеспечения и все категории нуждающихся в нем граждан. В то же время наличие значительного массива отраслевого законодательства, в том числе и новейшего, - еще не показатель его высокого качества и эффективности. В настоящее время социальная политика России, в частности социальное обеспечение, подвергается обоснованной критике.

Критериями эффективности законодательства о социальном обеспечении могут быть: распространение его на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан, соблюдение принципов равноправия и справедливости, выполнение государством по отношению к гражданам взятых на себя обязательств, недопустимость снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, гарантированность уровня жизни, соответствующего, по крайней мере, прожиточному минимуму.[32]

Вопрос о праве и социальной справедливости как главных принципах правовой трансформации российского общества, являющейся необходимым условием его модернизации, технологического и социального прорыва, нового структурирования, новой стратификации общества, - этот вопрос и здесь, в сфере экономики, оказывается проблемой, решать которую недопустимо на основе коммунистической уравниловки («метод шариковых») или государственно-силового «раскулачивания» олигархов - это все инерционные подходы прошлого. Решать эту проблему придется при помощи сложных и далеко не прямолинейных компромиссов и последовательных приближений.[33]

В настоящее время имеются попытки и вносятся предложения об изменения Конституции России, в том числе и в, части, касающейся социального обеспечения. Прежде всего, предлагается убрать из текста Конституции слова «социальное государство». Возвращаясь к проблеме непрерывных (и неоправданных) изменений законодательства, следует указать на такую опасность. Стабильность правовой системы, включая Конституцию как Основной закон, - залог социальной, политической, экономической и, в конечном счете, государственной устойчивости. И как ни парадоксально это звучит - залог развития.

Обновление законодательства необходимо, но когда законы принимаются непродуманно и наспех, так что сразу после принятия в них обнаруживаются прорехи, которые начинают опять же наспех латать, законодательный процесс обессмысливается, превращаясь в бумажную круговерть. Такими калейдоскопическими изменениями законодательства стираются базовые принципы права - его стабильность и динамизм.

Не может быть эффективного индивидуального, корпоративного, государственного планирования и прогнозирования, если неизвестно, как планы и прогнозы соотносятся с завтрашними законами. Не может быть устойчивости и развития, если нет эффективного планирования и прогнозирования. Даже чисто психологически - не может человек, сообщество, общество нормально действовать, если неизвестны завтрашние «условия игры».

В последние годы в Европе делается акцент на высокую степень регулятивности принципов права. Их полное и последовательное воплощение исключает, по мнению профессора Карла Экштайна, детальные нормы в законах и иных актах во избежание их беспрерывных изменений и восполнения пробелов. Эти нормы чиновники и власти должны освоить.[34] Такое суждение можно только приветствовать, но его все же надо связывать с подробной регламентацией прав и обязанностей госорганов, хозяйствующих субъектов для сдерживания привычного потока подзаконных актов и волюнтаристских решений и действий в силу административного усмотрения.

На эффективность правовых предписаний оказывают влияние и психологические факторы. С этих позиций следует выделить и психологическую эффективность норм права. Правовые предписания воплотятся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. В то же время следует иметь в виду, что степень знания различных правовых норм различна.[35] Так, В.М. Сырых отмечает, что при анкетировании по правовым проблемам граждане достаточно точно отвечают на вопросы, связанные с их повседневными отношениями, » затрудняются ответить на вопросы, далекие от их непосредственных интересов.[36] В.П. Казимирчук считает, что «в общественном мнении имеет место существенное различие между относительно слабым знанием правовых норм и довольно прочным знанием общих принципов права».[37] Можно ли в этом случае утверждать о большей эффективности общих принципов права по сравнению с конкретными предписаниями? Так или иначе, можно говорить о психологической эффективности правовых норм в плане информационно-ориентирующего, идеологического воздействия права на индивидуальное, групповое и массовое правосознание.[38]

С принципом всеобщности и доступности тесно связана гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще неспособно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ. Отсюда большое значение имеет принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения, к которому мы переходим далее в нашей работе.

Принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения, его реализация предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека). «Содержание принципа всесторонности заключается в том, что социальная помощь предоставляется гражданам во всех случаях, когда по независящим от человека обстоятельствам он теряет источник средств существования».[39]

Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых y человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.[40] , закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по не зависящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

В праве социального обеспечения России к числу таких обстоятельств относятся следующие: старость (т.е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение.

Следует отметить, что из основополагающих международно-правовых документов термины «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная помощь» и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом - задача весьма непростая.

Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 - это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.[41]

Также необходимо учитывать, что новые экономические условия привели к возникновению новых для нашей страны социальных опасностей и рисков. Бедность, нищета, бездомность, детская беспризорность, застойная безработица, последствия террористических актов, техногенных и природных катаклизмов и т.д. занимают все более значительное место в современной системе государственного социального обеспечения, вытесняя на второй план традиционные направления социальной защиты населения, как социальная помощь пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и прочее. В последнее время появились такие новые обстоятельства, как заражение ВИЧ-инфекцией, участие в борьбе с терроризмом и др.

Для некоторых видов социального обеспечения перечень таких обстоятельств закрепляется в законодательстве. Так, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» называет виды социальных страховых рисков и страховые случаи, при наступлении которых осуществляются выплаты страхового обеспечения по данному закону: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находившихся на его иждивении.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной (пенсии, пособия, компенсации), так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, одежда, средства передвижения, технические приспособления для инвалидов), а также в виде услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, для детей) и различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т. д.).[42]

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это «область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека». Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды как источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.[43]

Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой - дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.[44]

Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны. В статье 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 7 Конституции провозгласила, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Между тем обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны. Государство не может отдать своим гражданам больше, чем оно само имеет. Поэтому необходимо закреплять какие-то минимальные нормы обеспеченности, которые государство может гарантировать своим гражданам.

Долгое время в качестве такого социального стандарта обеспеченности в нашей стране применялась такая величина, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в привязке к которому определялся размер пенсий, пособий и других социальных выплат. Но поскольку МРОТ по своей величине очень мал[45] и не может обеспечить даже элементарного выживания, не говоря уже о достойной жизни, в качестве нового социального стандарта сейчас применяется прожиточный минимум.

Данный принцип является конституционным, однако о его реализации можно говорить лишь тогда, когда будет, установлен такой уровень социального обеспечения, который позволит человеку вести достойную жизнь. В качестве социального стандарта этого уровня признается официально фиксируемый прожиточный минимум, представляющий собой стоимостную оценку потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.[46] Прожиточный минимум в целом по России предназначается, во-первых, для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, во-вторых, для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и, в-третьих, для формирования федерального бюджета.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации поэтапно повышается до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Величина прожиточного минимума учитывается также при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.[47]

Наконец, социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. Согласно статье 39 Конституции РФ социальное обеспечение может осуществляться как за счет государственных средств, так и за счет добровольного социального страхования, создания дополнительных, форм социального обеспечения и благотворительности. Государственные средства на социальное обеспечение населения формируются из двух источников: средства бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных социальных фондов (государственное социальное страхование). Государственная система социального страхования включает в себя пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование (страхование по болезни), страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь в соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ установлен единый социальный налог (ЕСН).

Согласно статье 235 Налогового кодекса РФ плательщиками ЕСН признаются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. При этом члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в основном за счет обязательных страховых взносов страхователей, в качестве которых выступают работодатели (статьи 20 – 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).[48]

Все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска. Классификация отраслей (подотраслей) экономики предусматривает 22 класса профессионального риска. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации.[49]

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа. Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.[50]

Однако многие виды социального обеспечении предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой государственного социального страхования существует и государственное социальное обеспечение, которое непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.)

Что касается негосударственных источников средств на социальное обеспечение и социальное страхование, то это могут быть средства негосударственных пенсионных фондов, отдельных юридических и (или) физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

В связи с введением в действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях.[51]

Статья 8 закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, Включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств, посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи и т.д.

Таким образом, многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

Дифференциация обеспечения на основании социально-значимых обстоятельств. Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств. Характеризуя принцип дифференциации, прежде всего большое внимание уделяется такому критерию, как трудовая деятельность. .Дифференциация может зависеть от таких факторов, как пол, возраст, условия труда, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

В зависимости от основания в праве социального обеспечения различают следующие виды дифференциации:

1) субъектная - в зависимости от определенных характеристик субъекта, которому предоставляется тот или иной вид социального обеспечения. Здесь может применяться дифференциация в обеспечении по такому признаку, как пол (различный пенсионный возраст для мужчин и женщин); возраст (различные размеры пособия, в зависимости от возраста ребенка); определенные заслуги перед государством (льготы для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда); занятие определенными видами деятельности (пенсии за выслугу лет для военнослужащих, федеральных государственных служащих, пожизненное содержание судей); состояние здоровья (временная нетрудоспособность, инвалидность);

2) территориальная — в зависимости от того, где (в каких климатических
условиях) проходила деятельность, которая дает право на тот или иной вид
социального обеспечения (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или испытаний на Семипалатинском полигоне);

3) отраслевая - в зависимости от того, в какой отрасли народного хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот или иной вид социального обеспечения (пенсионное обеспечение летчиков гражданской авиации или шахтеров; пенсии за выслугу лет учителям и медицинским работникам).

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).[52]

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей, и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Отстаивая идею о широкой сфере действия права социального обеспечения, Т.В. Иванкина пришла к выводу, что по своему содержанию правоотношения по социальному обеспечению являются обязательствами. «Все эти отношения имеют единую экономическую сущность: это отношения по распределению совокупного общественного продукта, аккумулированного в общественных фондах потребления».[53] Объектом таких правовых связей являются блага и услуги, распределяемые через общественные фонды потребления. Т.В. Иванкина первой в отечественной науке права социального обеспечения сформулировала концепцию социальных обязательств. Под ними понимаются отношения между государственными органами и гражданином по поводу предоставления ему материальных благ и услуг из общественных фондов потребления.[54]

Т.В. Красильникова проводит аналогию с гражданско-правовыми обязательствами и признает пенсионное правоотношение «особого рода односторонним денежным обязательством, в силу которого орган социального обеспечения, при наличии соответствующих юридических фактов, обязан ежемесячно выплачивать пенсионеру определенные законом денежные суммы (пенсию)». К сожалению, эта концепция не получила дальнейшего развития и углубления, несмотря на заложенный в ней большой научный потенциал. По своей глубине и универсальности она, несомненно, может претендовать на роль ведущего научного направления в праве социального обеспечения, будучи дополнена и дифференцирована в зависимости от применяемых сегодня форм социального обеспечения. Например, используя разработанную в гражданском праве систему критериев, можно провести классификацию социальных обязательств.[55]

Социальные обязательства, как и гражданско-правовые, они могут быть односторонними и взаимными.[56] К первому виду относятся социально-обеспечительные обязательства, в силу которых государство (обязанная сторона) в лице его органов обязано предоставить гражданину (управомоченной стороне) материальное обеспечение в случаях, указанных в законе. Социально-страховое обязательство является взаимным. Гражданин обязан уплачивать страховые взносы (либо за него это делает страхователь, что не меняет экономической природы взносов, представляющих собой часть заработной платы или дохода застрахованного лица), государство в лице его органов вправе требовать их уплаты в целях обеспечения текущих потребностей социально-страховой системы, то есть для выплаты ценсий и пособий.

Таким образом, наряду с постоянным усилением тенденции к единству -правового регулирования отношений по социальному обеспечению, в праве социального обеспечения достаточно широко применялась и применяется дифференциация. Она позволяет корректировать индивидуальную меру потребления с учетом пола, возраста, семейного и имущественного положения, состояния здоровья, условий труда и других факторов и делала ее «в каждом отдельном случае более справедливой, чем, если бы такая дифференциация отсутствовала».[57]

Анализ современного состояния права социального обеспечения показывает, что число норм, устанавливающих исключения из общего правила и льготные условия обеспечения слишком велико. Далеко не все из них целесообразно сохранять в новых экономических условиях, поскольку они значительно усиливают финансовую нагрузку государственной системы социального обеспечения и уже не соответствуют своему целевому назначению. Соглашаясь с тем, что законы рыночной экономики требуют кардинального пересмотра основных критериев предоставления льгот, следует возразить против упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение их количества, способного привести лишь к временной экономии средств.

Необходим комплексный анализ каждой конкретной нормы, скрепляющей дополнительные преимущества для отдельных категорий населения, с учетом таких факторов, как причины введения, круг субъектов, имеющих право на нее, стоимость и экономическая эффективность в сочетании с другими видами социального обеспечения. Чтобы снизить количество споров, вызываемых нарушением установленных законом прав, предлагается произвести упорядочение социально-бытовых и других видов льгот с учетом доходов и имущественного положения реципиентов и жестко соблюдать принцип адресности при их назначении.[58]

Условия предоставления адресной социальной помощи должны дифференцироваться в зависимости от индивидуального или среднедушевого дохода семьи, состояния здоровья и других факторов.

Анализ принципа дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению показывает, что в современных социально-экономических условиях существуют объективные обстоятельства для его дальнейшего применения в качестве руководящего начала. Они служит основой для установления различий в правовом регулировании. «Дифференциация правового регулирования была и остается объективно необходимой в целях наиболее полного удовлетворения потребностей различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества».[59] Однако она должна осуществляться в таких пределах, чтобы не нарушать нормального функционирования государственной системы социального обеспечения.

В конечном же счете речь идет о выборе между двумя концепциями: а) классической либеральной концепцией свободы, основанной на противопоставлении равенства и свободы и предполагающей минимальное участие государства в социальном вспомоществовании, исключающей юридически зафиксированные в конституции социальные обязанности государства перед гражданином и делающей основной упор на задачах защиты человеческого достоинства при возможном осуществлении государственных, а также (в большей мере) негосударственных, коммерческих социальных программ[60]; б) концепцией «социально-ориентированной» свободы в социальном правовом государстве. Конституция России, весьма либеральная с точки зрения общефилософских, мировоззренческих подходов к решению фундаментальных проблем политической власти, рыночной экономики, положения личности в обществе и государстве, в то же время безоговорочно закрепляет нормативно-правовую модель «социально-ориентированной» свободы.[61]

Достаточно отметить тот факт, что в ст. 7 (ч. 1) Конституции РФ, содержащей формулу социального государства, присутствует указание на «свободное развитие человека» как сущностную характеристику, важнейшую цель социального государства. Между тем свобода - главная доминанта правового, но не социального государства. Для социального государства такой доминантой являются идеи справедливости и равенства. Есть основание полагать, что конституционная модель социального государства, закрепленная в российской Конституции, содержит некий внутренний резерв для преодоления противоречий между принципами социального государства, с одной стороны, и правового государства, с другой, на основе баланса соответствующих конституционных ценностей. И это важнейшая основа обеспечения социальной стабильности в обществе, его конституционной безопасности и безопасности его членов.

В поиске такого баланса особая роль принадлежит Конституционному Суду. Показательно, что в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. (п. 2 мотивировочной части постановления).[62] Более того, в этом же постановлении принцип справедливости выводится из норм ст. 1 и 7 Конституции наряду с принципом равенства (ст. 19).

Принцип справедливости (некоторые авторы, например, О.И. Цыбулевская именуют его «принцип социальной справедливости»[63] имеет особую значимость.

Данный принцип в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Особенность юридической справедливости заключается в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально-определенный характер, зачастую связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п.

Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, Преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.[64]

Справедливость имеет парную категорию — «несправедливость». Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливости. Опережение возникновения несправедливости — важнейшая прогностическая функция юридической науки. На это же должна быть направлена деятельность государства. Законодатель, предпочитающий сейчас развитие рыночных отношений, должен создать эффективный механизм устранения причин, снижающих социально-экономическую гарантированность юридического статуса личности.

Рассматриваемый принцип как представляется, является своеобразным продолжением принципа равноправия, который в свою очередь, закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной; расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.[65]

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство — более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве.





Глава 2. Содержание принципов социального обслуживания

Заключение

 

Таким образом, развитие социального обслуживания — важное достижение государства за последние годы. Ведь при социализме были пенсии и стационары (Дома престарелых), но с потерей способности к самообслуживанию пожилой человек уже не мог оставаться дома, если ему не помогали родственники или знакомые. Более того, случалось и до сих пор случается, что именно родственники инициируют переезд в стационар. Но сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому, как правило, два раза в неделю (покупка продуктов питания и лекарств, помощь в приготовлении пищи, помощь в уборке квартиры и т. д.). Если пожилой человек нездоров, его может в дополнение к социальному работнику обслуживать медицинская сестра, так что посещения могут быть ежедневными. Существуют социальные столовые и парикмахерские, оказывается натуральная помощь продуктами, одеждой и т. п. Во многих местах открылись отделения дневного пребывания, где пожилые люди получают комплексное обслуживание, от двухразового питания до концертов. Управление и координацию деятельности по предоставлению социальных услуг осуществляют Центры социального обслуживания населения (ЦСОН), которые есть в настоящее время в каждом районном центре, а в крупных городах — в каждом районе.

Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой человек мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. В основании такого определения легко просматриваются принципы самопомощи и взаимопомощи, уход от социалистического патернализма в сторону коммунитарной идеологии.

Оптимальная модель отношений пожилых людей с обществом еще не найдена. Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в числе уязвимых групп населения. Во многих случаях пожилые и их родственники даже не знают, куда обращаться по поводу своих проблем. Это говорит не столько об их ретроградных установках, сколько о плохой работе социальных служб по информированию населения.

В социальное обслуживание пожилых должна быть включена профориентация, профпереподготовка и поиск достойной работы для лиц предпенсионного возраста и пожилых первого десятилетия после выхода на пенсию. Она будет способствовать замедлению темпов старения и сохранению трудового потенциала, а также восстановлению уровня трудоспособности. Это особенно важно в России, где современная ситуация, дискриминирующая пожилых, сконструирована нормами пенсионирования.

Женщины в РФ получают пенсию по старости с 55 лет, мужчины — с 60 лет. Из-за раннего возраста выхода на пенсию в России, как нигде в мире, велик разрыв между пожилым населением и населением пенсионного возраста и выражение «молодые пенсионеры» звучит уместно.

Особенно необходима серьезная дискуссия о том, как сделать социальное обслуживание эффективным, поскольку критерии эффективности во многих случаях действительно не вполне ясны. Ведь такое обслуживание должно принимать различные формы, когда речь идет, например, о людях с постепенно снижающейся способностью к самообслуживанию, что во многих случаях неизбежно. Или о хронических больных, которых можно лечить, но невозможно излечить и которым можно обеспечить повышение жизненного комфорта за счет возможности жить дома, а не в стационаре и т. д.

В России переход от универсальной системы предоставления социальных услуг государством к селективной, адресной системе, основанной на различных формах взаимопомощи и обслуживания на местном уровне, оказался весьма сложен. Он требует опоры на общезначимые ценности. Расчеты эффективности социальной помощи, где система страхования до сих пор не сложилась, а отношения пожилых и государства описываются на основе понятия «долга», весьма сложны. Переход на селективную/адресную систему помощи не только сложен, но и дорог, так как нет информационной базы, а перевод льгот в денежную форму способствует росту инфляции. Кроме того, предоставление льгот в натуральной форме имеет эффект самоотбора, т. е. добровольного отказа/исключения тех, кто не слишком нуждается в именно такой натуральной помощи. Льготы в денежном эквиваленте, естественно, хотят получать все, что давно известно специалистам по адресной помощи, но, видимо, до сих пор неизвестно правительству и законодателю, чьи резоны носят формально монетарный характер.

Итак, развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования к учету особенностей нужд клиентов, что можно реализовать именно в рамках более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной населению системы социальных служб. Наличие общих законов и норм оказания помощи, считавшихся преимуществом государственных, институциональных систем социальной работы, оказалось недостатком, придающим адресной помощи «безличный» характер, когда потребности конкретного клиента «не укладываются» в универсальный гарантированный перечень. Если необходимы дополнительные услуги, клиент должен платить или мириться с невозможностью их получения. При этом во многих случаях даже минимальная плата за определенную услугу воспринимается как моральная травма, оскорбление.

Трудно спорить с тем, что государство должно предоставить людям возможность действовать самим и отказаться от практики принятия универсальных, но экономически не обеспеченных правовых норм, связанных с помощью населению, финансируя в то же время конкретные общественные инициативы или проекты. Для пенсионеров организация обществ взаимного кредита, ремонтных услуг, хранилищ для овощей или мини-цехов для их переработки была бы весьма уместна.

Переходя снова с уровня индивидуальных нужд на работу местных сообществ, отметим, что международная практика говорит об эффективности микрофинансирования для их развития. Эффективность связана с тем, что сообщество само выдвигает организационных лидеров и решает, под какие нужды просить деньги. Естественно, самостоятельное решение проблем пожилых с помощью самоорганизации, общественных организаций и современных информационных ресурсов требует времени, терпения и мотивации. Между тем «нетерпение», иллюзия возможности достигнуть быстрых результатов глубоко пронизывает наш социум. Но, как показывает исторический опыт, постепенные изменения в конце концов более продуктивны, чем «щучье веление» государства.

При этом федеральные законы, программные документы правительства и президента, связанные с формированием нового типа социальной политики, носят до сих пор противоречивый характер, а способность известных политиков согласовывать интересы различных групп вызывает глубокие сомнения.

Таким образом, в таком дезинтегрированном обществе, как российское, где интересы разных групп конфликтуют, важнейшей задачей реформирования становится создание культуры социальных взаимодействий (партнерства) и умения достигать приемлемых соглашений по наиболее спорным вопросам развития общества, к которым, очевидно, относятся и приоритеты социальной политики в отношении разновозрастных групп населения.

 



Введение

 

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.[1]

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Именно поэтому в Конституции РФ[2] закреплены социальные гарантии, которые распространяются на все категории населения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ЖКХ.

В созданной для поддержки населения системе государственной социальной защиты можно выделить два направления — социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания социально уязвимых категорий населения. Их цель — как социальная поддержка отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечить свое существование, так и создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения.

Обусловленность жизни сложными социально-экономическими, экологическими и психологическими условиями предопределила рост потребности населения в социальных услугах. Наиболее нуждающимися в социальной поддержке категориями населения являются пожилые люди, семьи с детьми и дети. Следовательно, исследование динамики-развития учреждений социального обслуживания населения необходимо проводить, предварительно изучив потребности в социальных услугах.

Основным показателем потребности в услугах учреждений социального обслуживания принято считать структурно-демографические параметры: доля нетрудоспособного, нуждающегося в помощи населения в его общем количестве.

Второй важный показатель — уровень бедности, доля населения с уровнем жизни ниже прожиточного минимума. Для создания и развития социальных учреждений также важны медицинские и социально-экологические параметры в регионе.

Анализ потребности в социальных услугах на базе определенных показателей в отношении пожилых людей показывает, что переход к рынку оказался более сложным и длительным, социальная цена реформ неизмеримо высокой и несправедливой по отношению к пожилым гражданам России. Разрешить конфликт между бесплодными ожиданиями и реальной жизнью, которая также далека от благополучия, как и в начале перестройки, обеспечить нуждающимся социальную защиту должна была созданная в 1991 году система социальной защиты населения, включающая учреждения социального обслуживания населения.

Перед учреждениями социального обслуживания и в настоящее время стоят конкретные задачи по адресной социальной поддержке пожилых людей, при этом важно правильно определить категорию наиболее нуждающихся в социальной помощи.

Среди пожилых людей в первую очередь необходимо выделить группы риска: это лица в возрасте 70-90 лет и старше, одиноко живущие, бездетные, инвалиды и страдающие хроническими заболеваниями.

По данным Госкомстата России, на начало 2004 г. категория пожилых людей в возрасте 70-90 лет и старше составила 12 млн. 555 тысяч, или 8,7% населения. Женщин среди них в 2,5 раза больше. В силу возрастных причин большинство пожилых людей вправе рассчитывать на социальную поддержку. В последние десять лет быстрыми темпами растет категория инвалидов, при сохранении тенденции к 2005 году их численность достигнет 12,5 миллиона. Как показывают исследования, третья часть неработающих пенсионеров имеет уровень жизни ниже прожиточного и нуждается в социальной поддержке.

Начало роста числа нуждающихся в социальной поддержке населения начнется с 2005 года, когда на пенсию будет выходить многочисленное послевоенное поколение, в общей массе имеющее низкие доходы. Можно прогнозировать, что количество работающих пенсионеров в этот период незначительно возрастет, учитывая неблагоприятную для трудоустройства ситуацию, если государством не будут задействованы дискриминационные факторы.

Тема настоящего дипломного исследования – «Понятие и принципы социального обслуживания.

Тема данной работы актуальна в связи с тем, что проблема повышения уровня жизни граждан остается по-прежнему острой, так как не решается на уровне государства, не отмечается стремления к самообеспечению и на личностном уровне — среди старшего поколения продолжает действовать стереотип надежды на социальное обеспечение. По большому счету государство обязано защитить тех людей, кто в силу возрастных причин и состояния здоровья не может обеспечить себе достойный уровень жизни.

Целью данной дипломной работы является проведение исследования и рассмотрение содержания такого важного государственного правового института как социальное обслуживание граждан: понятие и принципы.

Исходя из поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

1) рассмотреть принципы социального обеспечения;

2) охарактеризовать принципы социального обслуживания.

Научной базой данной дипломной работы являются разработки отечественных ученых, где на теоретической основе раскрывается институт государственного служащего, также исследуются особенности правового регулирования института социального обслуживания граждан. В работе использованы работы таких ученых, как А. Госпорьяна[3], И. Григорьевой[4], К.Н. Гусова[5] М.Л. Захарова[6], Е.Е. Мачулъской[7], А.М. Панова[8], Г.В. Сулеймановой[9] и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.



Глава 1. Понятие и система принципов социального обеспечения

Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.