Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства в области защиты и охраны водных ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основным законом Российской Федерации является Конституция РФ, которая гласит то, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с этим принят ряд законов и правовых нормативных актов регламентирующих положение данной статьи, которые представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Основные нормативно – правовые акты в области защиты и охраны водных ресурсов.

Название Дата Номер

Федеральные законы РФ

1 ФЗ "Водный кодекс РФ" 16.11.1995 (с изменениями от 30.12.2001) № 167-ФЗ
2 ФЗ "Об охране окружающей среды" 10.01.2002 № 7-ФЗ
3 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" 14.03.1995 № 33-ФЗ
4 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" 21.07.1997 (с изменениями от 27.12.2000) № 117-ФЗ
5 ФЗ "Об экологической экспертизе" 22.11.1995 № 173-ФЗ

Постановления правительства РФ

6 ППРФ "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" 06.11.1998 № 1303
7 ППРФ "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" 23.01.1981 № 105
8 ППРФ "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на министерство транспорта РФ" 20.05.1998 № 466
9 ППРФ "О порядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений" 23.05.1998 № 490
10 ППРФ "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" 16.10.1997 № 1320

Положения правительства РФ

11 "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения"   № 2640-82
12 "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ" 16.05.2000 № 372
Законы Республики Башкортостан
13 "О государственном комитете Республики Башкортостан по экологии и природопользованию" 29.02. 1992  
14 "Экологический кодекс Республики Башкортостан" 28.10.1992  
15 "Водный кодекс Республики Башкортостан" 13.07.1993  
16 "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" 31.07.1995 № 5-З

Госты

 

"Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения"

ГОСТ 2761-84  

"Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов"

ГОСТ 17.1.5.02.80  

"Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения".

ГОСТ 19185-73  

СНиПы

 

"Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов"

СНиП П-60-75**  

"Инженерная защита территории от затопления и подтопления"

СНиП 2.06.15-85  

" Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования"

СНиП 2.06.01-86  

"Строительные нормы и правила водоснабжение наружные сети и сооружения"

СНиП 2.04.02-84*  
"Строительные нормы и правила нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)" СНиП 2.06.04-82* (1989, с изм. 2 1995)  

"Строительные нормы и правила гидротехнические сооружения речные"

СНиП 3.07.01-85  

" Строительные нормы и правила гидротехнические морские и речные транспортные сооружения"

СНиП 3.07.02-87  

Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

СНиП 11-01-95  

Методические рекомендации

 

Методические рекомендации по прогнозированию переформирований берегов водохранилищ

П 30-75/ВНИИГ. Л. 1975.  

Рекомендации по прогнозированию подтопления берегов водохранилищ и использованию подтопленных земель

П 71-78/ВНИИГ. Л. 1978  

Рекомендации по термическому расчету водохранилищ

П 78-79/ ВНИИГ. Л. 1979  

Рекомендации по расчету трансформации русла в нижних бьефах гидроузлов

П 95-81/ВНИИГ. Л. 1981  

Рекомендации по расчету длины полыньи в нижних бьефах ГЭС

П 28-86/ВНИИГ Л. 1986  

Рекомендации по прогнозированию изменений местного климата и его влияния на отрасли народного хозяйства в прибрежной зоне водохранилищ

П 850-87/ Гидропроект. М. 1987  

 

Федеральный закон об охране окружающей среды

Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

· соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

· обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

· научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

· охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

· ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

· платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

· независимость контроля в области охраны окружающей среды;

· презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

· учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

· приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

· допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

· обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

· обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

· сохранение биологического разнообразия;

· обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

· запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

· соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

· ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

· организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

· участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

· международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.