МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
“ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ФУНКЦИИ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ”
СТУДЕНТА 5 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МАРТЬЯНОВА ДЕНИСА НИКОЛАЕВИЧА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОКТОР БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
ПРОФЕССОР МУРАВЬЕВ А. В.
ЯРОСЛАВЛЬ, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. Введение 2. Обзор литературы 3. Методика исследования 4. Результаты исследования 5. Обсуждение результатов 6. Выводы 7. Список литературы | 2 – 3 4 – 22 23 – 27 28 – 47 48 – 51 52 53 |
1. Введение
В наши дни проблема стресса изучена достаточно глубоко. Концепция стресса, сформулированная выдающимся канадским ученым Гансом Селье шестьдесят четыре года назад, оказала большое влияние на различные направления науки о человеке – медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую (особенно в наше время) актуальность проблемы защиты человека от действий неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать стрессе и о способах его предотвращения и преодоления.
Однако вовсе не значит, что стресс является только злом, с которым надо бороться и не допускать в нашей жизни. Стресс, как указывал Г. Селье, не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. В этом, естественно, положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.
Стресс вызывает изменение физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако, в ряде случаев становится достаточно сильным и даже повреждающим. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности.
Все это свидетельствует о несомненной актуальности темы стресса и его всестороннего изучения в различных формах и проявлениях.
Возможность тестирования параметров организма при воздействии стресса и способы оценки с использованием проб стало возможностью изучить влияние психологического и физиологического стресса на параметры сердечно-сосудистой системы военнослужащих, мужчин и женщин. Это и стало основной целью данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Оценить состояние вегетативной нервной системы военнослужащих путем проведения ортостатической пробы.
Изучить изменение параметров кровообращения военнослужащих в ответ на психологический стресс.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того чтобы выяснить влияние психологического и физиологического стресса на сердечно-сосудистую систему человека во взаимодействии с ортостатической пробой мною была отобрана группа военнослужащих в количестве тридцати человек. Это офицеры и прапорщики одной из воинских частей города Ярославля. Возраст исследуемых от 25 до 35 лет. Средний вес мужчин – 75 килограмм, женщин – 55 килограмм. По половому признаку различий не делалось, так как предварительные исследования показали, что разница в показателях сердечно-сосудистой системы, при реакциях на стресс, у мужчин и женщин – минимальная. Надо добавить, что в данной группе не было лиц с серьезными отклонениями здоровья и заболеваниями. Все они каждый год проходят полное, обязательное медицинское обследование на предмет годности к воинской службе. Но также надо отметить, что большинство исследуемых не занимаются регулярно физическими упражнениями. То есть их физическое состояние организма можно оценить, как среднее для данного возраста и результаты исследования можно достоверно применить к большей части населения.
Для оценки состояния вегетативной нервной системы путем проведения ортостатической пробы, изменения параметров сердечно-сосудистой системы военнослужащих в ответ на психологический и физиологический стресс я разделил свои исследования на три составляющих:
Искусственное создание для организма испытуемого физиологического стресса путем максимального напряжения мышц предплечий рук, с использованием кистевых эспандеров, в течение 15-20 секунд, и фиксация результатов до и после стресса.
Для фиксации результатов исследования мне был нужен высокочувствительный прибор, с минимальной погрешностью, для определения артериального давления и частоты сердечных сокращений.
После изучения доступной литературы и поисков мне удалось найти такой прибор, отвечающий требованиям описанным выше.
Для проведения исследований я использовал:
Прибор для измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений, автоматический, цифровой, с функцией памяти, модель МТ – 40, производства Medical Texnology Products, ins New York, USA.
Технические характеристики:
Диапазон измерения артериального давления: 0 – 300 мм. ртутного столба.
Частоты сердечных сокращений: 40 – 160 ударов в минуту.
Погрешность измерения артериального давления: ± 3 мм. ртутного столба.
Погрешность измерения частоты сердечных сокращений: ± 5%.
Источник питания внутренний и сетевой, возможность подсчета средних значений результатов измерений, хранящихся в памяти прибора.
Прибор имеет возможность предварительной установки уровня максимального давления в манжете 180-210-240 мм. ртутного столба. Нагнетание и сброс давления в манжете происходит автоматически.
Физ. сост.
Сист.
Диас.
Ср.
1. Ортостатическая
проба
2. Психологический
стресс
3. Физиологический
стресс
Тесты 2
Ф.И.О., возраст
Шутова, 25
ЧСС
Артериальное
давление
Индекс
Робинсона
ДП
Физ. сост.
Сист.
Диас.
Ср.
1. Ортостатическая
проба
2. Психологический
стресс
3. Физиологический
стресс
Тесты 3
Ф.И.О., возраст
Мартьянов, 26
ЧСС
Артериальное
давление
Индекс
Робинсона
ДП
Физ. сост.
Сист.
Диас.
Ср.
1. Ортостатическая
проба
2. Психологический
стресс
3. Физиологический
стресс
Таблица первичных исследований 2
Тесты 4 Ф.И.О., возраст Старикова, 25 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 71 | 107 | 59 | 75 | 53,3 | ||
верт. | 72 | 105 | 61 | 76 | 54,7 | |||
2. Психологический | до | 72 | 105 | 61 | 76 | 54,7 | ||
после | 74 | 106 | 75 | 85 | 62,9 | |||
3. Физиологический стресс | до | 72 | 105 | 61 | 76 | 54,7 | ||
после | 89 | 123 | 74 | 90 | 80,1 | |||
Тесты 5 Ф.И.О., возраст Афонин, 26 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 71 | 112 | 69 | 83 | 58,9 | ||
верт. | 96 | 127 | 61 | 83 | 79,7 | |||
2. Психологический | до | 96 | 127 | 61 | 83 | 79,7 | ||
после | 98 | 120 | 68 | 85 | 83,3 | |||
3. Физиологический стресс | до | 96 | 127 | 61 | 83 | 79,7 | ||
после | 93 | 115 | 62 | 79 | 73,5 | |||
Тесты 6 Ф.И.О., возраст Шушарина, 25 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 62 | 121 | 75 | 90 | 55,8 | ||
верт. | 91 | 118 | 77 | 91 | 82,8 | |||
2. Психологический | до | 91 | 118 | 77 | 91 | 82,8 | ||
после | 85 | 111 | 64 | 80 | 68,0 | |||
3. Физиологический стресс | до | 91 | 118 | 77 | 91 | 82,8 | ||
после | 87 | 128 | 77 | 94 | 81,8 |
Таблица первичных исследований 3
Тесты 7 Ф.И.О., возраст Чиндарев, 26 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 85 | 127 | 74 | 92 | 78,2 | ||
верт. | 101 | 129 | 68 | 88 | 88,9 | |||
2. Психологический | до | 101 | 129 | 68 | 88 | 88,9 | ||
после | 96 | 143 | 98 | 112 | 107,5 | |||
3. Физиологический стресс | до | 101 | 129 | 68 | 88 | 88,9 | ||
после | 125 | 151 | 96 | 114 | 142,5 | |||
Тесты 8 Ф.И.О., возраст Моржухин, 30 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 57 | 124 | 72 | 89 | 50,7 | ||
верт. | 59 | 130 | 103 | 112 | 66,1 | |||
2. Психологический | до | 59 | 130 | 103 | 112 | 66,1 | ||
после | 69 | 130 | 88 | 102 | 70,4 | |||
3. Физиологический стресс | до | 59 | 130 | 103 | 112 | 66,1 | ||
после | 67 | 147 | 74 | 98 | 65,7 | |||
Тесты 9 Ф.И.О., возраст Ерофеев, 25 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 98 | 128 | 74 | 92 | 90,2 | ||
верт. | 103 | 125 | 70 | 88 | 90,7 | |||
2. Психологический | до | 103 | 125 | 70 | 88 | 90,7 | ||
после | 106 | 134 | 75 | 95 | 100,7 | |||
3. Физиологический стресс | до | 103 | 125 | 70 | 88 | 90,7 | ||
после | 103 | 129 | 83 | 98 | 100,9 |
Таблица первичных исследований 4
Тесты 10 Ф.И.О., возраст Акимов, 26 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 65 | 118 | 68 | 84 | 54,6 | ||
верт. | 80 | 120 | 81 | 94 | 75,2 | |||
2. Психологический | до | 80 | 120 | 81 | 94 | 75,2 | ||
после | 91 | 121 | 69 | 86 | 78,3 | |||
3. Физиологический стресс | до | 80 | 120 | 81 | 94 | 75,2 | ||
после | 98 | 139 | 123 | 128 | 125,4 | |||
Тесты 11 Ф.И.О., возраст Халфеева, 26 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 78 | 126 | 60 | 82 | 64,0 | ||
верт. | 103 | 115 | 80 | 92 | 94,8 | |||
2. Психологический | до | 103 | 115 | 80 | 92 | 94,8 | ||
после | 116 | 123 | 98 | 106 | 123,0 | |||
3. Физиологический стресс | до | 103 | 115 | 80 | 92 | 94,8 | ||
после | 120 | 136 | 93 | 107 | 128,4 | |||
Тесты 12 Ф.И.О., возраст Сидоров, 29 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 66 | 113 | 63 | 80 | 52,8 | ||
верт. | 81 | 127 | 80 | 96 | 77,8 | |||
2. Психологический | до | 81 | 127 | 80 | 96 | 77,8 | ||
после | 87 | 138 | 78 | 98 | 85,3 | |||
3. Физиологический стресс | до | 81 | 127 | 80 | 96 | 77,8 | ||
после | 72 | 152 | 78 | 103 | 74,2 |
Таблица первичных исследований 5
Тесты 13 Ф.И.О., возраст Харитонова, 29 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 57 | 103 | 56 | 72 | 41,0 | ||
верт. | 76 | 116 | 71 | 86 | 65,4 | |||
2. Психологический | до | 76 | 116 | 71 | 86 | 65,4 | ||
после | 75 | 111 | 73 | 86 | 64,5 | |||
3. Физиологический стресс | до | 76 | 116 | 71 | 86 | 65,4 | ||
после | 75 | 144 | 80 | 101 | 75,8 | |||
Тесты 14 Ф.И.О., возраст Утин, 30 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 75 | 116 | 53 | 74 | 55,5 | ||
верт. | 81 | 130 | 82 | 98 | 79,4 | |||
2. Психологический | до | 81 | 130 | 82 | 98 | 79,4 | ||
после | 85 | 131 | 85 | 100 | 85,0 | |||
3. Физиологический стресс | до | 81 | 130 | 82 | 98 | 79,4 | ||
после | 72 | 144 | 131 | 135 | 97,2 | |||
Тесты 15 Ф.И.О., возраст Гусев, 31 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 61 | 116 | 79 | 91 | 55,5 | ||
верт. | 83 | 126 | 82 | 97 | 80,2 | |||
2. Психологический | до | 83 | 126 | 82 | 97 | 80,2 | ||
после | 78 | 121 | 88 | 99 | 77,2 | |||
3. Физиологический стресс | до | 83 | 126 | 82 | 97 | 80,2 | ||
после | 80 | 131 | 79 | 96 | 77,1 |
Таблица первичных исследований 6
Тесты 16 Ф.И.О., возраст Земляничная, 32 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 76 | 117 | 60 | 79 | 60,0 | ||
верт. | 93 | 116 | 72 | 87 | 80,9 | |||
2. Психологический | до | 93 | 116 | 72 | 87 | 80,9 | ||
после | 96 | 126 | 77 | 93 | 89,3 | |||
3. Физиологический стресс | до | 93 | 116 | 72 | 87 | 80,9 | ||
после | 89 | 130 | 79 | 96 | 85,4 | |||
Тесты 17 Ф.И.О., возраст Лисович, 30 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 60 | 104 | 60 | 75 | 45,0 | ||
верт. | 66 | 116 | 85 | 95 | 62,7 | |||
2. Психологический | до | 66 | 116 | 85 | 95 | 62,7 | ||
после | 66 | 119 | 90 | 100 | 66,0 | |||
3. Физиологический стресс | до | 66 | 116 | 85 | 95 | 62,7 | ||
после | 62 | 137 | 79 | 98 | 60,8 | |||
Тесты 18 Ф.И.О., возраст Данилова, 25 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 57 | 94 | 47 | 63 | 35,9 | ||
верт. | 72 | 101 | 59 | 73 | 52,6 | |||
2. Психологический | до | 72 | 101 | 59 | 73 | 52,6 | ||
после | 78 | 95 | 62 | 73 | 56,9 | |||
3. Физиологический стресс | до | 72 | 101 | 59 | 73 | 52,6 | ||
после | 66 | 99 | 61 | 74 | 48,8 |
Таблица первичных исследований 7
Тесты 19 Ф.И.О., возраст Круглов, 29 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 67 | 96 | 57 | 70 | 46,9 | ||
верт. | 91 | 103 | 72 | 82 | 74,6 | |||
2. Психологический | до | 91 | 103 | 72 | 82 | 74,6 | ||
после | 85 | 119 | 71 | 87 | 74,0 | |||
3. Физиологический стресс | до | 91 | 103 | 72 | 82 | 74,6 | ||
после | 80 | 106 | 68 | 81 | 64,8 | |||
Тесты 20 Ф.И.О., возраст Дубинин, 35 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 98 | 130 | 75 | 93 | 91,1 | ||
верт. | 109 | 155 | 99 | 118 | 128,6 | |||
2. Психологический | до | 109 | 155 | 99 | 118 | 128,6 | ||
после | 103 | 157 | 105 | 122 | 125,7 | |||
3. Физиологический стресс | до | 109 | 155 | 99 | 118 | 128,6 | ||
после | 106 | 141 | 98 | 112 | 118,7 | |||
Тесты 21 Ф.И.О., возраст Яшин, 34 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 75 | 111 | 62 | 78 | 58,5 | ||
верт. | 81 | 125 | 86 | 99 | 80,2 | |||
2. Психологический | до | 81 | 125 | 86 | 99 | 80,2 | ||
после | 85 | 127 | 94 | 105 | 89,3 | |||
3. Физиологический стресс | до | 81 | 125 | 86 | 99 | 80,2 | ||
после | 80 | 130 | 78 | 95 | 76,0 |
Таблица первичных исследований 8
Тесты 22 Ф.И.О., возраст Кулибин, 35 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 85 | 118 | 73 | 88 | 74,8 | ||
верт. | 106 | 136 | 89 | 105 | 111,3 | |||
2. Психологический | до | 106 | 136 | 89 | 105 | 111,3 | ||
после | 103 | 137 | 92 | 107 | 110,2 | |||
3. Физиологический стресс | до | 106 | 136 | 89 | 105 | 111,3 | ||
после | 101 | 131 | 91 | 104 | 105,0 | |||
Тесты 23 Ф.И.О., возраст Орлов, 34 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 75 | 129 | 74 | 92 | 69,0 | ||
верт. | 93 | 120 | 84 | 96 | 89,3 | |||
2. Психологический | до | 93 | 120 | 84 | 96 | 89,3 | ||
после | 96 | 142 | 89 | 107 | 102,7 | |||
3. Физиологический стресс | до | 93 | 120 | 84 | 96 | 89,3 | ||
после | 98 | 129 | 79 | 96 | 94,1 | |||
Тесты 24 Ф.И.О., возраст Крюков, 35 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 65 | 93 | 58 | 70 | 45,5 | ||
верт. | 80 | 120 | 82 | 95 | 76,0 | |||
2. Психологический | до | 80 | 120 | 82 | 95 | 76,0 | ||
после | 73 | 128 | 93 | 105 | 76,7 | |||
3. Физиологический стресс | до | 80 | 120 | 82 | 95 | 76,0 | ||
после | 72 | 109 | 84 | 92 | 66,2 |
Таблица первичных исследований 9
Тесты 25 Ф.И.О., возраст Васильев, 35 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 83 | 119 | 67 | 84 | 69,7 | ||
верт. | 101 | 115 | 80 | 92 | 92,9 | |||
2. Психологический | до | 101 | 115 | 80 | 92 | 92,9 | ||
после | 101 | 132 | 80 | 97 | 98,0 | |||
3. Физиологический стресс | до | 101 | 115 | 80 | 92 | 92,9 | ||
после | 101 | 117 | 87 | 97 | 98,0 | |||
Тесты 26 Ф.И.О., возраст Калиниченко, 35 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 78 | 119 | 61 | 80 | 62,4 | ||
верт. | 83 | 134 | 83 | 100 | 83,0 | |||
2. Психологический | до | 83 | 134 | 83 | 100 | 83,0 | ||
после | 87 | 144 | 87 | 106 | 92,2 | |||
3. Физиологический стресс | до | 83 | 134 | 83 | 100 | 83,0 | ||
после | 85 | 145 | 90 | 108 | 91,8 | |||
Тесты 27 Ф.И.О., возраст Михайлов, 34 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 60 | 107 | 58 | 74 | 44,4 | ||
верт. | 65 | 120 | 75 | 90 | 58,5 | |||
2. Психологический | до | 65 | 120 | 75 | 90 | 58,5 | ||
после | 64 | 147 | 119 | 128 | 81,9 | |||
3. Физиологический стресс | до | 65 | 120 | 75 | 90 | 58,5 | ||
после | 68 | 123 | 82 | 96 | 65,2 |
Таблица первичных исследований 10
Тесты 28 Ф.И.О., возраст Коркин, 30 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 56 | 113 | 54 | 74 | 41,4 | ||
верт. | 60 | 130 | 92 | 105 | 63,0 | |||
2. Психологический | до | 60 | 130 | 92 | 105 | 63,0 | ||
после | 65 | 133 | 96 | 108 | 70,2 | |||
3. Физиологический стресс | до | 60 | 130 | 92 | 105 | 63,0 | ||
после | 65 | 138 | 94 | 109 | 70,9 | |||
Тесты 29 Ф.И.О., возраст Носов, 28 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 54 | 115 | 66 | 82 | 44,2 | ||
верт. | 81 | 119 | 74 | 89 | 72,1 | |||
2. Психологический | до | 81 | 119 | 74 | 89 | 72,1 | ||
после | 60 | 126 | 75 | 92 | 55,2 | |||
3. Физиологический стресс | до | 81 | 119 | 74 | 89 | 72,1 | ||
после | 68 | 127 | 80 | 96 | 65,2 | |||
Тесты 30 Ф.И.О., возраст Гусева, 35 |
ЧСС | Артериальное | Индекс ДП |
Физ. сост. | ||||
Сист. | Диас. | Ср. | ||||||
1. Ортостатическая | гориз. | 78 | 87 | 56 | 66 | 51,4 | ||
верт. | 87 | 96 | 73 | 81 | 70,5 | |||
2. Психологический | до | 87 | 96 | 73 | 81 | 70,5 | ||
после | 85 | 97 | 68 | 78 | 66,3 | |||
3. Физиологический стресс | до | 87 | 96 | 73 | 81 | 70,5 | ||
после | 68 | 100 | 69 | 79 | 53,7 |
После внесения полученных данных в таблицу первичных исследований, вычисления АДср. индекса Робинсона (ДП) я отдельно выделил показатели ортостатической пробы, результаты воздействия психологического и физиологического стресса (см. таблицу 1,2,3). Далее с помощью статистической программы “Stadia” я вычислил средние величины показателей сердечно-сосудистой системы и статистические ошибки (см. таблицу 1,2,3).
Для наглядности восприятия мною были построены графики реакций организма на ортостатическую пробу, психологический и физиологический стресс, где явно видно исследуемых с гипертонической и норматонической реакцией на стресс (см. график 1,2,3). Проанализировав данные, я взял средние величины параметров сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя, и после проведения пробы, отдельно выделив ортостатическую пробу, психологический и физиологический стресс (см. таблицу 4,5,6). ля определения достоверности показателей я вычислил коэффициент Р по таблице достоверности на основании – t – Стьюдента.
М большее – М меньшее
t = ------------------- , где М – показатели сердечно-сосудистой системы,
( m12 + m22 )1/ 2 а m1 и m2 – статистические ошибки.
Чтобы считать показатели статистически достоверными, коэффициент достоверности должен быть менее 0,05. В некоторых случаях коэффициент достоверности был немного более 0,05. Тогда я исключал два крайних показателя параметров сердечно-сосудистой системы. После этих действий, во всех случаях, кроме различия в частоте сердечных сокращений между состоянием покоя и после воздействия психологического и физиологического стресса, коэффициент достоверности стал менее 0,05, т.е. статистически достоверным. Недостоверность статистических расчетов при изменении ЧСС объясняется минимальной разницей между средними показателями сердечно-сосудистой системы до пробы и после нее и большой статистической ошибкой (см. таблицу 2,3; график 2(1), 3(1)).
Таблица 1
Результаты ортостатической пробы
№ | Частота | Артериальное | Индекс ДП | |||||||
Сист. | Диаст. | Ср. | ||||||||
Гор. | Верт | Гор. | Верт | Гор. | Верт | Гор. | Верт | Гор. | Верт | |
1 | 61 | 71 | 112 | 123 | 69 | 77 | 83 | 92 | 50,6 | 65,3 |
2 | 68 | 78 | 110 | 123 | 58 | 67 | 75 | 86 | 51,0 | 67,1 |
3 | 71 | 87 | 123 | 121 | 68 | 70 | 89 | 87 | 63,2 | 75,7 |
4 | 71 | 72 | 107 | 105 | 59 | 61 | 75 | 76 | 63,3 | 54,7 |
5 | 71 | 96 | 112 | 127 | 69 | 61 | 83 | 83 | 58,9 | 79,7 |
6 | 62 | 91 | 121 | 118 | 75 | 77 | 90 | 91 | 55,8 | 82,8 |
7 | 85 | 101 | 127 | 129 | 74 | 68 | 92 | 88 | 78,2 | 88,9 |
8 | 57 | 59 | 124 | 130 | 72 | 103 | 89 | 112 | 50,7 | 66,1 |
9 | 98 | 103 | 128 | 125 | 74 | 70 | 92 | 88 | 90,2 | 90,7 |
10 | 65 | 80 | 118 | 120 | 68 | 81 | 84 | 94 | 54,6 | 75,2 |
11 | 78 | 103 | 126 | 115 | 60 | 80 | 82 | 92 | 64,0 | 94,8 |
12 | 66 | 81 | 113 | 127 | 63 | 80 | 80 | 96 | 52,8 | 77,8 |
13 | 57 | 76 | 103 | 116 | 56 | 71 | 72 | 86 | 41,0 | 65,4 |
14 | 75 | 81 | 116 | 130 | 53 | 82 | 74 | 98 | 55,5 | 79,4 |
15 | 61 | 83 | 116 | 126 | 79 | 82 | 91 | 97 | 55,5 | 80,2 |
16 | 76 | 93 | 117 | 116 | 60 | 72 | 79 | 87 | 60,0 | 80,9 |
17 | 60 | 66 | 104 | 116 | 60 | 85 | 75 | 95 | 45,0 | 62,7 |
18 | 57 | 72 | 94 | 101 | 47 | 59 | 63 | 73 | 35,9 | 52,6 |
19 | 67 | 91 | 96 | 103 | 57 | 72 | 70 | 82 | 46,9 | 74,6 |
20 | 98 | 109 | 130 | 155 | 75 | 99 | 93 | 118 | 91,1 | 128,6 |
21 | 75 | 81 | 111 | 125 | 62 | 86 | 78 | 99 | 58,5 | 80,2 |
22 | 85 | 106 | 118 | 136 | 73 | 89 | 88 | 105 | 74,8 | 111,3 |
23 | 75 | 93 | 129 | 120 | 74 | 84 | 92 | 96 | 69,0 | 89,3 |
24 | 65 | 80 | 93 | 120 | 58 | 82 | 70 | 95 | 45,5 | 76,0 |
25 | 83 | 101 | 119 | 115 | 67 | 80 | 84 | 92 | 69,7 | 92,9 |
26 | 78 | 83 | 119 | 134 | 61 | 83 | 80 | 100 | 62,4 | 83,0 |
27 | 60 | 65 | 107 | 120 | 58 | 75 | 74 | 90 | 44,4 | 58,5 |
28 | 56 | 60 | 113 | 130 | 54 | 92 | 74 | 105 | 41,4 | 63,0 |
29 | 54 | 81 | 115 | 119 | 66 | 74 | 82 | 89 | 44,2 | 72,1 |
30 | 78 | 87 | 87 | 96 | 56 | 73 | 66 | 81 | 51,4 | 70,5 |
Ср. | 70,4 ± 2,1 | 84,3 ± 2,5 | 113,6 ± 2,0 | 121,4 ± 2,1 | 64,2 ± 1,5 | 77,8 ± 1,9 | 80,6 ± 1,5 | 92,4 ± 1,8 | 57,5 ± 2,5 | 78,0 ± 2,9 |
Таблица 2
Результаты тестирования при воздействии на организм
психологического стресса
№ | Частота | Артериальное | Индекс ДП | |||||||
Сист. | Диаст. | Ср. | ||||||||
До | Пос. | До | Пос. | До | Пос. | До | Пос. | До | Пос. | |
1 | 71 | 72 | 123 | 129 | 77 | 81 | 92 | 97 | 65,3 | 69,8 |
2 | 78 | 111 | 123 | 160 | 67 | 132 | 86 | 141 | 67,1 | 156,5 |
3 | 87 | 81 | 121 | 128 | 70 | 77 | 87 | 94 | 75,7 | 76,1 |
4 | 72 | 74 | 105 | 106 | 61 | 75 | 76 | 85 | 54,7 | 62,9 |
5 | 96 | 98 | 127 | 120 | 61 | 68 | 83 | 85 | 79,7 | 83,3 |
6 | 91 | 85 | 118 | 111 | 77 | 64 | 91 | 80 | 82,8 | 68,0 |
7 | 101 | 96 | 129 | 143 | 68 | 98 | 88 | 112 | 88,9 | 107,5 |
8 | 59 | 69 | 130 | 130 | 103 | 88 | 112 | 102 | 66,1 | 70,4 |
9 | 103 | 106 | 125 | 134 | 70 | 75 | 88 | 95 | 90,7 | 100,7 |
10 | 80 | 91 | 120 | 121 | 81 | 69 | 94 | 86 | 75,2 | 78,3 |
11 | 103 | 116 | 115 | 123 | 80 | 98 | 92 | 106 | 94,8 | 123,0 |
12 | 81 | 87 | 127 | 138 | 80 | 78 | 96 | 98 | 77,8 | 85,3 |
13 | 76 | 75 | 116 | 111 | 71 | 73 | 86 | 86 | 65,4 | 64,5 |
14 | 81 | 85 | 130 | 131 | 82 | 85 | 98 | 100 | 79,4 | 85,0 |
15 | 83 | 78 | 126 | 121 | 82 | 88 | 97 | 99 | 80,2 | 77,2 |
16 | 93 | 96 | 116 | 126 | 72 | 77 | 87 | 93 | 80,9 | 89,3 |
17 | 66 | 66 | 116 | 119 | 85 | 90 | 95 | 100 | 62,7 | 66,0 |
18 | 72 | 78 | 101 | 95 | 59 | 62 | 73 | 73 | 52,6 | 56,9 |
19 | 91 | 85 | 103 | 119 | 72 | 71 | 82 | 87 | 74,6 | 74,0 |
20 | 109 | 103 | 155 | 157 | 99 | 105 | 118 | 122 | 128,6 | 125,7 |
21 | 81 | 85 | 125 | 127 | 86 | 94 | 99 | 105 | 80,2 | 89,3 |
22 | 106 | 103 | 136 | 137 | 89 | 92 | 105 | 107 | 111,3 | 110,2 |
23 | 93 | 96 | 120 | 142 | 84 | 89 | 96 | 107 | 89,3 | 102,7 |
24 | 80 | 73 | 120 | 128 | 82 | 93 | 95 | 105 | 76,0 | 76,7 |
25 | 101 | 101 | 115 | 132 | 80 | 80 | 92 | 97 | 92,9 | 98,0 |
26 | 83 | 87 | 134 | 144 | 83 | 87 | 100 | 106 | 83,0 | 92,2 |
27 | 65 | 64 | 120 | 147 | 75 | 119 | 90 | 128 | 58,5 | 81,9 |
28 | 60 | 65 | 130 | 133 | 92 | 96 | 105 | 108 | 63,0 | 70,2 |
29 | 81 | 60 | 119 | 126 | 74 | 75 | 89 | 92 | 72,1 | 55,2 |
30 | 87 | 85 | 96 | 97 | 73 | 68 | 81 | 78 | 70,5 | 66,3 |
Ср. | 84,3 ± 2,5 | 85,7 ± 2,7 | 121,4 ± 2,1 | 127,8 ± 2,8 | 77,8 ± 1,9 | 84,9 ± 2,9 | 92,4 ± 1,8 | 99,1 ± 2,7 | 78,0 ± 2,9 | 85,1 ± 4,2 |
Таблица 3
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Реакция сердечно-сосудистой системы организма на психологический и физиологический стресс в целом адекватна реакции, описанной в доступной литературе.
Расхождение проявилось в двух случаях:
1. В результатах нашего исследования систолическое артериальное давление в среднем повысилось на 6,5 % , в доступной же литературе говорится о нейтральной реакции (в некоторых случаях и о понижении показателей) на стрессовое воздействие.
2. Частота сердечных сокращений при воздействии стресса, в нашем исследовании меняется незначительно (1,7 % в среднем при воздействии психологического стресса и 0,1 % в среднем при воздействии физиологического стресса). В доступной литературе говорится о повышении частоты сердечных сокращений, при воздействии стресса, на 8 – 19 ударов в минуту.
Диастолическое артериальное давление и индекс Робинсона, как и описано в доступной литературе, повышались. При психологическом стрессе диастолическое артериальное давление повышалось в среднем 13,3 %, а индекс Робинсона увеличивался на 16,7 %. При воздействии физиологического стресса диастолическое давление повышалось на 10,3 %, а индекс Робинсона увеличивался на 14,4 %.
Из тридцати исследуемых я выделил три человека склонных к гиперреакции на психологический стресс (исследуемые №2 –Шутова, 25 лет; №7- Чиндарев, 26 лет; №27- Михайлов, 34 года) (см. таблицу 2, график 2).
Также мною были выделены трое испытуемых склонных к гиперреакции на физиологический стресс (исследуемые №7- Чиндарев; №10- Акимов и №14- Утин) (см. таблицу 3, график 3).
Чтобы наглядно отразить изменения параметров сердечно-сосудистой системы отобранных военнослужащих, я составил гистограммы на которых явно видно их чрезмерная реакция на психологический и физиологический стресс (см. график 5,6).
График 4
График 5
Исследуемые, параметры сердечно-сосудистой системы которых отображены на графике 4 и 5, потенциально входят в “группу риска”. Их сердечно-сосудистая система чрезвычайно подвержена влиянию стресса.
На графиках 4 и 5 я отразил изменения параметров систолического артериального давления, диастолического артериального давления и индекса Робинсона.
При психологическом стрессе, у выделенной группы исследуемых, АД систолическое возросло у №2 Шутовой на 30 %, №27 Михайлова - на 23 %, №7 Чиндарева – на 11 %. АД диастолическое возросло у Шутовой на 97 %, Михайлова – на 57 %, Чиндарева – на 44 %. Индекс Робинсона соответственно увеличился на 133 % (!), 40 % и 21 % (см. график 4).
При физиологическом стрессе, у выделенной группы исследуемых, АД систолическое возросло у №7 Чиндарева на 17 %, №10 Акимова – на 16 %, №14 Утина – на 11 %. АД диастолическое возросло у Чиндарева на 41 %, Акимова – на 52 %, Утина – на 60 %. Индекс Робинсона повысился на 60 %, 67 % и 23 % соответственно (показатель ДП Утина относителен, так как ЧСС у него снизилась с 81 ударов в минуту до 72 ударов, после воздействия стресса).
Хотелось бы отдельно выделить исследуемую №2 – Шутову, 25 лет. Девушка долгое время занималась гимнастикой, кандидат в мастера спорта. На данный момент она поддерживает организм в хорошей физической форме. Регулярно занимается физическими упражнениями, ходит в сауну и бассейн. Показатель параметров сердечно-сосудистой системы в ответ на физиологический стресс у нее очень хороший и стабильный. Но в ответ на эмоциональный стресс у ней выраженная гиперреакция. Частота сердечных сокращений, при воздействии стресса, возросла на 42 %. АД систолическое увеличилось на 30 %. АД диастолическое стало выше на 97 %, соответственно индекс Робинсона возрос на 133(!) %. Эту пробу я повторял несколько раз и во всех случаях результат был похожий. Наверное, рекомендацией для нее будет выполнение постоянных умеренных умственных нагрузок для адаптации организма к воздействию психологического стресса, при условии сохранения физической активности.
5. Выводы
1. В повседневной жизни человека выделяют два типа стресса – эустресс и дистресс; эустресс сочетается с желательным эффектом, дистресс – с нежелательным. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом.
2. Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.
3. Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы.
4. Стресс может быть вызван как физическим, так и психологическим воздействием на организм.
5. Определяющую роль в развитии стресса играет центральная нервная система.
6. Возможность тестирования параметров организма при воздействии стресса стало возможностью изучить влияние психологического и физиологического стресса на параметры сердечно-сосудистой системы.
7. Реакция на стресс у каждого человека индивидуальная, у одних параметры сердечно-сосудистой системы при воздействии стресса изменяются сильней, у других – меньше.
8. Склонность к гиперреакции на психологический или физиологический стресс можно выявить в любом возрастном периоде и у любого человека.
9. Выявив, на ранних стадиях, склонность к гиперреакции на психологический или физиологический стресс есть возможность бороться с пагубными воздействиями на организм дистресса.
10. Зная свою предрасположенность к гиперреакции на психологический или физиологический стресс, каждый может эффективно бороться с ним, не допуская стрессовых ситуаций подобного характера или искусственно создавая легкие стрессовые ситуации и адаптируясь к ним.
Список литературы
1. Айрапетянц М. Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и в клинике. - М., Наука, 1982.
2. Бабский Е . Б. Физиология человека. – М. Медицина, 1972.
3. Васильев В.Н., Чугунов В.С. Симпатико-адреналиновая активность при различных функциональных состояниях человека. – М., Медицина, 1985.
4. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. - М., Высшая школа, 1974.
5. Горизонтов П.И., Белоусова О.И., Федотова М. И. Стресс и система крови. – М., Медицина, 1983.
6. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине. – М., ФиС., 1988.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., Наука, 1983.
8. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. – М., Медицина, 1988.
9. Мишин Г. И. Три причины стресса. – Лениздат, 1990.
10. Попова Л. М. Стресс жизни понять, противостоять и управлять им. – Санкт-Петербург, 1994.
11. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса. – М., ФиС., 1990.
12. Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать. – М., Медицина, 1990.
13. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. – М., Наука, 1988.
14. Фурдуй Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром воздействии стресс факторов. - Кишинев, Штиинца, 1986.
15. Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. – М., ФиС., 1988.
16. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс, природа и лечение. – М., Медицина, 1985.
17. Ягодка П.Н. Жизнь в мире неведомого. – М., Советская Россия, 1970.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
“ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ФУНКЦИИ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ”
СТУДЕНТА 5 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МАРТЬЯНОВА ДЕНИСА НИКОЛАЕВИЧА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОКТОР БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
ПРОФЕССОР МУРАВЬЕВ А. В.
ЯРОСЛАВЛЬ, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. Введение 2. Обзор литературы 3. Методика исследования 4. Результаты исследования 5. Обсуждение результатов 6. Выводы 7. Список литературы | 2 – 3 4 – 22 23 – 27 28 – 47 48 – 51 52 53 |
1. Введение
В наши дни проблема стресса изучена достаточно глубоко. Концепция стресса, сформулированная выдающимся канадским ученым Гансом Селье шестьдесят четыре года назад, оказала большое влияние на различные направления науки о человеке – медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую (особенно в наше время) актуальность проблемы защиты человека от действий неблагоприятных факторов среды.
Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать стрессе и о способах его предотвращения и преодоления.
Однако вовсе не значит, что стресс является только злом, с которым надо бороться и не допускать в нашей жизни. Стресс, как указывал Г. Селье, не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. В этом, естественно, положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.
Стресс вызывает изменение физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако, в ряде случаев становится достаточно сильным и даже повреждающим. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности.
Все это свидетельствует о несомненной актуальности темы стресса и его всестороннего изучения в различных формах и проявлениях.
Возможность тестирования параметров организма при воздействии стресса и способы оценки с использованием проб стало возможностью изучить влияние психологического и физиологического стресса на параметры сердечно-сосудистой системы военнослужащих, мужчин и женщин. Это и стало основной целью данной работы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Дата: 2019-05-28, просмотров: 176.