Отрицательное и положительное воздействие сверстников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для "трудного" подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка. Большинство ульяновских школьников объединены в компании сверстников по месту учебы или по месту жительства - в одном большом доме (дворовая компания) или городском микрорайоне (уличная компания). Нередко компании по месту учебы и жительства совпадают. Сразу отметим, что не все дворовые и уличные компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространены компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников. Специалисты обычно относят такие группы подростков к пограничным. При появлении в любой из таких групп хотя бы одного подростка, "балующегося" наркотиками, риск начала их употребления другими членами компании резко возрастает. Поэтому особо тревожит то, что у 45% опрошенных школьников есть друзья или знакомые, употребляющие наркотики (Приложение 1).

Для подростковых компаний характерна следующая закономерность: обычно ребята специально не объединяются вокруг употребления наркотиков. Компании чаще всего складываются по какой-либо другой причине, например, одноклассники, с детства знакомая дворовая компания, дискотечная тусовка и т. п. У подростков "заражение" наркотиками происходит, прежде всего, изнутри компании, а не извне, как это принято считать.

Этот вывод подтверждает и данные о том, что 38% подростков не просто знают о том, что их друзья употребляют наркотики. Но и лично присутствовали при этом. Среди десятиклассников каждый второй видел, как его друзья употребляют наркотики. Таким образом, к десятому классу доля тех. Кто втянут в круг друзей и знакомых, где употребляют наркотики, достигает 50% (Приложение 1,)

 



Заключение

Общество сверстников – совокупность различных групп людей, необязательно одногодков, но объединенных системой отношении, обладающих общими определенными ценностями и отдельных от других определенными принципами обособления. Общество сверстников существует в двух различных формах:

1. в форме организованных, направляемых взрослыми коллективов (школьный класс, спортивная команда, клубы по интересам, кружки);

2. в форме стихийно складывающихся групп общения, перерастающих в асоциальные компании, антисоциальные, направленные во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения.

Это есть детская беспризорность и безнадзорность, связанная с издержками социализации детей в неблагополучных семьях. Нередко именно родители провоцирую уход детей из дома, и увеличивают тем самым детскую беспризорность, где 84% составляют дети, ушедшие из дома.

Безусловно, велика роль семейного благополучия в формировании группового преступного поведения подростков: 1000 молодежных преступных банд, в которых за один 2000 год совершили преступления 1200 несовершеннолетних.

Одной из самых больных проблем отклоняющегося поведения в современном мире становится подростковая наркомания: в 4,3 раза выше, чем в среднем по всему населению. Детская смертность от наркотиков в 2003 году увеличилась по сравнению с 1990 годом в 42 раза.

Следовательно, общество сверстников играет большую роль в социализации подростков. Напрашивается вывод: профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков следует начинать с нейтрализации семейного неблагополучия.

 



Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. - М. , 2000.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. : Издательский центр «Академия», 2001 – 160с.

4. Васильева З. Изучение личности школьника учителем. – М. : Педагогика, 1991.

5. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1, С. 24-29.

6. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей. //Воспитание школьников. -2000 -№7

7. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 С. 10-14.

8. Кон И. С. Психология юношеского возраста. – М. . , 1979. С. 93-110.

9. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8 с34-36

10. Котляков В. Ю. Подросток и наркотики. //Школа -2000. - №5

11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М. . ,2002.

12. Курганова М. Страна которую создали дети. //Граждановедение. -2003. -№9

13. Лебедева А. Уличные подростковые формирования. //ОБЖ, -2003 - №3

14. Маленков. Детские организации, как государственная проблема. // Управление школой. -2000. - №22

15. Мерсина В. С. Возрастная психология. - М. , 1973.

16. Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М. , 2001.

17. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. . , 2002.

18. Немов Р. С. Психолгия. книга 2. М. . , 1998.

19. Никитина Л. Возможность стать созидателем, творцом//Граждановедение. -2004. - №42

20. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 440с.

21. Петровский А. В. Возрастная и психологическая психология. М. . ,1973.

22. Подростки и наркотики: опыт исследования. /Под. ред Е. Л. Омельченко. М. : Издательский дом «Генджер», 2003 -160с.

23. Степанов С. Толпа компания коллектив. //Школьный психолог. -2000-№ 32

24. Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 1987.

25. Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 1987.

26. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

 



Приложение 1

 

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.