ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТА АО “ИСКЕР”
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Кардинальные преобразования в экономическом устройстве Республики Казахстан обусловили проведение реформ в системе управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Большие перемены произошли в учетно-аналитической и контрольной работе. Полностью реорганизована система бухгалтерского учета и появились новые формы финансово-хозяйственного контроля. Были разработаны концепции, завершается процесс перехода на международные стандарты по бухгалтерскому учету и аудиту. Успешно развиваются их прогрессивные виды, как финансовый учет, управленческий учет, аудит финансовой отчетности, операционный аудит, аудит на соответствие и др. Внедрены новые формы финансовой отчетности, включая бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансово хозяйственной деятельности и отчет о движении денежных средств. При этом все больше внимания уделяют правильному отражению в них формированию и использованию активов, собственного капитала и обязательств, в частности движению денежных средств.

Денежные средства входят в состав оборотных активов организации. Контроль наличия, правильное использование и приумножение денежных средств – это важнейшая задача организации в целом и бухгалтерской службы в частности.

Денежные средства (активы) организации включают: наличные денежные знаки в кассе; денежные средства на расчетном счете и иных счетах в банке; иностранную валюту; денежные документы; переводы в пути.

Иностранная валюта – денежные знаки являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же средства на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах.

Денежные документы – марки государственной пошлины, почтовые марки, вексельные марки, оплаченные, но не выданные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории и др. Акционерные общества учитывают в составе денежных документов собственные акции, выкупленные у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования.

Переводы в пути – денежные средства (торговая выручка и т. п.), внесенные в кассы банков, инкассаторам, в объединенные кассы при организациях, в кассы отделений связи и прочее для зачисления на расчетный и иные счета организации, но еще не зачисленные по назначению.

К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах.

С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Расчеты должны быть планомерными и устойчивыми. В их основу положены следующие принципы: субъекты обязаны хранить свои денежные средства в банке; расчеты между ними осуществляются, как правило, без использования наличных денег; все документы, на основании которых совершаются безналичные расчеты, используются для платежей через банк, органы связи и учреждения Народного банка; во вне банковском обороте могут циркулировать лишь общегосударственные кредитные орудия обращения (чеки, векселя, банковские билеты и др.). Основным назначением расчетов является содействие укреплению рыночных отношений, движению совокупного общественного продукта, создание условий для взаимного стимулирования и контроля участников общественных отношений, соизмерению их доходов и расходов.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы изучить состояние и разработать рекомендацию по улучшению организации учета и аудита, формирования и сохранности денежных средств, контроля за эффективным использованием по целевому назначению в соответствии с лимитами и сметами.

Исходя из этого, в работе для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-оценка состояния внутреннего контроля, за соблюдением расчетной и финансовой дисциплины;

-своевременность документирования всех операций по движению денежных средств;

-разработка рекомендаций по повышению достоверности аналитического учета и инвентаризации денежных средств увеличению платежей через банк путем безналичных расчетов и применению других прогрессивных форм их организации;

-раскрытие сущности учета и контроля денежных средств;

-определение порядка ведения расчетных операций;

-исследование полноты.

В качестве объекта исследования служат вопросы организации учета и аудита денежных средств, хозяйствующих субъектов, в частности на предприятии АО «Искер», основными видами деятельности которого являются изготовление скрепления верхнего строения железнодорожных путей; производство резинотехнических изделии; производство металлоконструкции; сборка автомобилей Камаз из комплектующих изделий из России.

В первой главе излагаются вопросы организации финансово-денежных расчетов хозяйствующих субъектов с контрагентами. Среди денежных расчетов особое место занимают безналичные расчеты. При этой форме расчетов движение денежных средств происходит в виде перечислений по счетам в банках. Государство организует безналичные расчеты, устанавливает условия их осуществления и порядок применения расчетных документов. Система безналичных расчетов представляет собой организацию денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами.

Во второй главе последовательно рассматривается состояние учета денежных средств и внутрихозяйственных расчетов. Большое внимание уделяется рассмотрению особенностей организации учета наличности на расчетном счете, в кассе предприятия. Все безналичные расчеты совершаются на основе расчетных документов, которые совершают определенные действия между хозяйствующими субъектами и учреждениями банков. Следует различать движение расчетных документов и документооборот.

Движение расчетных документов – это последовательное прохождение документов по пунктам движения от начала до завершения расчетов.

Документооборот – кроме времени, необходимого для движения расчетных документов, требуемое время для оформления документов при совершении различных расчетных оп

операций.

Для хранения денежных средств и осуществления расчетов, а так же учета заемных средств хозяйствующим субъектам открываются в банке расчетные, текущие, ссудные и другие счета.

В третьей главе раскрывается порядок проведения аудиторских проверок расчетных, банковских, кассовых и прочих операций связанных с движением денежных средств.

В заключении обобщаются результаты проведенных исследований, формируются выводы и излагается суть предложений по улучшению учета и аудита финансово-расчетных операций, формирования и использования денежных средств.

При написании дипломной работы были использованы законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету, специальная литература и данные предприятия АО «Искер».

 

 



Учет основных средств

Учет основных средств ведется согласно СБУ № 6 «Учет основных средств» и методических рекомендаций к нему.

Постановка на учет объектов основных средств производится индивидуально на основании акта приемки (форма ОС-1). Инвентарные номера, техническая характеристика с кодами объекта и норм амортизации представляются в бухгалтерию инженерной службой главного механика, энергетика или ремонтно-строительной по принадлежности объекта.

Первоначальная балансовая стоимость устанавливается на основании платежных документов.

Изменения первоначальной стоимости производится в случаях производства капитального ремонта объекта, увеличивающего срок эксплуатации, слияние двух или нескольких объектов с целью модернизации основных средств. Изменения производятся только на основании акта капитального или среднего ремонта с приложением дефектовочной ведомости. Все остальные затраты на эксплуатацию и ремонт относятся на текущие расходы.

Переоценка основных средств производится в порядке определенном законодательством Республики Казахстан. Сумма переоценки по мере эксплуатации переносится на нераспределенный доход.

Для начисления амортизации - применяется метод равномерного списания, по нормам амортизационных отчислении в процентах от первоначальной балансовой стоимости, предлагаемым Республикой Казахстан.

Износ, начисленный на первоначальную стоимость до переоценки, относится на производственную себестоимость или на расходы периода в зависимости от принадлежности объекта. Износ, начисленный на стоимость, увеличенную в результате переоценки, относится на 5320 балансовый счет «Дополнительно неоплаченный капитал от переоценки основных средств».

Амортизация не начисляется:

- на не установленное оборудование, предназначенное под монтаж и прочим

объектам, находящихся на хранении на складах,

- на объекты, по которым срок службы превышает нормативный срок эксплуатации,

- на оборудование находящееся в консервации.

Инвентаризация основных средств производится один раз в год инвентаризационной комиссией назначенной приказом президента.

С целью сохранности и качественной эксплуатации основных средств, определения технического состояния ликвидации основных средств производится постоянно действующей комиссией назначенной приказом президента АО «Искер».

Аналитический учет основных средств ведется по подотчетным лицам и по подразделениям. Учет полностью ( 100 % ) изношенных основных средств ведется по первоначальной балансовой стоимости.



Управленческий учет

Управленческий учет - это сводная информация, составляемая по заданию высшего руководства акционерного общества по данным финансового и производственного учета, необходимая для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений и устанавливается в произвольных формах.

Основу производственного учета составляют сметы расходов, проекты цен на выпускаемую продукцию, работы и услуги, как для сторонних покупателей, так и действующих внутри предприятия, оценка финансового состояния предприятия и его подразделений, прогноз текущей и перспективной деятельности общества.

Разработка проектов цен и тарифов на продукцию, работы и услуги производится по нормативному методу. Основу составляют технологический процесс, подкрепленный расчетами трудоемкости и расхода материалов.

Проект цен и тарифов составляется по следующим статьям:

- материальные затраты, включает расход материалов по разработанным нормативам на конкретное изделие, работы, услуги, в соответствии с технологическим процессом;

- расходы на оплату труда, по нормам времени на производство конкретного изделия, работы, услуги. Оплата труда за не проработанное время трудовой отпуск, бригадирские и другие виды оплат, помимо технологического времени, оплачиваемых согласно КЗОТ рабочим основного производства;

- отчисления от оплаты труда;

- накладные расходы, износ основных средств и прочие расходы, имеющие косвенное отношение к выпускаемой продукции (работ, услуг).

Материальные затраты, расходы на оплату труда и отчисления от оплаты труда в сумме составляют прямые расходы, они образуют одноэлементные статьи и на прямую относятся к конкретным изделиям.

Накладные расходы образуют комплексную статью и распределяются между отдельными видами продукции (работ, услуг) пропорционально прямым затратам



Таблица 2

Система функции аудита

Контрольная проверка Экспертная (оценка) Управлен- ческая Консульта-тивная по (вопросам) Производственная Инфор-мацион-ная
Достоверности Отчетности Анализ Учета Постановка Обзоры
Законности Состояния Учета Регулировка Менедж- мента Обучение персонала Отчеты
Полноты Системы внутреннего контроля Прогнозирование Налого-облажения Внедрение передовых методов управления Заключения
Точности Имущества Коорди- нация Маркетинга Научная разработка Выводы
Своевременности Капитала Организа- ция Права Составление декларации Письма
  Обязатель-ств Учет Финансов Издательская деятельность Рекомендации
    Выработка Кредита Постоянное ведение учета Инфор-мация
      Оценки имущества Составление  

 



Проверка кассовых операций.

Аудит денежных средств является важным по нескольким причинам: во-первых, денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов предприятия; во-вторых, денежные операции носят массовый и распространенный характер; в-третьих, подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движение наличных денег совершаются посредством кассовых операций. Кассовые операции весьма разнообразны, но среди них можно выделить основные:

а) выдача средств на оплату труда;

б) выдача средств на оплату административно-хозяйственных расходов;

в) выдача средств подотчетным лицам и др.

Аудитор должен проверить соблюдение кассовой дисциплины на предприятии. При этом особое внимание должно быть уделено вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

В силу того, что кассовые операции носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Однако кассовые операции однообразны, а методы проверки достаточно просты.

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, реализацией, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы с прочими источниками информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал регистрации расходных кассовых ордеров, журнал регистрации выданных доверенностей, журнал регистрации депонентов, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

- Главная книга;

- журнал-ордер №1 и ведомость №1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);

- иные регистры синтетического учета кассовых операций;

- Баланс предприятия (форма №1);

- отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности (форма №2);

- отчет о движении денежных средств (форма №3).

Основные нарушения – злоупотребления, хищения, ошибки – в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим образом:

1. Прямое хищение денежных средств

1.1. Никем не замаскированное;

1.2. Замаскированное неоформленными документами и расписками.

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм

2.1. Из банка;

2.2. От различных физических и юридических лиц по приходным ордерам;

2.3. От различных юридических лиц по доверенностям.

3. Излишнее списание денег по кассе

3.1. Повторное использование одних и тех же документов;

3.2. Неправильные подсчет итогов в кассовых документах и отчетах;

3.3. Списание сумм без оснований или по подложным документам;

3.4. Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.

4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям

4.1. Присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям;

4.2. Присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям.

5. Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину

5.1. С другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица;

5.2. Поступающими в кассу проверяемого предприятия.

6. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и услуги

6.1. Без применения контрольно-кассовых машин;

6.2. Без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.

7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

При проверке правильности отражения денежных средств в балансе следует балансовые данные сопоставить с Главной книгой по счетам разделов: 1030 “Денежные переводы в пути”, 1070 “Денежные средства на специальных счетах в банках”, 1050 “Наличность на валютном счете”, 1040 “Наличность на расчетном счете”, 1010 ”Наличность в кассе” раздела “Денежные средства”.

Проверяя соответствие синтетического учета данным аналитического учета, аудитору необходимо применить метод взаимного контроля операций.

При этом сравнивают суммы, отраженные в ведомости №1 аналитического учета по дебету 1010 “Наличность в кассе в национальной валюте” с данными журнала-ордера №2 по кредиту счета 1040 “Наличность на расчетном счете”, - они должны совпадать. В случаях расхождения суммы сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости проверяют непосредственно в учреждениях банка.

Операции с денежными средствами и особенно с наиболее подвижной их частью – наличными деньгами (при выдаче заработной платы, оплате производственных расходов, выдаче и использованию подотчетных сумм и т.д.) – требуют обязательной сплошной проверке за весь проверяемый период.

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как “сплошная проверка” не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут быть просмотрены неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных вышеперечисленных нарушений. Каждая процедура будет иметь свое назначение, преследовать определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы.

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью вопросника, составленного специальным образом, определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе предприятия для аудитора являются:

- отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;

- отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;

- наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится и др.;

- предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам, помимо главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное в распоряжении руководителя предприятия.

- формальное проведение ревизий кассы при смене (увольнении) кассиров;

- отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;

- отсутствие договоров о полной материальной ответственности с кассиром;

- отсутствие у кассиров навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятия, главных бухгалтеров и кассира. Поэтому аудитор должен опросить каждого из ответственных лиц. Вопросник аудитора должен быть составлен таким образом, что в большинстве случаев ответ вписывать не надо, так как аудитор отмечает маркером полученные ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы, если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе “Номер следующего вопроса”. Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляется должность и данные лица, с которым будет проведена беседа.

Результаты опроса ответственных лиц могут быть различны: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных проверках кассы, руководитель предприятия – о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также могут свидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля. По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии.

Аудит кассы и кассовых операций проходит в основном по трем направлениям: инвентаризация кассы; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу; исследование правильности списания денег на расход.

При проверке кассовых операций можно использовать такие приемы контроля, как чтение документов, проверка (обследование документов), встречная сверка документов и записей, счетная проверка арифметических данных.

Инвентаризация кассы проводится немедленно по прибытии аудитора на место проверки. До ее проведения аудитор должен установить:

а) имеется ли на предприятии приказ руководителя о назначении постоянно действующей комиссии для систематического проведения внезапных проверок наличия денежных средств в кассе предприятия, выполняется ли этот приказ, существуют ли акты внезапных проверок кассы и каково их содержание;

б) обслуживается ли проверяемое предприятие одним кассиром или несколькими кассирами (или уполномоченными на то лицами);

в) работает ли кассир только на проверяемом предприятии или совмещает свои обязанности с обслуживанием других организаций;

г) имеется ли приказ о назначении кассира и договор об индивидуальной материальной ответственности, заключенный кассиром с администрацией предприятия, ознакомлен ли кассир с правилами ведения кассовых операций.

Осуществляя проверку кассы, аудитор обязан соблюдать следующие условия:

- проверка кассы производится в присутствии членов постоянно действующей комиссии, назначенной руководителем предприятия, в состав которой обязательно должны входить кассир и главный бухгалтер предприятия;

- во время проверки кассы доступ других лиц в кассу не разрешается; на время проверки кассы все кассовые операции прекращаются.

Порядок проведения инвентаризации кассы следующий:

1. При невозможности проверки кассы ил при наличии нескольких касс все они опечатываются аудитором, ключи остаются у кассира, а печать – у аудитора. Это делается с целью предотвращения возможности покрытия недостачи денег в одной кассе за счет другой.

2. Кассир в присутствии членов инвентаризационной комиссии составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в кассовый отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных денежных средств в кассе не имеется. Эта расписка включается в заголовочную часть формы акта инвентаризации кассы.

3. Кассовый отчет подписывается главным бухгалтером предприятия.

4. Производится полный пересчет денег независимо от того, находятся ли они в разрозненном виде или в банковской упаковке. Такая обязательная процедура проводится и по кассе (почтовые марки, марки гос.пошлины, проездные билеты, оплаченные авиабилеты, оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха, санатории и т.д.). деньги и ценности пересчитываются дважды: сначала это делает кассир, затем другой член комиссии. Сам же аудитор, как правило, должен осуществлять контроль за правильностью проведения этой аудиторской процедуры. Денежные документы учитываются по номинальной стоимости.

При аудите денежных документов необходимо проверить: фактическое наличие этих денежных документов, кому предназначены и за счет каких средств оплачены билеты и путевки, правильность учета денежных документов. Их учет должен производится в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должно быть оформлено кассовыми приходными и расходными документами. Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру.

В период проведения инвентаризации в кассе могут находится частично оплаченные платежные ведомости. Аудитор должен предложить главному бухгалтеру и кассиру закрыть их в установленном порядке, оформить на них расходный ордер и включить его в отчет кассира. Если же проверка кассы совпадает с периодом выдачи заработной платы, которая по ведомостям не выплачена многим лицам, эти ведомости в отчет кассира могут не включаться, а записываются в акте как частично оплаченные расходные документы (платежные документы), не включенные в кассовый отчет. В этом случае в каждой платежной ведомости указывается, по каким порядковым номерам выплачена заработная плата и ее общая сумма. Указанная запись подтверждается подписями кассира, главного бухгалтера и аудитора. Не включаются в остаток наличия кассы и не принимаются к зачету в качестве оправдательных документов не оформленные надлежащим образом кассовые расходные ордера и ведомости, а также указанные выше расписки разных лиц. При обнаружении таких документов аудитор отмечает это нарушение в акте проверки кассы с указанием кому, по чьему распоряжению, когда, на какие цели, в какой сумме выданы деньги. Все хранящиеся в кассе наличные деньги и другие ценности считаются принадлежащими данному предприятию, так как хранение в кассе денег и иных ценностей других субъектов запрещено.

5. По окончании пересчета денег и ценностей полученная сумма сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированных в бухгалтерском учете

6. Осуществляя проверку денежных средств, аудитор одновременно проверяет, соответствует ли помещение кассы рекомендациям пол обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.

7. Результаты проверки фактического наличия денежных средств в кассе оформляются актом инвентаризации, который подписывают все члены комиссии. Он составляется в трех экземплярах: один передается в бухгалтерию, второй остается у кассира, третий хранится у аудитора. В конце акта приводится расписка кассира о том, что все денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении.

8. В случае обнаружения недостачи аудитор просит кассира представить письменное объяснение причин возникновения недостачи. При обнаружении значительных недостач или злоупотреблений аудитор извещает об этом руководителя предприятия и предлагает немедленно отстранить кассира от должности до окончания проверки и передать дело следственным органам.

Выявление возможных нарушений и злоупотреблений – основная задача контроля кассовых операций. При этом одновременно определяют условия, которые способствовали их совершению.

Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата и руководителями подразделений. Возможно также незамаскированное хищение денежных средств, которое является наиболее простой формой преступлений. Недостача денег может быть не только следствием растраты и хищения денег посторонними лицами со взломом кассы, она может быть связана с временным незаконным заимствованием денег для других незаконных операций. Также нарушения и злоупотребления являются следствием неправильного подбора кассиров (проверка их опыта и надежности), нерегулярных проверок кассы.

Неоприходование денег по кассе связано со списанием полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных операций. Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета.

Очень внимательно аудитор должен проверить полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписок банка и приходных кассовых ордеров. Некоторые аудиторы допускают ошибку, когда полноту оприходования наличных денег, полученных из банка, проверяют только по корешкам чеков. Это необходимо делать также по выпискам банка. Если на выписках имеются подчистки, исправления, а также при расхождении остатков, следует получить в банке выписку с текущего или расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии проверяемого предприятия с данными выписками. Выписка из счета в банке, являющаяся строго учитываемым документом, требует тщательного контроля. Поэтому нельзя доверять получение выписок кассиром и другим лицам, отчеты которых зависят от содержания выписок.

В соответствии с порядком ведения кассовых операций прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером ил лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

Неоприходование денег, полученных по приходным ордерам в порядке оплаты услуг, погашения задолженности, оплаты материалов, квартирной платы и т.п., вскрывается посредством анализа и проверки непогашенной задолженности сотрудников и других лиц. В результате присвоения уплаченных сумм на расчетных счетах могут оставаться суммы непогашенной задолженности лиц, которые за собой не признают ни какой задолженности. Систематическая сверка расчетов с этими лицами и их опрос могут дать ценные результаты. Действенным методом контроля расчетов являются также проверка регистрации приходных документов и сверка зарегистрированных документов с документами оплаченными. С точки зрения условий, облегчающих присвоение денег, полученных по приходным ордерам, важно отметить отсутствие или неполноту регистрации кассовых ордеров до их оплаты на руки плательщикам, несвоевременную сверку и взыскание задолженности. Правильная регистрация приходных и расходных ордеров в журнале регистрации кассовых ордеров, где им присваивается определенный номер, контроль за возвратом в бухгалтерию неоплаченных приходных ордеров повышают достоверность записей и исключают злоупотребления.

Недопущение присвоения денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществление безналичных расчетов во всех возможных случаях. Как свидетельствует практика, нарушение этого правила порождает злоупотребления.

Случаи нарушения кассовой дисциплины должны подвергаться проверке для выявления возможных злоупотреблений. При этом следует сверять расчеты с предприятиями, внесшими или получившими значительные суммы наличных денег.

Проверка регистрации достоверностей на получения денежных сумм от других предприятий и фактического использования достоверностей является так же средством обнаружения злоупотребления.

Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам, по возможности за весь период, подлежащий проверке.

При этом необходимо и обращать внимание и на оформление кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателя погашаются ли кассовые документы: приходные штампом «получено», расходные штампом «оплачено» с указанием даты, нет ли на них следов подчисток и исправлений. Практика проверок показывает, что во многих предприятиях кассовые документы составляются некачественно , часто в приходных и расходных документах отсутствует подпись ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получившие их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру предприятия с целью принятия оперативных мер.

На следующем этапе проверки следует установить: ведут ли в данной организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров, все ли операции по поступлению и расходованию денежных средств записаны в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир должен подсчитать в кассовой книге итог операций за день и вывести остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге он должен вести через копировальную бумагу одновременно на двух листках. Один лист книги отрывной, его кассир должен сдать в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.

 

Таблица 3

Источники информации

 

11.

Проверка соответствия показателей баланса данным Главной книги по операциям ДС.

Баланс, Главная книга по счетам

2040 -2010, 1030, 1070-1071, 1050-1051,1040

1010-1020.

 

22.

Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета движения ДС.

Главная книга по указанным выше счетам, ж-о. №1, №2, №3, №4, ведо-

Мости к ж-о. №1, №2, №3, Кассовая книга, Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, Книга учета принятых и выданных кассиром денег, первичные документы (приходные и расходные кассовые ордера, доверенности на получения денежных сумм, выписку банков, корешки чеков и др.)

 

33.

Инвентаризация кассы и проверка кассовых операций.

Приказы руководителя предприятия о назначении постоянно действующей комиссии и кассира, договор об индивидуальной, материальной ответственности, заключенный с кассиром, акт инвентаризации кассы, приходные и расходные кассовые ордера (КО-1, КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3), Кассовая книга (№4), Книга учета принятых и выданных кассиром денег (КО-5), авансовые отчеты, ж-о. №1, ведомость №1,

Главная книга.

Процедуры аудита

Источники информации

 

4.

Проверка балансовых операций.

Выписки банка и первичные документы, приложенные к ним: аккредитивы, чековые книжки, платежные поручения, квитанции почтовых переводов, ведомость №1 к ж-о. №1,3; №2 к ж-о. №2,3; ж-о. №1, №2, №3, Главная книга по счетам денежных средств: 1030, 1070-1071, 1050, 1053,1060, 1010-1020

 

5.

Проверка правильности и законности применения аккредитивной формы расчетов, структурным подразделениям, не выделенным на самостоятельный баланс.

 

 

6.

Проверка реальности сумм денежных средств в пути.

Ж-о. №3, ведомость №1 к ж-о. №3, Главная книга по счету 411 “Денежные переводы в пути”

 

7.

Инвентаризация наличия и проверки состояния хранения денежных средств и других ценностей в кассе.

Приказы руководителя предприятия о назначении комиссии по ревизии кассы, о назначении кассира; договор с кассиром о материальной ответственности, кассовые документы (КО-1, КО-2, КО-3, КО-4, КО-5), авансовые отчеты, акты инвентаризации кассы, ведомость №1, ж-о. №1, Главная книга и др.

 

8.

Проверка правильности документального оформления операций.

Кассовые документы (КО-1, КО-2, КО-3, КО-4, КО-5), авансовые отчеты, акты инвентаризации кассы, ведомость №1 к ж-о. №1, Главная книга и др.

 

9.

Проверка правильности своевременности и полноты оприходования наличных денег.

Выписки банков, чековые книжки, договоры с юридическими и физическими лицами, первичные документы, приложенные к выпискам банка, кассовые документы (КО-1, КО-2, КО-3, КО-4, КО-5), ведомость №1 к ж-о. №1, ж-о. №1, Главная книга и др.

 

10

Проверка правильности списания денег на расход.

КО-1, КО-2, КО-3, КО-4, КО-5, ж-о.

№1, Главная книга и др.

 

11

Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Первичные документы, ведомость №1 к ж-о №1 , ж-о. №1, Главная книга и др. Разработка аналитических таблиц и обоснования выводов и предложений.

 

 

12

Разработка выводов и предположений по результатам аудита кассовых операций.

Акт проверки кассы, замечания, недостатки и рекомендации по их устранению

               

Процедуры аудита

Источники информации

Сроки проведения аудита

 

1

2

3

4

 

1.

Установление наличие расчетных, текущих, валютных и прочих счетов предприятия в банках (в каких учреждениях банка открыты эти счета).

Материалы тестирования

 

 

2.

Проверка законности, достоверности и хозяйственной целесообразности операций на счетах денежных средств в банках.

Договоры с юридическими и физическими лицами, исполнительные листы и претензионные иски; выписки банка с приложениями к ним денежно-расчетными документами, ж-о. №2, ведомость №2 к ж-о. №2, Главная книга, баланс и др.

 

3.

Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования поступивших на счет денежных средств.

 

 

   

4.

Проверка правильности, полноты и соответствия оплаченных средств предъявленным счетам.

 

 

 

5.

Проверка своевременности перечисления налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды.

 

 

 

 

6.

Проверка полученных в банке средств и оприходованных в кассу, а так же целевого их использования.

 

 

 

7.

Определение платежеспособности предприятия и причин просрочек расчетов с разными кредиторами, в том числе с банками по ссудам и бюджетом по налогам.

 

 

 

8.

Проверка по каждому безналичному расчету с предприятиями соответствия их договорным взаимоотношениям.

 

 

 

9.

Проверка соответствия данных о наличии и движении средств, отраженных в документах и записях.

 

 

 

10.

Проверка правильности корреспонденции счетов по банковским операциям.

 

 

                 

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работодатель

Исполнитель

Дата

Цель: Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета движения денежных средств; учет кассовых и банковских операции

Процедуры:Сопоставление кассовых документов с прочим источника информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в Главной книге по счетам 1150-1152, 1030, 1070-1071, 1050-1053, 1060, 1010-1020; кассовая книга; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; книга учета принятых и выданных кассиром денег, первичные документы (приходные и расходные кассовые ордера, доверенности на получение денежных сумм, выписку банков, корешки чеков и др.)

Результат: Учет кассовых операций осуществляется в соответствии с «Временным порядком ведения кассовых операций в народном хозяйстве Республики Казахстан» утвержденным Правлением Нацбанка Республики Казахстан от 23 июля 1993г.

Протокол № 21.Все первичные документы оформлены соответствующим образом, сшиты, проштампованы, скреплены печатями, имеют все необходимые реквизиты для полного отражения по счетам бухгалтерского учета. Остаток денежных средств в кассе по состоянию на 21.01.06 г. составил 25364,0 тенге.

Порядок ведения банковских операций по расчетному и валютному счету осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании» от 14 апреля 1993 г., а также с «Временными методическими рекомендациями о порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций» утвержденных Министерством финансов Республики Казахстан от 10 января 1994г. за № Ф-10-4/113. Для учета валютных операций применяется балансовый счет 431 «Деньги на валютном счете внутри страны» (российские рубли). Остаток средств на валютном счете по состоянию на 21.01.06 г. составил 347,28 тенге, 84,09 р.рублей.

Заключение: Аудит проведен в соответствии с казахстанскими стандартами по аудиту. Согласно этим стандартам установлено, что в ходе проверки, правильности ведения учета движения денежных средств нарушении не обнаружено.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдыманапов А., Раимов С. Принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. (Учебник). – Алматы., 2005.

2. Выбытие основных средств, \ Бюллетень бухгалтера, 1998, № 20.

3. Гетьман В.Г. Финансовый учет. – М., 2004.

4. Гуанев Н.С. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах. Учебное пособие. – М., 2004.

5. Генеральный план счетов финансово-хозяйственной деятельности субъекта. 1996год.

6. Қаржылық есептіліктің халықаралық стардарттарына сәйкес қаржылық есептілікті жасайтын ұйымдар үшін бухгалтерлік есеп шоттарының жұмыс жоспарын әзірлеу жөніндегі нұсқаулылықты (негізді) бекіту туралы Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2005 жылғы 22 желтоқсандағы №426 бұйрығы.

7. Ә.Әбдіманапов. Бухгалтерлік есеп және қаржылық есеп принциптері (Халықаралық стандарт) Алматы, 2006.

8. Джон Блейк. Европейский бухгалтерский учет. - Москва, 1997.

9. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности. - Алматы: "Каржы-каражат". - 1998.

10. Дюсембаев К.Ш. Теория аудита. - Алматы. Экономика, 1995.

11. Ержанов М.С. Теория и практика аудита - Алматы. - Галым, 1994.

12. Ержанов М.С, Ержанова СМ. Учетная политика на казахстанском предприятии (практический аспект). - Алматы: издательство дом "Бико", 1997.

13. Жуков С.К. Бухгалтерский учет на предприятиях железнодорожного
транспорта Республики Казахстан. Часть 1. - Алматы: Издательства "Бастау", 2000.

14. Закон "Об аудиторской деятельности". - Алматы, 30 ноября 2000. - № 109-И.

15. Красов А.П. Бухгалтерский учет основной деятельности железных дорог. - Москва: Транспорт, 1997.

16. Кошкембаев С.Х. Аудит как неотъемлемая часть рыночных отношений: "Каржы-каражат". - 1996.

17. Колдуэл Д. Нидлз Б.,Андерсон X. Принципы бухгалтерского учета: перевод с английского / под редакцией Я.В.Соколова. - Москва: Финансы и статистика, 1993.

18. Кирьянов З.В. Теория бухгалтерского учета. -.Москва: Финансы и статистика. - 1994.

19. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., 2004.

20. Ликвидация основных средств, \ Бюллетень бухгалтера, 1998, №14.

21. Мюллер Г. Учет международная перспектива. - Москва: Финансы и статистика. 1993.

22. Международные стандарты бухгалтерского учета. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета. - 1994.

23. Номенклатура статей расходов по основной деятельности железных дорог Республики Казахстан часть 1 Алматы 2000год.

24. Научно-производственный журнал о транспортном и экспедиторском бизнесе «Магистраль» №7 июль 2001г. под редакцией Б.Тастулекова.

25. Новдворецкий В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. – М., 2003.

26. О бухгалтерском учете. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 26 декабря 1995 г. № 2732.

27. О государственной программе развития и совершенствовании бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998-2000 гг. Указ президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. № 3838.

28. Операции по учету основных средств. \ Бюллетень бухгалтера, 1997,

29. Основные средства: проблемы, вопросы, ответы. \ Бюллетень бухгалтера, 1998, №48.

30. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта Республики Казахстан. - Алматы,1997.

31. Порядок проведения взаимозачетов между предприятиями «Казахстан темір жолы» Астана 2000год.

32. Положение структурного подразделения Алматинского эксплуатационного локомотивного депо ТЧЭ-28.

33. Письмо Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства Финансов РК от 10 февраля 1998 г. №13/286.\ Бюллетень бухгалтера, 1998, № 8-9.

34. Палата аудиторов Республики Казахстан - информирует / бюллетень бухгалтера №43.-2000.

35. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии. - Алматы Центраудит -Казахстан. - 1998.

36. Радостовец В.К. Даулетпеков А.Д. Бухгалтерский учет на предприятии.-Алматы: Экономист, 1994.

37. Робертсон Джек. Аудит - Москва: КРМВ Аудиторская фирма, "Контек". 1993.

38. Стандарты бухгалтерского учета Республики Казахстан, утвержденные постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 13 ноября 1996 г. № 3.

39. Сатубалдин

40. Типичные бухгалтерские ошибки при учете основных средств\ Бюллетень бухгалтера, 1997, №20.

41. Учебное пособие по управленческому учету разработанное на основе стандартов бухгалтерского учета третье издание часть 1 Алматы 1999год.

42. Хахонова Н.Н: Международные стандарты финансовой отчетности. – Ростов на Дону. 2002.

43. Шадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. – М., 2003.

44. Шнейдман Л.З.Рекомендации по переходу на новый план счетов.–М., 2000.


[1] Картотека документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия у плательщика средств на его расчетном счете.



ВВЕДЕНИЕ

 

Кардинальные преобразования в экономическом устройстве Республики Казахстан обусловили проведение реформ в системе управления деятельностью хозяйствующих субъектов. Большие перемены произошли в учетно-аналитической и контрольной работе. Полностью реорганизована система бухгалтерского учета и появились новые формы финансово-хозяйственного контроля. Были разработаны концепции, завершается процесс перехода на международные стандарты по бухгалтерскому учету и аудиту. Успешно развиваются их прогрессивные виды, как финансовый учет, управленческий учет, аудит финансовой отчетности, операционный аудит, аудит на соответствие и др. Внедрены новые формы финансовой отчетности, включая бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансово хозяйственной деятельности и отчет о движении денежных средств. При этом все больше внимания уделяют правильному отражению в них формированию и использованию активов, собственного капитала и обязательств, в частности движению денежных средств.

Денежные средства входят в состав оборотных активов организации. Контроль наличия, правильное использование и приумножение денежных средств – это важнейшая задача организации в целом и бухгалтерской службы в частности.

Денежные средства (активы) организации включают: наличные денежные знаки в кассе; денежные средства на расчетном счете и иных счетах в банке; иностранную валюту; денежные документы; переводы в пути.

Иностранная валюта – денежные знаки являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а так же средства на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах.

Денежные документы – марки государственной пошлины, почтовые марки, вексельные марки, оплаченные, но не выданные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории и др. Акционерные общества учитывают в составе денежных документов собственные акции, выкупленные у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования.

Переводы в пути – денежные средства (торговая выручка и т. п.), внесенные в кассы банков, инкассаторам, в объединенные кассы при организациях, в кассы отделений связи и прочее для зачисления на расчетный и иные счета организации, но еще не зачисленные по назначению.

К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах.

С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Расчеты должны быть планомерными и устойчивыми. В их основу положены следующие принципы: субъекты обязаны хранить свои денежные средства в банке; расчеты между ними осуществляются, как правило, без использования наличных денег; все документы, на основании которых совершаются безналичные расчеты, используются для платежей через банк, органы связи и учреждения Народного банка; во вне банковском обороте могут циркулировать лишь общегосударственные кредитные орудия обращения (чеки, векселя, банковские билеты и др.). Основным назначением расчетов является содействие укреплению рыночных отношений, движению совокупного общественного продукта, создание условий для взаимного стимулирования и контроля участников общественных отношений, соизмерению их доходов и расходов.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы изучить состояние и разработать рекомендацию по улучшению организации учета и аудита, формирования и сохранности денежных средств, контроля за эффективным использованием по целевому назначению в соответствии с лимитами и сметами.

Исходя из этого, в работе для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

-оценка состояния внутреннего контроля, за соблюдением расчетной и финансовой дисциплины;

-своевременность документирования всех операций по движению денежных средств;

-разработка рекомендаций по повышению достоверности аналитического учета и инвентаризации денежных средств увеличению платежей через банк путем безналичных расчетов и применению других прогрессивных форм их организации;

-раскрытие сущности учета и контроля денежных средств;

-определение порядка ведения расчетных операций;

-исследование полноты.

В качестве объекта исследования служат вопросы организации учета и аудита денежных средств, хозяйствующих субъектов, в частности на предприятии АО «Искер», основными видами деятельности которого являются изготовление скрепления верхнего строения железнодорожных путей; производство резинотехнических изделии; производство металлоконструкции; сборка автомобилей Камаз из комплектующих изделий из России.

В первой главе излагаются вопросы организации финансово-денежных расчетов хозяйствующих субъектов с контрагентами. Среди денежных расчетов особое место занимают безналичные расчеты. При этой форме расчетов движение денежных средств происходит в виде перечислений по счетам в банках. Государство организует безналичные расчеты, устанавливает условия их осуществления и порядок применения расчетных документов. Система безналичных расчетов представляет собой организацию денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами.

Во второй главе последовательно рассматривается состояние учета денежных средств и внутрихозяйственных расчетов. Большое внимание уделяется рассмотрению особенностей организации учета наличности на расчетном счете, в кассе предприятия. Все безналичные расчеты совершаются на основе расчетных документов, которые совершают определенные действия между хозяйствующими субъектами и учреждениями банков. Следует различать движение расчетных документов и документооборот.

Движение расчетных документов – это последовательное прохождение документов по пунктам движения от начала до завершения расчетов.

Документооборот – кроме времени, необходимого для движения расчетных документов, требуемое время для оформления документов при совершении различных расчетных оп

операций.

Для хранения денежных средств и осуществления расчетов, а так же учета заемных средств хозяйствующим субъектам открываются в банке расчетные, текущие, ссудные и другие счета.

В третьей главе раскрывается порядок проведения аудиторских проверок расчетных, банковских, кассовых и прочих операций связанных с движением денежных средств.

В заключении обобщаются результаты проведенных исследований, формируются выводы и излагается суть предложений по улучшению учета и аудита финансово-расчетных операций, формирования и использования денежных средств.

При написании дипломной работы были использованы законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету, специальная литература и данные предприятия АО «Искер».

 

 



ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТА АО “ИСКЕР”

Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.