Выпускная квалификационная работа
Тема: « Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом»
Содержание
Введение
1. Понятие терроризма. Международное противодействие терроризму
1.1 Понятие, общая характеристика терроризма. Система и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
1.2 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
1.3 Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом
2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом
2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
Заключение
Библиография
Введение
Термин «терроризм» происходит от латинского слова terror – страх, ужас. Терроризм представляет собой повышенную опасность.
Международный терроризм, как самостоятельный вид терроризма, распространился после Второй мировой войны между идеологически противоборствующими странами (социалистическими и капиталистическими), а затем – слаборазвитыми странами против богатых государств, а также развитыми странами против развивающихся и других государств в целях военно-политической экспансии и расширения зоны влияния.
Одна из отличительных черт современного терроризма — динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей.
В резолюции ООН «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв политического строя в других суверенных государствах» эта деятельность получила международное осуждение и её уровень стал постепенно снижаться. Но борьба за зоны влияния продолжается, в том числе и методами, близкими к террористическим.
Формами международно-государственного терроризма являются поддержка, финансирование, предоставление оружия, баз для обучения террористов, укрытие их от возможного наказания и т.д. Это осуществляется некоторыми странами с военными диктаторскими режимами (например, Ливией, Афганистаном во время правления талибов) в собственных политических интересах. Этот вид государственного терроризма получил также международное осуждение. Против таких стран (Ливия, Ирак и др.) применяются жёсткие политические, экономические и иные санкции.
Международный терроризм может быть осуществлён как террористическими государствами, так и международными террористическими организациями типа Аль - Каиды бен Ладена, которые в настоящее время представляют основную опасность. Можно назвать такие международные террористические организации, как «Хамас» (Палестина, Израиль), «Хезболла» (Ливан), «Братья мусульмане» (Египет, Сирия, Саудовская Аравия).
Международные террористические акты по среде, технологии и форме могут быть наземными, воздушными, морскими, технологическими, информационными, ядерными, биологическими, химическими, генетическими и т.д.
Актуальность темы работы заключается прежде всего в том, что терроризм, в том числе в его трансграничных формах, - одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.
До сих пор международному сообществу не удалось выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления.
Прежде всего, речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент.
Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма.
Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.
Цель работы – всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму, сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
- определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
- рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;
- осуществить анализ международного контртеррористического сотрудничества государств и международных организаций, а также международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом;
- изучить особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом.
Заключение
Таким образом, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности привела к упорядочиванию межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом.1
Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:
- 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г.;
- региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г.;
- многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.
В настоящее время основная проблема — совместные действия государств по контролю и борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.
Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального и международного права, входящих в «Антитеррористическое право» как межсистемную отрасль права.
Теоретическое решение этой проблемы возможно при условии учета специфики предмета и метода, как международного права, так и национального (внутригосударственного) права, но и задача эта весьма актуальная, ибо нет пока методов борьбы с общечеловеческой угрозой — международным терроризмом. Как для сохранения жизни на планете Земля необходимы неординарные (и не популярные) политические, пока не известные никому решения, так и для создания правовой основы международного антитеррористического сотрудничества необходимо «Антитеррористическое право».
Примером единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической коалиции.
Контртеррористическая институциональная система — это орган, органы, системы органов, создаваемых согласно национально – правовым и (или) международно – правовым нормам и принципам в международных властных институтов для контроля в целом над
терроризмом и (или) международным терроризмом или для контртеррористической деятельности.
К международным институциональным системам относятся следующие.
1.Контртеррористический комитет ООН, задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами.
Библиография
Нормативно – правовые акты:
1.Конституция Приднестровской Молдавской республики (тек. ред. на 10.02. 2006 г.).
2.Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Российская газета. 21 января 2009 года.
3.Конституционный закон ПМР: «О прокуратуре ПМР». 31.07. 2006 г. 66 – КЗ – 1У (САЗ 06 – 32).
4.Конституционный закон ПМР: «О Верховном Суде ПМР» (Тек. ред. на 27.07. 2007 г.).
5.Уголовный кодекс ПМР (Тек. ред. на 26.05. 2010 г.).
6.Уголовно – процессуальный кодекс ПМР. Тек. ред. на 28.04 2010 г.).
7.Закон ПМР: «О милиции» (тек. ред. на 12.06. 2009 г.).
8.Закон ПМР: «Об обороте оружия и боеприпасов на территории ПМР» от 24.01. 2010 года.
9.Закон ПМР: «Об оперативно – розыскной деятельности в ПМР» (Тек. ред. на 28.04 2010 г.).
10.Закон ПМР: «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (Тек. ред. на 22.12. 2006 г.).
11.Закон ПМР: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» от 06.04. 2008 г. № 704 – З – 1У (САЗ 09 – 15).
12.Закон ПМР «О противодействии терроризму» от 01. 01. 2008 г. САЗ 07 - 46.
13.Закон РФ от 25 июля 1998 г. N 130 - ФЗ. "О борьбе с терроризмом". Тек. ред. на 07.03. 2005 г.
14.Закон ПМР «О наркотических средствах и психотропных веществах». 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).
15.Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров 1994 г., N 1, стр. 4.
16.Приказ МВД ПМР № 330 от 6.11.1997 г. Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений.
17.Приказ МВД ПМР № 223 от 18 июля 1997 г. ’’Об утверждении Инструкции ’’Об организации информационной работы по совершённым преступлениям в ОВД республики’’.
18.Приказ МВД ПМР 178 от 12 июня 2002 г. ’’Об утверждении и введении в действие Инструкции ’’Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников’’.
19.Нормативно – правовые акты ООН, ШОС, СНГ, определяющие содержание и направления борьбы с международным терроризмом, указанные в тексте ВКР.
Учебно-методическая и научная литература
1.Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 2000.
2.Анвар Ахметов. Противодействуя вызовам и угрозам. Казахстанская правда. 13.06. 2009 г.
3.Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.
4.Белан Д. И. Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом. Направления информационного обеспечения // Закон и право. – 2007. - № 01.
5.Блатова Н. Т. , Г. М. Мелков. Международное право в документах: Учеб.пособ. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2000.
6.Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Сова. 2007 г. М.
7.Бурлаков В.Н., Сальников В.П. Криминология: Учебник для вузов. -
СПб.: Гардарики, 2004.
8.Бурлаков В.Н. Криминология. Уч. пособие. – М. 2005 г.
9.Ведерникова О. Н. Теория и практика борьбы с преступностью: скандинавская уголовно - правовая и криминологическая модель // Государство и право. – 2008. - № 7.
10.Водопьянов В.Н. Криминология. Уч. пособие М. 2005г.
11.Гаврилов Б.Я. Способна ли российская статистика о преступности стать реальной? Государство и право. 2001. № 1.
12.Горшенков Г.Н. Преступление как криминологическая категория. Закон и право. № 7. 2005.
13.Долгова А.И. Криминология. Учебник. М. 2005г.
14.Дубровин И. С. Базы данных ДНК в международной практике борьбы с преступностью // Закон и право. – 2006. - № 08.
15.Дубровин И. Н. ДНК - анализ в международных информационно-поисковых системах // Закон и право. – 2007. - № 05.
16.Егоров Иван. «ШОС становится главной антитеррористической площадкой в Центральной Азии». "Российская газета" - Федеральный выпуск №5167 (88) от 26 апреля 2010 г.
17.Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права // Российский ежегодник международного права 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003. С. 12-17.
18.Иншаков СМ. Криминология (в вопросах и ответах). М.: Юриспруденция, 2000 г.
19.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 2005. С. 23 .
20.Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М. Росс. Юрид. Издат. дом, 1999. С. 15.
21.Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань, 2004.
22.Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003.
23.Калмакарян Р. А. Совет безопасности ООН и Международный Суд ООН: взаимодействие в интересах упрочения международного правопорядка // Государство и право. – 2008. - № 4.
24.Коваль А.В Проблемы, возникающие при организации противодействия коррупционным проявлениям. Закон и право. № 10. 2009 г., С. 5 – 8.
25.Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение / Под ред. К.К. Горяинова. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.
26.Кудрявцев В.Н. Криминология: Учебник. М. 2006 г.
27.Кузнецова Н.Ф. Криминология. Уч. пособие. М. 2001 г.
28.Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В. О криминологической классификации преступлений. Государство и право. № 6. 2005.
30.Ляхов Е.Г., Ляхов Д. Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.
31.Маевский В. Организованной преступности можно противостоять. //Следователь. М. 1996 г. № 1.
32.Мубораккадамов А. Н. О международном розыске. На примере Республики Таджикистан // Закон и право. – 2007. - № 06.
33.Овчинский B.C. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2000.
44.Овчинский B.C., Эминов В.Е., Яблоков Н.П. Основы борьбы с организованной преступностью. М. ИНФРА-М, 1996. С. 194 - 195.
35.Сальников В.П. Криминология. Уч. пособие. – М. 2002 г.
36.Павловский В. В. Шанхайская организация сотрудничества: борьба с терроризмом. Основные тенденции развития // Закон и право. – 2006. - № 03.
37.Салкуцан – Лукьянова. Проблемы преступности несовершеннолетних. Право и общество. 2003. № 2.
38.Скуратов Ю. Прокуратура защищает и свободы граждан. Российская газета. 2007.18 февраля. С. 3.
39.Талимончик В. П. Система правового регулирования отношений международного информационного обмена // Закон и право. – 2007. - № 05.
40.ТонконоговА.В. Философия преступного мира. Закон и право. № 1. 2008 г. С. 13 – 15.
41.Эсенбекова А.Т. История саммитов ШОС//Дальний Восток, 29.06.2007г.
42.Доклад Исполнительного комитета СНГ. Минск. 2009 г. (www.cis.minsk.by).
43.История РАТС. 17.06. 2009 г.
44.Информационный портал Московского государственного института международных отношений МИД России.16.10.09 г.
1 Ляхов Е.Г., Ляхов Д. Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.С.343.
1Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.С.564-567.
1 Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.С.567-572.
1 Белан Д. И. Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом. Направления информационного обеспечения // Закон и право. – 2007. - № 01.С.75-76.
1Павловский В. В.ШОС: борьба с терроризмом. // Закон и право. – 2006. - № 03.С.3-5.
1, 2 Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.М. Криминология: Учебник. — М.:БЕК, 1997.С.444-450.
1Долгова А.И. Криминология. - М.: НОРМА – ИНФРА,1999.С.543.
1Ашавский Б. М. и др. Международное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. А.А. Ковалёва, С. В. Черниченко. – 3-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2008.С.564-567.
Выпускная квалификационная работа
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.