Экспериментально – психологические методики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В исследовании использовались следующие методики:

Диагностический опросник.

Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной первой части анкеты.

 

АНКЕТА

Общие сведения

1. Пол___________Возраст

2. Образование родителей_____________________________________________

3. Ваше образование__________________________________________________

4. Работа____________________________________________________________

5. Семейное положение: не замужем / не женат

замужем / женат

разведена / разведён

вдова / вдовец

6. Вступили в брак в возрасте _________________лет

7. Сведения о детях__________________________________________________

8. Материальное обеспечение: низкое, среднее, высокое

9. Жилищные условия: отдельная квартира, коммунальная, общежитие, снимаете квартиру

10. Наличие психических заболеваний в семье (когда, чем)__________________

11. Зависимости членов семьи: алкоголь, табакокурение, наркотики, другое____

12. Играли ли члены вашей семьи в азартные игры (казино, карты, лото и

пр.)____________________________________________________________

13. Любимые игры в детстве___________________________________________

14. В какие азартные игры играете______________________________________

15. С какого возраста играете в азартные игры____________________________

16. Сколько раз (в неделю, месяц, год) посещаете игровые клубы_____________

17. Чувствуете ли непреодолимое влечение к привычному виду игры_________

18. Вы посещаете игровые залы один или с кем-то________________________

19. Отношение близких людей (родители, жена (муж), дети, друзья) к вашему увлечению: играют вместе с вами, положительное, нейтральное, отрицательное, резко отрицательное.

20. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

21. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

22. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

23. Одалживали ли вы когда- либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

24. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

25. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

26. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

27. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

28. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда).

 

При анализе ответов на вопросы 20 – 28 применялась следующая методика (Т. Такер). За каждый ответ "никогда" присваивалось 0 баллов, "иногда" - 1 балл, "чаще всего" - 2 балла, "почти всегда" - 3 балла. Все набранные баллы за ответы на все 9 вопросов суммировались. Конечный результат определялся по следующему ключу.

0 баллов - нет никаких негативных последствий азартной игры. Респондент может играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла - Респондент может играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям.

3-7 баллов - Респондент играет в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.

8-27 балл - Респондент играет на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть проблемы. Необходимо исследовать пристрастие к игре и его последствия.

2. Опросник А. Маслоу

Самоактуализация, по мнению А. Маслоу - это «потребность человека стать тем, кем он способен стать». Человек, достигший этого высшего уровня своих потребностей, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития самоактуализации личности.

Обработка и интерпретация результатов. За каждое суж­дение, выбранное испытуемым и соответствующее самоактуа­лизации, начисляется 1 балл. Затем необходимо подсчитать бал­лы по всем шкалам теста. Затем подсчитывается значение двух базовых коэффициентов: коэффициента «Ориентация во време­ни» и коэффициента «Поддержка». На основе этих данных про­изводится основная интерпретация результатов.

Коэффициент «Ориентация во времени» состоит из количества баллов, набранных испытуемым по шкале «Ориентация во времени». Он представляет собой отношение количества пун­ктов, по которым испытуемый выбрал суждение, свойственное для несамоактуализирующейся личности, к количеству пунк­тов, по которым он выбрал суждение, характерное для самоак­туализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, можно вычислить коэффициент «Под­держки».

1. Шкала «Ориентация во времени» (17 пунктов) определяет степень правильности ориентированности че­ловека во времени.

2. Шкала «Поддержка» (90 пунктов) или «Опора на себя», является вто­рым основным параметром самоактуализирующейся личности. Этот параметр определяет направленность личности на себя и направленность на других, то есть руководствуется ли в жизни человек своими собственными целями, убеждениями, установ­ками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т. д.

3. Шкала «Ценностные ориентации» (20 пунктов) измеряет степень того, насколько человек руковод­ствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся лич­ности.

4. Шкала «Гибкость поведения» (24 пункта) измеряет гибкость поведения в различных ситуа­циях, гибкость применения стандартных оценок, принципов.

5. Шкала «Сензитивность» (13 пунктов) измеряет степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свои собственные переживания и по­требности.

6. Шкала «Спонтанность» (14 пунктов) измеряет способность спонтанно выражать свои чувства или быть самим собой.

7. Шкала «Самоуважение» (15 пунктов) измеряет способность человека уважать себя за свою силу.

8. Шкала «Самопринятие» (21 пункт) измеряет способность человека принимать себя воп­реки своей слабости. Труднее достичь «принятия себя», чем самоуважения. Ак­туализация собственной личности требует и того и другого. Эти две характеристики можно отнести к «восприятию себя».

9. Шкала «Взгляд на природу человека» (10 пунктов) оценивает понимание человеческой природы, му­жественности и женственности.

10. Шкала «Синергичность» (7 пунктов) измеряет способность к целостному восприятием мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыс­тие, не являются антагонистичными.

11.Шкала «Принятие агрессии» (16 пунктов) измеряет способность человека принимать свою аг­рессивность как природное свойство.

12.Шкала «Контактность» (20 пунктов) измеряет способность человека устанавливать глу­бокие и тесные контакты с окружающими.

13. Шкала «Познавательные способности» (11 пунктов) измеряет степень выраженности у человека стрем­ления к приобретению знаний об окружающем мире.

14.Шкала «Креативность» (14 пунктов) измеряет выраженность направленности личности.

Таким образом, тест в адаптированном варианте включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обя­зательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей сте­пени соответствующее его взглядам и убеждениям.

3. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.

Данный опросник состоит из 88 вопросов. Образец к опроснику и инструкцию к нему см. в приложении. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера. Тип характера, набравший максимальное количество баллов определялся как доминирующий тип для данной личности. Максимальное количество баллов – 80, минимальное – 20 по каждой акцентуации.

№ п/п Название типа характера по К. Леонгарду Название акцентуации Ключ акцентуации и коэффициент нормирования
1 Гипертимный Гипертимическая 2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 1,11,23,33, 45, 55, 67, 77)
2 Возбудимый Проективная 1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81)
3 Эмотивный Эмоцентрическая 2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79)
4 Дистимический Дистимическая (депрессивная) 2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 9, 21, 31,43, 53,65,75,87)
5 Тревожно-боязливый Невротическая 2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82)
6 Аффективно-экзальтированный Интроективная 5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 10, 32, 54, 76)
7 Аффективно-лабильный Циклотомическая 2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84)
8 Застревающий (неуравновешен­ный) Паранойяльная 2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 8, 20,30,42, 52, 64, 74, 86)
9 Педантичный Ригидная 1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83)
10 Демонстратив­ный Вытеснения 1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88)

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 187.