Анализ поступления налогов на имущество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основным региональным документом, регламентирующим налоговые отношения, является Закон РМЭ "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл".

В ст.13. этого Закона сказано, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, а также пени и штрафы. Таким образом, к налоговым доходам относится такой региональный налог, как налог на имущество организаций, и один из видов местного налога - налог на имущество физических лиц.

В рамках мероприятий по увеличению поступлений доходов в бюджетную систему Республики Марий Эл и в целях проведения единой налоговой политики на территории Республики Марий Эл следует рассматривать разработку и внедрение органами местного самоуправления на основе методологической базы основных направлений Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл:

процедуры анализа результатов исполнения плательщиками обязанностей уплачивать законно установленные налоги, сборы и платежи во все уровни бюджетов;

мероприятий по обеспечению экономического эффекта предоставляемых органами местного самоуправления дополнительных налоговых льгот.

В полной мере все сказанное относится и к налогам на имущество.

Приведем данные о поступлении налогов на имущество по уровням бюджетной системы Республики Марий Эл за 2007-09 гг. в разрезе основных видов налогов (таблица 3).

 

Таблица 3

Динамика налоговой базы и структуры начислений по налогу на имущество организаций по г. Йошкар-Ола за 2007-09 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста 2009 к 2007,%
1. Налоговая база 13704922 16953460 19749557 144,1
2. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет 301278 372977 434234 144,1
3. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот - всего, в том числе: 186583 298673 307827 165,0
 - по льготам, установленным ст.381 НК РФ, по льготам, предоставляемым в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п.7 ст.346.35 НК РФ инвесторам по СРП 89091 96551 106313 119,3
 - по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ 97492 202122 201514 206,7

В качестве информационной базы анализа статистики о начислении и поступлении налогов на имущество организаций в бюджетную систему РМЭ служит форма статистической отчетности №5-НИО "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций" ИФНС по г. Йошкар-Ола (Приложение 5).

Как видно из данных таблицы, за анализируемый период произошел значительный рост всей налогооблагаемой базы и, соответственно, налоговых поступлений от налога на имущество организаций - на 44,1%. При этом сумма уплаченных налогов возросла на 132956 тыс. руб.

В то же время сумма налоговых льгот также значительно увеличилась, причем ее рост произошел более быстрыми темпами, чем рост суммы налогов - на 65,0% или на 121244 тыс. руб. Это очень значительная сумма, составляющая боле 70% от суммы налога, исчисленного к уплате (рис.1).

В связи с этим перед налоговыми службами г. Йошкар-Ола стоит задача по проверке правильности исчисления предоставленных хозяйствующим субъектам налоговых льгот и выявлению недобросовестных плательщиков.

 

Рис.1. Динамика формирования и поступления налога на имущество организаций за 2007-09 гг.


Проанализируем поступление по видам налога на имущество в консолидированный бюджет РМЭ за 2007-2009 гг. (таблица 4).

Как видно из данной таблицы, консолидированный бюджет Марий Эл по доходам за 2007 исполнен в сумме 6736 млн. руб., в 2008 году - в сумме 8208 млн. руб., а в 2009 году - в сумме 7515 млн. руб., что составило 111,6% по отношению к 2007 году.

 

Таблица 4

Динамика поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет РМЭ (по основным видам налогов) за 2007-09 гг.

Виды налогов

Поступило в консолидированный бюджет РМЭ

2007

2008

2009

Темп роста 2009 к 2007 (%)

Тыс. руб.

Удел. вес (%)

Тыс. руб.

Удел. вес (%)

Тыс. руб. Удел. вес (%)

Всего налоговых доходов

6736250

100

8208764

100

7515137 100

111,6

в том числе:

 

 

 

 

   

 

Налог на прибыль, доходы

в том числе

4581472

68,0

5686723

69,3

5313549 70,7

116,0

 - налог на прибыль организаций

1457680

21,6

1699108

20,7

1215421 16,2

83,4

 - налог на доходы физических лиц

3123792

46,4

3987615

48,6

4098128 54,5

131,2

Налоги на товары (акцизы)

в том числе

488349

7,2

476800

5,8

386842 5,1

79,2

 - акцизы на алкогольную продукцию

412322

6,1

365691

4,5

304065 4,0

73,7

Налог на имущество

в том числе

1160385

17,2

1393411

17,0

1242790 16,5

107,1

 - налог на имущество физ. лиц

21198

0,3

22545

0,3

29754 0,4

140,4

 - налог на имущество организаций

647384

9,6

757906

9,2

840342 11,2

129,8

 - транспортный налог

209528

3,1

254279

3,1

167491 2,2

79,9

 - налог на игорный бизнес

192260

2,9

262588

3,2

104799 1,4

54,5

 - земельный налог

90015

1,3

96093

1,2

100404 1,3

111,5

Налог за пользование природными ресурсами

6296

0,1

8745

0,1

7358 0,1

116,9

Госпошлина

13385

0,2

15229

0,2

22104 0,3

165,1

В счет погашения задолженности

28560

0,4

33956

0,4

13935 0,2

48,8

Прочие налоговые поступления

457803

6,8

593900

7,2

528559 7,0

115,5

 

Также видно, что наибольше количество поступлений за анализируемый период в разрезе основных видов налогов можно отметить: по налогу на доходы физических лиц; по налогу на прибыль; по налогу на имущество; по акцизам.

При этом доля налога на имущество в общей сумме поступивших налогов представляется весьма значительной - от 16,5 до 17,2%, т.е. практически 1/6 часть всего бюджета РМЭ (рис.2).

 

Рис.2. Доли отдельных видов налогов в составе консолидированного бюджета Республики Марий Эл (2009 год)

 

Если сравнить поступления в 2009 году с налоговыми сборами предыдущих периодов, то будет видно, что по налогу на имущество темпы роста составили 107,1% (1242 млн. руб. в 2009 году, что на 82405 млн. руб. больше, чем в 2007 году).

Также видно, что значительный рост произошел по налогу на имущество физических лиц - на 140,48% или 8,5 млн. рублей, наибольшая доля которых приходится на задолженность физических лиц. Рост налога на имущество организаций шел меньшими темпами - в 2009 году по сравнению с 2007 годом он увеличился на 192 млн. руб., или на 29,8%.

Далее проанализируем поступление налогов на имущество физических лиц в бюджет г. Йошкар-Ола. В качестве информационной базы анализа статистики о начислении и поступлении налогов на имущество физических лиц служит форма статистической отчетности №5-МН "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам" ИФНС по г. Йошкар-Ола, "Раздел III. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество физических лиц" (Приложение 6). Сводные показатели приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

Динамика налоговой базы и структуры начислений по налогу на имущество физических лиц по МО г. Йошкар-Ола

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста 2009 к 2007,%
1. Количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов - всего, единиц. 83652 82384 86734 103,7
в том числе объектов жилищного фонда 76800 78799 81504 106,1
2. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог предъявлен к уплате в бюджет - всего, единиц. 48371 82384 68632 141,9
в том числе объектов жилищного фонда 47297 78799 68102 144,0
3. Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым налог предъявлен к уплате в бюджет - всего 5535302 7586619 9342632 168,8
в том числе объектов жилищного фонда 5324794 7155742 8340754 156,6
4. Сумма налога, предъявленная к уплате - всего 5433 9763 13527 249,0
в том числе по объектам жилищного фонда 4959 8639 11098 223,8
5. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог, единиц - всего 113443 127 492 135058 119,1
в том числе собственников объектов жилищного фонда 112957 126314 133228 117,9
6. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога, единиц 41803 44912 46030 110,1
7. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу 3172 5478 6476 204,2

 

Таким образом, в бюджет г. Йошкар-Ола, в который полностью поступает налог на имущество физических лиц, в 2009 году поступило от собственников квартир, домов, дач, гаражей и иной расположенной в административных границах города недвижимости на 8094 тыс. руб. больше, чем за 2007 год - всего 13527 тыс. руб., или на 149,0%. В прошлом году доходы от этого налога составили 9763 тыс. руб.

Такой рост объясняется введением в 2008 году повышающего коэффициента в 9,1% к балансовой стоимости имущества, с которого исчисляется налог, а также увеличением количества объектов налогообложения - вводом нового жилья, домов и т.д.

Однако, несмотря на такой рост, как считают в налоговой инспекции, доходы от взимания налога на имущество граждан не покрывают даже расходов фискального ведомства на его администрирование (ведение баз данных, печать и рассылку уведомлений, учет поступлений, разбор жалоб, подачу исков и пр.). И это большой недостаток современной налоговой системы.

Таким образом, в ходе выполнения данной работы, был сделан вывод о том, что в местных бюджетах Республики Марий Эл всех уровней налоги на имущество играют очень важную роль, так как их доля составляет не менее 1/6 части всех налоговых поступлений.

При этом, несмотря на то, что в Законе РФ "Об основах налоговой системы в РФ" местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам существуют положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, которые местными органами власти не всегда берутся во внимание. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов.

Но в целом местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д. Поэтому таким видам налогов должно уделяться повышенное внимание.





Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.