СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятия, принципы и функции муниципального регулирования земельных отношений
1.2 Компетенция местного самоуправления в области землепользования
1.3 Правовые основы муниципального регулирования земельных отношений
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Значение аренды земли в условиях Кемеровской области
2.2 Организация землепользования в г. Новокузнецке
2.3 Земельные платежи
2.4 Обзор судебной практики в Кемеровской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование земельных отношений находится в эпицентре внимания самых разных слоев российского общества.
Земля - важнейший фактор производства, основа реальной экономики. Эффективное использование земельных ресурсов представляет собой гарантию устойчивого экономического развития. «Земельный вопрос» насквозь пронизывает все стороны общественной жизни, различные аспекты экономической и социальной политики в России.
После того как земля была «возвращена в рынок», стала полноправным объектом гражданских прав, появилась острая необходимость в проведении мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Таким образом, возвращение земельных ресурсов в гражданский оборот обусловило повышенный интерес к правовому регулированию землеустройства. Интерес к этому вопросу возрастает также в связи с запуском национальных проектов, два из которых - «Сельское хозяйство» и «Доступное жилье» - непосредственным образом связаны с земельными ресурсами и землеустройством.
Выбор темы дипломной работы – «Муниципальное регулирование земельных отношений» – обусловлен ее актуальностью. Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.
Статья 19 ЗК РФ к муниципальной собственности относит земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В муниципальной собственности могут находиться не переданные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе, за пределами границ муниципальных образований.
В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.
Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Действие рассмотренных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения территории и транспортная доступность. Что касается земли, предназначенной для жилой застройки, то здесь важны доступность транспорта, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов важными факторами будут инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.
Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков.
Целью данной работы является выявление механизма муниципального воздействия на общественные отношения, складывающиеся в области землепользования в РФ и путей его реализации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- установление области общественных отношений, в которой возникают земельные правоотношения в РФ;
- определить структуру этой области: описать виды, формы и этапы образования;
- рассмотрение субъектов взаимодействующих в области земельных отношений и их полномочия в области использования земли;
- изучение особенностей субъектов муниципального регулирования в отношении его объектов и отношений, складывающихся в данной области, на различных этапах общественного развития;
- описание основных принципов, форм, видов и этапов регулирования земельных отношений;
- установить основные проблему регуляции, оказания, «пороки» субъектов муниципального регулирования земельных отношений.
Объект - социально-экономические процессы, происходящие в экономике муниципальных образований.
Предмет – законодательные основы муниципального регулирования земельных отношений в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для эффективного муниципального регулирования земельных отношений необходимо создание действующего механизма взаимодействия местных и федеральных органов власти.
2. Совершенствование регионального законодательства путем закрепления, уточнения и исправления действующих положений будет способствовать развитию муниципального регулирования земельных отношений и повышению эффективности в сфере земельных отношений.
Земельные платежи
Плата за использование городских земель производится в соответствии с Законом РФ "О плате за землю". Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Экономическая оценка территории, определение зон различной градостроительной ценности, границы социально-экономического районирования городской территории, ставки земельного налога, дифференцированные коэффициенты для взимания платежей за городские земли устанавливаются решением городского Собрания.
Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором аренды земельного участка, заключаемым собственником или владельцем земель (Арендодатель) с Арендатором (юридическим или физическим лицом).
Размер, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности устанавливаются договором аренды между Арендодателем - Администрацией города в лице Управления по земельным ресурсам и землеустройству и Арендатором в соответствии с Правилами использования земель г. Новокузнецка на правах аренды, утвержденными распоряжением городской администрации от 24.12.1996 г. N 957 и базовыми размерами арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, ежегодно устанавливаемыми Администрацией города или Городским Собранием.
Налог за земли санитарно-защитных зон исчисляется на основании методических разработок, утвержденных распоряжением городской администрации от 05.06.1997 г. N 455.
Городское Собрание и Администрация города имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога, в пределах суммы налога, остающейся в городском бюджете.
При передаче в аренду земель, находящихся в муниципальной собственности городская Администрация и Городское Собрание имеют право понижать базовые размеры арендной платы для отдельных категорий арендаторов и видов использования земель, либо повышать арендную плату в зависимости от условий и особенностей использования участка.
Арендная плата в денежном выражении не взимается за передаваемые для рекультивации нарушенные, бросовые, загрязненные земли, их санации и введения в оборот, за земли под строительство инженерных сооружений общегородского масштаба, улучшающих качество земель и экологическое состояние территорий, а также за земли под строительство муниципальных объектов, финансируемых за счет средств городского бюджета.
При передаче юридическими лицами и гражданами, освобожденными от уплаты земельного налога, в аренду или временное пользование земельных участков или другого недвижимого имущества под целевое использование облагаемое налогом, имущественная сделка в обязательном порядке регистрируется в Управлении по земельным ресурсам и землеустройству и с арендатором (временным пользователем) заключается срочный договор аренды на земельный участок (долю) и взимается арендная плата с площади, переданной в аренду (пользование).
Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения, пользования, аренды на земельный участок.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.
Земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно, не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
Учет плательщиков и начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Расчет арендной платы за землю является неотъемлемой частью договора аренды и составляется ежегодно Управлением по земельным ресурсам и землеустройству.
Арендаторы не позднее 1 апреля представляют в налоговые органы расчет причитающейся с них арендной платы по каждому земельному участку.
Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от расчетной годовой суммы до истечения 10 дней от начала следующего квартала, а за IY квартал не позднее 25 ноября текущего года.
Сроки внесения арендной платы при краткосрочной аренде участка (до 1 года) оговаривается договором.
Арендная плата за использование земельных участков для ведения индивидуального и коллективного садоводства вносится арендаторами равными долями не позднее 10 июля и 10 октября.
Подготовка списков плательщиков земельного налога и арендной платы для государственной налоговой инспекции возлагается на Управление по земельным ресурсам и землеустройству.
Списки плательщиков земельного налога подаются до 1 февраля по состоянию на 1 января. Изменения по плательщикам земельного налога подаются ежемесячно.
Списки арендаторов земли составляются по состоянию на начало квартала и в срок до 1 числа второго месяца квартала подаются в налоговую инспекцию.
Споры, возникающие по вопросам земельного налога, арендной платы рассматриваются Управлением по земельным ресурсам и землеустройству, государственной налоговой инспекцией, а также судом и арбитражным судом.
За нарушения сроков предоставления расчетов и внесение платежей предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется Администрацией Кемеровской области для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам по представлению Кемеровского областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
При определении величины нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу, а также увеличение размера налога за превышение норм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы необходимо обобщить некоторые моменты, затронутые в ней. Прежде всего следует сказать, что сущность муниципального регулирования заключается в целенаправленном воздействии на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств. Муниципальное регулирование является частью государственного регулирования.
Муниципальное регулирование земельных отношений представляет собой разработку и создание нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в сфере землепользования, аренды и др.
Земля и другие природные ресурсы, находящиеся на ее поверхности (леса, иная растительность, воды), а также в ее недрах (нефть, газ, подземные воды), являются основой жизни и деятельности народов мира, в том числе и Российской Федерации. Необходимость учета особенностей правового регулирования общественных отношений по использованию и охране хмель, вод, лесов, недр и других природных объектов обусловила возникновение и развитие отдельных самостоятельных отраслей российского права: земельного, водного, лесного, о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе
Земельная реформа, обусловленная необходимостью отказа отгосподствующих в советскую эпоху методов голого администрирования в области управления экономикой, в том числе и в области регулирования земельных отношений, преобразила содержание всего правопорядка в земельных отношениях. С изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права.
В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой гарантируется хозяйственная самостоятельность правообладателей земли, расширяются права собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, становится более эффективной организация использования земли и землеустройства. Земельные участки признаются недвижимым имуществом, а земельные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель, - имущественными отношениями, т. е. во многом родственными имущественным гражданским отношениям. Поэтому при регулировании земельных отношений допускается применение норм гражданского права, однако с учетом особенностей земельного и иного природоресурсного законодательства.
В период, предшествующий земельной реформе, понимание предмета земельно-правового регулирования упрощалось и сводилось в основном к порядку предоставления и изъятия земли, определению прав и обязанностей по обработке и охране земель. Вопросы же присвоения результатов труда землепользователей и возникающие в связи с этим отношения с государством-собственником не признавались предметом земельного права. Пользование землей, понимаемое как ее своевременная и качественная обработка, проведение агромелиоративных мероприятий и т. п., не связывалось непосредственно с результатами труда на земле и присвоением доходов. К тому же столь узкое понимание пользования землей, как ее обработка, сопровождалось вмешательством (излишним администрированием) органов государственного управления и их должностных лиц в технологию земледелия и в решение других внутрихозяйственных вопросов, извечно являющихся исключительно заботой самих землепользователей, их повседневной хозяйственной деятельностью (сроки сева, уборка, хранение урожая, заготовка и продажа его и т. д.). Все эти искажения в понимании земельных отношений как предмета земельного права приводили к потере у хозяйств материальной заинтересованности в лучшем использовании земель.
Нами рассмотрены основные нормативно-правовые акты по регулированию земельных отношений, полномочия муниципальных образований в сфере регулирования землепользования, рассмотрена земельная политика по г. Новокузнецку, приведен обзор судебной практики «Некоторые вопросы рассмотрения споров, вытекающих из земельных правоотношений» по Кемеровской области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст] // Российская газета.- 1993.- 25 декабря. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 5 февраля 2007 г.) "[Текст] // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2006 г.) [Текст] // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.03.2009) [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 05.04.2009) "О развитии сельского хозяйства" [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27, "Российская газета", N 2, 11.01.2007.
6. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.
7. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О личном подсобном хозяйстве" [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2881.
8. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2008) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009) [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 28.01.2002, N 4, ст. 251.
9. Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4148.
10. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3399.
11. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О садоводческих, огородческих и дачных некоммерческих объединениях граждан [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 20.04.1998, N 16, ст. 1801.
12. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О мелиорации земель" [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 142.
13. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 10.10.2003, N 8, ст. 2055.
14. Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю" [Текст]// "Ведомости СНД и ВС РФ", 31.10.1991, N 44, ст. 1424.
15. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 N 414 "О создании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области" [Текст].
16 Закон Кемеровской области от 10.12.2007 N 161-ОЗ "Об установлении размеров земельных участков в целях оформления прав на земельные участки в упрощенном порядке " [Текст]// "Кузбасс", N 233, 14.12.2007.
17. Закон Кемеровской области от 13.06.2007 N 75-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере лесных отношений" [Текст]//"Кузбасс", N 107, 20.06.2007.
18 Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году" [Текст]// "Кузбасс", N 107, 20.06.2007.
19 Закон Кемеровской области от 14.02.2007 N 12-ОЗ (ред. от 02.10.2008) "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов " [Текст]// "Кузбасс", N 31, 20.02.2007.
20. Закон Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ (ред. от 02.07.2008) "О статусе и границах муниципальных образований" [Текст]// "Кузбасс", N 242, 24.12.2004.
21. Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 29.11.2006 N 3/5 (ред. от 29.04.2008, с изм. от 29.10.2008) "Об утверждении положения о земельном налоге на территории города Новокузнецка" [Текст]// "Новокузнецк", N 47, 30.11.2006.
22. Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2006 N 34 "Об утверждении положения «Об управлении по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Новокузнецка " [Текст].
23. Распоряжение Администрации г. Новокузнецка от 27.07.2004 N 1518 "О предоставлении земельного участка по проектирование и строительство" [Текст].
24. Распоряжение Администрации г. Новокузнецка от 26.04.2002 N 610 "О предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками " [Текст].
25. Распоряжение Администрации города Новокузнецка от 10.01.2002 N 18 "Об индексации базовых размеров арендной платы за землю" [Текст].
26. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для вузов [Текст] / Б. В. Ерофеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 496 с.
27. Система муниципального управления: Учебник для вузов. [Текст] / Под редакцией В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.
28. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.
29. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. [Текст] -Ростов н/Д: МарТ, 2001.
30. Иванов К.П. Проблемы этнической географии. [Текст]- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
31. Петриков А. Актуальные проблемы экономической и социальной политики в аграрной сфере [Текст]// Аграрная реформа. Экономика и право. - 2002, № 6.
32. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. [Текст]- М.: Муниципальная власть, 2000.
33. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики. - [Текст] М.: МОНФ. Серия «Библиотека местного самоуправления». Вып. 35, 2001.
34. Бабун Р.В., Алъбах Е.П., Зыков С.В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. [Текст] - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
35. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. - Обнинск: Институт муниципального управления, 2005. [Текст]
36. Власова Н.Ю. Структурная модернизация экономики крупнейших городов России. [Текст] - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2000.
37. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Знание, 1998.
38. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2002.
39. Горный М.Б., Иванова В.Н., Ошурков А.Т., Скрябина И.И. Основы муниципальной экономики. - СПб., 2000.
40. Григорьев В. В., Острина И. А., Руднев А. В. Управление муниципальной недвижимостью: - М.: Дело, 2001.
41. Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учеб. пособие,часть 1. - М.: Изд-во СГИ, 2001.
43. Муниципальный менеджмент. [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2002.
44. Пиндт X. Межмуниципальная кооперация в Дании [Текст]// Городское управление, 2000. - № 9.
45. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления / Под ред. Э. Маркварта. [Текст] - М., 2000.
46. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. [Текст] - М.: Дело, 2000.
47. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учебник [Текст] - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 480 с.
48. Кемеровская область. Арбитражный суд. Обзор судебной практики на тему «Некоторые вопросы рассмотрения споров, вытекающих из земельных правоотношений» [Текст]//Архив Арбитражного суда г. Кемерово.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятия, принципы и функции муниципального регулирования земельных отношений
1.2 Компетенция местного самоуправления в области землепользования
1.3 Правовые основы муниципального регулирования земельных отношений
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Значение аренды земли в условиях Кемеровской области
2.2 Организация землепользования в г. Новокузнецке
2.3 Земельные платежи
2.4 Обзор судебной практики в Кемеровской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование земельных отношений находится в эпицентре внимания самых разных слоев российского общества.
Земля - важнейший фактор производства, основа реальной экономики. Эффективное использование земельных ресурсов представляет собой гарантию устойчивого экономического развития. «Земельный вопрос» насквозь пронизывает все стороны общественной жизни, различные аспекты экономической и социальной политики в России.
После того как земля была «возвращена в рынок», стала полноправным объектом гражданских прав, появилась острая необходимость в проведении мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Таким образом, возвращение земельных ресурсов в гражданский оборот обусловило повышенный интерес к правовому регулированию землеустройства. Интерес к этому вопросу возрастает также в связи с запуском национальных проектов, два из которых - «Сельское хозяйство» и «Доступное жилье» - непосредственным образом связаны с земельными ресурсами и землеустройством.
Выбор темы дипломной работы – «Муниципальное регулирование земельных отношений» – обусловлен ее актуальностью. Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.
Статья 19 ЗК РФ к муниципальной собственности относит земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В муниципальной собственности могут находиться не переданные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным названным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе, за пределами границ муниципальных образований.
В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.
Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Действие рассмотренных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения территории и транспортная доступность. Что касается земли, предназначенной для жилой застройки, то здесь важны доступность транспорта, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов важными факторами будут инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.
Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков.
Целью данной работы является выявление механизма муниципального воздействия на общественные отношения, складывающиеся в области землепользования в РФ и путей его реализации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- установление области общественных отношений, в которой возникают земельные правоотношения в РФ;
- определить структуру этой области: описать виды, формы и этапы образования;
- рассмотрение субъектов взаимодействующих в области земельных отношений и их полномочия в области использования земли;
- изучение особенностей субъектов муниципального регулирования в отношении его объектов и отношений, складывающихся в данной области, на различных этапах общественного развития;
- описание основных принципов, форм, видов и этапов регулирования земельных отношений;
- установить основные проблему регуляции, оказания, «пороки» субъектов муниципального регулирования земельных отношений.
Объект - социально-экономические процессы, происходящие в экономике муниципальных образований.
Предмет – законодательные основы муниципального регулирования земельных отношений в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для эффективного муниципального регулирования земельных отношений необходимо создание действующего механизма взаимодействия местных и федеральных органов власти.
2. Совершенствование регионального законодательства путем закрепления, уточнения и исправления действующих положений будет способствовать развитию муниципального регулирования земельных отношений и повышению эффективности в сфере земельных отношений.
СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.