Важно подчеркнуть, что при разработке федеральных целевых программ отпадает проблема охвата какого-либо количества субъектов Российской Федерации. В принципе, если по каждому субъекту Российской Федерации для программного решения будут отобраны подобные конкретные проблемы, то такими программами могут быть охвачены все субъекты Российской Федерации. Ведь в этом случае в качестве приоритета выступает не регион (не могут быть все регионы приоритетными), а проблема, и в каждом регионе приоритетными могут быть разные проблемы.
А теперь, перейдем к вопросу о самих подходах к оценке эффективности государственной региональной политики.
Сначала необходимо четко сформулировать, что же мы хотим получить, расходуя государственные средства. Причем описать результат не просто в терминах работы школы и больницы, а именно в терминах конечного эффекта - уровня знаний и состояния здоровья людей. В целом так, как это предлагает Правительство. [68]
Далее нужно понять, каким образом планируется это получить. То есть необходимо описать технологию, стандарт получения этой услуги. Очевидно, что стандарт этот должен быть, с одной стороны, достаточно общим, чтобы давать возможности оптимизации затрат, с другой стороны, достаточной конкретным, чтобы мы были уверенны в том, что получим желаемое.
Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.
Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей и пр. [69]
Мониторинг - процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана.
Оценка реализации государственной региональной политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.
Оценка государственной региональной политики складывается из таких элементов, как оценка процесса реализации, оценка последствий, оценка результатов, оценка экономической эффективности, оценка уровня удовлетворенности граждан, оценка инструментов, методов реализации политики.
Оценка политики требует рассмотрения пяти элементов последней: затрачиваемых ресурсов; проводимых мероприятий; полученных продуктов или услуг; результатов выполнения; последствий и эффектов. [70]
Оценка результатов государственной региональной политики является ее обязательным элементом, обеспечивающим обратную связь. Критерием оценки могут быть: эффективность - соотношение затрат и результатов, простая результативность - наличие или отсутствие неких (положительных) итогов, правильность - соблюдение установленных правил и норм, будь то традиция, правовые установления или моральные соглашения, популярность - массовая поддержка или критика деятельности государства, справедливость - распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости, - а также такие характеристики как способность реагировать на изменения (или наоборот, стабильность и принципиальность), демократичность, скорость, соответствие результата поставленным целям и т.д. и т.п. [71]
Оценка результатов деятельности зависит не только от того, кто ее оценивает и исходя из каких ценностей, но и от особенностей контекста деятельности, реальной ситуации. Например, сохранение правительством доходов населения на постоянном фиксированном уровне - огромное достижение в условиях кризиса и признак злонамеренности или некомпетентности в условиях бурного экономического роста.
Какими бы ни были результаты государственной региональной политики, необходимо их обсуждение. Анализ и оценка деятельности Федерального центра по отношению к субъектам РФ позволит дельнейшее развитие страны и повышение эффективности государственной региональной политики.
Результаты государственной региональной политики должны обсуждаться не только на уровне федеральных и региональных властей, но и в общественных структурах и политических партиях. Это подтверждают и результаты опроса - за обсуждение политики выступило 70% респондентов (по результатам опроса) (см. приложение 2).
Существование проекта Федерального закона "Об основах государственной региональной политике, порядке ее разработки и реализации" свидетельствует о повышении интереса Федерального центра к развитию регионов. Осведомленность граждан в этом вопросе говорит и об их заинтересованности. Населению немаловажна тема социально-экономического и политического регионального развития.
Анкетирование, проведенное на территории Кузбасса и Томской области, показало, что 80% опрошенных людей знают о существовании государственной региональной политики в России (см. приложение 2).
Государственная региональная политика требует грамотного проведения и повышения эффективности. Из предложенных вариантов ответов на вопрос: "Какие мероприятия необходимы для улучшения социально-экономического и политического состояния региона?", были выбраны: создание новых отраслей промышленности и рабочих мест (40%), жесткий контроль за соблюдением законов (25%), государственные целевые субсидии (20%), уменьшение федеральных налогов (15%) (см. приложение 2). Сейчас, во время кризиса, создание новых рабочих как никогда актуально. Не удивительно, что население при ответе на вопрос придало этому наибольшее значение. Предприятия закрываются, лишая людей работы. К примеру, в городе Киселевске собираются закрывать шахту № 12. Собственник - ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" с юридическим адресом в Москве. [72] Таким образом, вся прибыль от ресурсов региона шла мимо самого региона, здесь нельзя говорить о проведении эффективной государственной региональной политики. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев выразил резкое несогласие с решением о закрытии шахты №12 в Киселевске, которое принял собственник предприятия - компания "ЕвразХолдинг". В связи с этим Тулеев принял решение о смене собственника на предприятии. В настоящее время на шахте трудятся около 1,1 тыс. человек. Добыча угля ведется в очень сложных горно-геологических условиях.
Как сообщили сегодня в пресс-службе администрации области, губернатор провел трудные переговоры с генеральным директором компании "Стройсервис" Дмитрием Николаевым, в ходе которых достигнута договоренность о том, что шахта №12 войдет в состав этого акционерного общества и продолжит добычу угля. [73]
Крупные компании, такие как ОАО "Газпром", также проводят политику финансирования и развития страны, так как половина пакета акций принадлежит государству. Здесь можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве государства и предприятий. Такие компании участвуют в государственной региональной политике. Но политика, проводимая ими, не обязательно полезна для России. Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно-значимых потребностей станет редкой случайностью.
При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны.
Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность. [74]
К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов. [75]
Причин нынешнего положения в сфере государственной региональной политике может быть множество. По результатам опроса население считает, что проведению государственной региональной политики в России на сегодняшний день мешает: отсутствие финансирования (35,5%), коррупция госаппарата (31,5%), несовершенство законодательства (29,4%), среди иных причин (3,6%) назвали незаинтересованность чиновников, мировой финансовый кризис, долгосрочность программ (см. приложение 2).
Один из критериев эффективности выполнения политики - координация действий всех участников и организаторов процесса ее реализации. Выделяют следующие группы участников исполнения политики:
1) индивиды;
2) общественные и политические организации, группы;
3) государственные институты и структуры;
4) политическая и финансовая элита. Координация политики - применяемые для достижения поставленных целей механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация также осуществляется на всех этапах политического цикла. Различают политическую (согласование политических интересов) и административную (решение конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, - через механизмы разделения труда, организационную иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.
К факторам эффективности политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной политики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в-третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями. [76]
Исполнительная власть РФ в направлении совершенствования государственной региональной антинаркотической политики стала реформироваться только в 2003 году, благодаря Президенту РФ.В. В. Путин осознал реальность наркоугрозы для национальной безопасности и усилил организационное обеспечение антинаркотической политики, создав мощную федеральную службу контроля наркотиков (ФСКН) России. Она обязана остановить рост удельного веса населения, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков (НОН). Поэтому кроме борьбы с наркопреступностью, ФСКН РФ определены задачи реализации антинаркотической политики и координации всех органов исполнительной власти (правительство РФ, министерства, региональные правительств).
Однако эта организационная новация не изменила идеологии управления - стремления исполнительной власти простыми средствами решать сложнейшие проблемы. Попыткой отделить наркоманов от наркоборонов объясняют сторонники принятия Правительством РФ Постановление №231 6 мая 2005 года (об утверждение размеров средних разовых доз), которое по своей сути противоречит целям государства, регламентированным еще в 1998 году Федеральным Законом РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Создали службу по борьбе с наркотиками, по СМИ транслируется социальная реклама, агитация которой за здоровый образ жизни. Не смотря на попытки повлиять на ситуацию, государственная региональная политика не может считаться эффективной. К сожалению, положительной динамики в этой сфере не наблюдается.
Методы повышения эффективности государственной региональной политики многочисленны. Среди них можно назвать и государственное финансирование на более высоком уровне, и редактирование областного законодательства, и жесткий контроль исполнения законов "сверху". С мнением, что увеличение объема финансирования регионов можно считать лучшим методом для повышения эффективности государственной региональной политики, согласилось 65% респондентов, было против 35% соответственно (см. приложение 2).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.