I. Размораживание.
а) Дезориентация / замешательство.
б) Сенсорная депривация и / или сенсорная перегрузка.
в) Физиологическая манипуляция:
ѕ депривация сна;
ѕ депривация приватности;
ѕ изменение диеты.
г) Гипноз:
ѕ возрастная регрессия;
ѕ визуализации;
ѕ притчи и метафоры;
ѕ лингвистические двойные связи, (В оригинале – double binds (двойные связи), т.е. путаница понятий, вызывающая растерянность, а также сама растерянность, вызванная противоречивыми влияниями (у ребенка при раздорах между родителями и т.п.). (Прим. перев.) использование внушения. ѕ медитации, скандирование, моление, пение.
д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность.
е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний).
II Изменение
а) Пошаговое создание и навязывание новой «идентичности»:
ѕ формально – в ходе индоктринальных занятий;
ѕ неформально – другими членами группы, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.
б) Использование техник изменения поведения:
ѕ поощрения и наказания; ѕ блокировка мышления; ѕ контроль среды.
в) Мистическая манипуляция.
г) Использование гипноза и других техник изменения сознания:
ѕ повторение, монотония, ритм:
ѕ однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации;
д) Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание.
а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются:
ѕ отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;
ѕ отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств;
ѕ переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами.
б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая «семья».
в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система «приятельства».
г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уединении от общества.
У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные изменения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследований показали, что культы создают именно такой вид давления. Эти исследования также подтвердило существование культовой личности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке.
При взаимодействии с близким необходимо признавать различия между личностью до вербовки, культовой личностью (период членства в культе) и подлинным «я» человека, которое остается с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют подлинное «я», подавленное при рождении. Именно сила подлинного «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда информированная семья и друзья начинают работать как команда, чтобы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, возведенные культом, рушатся.
Методы влияния
Феномен манипулирования
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция [11], и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным является сам факт оказания психологического влияния на личность [1, 2, 6], в данной работе я остановлюсь на методах психологического влияния, которые используются приверженцами различных тоталитарных сект для привлечения новых и удержания существующих членов.
В настоящее время довольно много исследуется феномен манипулирования – под манипуляцией понимают один из видов воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями [11]. Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии.
При этом нам хотелось бы предостеречь от постановки знака тождества между психологическим влиянием и манипулированием. Понятие психологического влияния является более широким, и не всякое психологическое воздействие является манипуляцией. Для иллюстрации этого я приведу список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини [33], так же он встречается и у Шейнова [34]
1. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.
2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.
3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться – также непроизвольно или произвольно.
5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.
6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».
9. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.
10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
Данный список иллюстрирует, что интерес к исследованиям манипуляции, проявленный в последнее время [8, 9, 11, 12] неоправданно сужает область исследования проблем, связанных с психологическим влиянием. В то же время, невозможно отрицать, что широкое использование методов психологического влияния для привлечения членов тоталитарных сект в настоящее время представляет действительно значимую проблему для общества и требует исследования и разработки способов противодействия влиянию [5,6, 29].
Методы влияния, используемые сектантами для привлечения новообращенных, хорошо укладываются в традиционные подходы к методам влияния вообще, и отличаются только повышенным давлением на принятие решения человеком, по сравнению со многими другими ситуациями, где они используются.
Ситуативные методы влияния
Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния, которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.
Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:
1. использовать автоматические реакции, основанные на стереотипах поведения. Таким образом, можно заставить человека поступить так, как нам нужно (например, поучаствовать в чем-либо), или сделать то, что может повлечь за собой изменение существующих мнений и стереотипов, или хотя бы пошатнет старые.
2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они являются негативными.
3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).
– Противоречащее обычным стереотипам поведения
– Подтверждающее обычные стереотипы поведения
– Формирующее стереотипы поведения
Предполагается, что в большинстве своем люди не относятся категорически плохо к предлагаемому предмету, а значит, в процессе нет задачи изменить стереотипы поведения.
Скорее мы будем иметь дело с людьми, которые относятся к предмету в той или иной степени либо настороженно, либо доброжелательно – в таком случае нужно активизировать положительные стереотипы, акцентируя на них внимание и наоборот отвлечь от негативных. Возможно, что человек не имеет никакого мнения относительно того, о чем ему рассказывают или предлагают, тогда перед человеком, предлагающим предмет, стоит задача сформировать нужный положительный стереотип. Вернее сказать, сделать так, чтобы вся ситуация поддерживала то, что будут говорить и делать, и ориентировала человека определенным образом.
Далее будут предложены конкретные методы влияния на поведение и стереотипы людей во время презентации предмета.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.