Также интересно оценить тенденции, которые наблюдаются в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим данные о налоговых доходах консолидированного бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
В таблице 6 представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Таблица 6
Динамика отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 2201,3 | 2394,2 | 3154,2 | 5820,5 | 7295,6 | 8757,0 |
из них: - налог на прибыль организаций | 172,2 | 170,9 | 205,7 | 377,6 | 509,9 | 641,3 |
- НДФЛ | - | - | - | - | - | - |
- НДС | 752,6 | 882,1 | 1069,7 | 1472,2 | 1511 | 2261,7 |
- акцизы | 214,9 | 252,5 | 117,2 | 107,1 | 110,5 | 135 |
- налог с продаж | - | - | - | - | - | - |
- налоги на совокупный доход | 6,2 | 10,1 | 0,2 | - | - | - |
- налоги на имущество | 1,4 | 1,7 | 0,1 | - | - | - |
- платежи за пользование природными ресурсами | 214,2 | 249,5 | 434,3 | 872,3 | 1116,7 | 1157,4 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 323,4 | 452,8 | 859,7 | 1622,8 | 2237,4 | 2322,9 |
- единый социальный налог | 339,5 | 364,6 | 442,2 | 1012,6 | 1341,9 | 1564,6 |
- прочие налоги и сборы | 176,9 | 10,0 | 25,1 | 355,9 | 468,2 | 674,1 |
Из приведенных данных видно, что налоговые доходы федерального бюджета в период с 2002 по 2007 год выросли практически в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, единый социальный налог, таможенные пошлины.
Проанализируем структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году с целью выявления ключевых налогов, формирующих федеральный бюджет. Графически структура представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году
Итак, ключевую роль в формировании доходов федерального бюджета играют налог на добавленную стоимость (26 %), таможенные пошлины (26 %), единый социальный налог (18 %), платежи за пользование природными ресурсами (13 %). Доля остальных налогов составляет менее 10 %.
Теперь рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ.
Таблица 7
Динамика отдельных видов налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 1032 | 1341 | 1787,9 | 3053,3 | 3907,2 | 4854,0 |
из них: - налог на прибыль организаций | 291,2 | 355,6 | 661,9 | 955,3 | 1160,7 | 1530,7 |
- НДФЛ | 358,1 | 455,7 | 574,5 | 707,1 | 930,4 | 1266,6 |
- НДС | - | - | - | - | - | - |
- акцизы | 49,2 | 95,2 | 129,8 | 146,6 | 160,1 | 119,4 |
- налог с продаж | 50,1 | 56,4 | 6,2 | 0,3 | - | - |
- налоги на совокупный доход | 27,2 | 20,1 | 50,4 | 77,5 | 95,9 | 123,7 |
- налоги на имущество | 119 | 136,1 | 146,7 | 253,1 | 310,9 | 411,2 |
- платежи за пользование природными ресурсами | 116,6 | 146,3 | 146,7 | 129,3 | 164,9 | 160,1 |
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | - | - | - | - | - | - |
- единый социальный налог | - | - | - | 744,7 | 1025,9 | 1159,5 |
- прочие налоги и сборы | 20,6 | 75,6 | 71,7 | 39,4 | 59,0 | 82,8 |
Данные таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ также значительно выросли в период с 2002 по 2007 год – более чем в 4 раза.
Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ приведена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2007 году
Итак, ключевую роль в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов РФ играют три налога – налог на прибыль организаций (32 %), налог на доходы физических лиц (26 %) и единый социальный налог (24 % - поступает в территориальные внебюджетные фонды). Доля остальных налогов пока что не высока.
На рисунке 12 представлено соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Рисунок 12 – Соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 2007 году
Как видно из приведенных данных, большая часть налоговых доходов поступает в федеральный бюджет. Это подтверждает выводы, сделанные в первой главе работы – на настоящий момент существует высокая централизация денежных средств в федеральном бюджете, что сильно ограничивает финансовую базу региональных и местных бюджетов.
Рассмотрим как менялось указанное выше соотношение между налоговыми доходами бюджетов различных уровней в динамике в 2002-2007 годах.
Рисунок 13 – Соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах
Из диаграммы видно, что соотношение между налоговыми доходами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в анализируемом периоде практически не изменяется.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.