Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, национальная склонность к сопереживанию с ближним, общинная ментальность, готовность помогать друг другу в трудной жизненной ситуации. Признавая реальную силу множества неблагоприятных обстоятельств, которые толкали людей к совершению дурных поступков и даже опасных преступлений, общество стремилось к смягчению участи «бедных и несчастных», «милости к падшим», общественному призрению заблудших и нравственно больных.

Вплоть до начала XIX века эпизодические акты благотворительности осуществляли представители местной и верховной государственной власти: князья, российские государи, члены их семей, государственные сановники, а также все сочувствующие люди. Забота о заключенных проявлялись в таких формах, как посещения тюрем, в основном, в дни праздников, выслушивание жалоб арестантов, раздача милостыни и другая материальная помощь, а иногда – даже помилование. Подобные деяния были бессистемными, практически не влияли на тяжелую участь лишенных свободы и в целом на положение дел в тюремных заведениях.

Первой попыткой организовать общественную помощь арестантам была предпринята императором Александром I в 1802 году, когда его решением было создано «Человеколюбивое общество». Членам общества предоставлялось право регулярно посещать и опекать заключенных, как это делалось за границей. Последующее изучение опыта английского попечительства о тюрьмах, объективная потребность придать цивилизованный вид местам заключения и облегчить положение тюремного населения способствовали в 1819 году созданию в соответствии с Высочайшим указом Петербургского «Попечительного о тюрьмах общества». Эпиграфом утвержденного Александром I Устава общества стали слова из Библии: «Я, Господь, призываю Тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа во свет для язычников. Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы».

Примечательно, что в этом документе впервые на государственном уровне было подчеркнуто, что попечение должно быть не только об улучшении отбывания наказания, но и о нравственном исправлении состояния содержащихся в тюрьмах преступников. Цели и задачи исполнения наказания, методы и средства их достижения, принципы и направления деятельности, права и обязанности представителей общественности (президента и его членов) были изложены в 25 специальных «Правилах для Попечительного о тюрьмах общества».

Первоначально общество состояло из Петербургского комитета в составе 30 членов обоего пола, представителей церковной и светской знати. Организованное попечительство довольно быстро распространилось в стране. В течение 10–15 лет практически во всех регионах России были созданы Попечительства, работавшие более чем в 800 местах заключения. К 25-летнему юбилею Петербургского общества в стране насчитывалось 49 губернских и 277 уездных комитетов, что свидетельствует о признаках системности в организации попечительства. В свою очередь сформированная система обществ и комитетов способствовала созданию общероссийской структуры государственного управления тюрьмами.

Деятельность обществ, несмотря на филантропический характер целей, ограниченность реальных возможностей, декларативность организационных документов, а также сословный и великосветский его состав, создала предпосылки для масштабного, в определенной степени систематизированного общественного контроля, помощи и воздействия на положение дел в российских тюрьмах, а также формирования основ социальной работы с заключенными. Став ее важнейшим субъектом «Попечительное о тюрьмах общество» выполняло защитно-посреднические функции между арестантами и государством, способствовало установлению тюремной дисциплины, введению элементов регламентированного распорядка дня.

Так, был запрещен свободный вход для раздачи милостыни арестантам, установлены определенные дни свиданий с родственниками, общения со священниками. Предпринимались усилия для искоренения безделья и праздности в тюрьмах: организовывались мастерские, вводились часы для работы. В качестве стимула за хорошее поведение и трудолюбие заключенные могли получить денежное вознаграждение. При активном содействии общественности в одном из регионов удалось открыть специализированный магазин для продажи арестантских изделий. Было упорядочено время для отдыха и занятий: кроме общественных работ заключенные приобщались к чтению религиозных книг, беседовали с членами комитетов общества и получали наставления священнослужителей. Сознавая ценность сохранения человеческого облика у лиц, содержащихся в тюрьмах, попечители организовывали бани, периодическую смену белья, строили лазареты, школы грамотности. Поскольку привычными явлениями были массовые заболевания и смертность в период этапирования, представители общества добились перевозки узников в специально предназначенных для этого экипажах.

Главными направлениями работы комитетов были сбор пожертвований и контроль деятельности тюремного начальства. Контроль за работой тюремной администрации осуществлялся в процессе многочисленных посещений, проверок и подачи жалоб, предложений, пожеланий, касающихся в основном материальных и социальных проблем, а не вопросов исправления преступников, внутреннего устройства, режима содержания и средств его обеспечения.

Не имея практических возможностей, а иногда и серьезных намерений кардинально изменить положение в тюрьмах, члены общества ежегодно публиковали в отечественной и зарубежной печати отчеты об итогах своей работы, доводили до мировой общественности и государственных сановников подлинные картины тюремного быта, привлекали их к разрешению проблем. Обобщив эти материалы секретарь Великобританского общества В. Таллаки констатировал, что тюремная система России – есть стыд и позор перед всем цивилизованным миром.

Дальнейшее развитие попечительства о тюрьмах шло в основном по пути решения частных проблем, расширения сфер влияния, сосредоточения усилий на помощи наиболее нуждающимся категориям заключенных, особенно несовершеннолетним. В основе подобной деятельности лежит религиозная заповедь: «Как много значит спасти одну погибающую душу». Предметом ведения общества к середине XIX века стало тюремное хозяйство с питанием заключенных, строительство церквей при тюрьмах, обучение грамоте не только несовершеннолетних, но и взрослых преступников, оборудование рабочих мастерских, дневное пропитание и одеяние тем, которые получили свободу, и, между тем не знают, за что взяться или как дойти домой; приобретение азбук и учебных пособий для желающих учиться грамоте; снабжение очками для чтения книг слабого зрением и т.д. Очевидно, что общество брало на себя функции организатора различных направлений социальной работы с заключенными.

Новый Устав общества (1851 г.) придает его деятельности более структурированный и одновременно бюрократический характер. В соответствии с этим организационным документом вице-президентами общества на местах становились должностные лица – губернаторы и епархиальные архиереи, а директорами – вице-губернаторы, губернские прокуроры, предводители дворянства и т.п. Четыре года спустя общество было включено в структуру Министерства внутренних дел, руководитель которого по должности становился президентом общества. Наряду с позитивной тенденцией к выстраиванию более четкой управленческой структуры общества, его соединение с государственным органом власти выхолащивало дух благотворительности, ставило его деятельность под контроль чиновников, сужало возможности гласного и открытого информирования о результатах работы и положении дел в тюрьмах.

После создания в 1879 году главного тюремного управления комитеты общества номинально относились к системе управления местами заключения, однако их влияние на политику и практику исполнения наказаний было ничтожно мало. Неслучайно, что в этот период как альтернативные активно создаются многочисленные благотворительные общества и заведения, деятельность которых была направлена на облегчение участи заключенных, арестантов, ссыльных, каторжан и членов их семей (приюты, воспитательные заведения, дома трудолюбия, патронаты). Наиболее развитым было попечительство в отношении малолетних, несовершеннолетних преступников и «нравственно испорченных». В работе с ними активно участвуют не только представители высшего света, но и иные субъекты социально-воспитательной работы: педагоги, правоведы, писатели, студенты, религиозные деятели. При непосредственном участии общественности, меценатов и попечителей проводится восемь съездов, международные конгрессы по проблемам исправления малолетних преступников.

После Февральской (1917 г.) революции правительством предпринимались попытки создать широкую сеть обществ, патроната и покровительства лицам, отбывшим уголовное наказание. Однако в условиях дезорганизации социальных институтов, при отсутствии системы государственного управления привлечь к этому делу широкие слои населения не удалось. В первые годы Советской Власти «Попечительное о тюрьмах общество» было распущено, хотя отдельные комитеты, комиссии по оказанию помощи местам заключения продолжали функционировать до начала 30-х годов. После чего места лишения свободы были полностью закрыты для общественности, все функции по исполнению наказаний взяло на себя государство. Понятие благотворительности, попечительства считалось буржуазными пережитками.

Только в 1957 году при исполнительных органах местной власти под председательством одного из членов исполкома создаются наблюдательные комиссии. Они состояли из представителей советских, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, органов здравоохранения, просвещения, культуры. Комиссии наделялись широкими полномочиями.

Наряду с постоянным контролем за соблюдением законности в деятельности исправительных учреждений, наблюдением за ходом процесса перевоспитания и помощью в его организации, они должны были обеспечивать привлечение общественности к участию в работе с осужденными, содействие в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Члены этого государственно-общественного органа могли в любое время посещать и проверять работу исправительных учреждений, находящихся на их территории, знакомиться с личными делами осужденных, принимать их по различным вопросам, требовать от администрации различные документы, справки, добиваться устранения недостатков в работе, а также выносить на обсуждение местных органов исполнительной власти проблемы исполнения наказания.

Другой формой участия здоровых сил общества в исправлении осужденных в 70-е годы стало шефство промышленных предприятий, образовательных, культурно-просветительных учреждений над исправительными учреждениями. Оно осуществлялось под руководством партийных и комсомольских организаций, включало широкий спектр направлений и форм социальной помощи: планирование и непосредственное проведение совместных воспитательных мероприятий (встреч, собраний, бесед, тематических вечеров, конкурсов, спортивных соревнований), индивидуальное шефство над осужденными, в том числе для разрешения социальных проблем, восстановления связей с родственниками, обмен опытом трудовой деятельности, содействие в модернизации и развитии производственной базы предприятий, профтехучилищ и школ исправительных учреждений, обновление библиотек, приобретение медицинского оборудования. Осуществлялась практическая помощь, трудовое и бытовое устройство, а также социальная поддержка освобождающихся осужденных.

В начале 90-х годов начинается новый этап развития общественного воздействия на уголовно-исправительную систему. Он был связан с масштабными социально-экономическими преобразованиями, которые поставили исправительные учреждения в сложные условия функционирования: значительное бюджетное недофинансирование, массовая безработица осужденных, обострение бытовых проблем, ухудшение обстановки в целом вследствие «тюремного перенаселения» и начавшегося реформирования системы. В это время при исправительных учреждениях по инициативе бывших осужденных, правозащитников, государственных и общественных деятелей, религиозных организаций начинают возникать общественные, попечительские, комитеты, комиссии родительские советы. Основное направление их деятельности – содействие трудовой занятости осужденных, привлечение заинтересованных лиц к воспитательному процессу, сбор благотворительных средств для оказания помощи осужденным, освобождающимся из исправительных учреждений, и членам их семей.

Постепенно их деятельность становится организованной, для чего формируется нормативно-правовая база: ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года (№82-ФЗ), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года (№135-ФЗ), Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1997 г.).

В Уголовно-исполнительном кодексе России «общественное воздействие» было закреплено в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Статья 23 этого закона определяет: «…Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. На основании и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания».

Более детальная регламентация целей, задач, функций, порядка их организации и работы содержится в «Примерном положении о попечительском (общественном) совете при учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», «Примерном положении о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» и проекте Федерального закона «О содействии общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с целями деятельности попечительских советов (содействие администрации исправительных учреждений в исправлении и ресоциализации осужденных), они решают сложные задачи: пропаганда законопослушного поведения, здорового образа жизни; правовое воспитание; юридическое консультирование; содействие трудовому воспитанию осужденных путем оказания помощи в создании новых рабочих мест; оказание помощи в получении общего и профессионального образования, в повышении уровня образования; содействие в работе психологической службы исправительного учреждения; участие в организации досуга осужденных; оказание помощи в трудовом и жилищно-бытовом устройстве лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; содействие в поддержании социально полезных связей осужденных с родственниками; осуществление иной благотворительной помощи.

Статус попечительских советов предполагает право: принимать решения рекомендательного характера, а также представлять предложения руководству исправительных колоний, предприятий, учреждений и организаций, вносить предложения в органы государственной власти; приглашать на свои заседания работников исправительных колоний, представителей органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления, а также заинтересованных предприятий, организаций и учреждений; способствовать целесообразному использованию имущества и расходованию денежных средств, передаваемых колонии гражданами и юридическими лицами в процессе осуществления благотворительной деятельности. В случае их нецелевого использования и расходования попечительский совет информирует органы, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных колоний.

Члены попечительского совета вправе посещать колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб.

О выявленных недостатках в работе колонии председатель попечительского совета ставит в известность руководство колонии, управление исполнения наказаний и вносит предложения по их устранению.

Объектами социального контроля со стороны попечительских советов должны являться: соблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных; условия труда осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; социальная защита, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Для реализации общественных задач советы используют такие организационные формы, как: посещение мест лишения свободы; ознакомление с документами, касающимися вопросов соблюдения прав и законных интересов осужденных в части их бытового, материального обеспечения и медико-санитарного обслуживания; участие в проверке мест лишения свободы, проводимой контролирующими органами с согласия этих органов; прием предложений, заявлений и жалоб осужденных; направление предложений, адресованных администрации мест лишения свободы, в которых выявлены нарушения прав и законных интересов осужденных; доведение до сведения вышестоящих органов управления исправительных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления о недостатках в работе исправительных учреждений и о необходимости их устранения.

Начиная с 2000 года в системе попечительства о местах лишения свободы, функционирует «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы», имеющий общероссийский статус и образующий третий, высший уровень в структуре аналогичных общественных организаций. В его состав вошли многие известные и влиятельные деятели культуры, искусства, спорта, бизнеса. Как отмечается в положении, совет осуществляет свою деятельность в интересах учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно ст. 2 Конституции РФ (1993 г.) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обеспечение этого императивного требования Должно быть защищено как государственным, так и действенным общественным контролем. При этом общественный контроль, базирующийся на принципе непосредственного осуществления народом своей власти (ч. 2. ст. 3 Конституции РФ), является одним их основополагающих элементов общественно-государственных отношений. Под общественным контролем понимается контроль, осуществляемый именно общественными объединениями и организациями.

В Конституции РФ (ст. 13 п. 4 и п. 5) говорится, что «общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Отсюда следует, что создаваемые в России общественные объединения могут иметь любые цели деятельности, за исключением запрещенных основным законом нашей страны.

В настоящее время в России зарегистрировано более 300 тыс. общественных объединений граждан. Взаимодействуют с исправительными учреждениями Минюста РФ более 100 благотворительных фондов, и более 300 предприятий различных форм собственности. Деятельность общественных объединений в стране носит сугубо негосударственный, добровольный характер. Она подчинена действующим законам и собственным уставным положениям.

В России сложились и установлены уже определенные критерии, по которым можно выделить характерные особенности организации определенных групп людей, называемых общественными объединениями.

К признакам, относящим принадлежность организаций именно к общественным объединениям, можно отнести: наличие добровольно собравшейся группы людей, объединенной едиными целями (интересами) деятельности; наличие руководящих структур в данном объединении; деятельность общественного объединения должна быть направлена не на удовлетворение коммерческих результатов, а на удовлетворение интересов объединившихся этих людей в различных сферах политической и социальной жизни; наличие уставных организационных документов, в которых зафиксированы: цели, задачи, содержание деятельности, руководящие структуры, порядок их выбора, основания для прекращения деятельности, источники финансирования, юридический адрес и банковские реквизиты; наличие лицензии, дающей разрешение на право деятельности в соответствии с указанными в уставных документах, целями и задачами.

Таким образом, под общественным объединением понимается – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для участия в различных сферах политической и социальной жизни страны, которое в установленном порядке зарегистрировано в компетентных органах государства.

В России действуют разнообразные виды общественных объединений: политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, правозащитные организации, религиозные организации, культурно-просветительские, научные, образовательные объединения (фонды). К ним также можно отнести: молодежные организации, спортивные общества, благотворительные организации, ассоциации граждан по интересам, а также общественные организации, оказывающие содействие исправительным учреждениям Минюста РФ в исправлении осужденных, проведении с ними социальная работа и т.п.

Порядок деятельности общественных объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. В соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 19995 года (в редакции от 19 июля 1998 года) государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот и иных преимуществ. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.

На основании ст. 7 названного выше Закона возможна общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. При этом, только общественная организация основана на членстве, все остальные такого не имеют и состоят из участников. Деятельность любого общественного объединения граждан регулируется уставом – документом, принятым учредителями. Содержание и форма устава могут определяться самим общественным объединением, приниматься и утверждаться – его руководящими органами.

Кроме того, отдельные виды правозащитных организаций могут образовываться на основании следующих законов:

– Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях»;

– Федеральный закон РФ от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

– Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Общие черты общественных объединений и правозащитных организаций: личный интерес члена организации как движущая сила; их организационное единство, устойчивость состава, структуры и связей между членами; добровольное членство, оформленное законным способом; независимость общественных объединений от государства.

Отличительные особенности правозащитных организаций: цель – защита прав и свобод; не стремятся извлечь выгоду, действуют бескорыстно; не занимаются поддержкой политических партий; имеют свои, независимые от государства, источники существования, зачастую международные.

В зависимости от уровня и масштабов функционирования общественных объединений их государственная регистрация проводится в следующем порядке: общероссийских и международных объединений – Минюст РФ; межрегиональных общественных объединений – органами юстиции по месту дислокации – по месту дислокации постоянно действующего руководящего органа; региональных и местных общественных объединений – органами юстиции субъектов РФ.

Из анализа существующей практики организации деятельности общественных объединений можно отметить, что довольно незначительная часть из них в сферу своих интересов ставит задачу оказания помощи исправительным учреждениям в исправлении осужденных. Для многих общественных объединений эта задача представляется довольно сложной. Чтобы участвовать в исправлении осужденных, нужна минимум специальная подготовка участников объединения, которая будет заключаться и в необходимости наличия образования, и в готовности к общению с такой специфической категорией людей и многих других вопросах. Поэтому иногда мы можем наблюдать помощь в исправлении осужденных от общественных объединений лишь в виде проявления благотворительности. Однако, практика показывает, что в отдельных регионах общественные объединения стали все больше практиковать при оказании помощи в исправлении использование таких форм и методов работы, которых во-первых, конъюнктурными уже никак назвать нельзя, а во-вторых, видно, что интерес данных общественных объединений действительно направлен на достижение цели ресоциализации освобождающихся осужденных и профилактики рецидивной преступности в обществе.

Следует отметить, что рекомендация привлекать общественные организации «всюду там, где это возможно к сотрудничеству с персоналом пенитенциарных заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе» содержится и в Международных стандартных правилах (ст. 61) по обращению с заключенными (1957 г.).

В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (1970 г.) в разделе 5, главе 21 было предусмотрено «участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных». Формы такого участия были предусмотрены следующие:

– создавались наблюдательные комиссии, которые участвовали в исправлении и перевоспитании, а также в осуществлении контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания;

– комиссии по делам несовершеннолетних, которые выполняли такие же задачи, которые указаны в предыдущем пункте, но в отношении несовершеннолетних;

– шефство трудовых коллективов и общественных организаций, которое предусматривало оказание помощи в исправлении и перевоспитании, а также в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из мест лишения свободы;

– советы общественности в воспитательно-трудовых колониях, которые занимались организацией шефской помощи;

– назначались общественные воспитатели несовершеннолетним осужденным;

– организовывалось закрепление представителей шефствующих за исправительными учреждениями коллективов для проведения индивидуально-воспитательной работы с трудновоспитуемыми осужденными;

– предусматривалась возможность участия общественности и в других формах, не предусмотренных законодательством, однако было отмечено, что их использование не должно было противоречить требованиям и соответствовать принципам исполнения исправительно-трудового законодательства РСФСР. Однако ни в одном законодательном и ведомственном нормативном документе того времени ничего не говорилось о необходимости проведения социальной работы с осужденными, хотя отдельные ее формы уже в этот период находили свою реализацию (трудовое и бытовое устройство освобождаемых).

В настоящее время помощь общественных организаций уголовно-исполнительной системы ФСИН России осуществляется на основании ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1996 г.). В ней говорится, что «общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных и осуществляют контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы». Из этого следует, что в понятие «участия в исправлении», в широком смысле слова, включается вся исправительная деятельность, в которую на правах составляющей обязательно входит социальная работа с осужденными. Однако законодательного акта, регламентирующего осуществление контроля за исправительными учреждениями со стороны общественности до настоящего времени не принято.

В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы в разделе 3.6, регламентирующем укрепление взаимодействия исправительных учреждений с общественностью, предусмотрено развитие этого вида деятельности в следующих формах:

– привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);

– привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

– содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в ТБУ осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

– развитие спонсорской помощи, попечительства.

Отсюда мы видим, что названная Концепция содержит большинство пунктов, направленных именно на проведение социальной работы с осужденными.

Содержание сотрудничества и основных направлений деятельности общественных объединений в исправительных учреждениях ФСИН России в отношении осужденных и со рудников в настоящее время носит ярко выраженный социальный характер и является следующим: правовое просвещение персонала и осужденных; оказание осужденным различной помощи; обеспечение прав осужденных на свободу совести и вероисповедания; мониторинг прав осужденных и сотрудников; организация трудовой занятости, досуга, получения образования осужденными; обеспечение безопасности труда и создание благоприятной окружающей среды; участи в духовно-нравственном, правовом, физическом и культурном воспитании и развитии осужденных; восстановление, поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных; участие в работе комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ (согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2001 года №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов РФ»); оказание осужденным помощи в подготовке и освобождении из мест лишения свободы, решении вопросов ТБУ, медицинского и социального обеспечения, ресоциализации и социально-психологической реабилитации; укрепление материально-технической базы производственной деятельности исправительных учреждений, решение вопросов финансирования; поддержка инициатив исправительных учреждений по изменению регионального законодательства для создания условий, способствующих достижению целей уголовного наказания. Анализ указанного содержания сотрудничества показывает, что почти все указанные направления сотрудничества содержат в себе известные формы и технологии социальной работы.

Из сложившейся практики оказания помощи в исправлении осужденных в исправительных учреждениях Минюста РФ общественные объединения оказывают ее чаще всего в следующих формах социальной работы:

1) проведение благотворительных концертов;

2) оказание материальной помощи в виде передачи на основании специальных документов администрациям исправительного учреждения для осужденных: предметов первой необходимости; определенных продовольственных товаров; передача медикаментов или их приобретение, т.е. оплата с передачей права получения товара от организаций–продавцов, представителям исправительного учреждения; верхней одежды и обуви для пользования, как в период срока отбывания наказания, так и после освобождения; строительных материалов; специального оборудования для обеспечения решения вопросов трудовой занятости осужденных в исправительном учреждении; специального оборудования для обеспечения и поддержания в надлежащем состоянии санитарно-бытовых условий для осужденных в исправительных учреждениях; специального оборудования для обеспечения лечения осужденных, а также сотрудников исправительных учреждений;

3) проведение для осужденных информационно-разъяснительных мероприятий в коллективных формах;

4) проведение для осужденных индивидуальных консультационных мероприятий по правовым и социальным вопросам;

5) оказание психологической помощи осужденным в индивидуальном порядке;

6) проведение с осужденными индивидуально-воспитательных бесед;

7) оказание помощи в работе с родственниками осужденных (по восстановлению утраченных социально-полезных связей) и т.д.

Как свидетельствует практика существует множество общественных формирований, оказывающих социальную помощь ИУ. Наиболее стабильными в своей деятельности и зарекомендовавшими себя являются попечительские советы, религиозные организации (объединения) и родительские комитеты (советы родственников).

 

Схема 1 Система взаимодействия государственных, религиозных и общественных организация в сфере социальной работы

 

Наряду с попечительскими советами большую роль в оказании социальной помощи осужденным играет деятельность религиозных организаций (объединений) в местах лишения свободы.

Накопленный в последние годы опыт взаимодействия церкви и исправительных учреждений активно востребуется. Происходит это по ряду причин, прежде всего, исторического, социально-психологического и правового характера.

В годы советской власти религия все больше вытеснялась из общественной жизни и загонялась в быт людей, в микросреду. Запреты и ограничения рождали замкнутость и конспиративный характер деятельности (например, домашние церкви православных, молитвенные комнаты баптистов). Многие священники и религиозные деятели находились в лагерях и тюрьмах, часто становились духовными наставниками и подлинным авторитетом для осужденных. Нельзя сбрасывать со счетов и психологическую готовность лиц, отбывающих наказания, к восприятию религии. Обостренные чувства обреченности и вины искали выхода в понимании, сочувствии, рождали потребность в покаянии и прощении. Немаловажное значение имел фактор своевременного правового урегулирования деятельности религиозных организаций в учреждениях, исполняющих наказания, а также широкое развитие правозащитного движения в стране.

Процессы демократизации и гуманизации в работе исправительных учреждений, начавшиеся в конце восьмидесятых годов, существенно изменили отношение к участию в социально-педагогической деятельности среди осужденных представителей различных религиозных организаций (объединений). Это нашло свое отражение в законодательстве РФ: в Конституции (1993 г.), Законе «О свободе вероисповеданий» (1990 г.) и УИК РФ (1997 г.).

Духовно-нравственное воздействие, оказываемое представителями религиозных организаций (объединений) на человека велико, а в условиях изоляции приобретает еще большее значение благодаря компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния. Это способствует отходу осужденных от преступного образа жизни, нравственному очищению от накопившихся пороков, вредных привычек и несет в себе благотворительный потенциал, реализовать который и призвано сотрудничество администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с религиозными организациями.

С каждым годом все больше территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России подписывают договоры о сотрудничестве с епархиальными управлениями Русской православной церкви. Священнослужители оказывают социальную помощь осужденным, проводят работу по их духовно-нравственному воспитанию, освящают построенные культовые объекты, проводят литургии, обряды крещения, индивидуальные беседы, организуют занятия в воскресных школах. Представители религиозных организаций (объединений) участвуют в благотворительной и попечительской деятельности. При их участии сооружаются и оборудуются молитвенные комнаты и храмы, в колонии доставляются продукты питания, медикаменты, оборудование, одежда и обувь.

Ежегодно растет количество верующих осужденных. На сегодняшний день в исправительных учреждениях создано 1100 религиозных общин различных конфессий, в которых насчитывается более 70000 верующих осужденных. В 64 субъектах РФ организованно 228 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 7500 верующих осужденных. Православные верующие составляют около 80%.

Принятие православной веры, воцерковление осужденных, по мнению большинства опрошенных сотрудников исправительных учреждений (68,8%), носит исключительно позитивный характер. Почти все без исключения воцерковленные осужденные сохраняют бесконфликтные (37,7% по мнению сотрудников) и даже дружеские (49,7%) отношения с неверующими и представителями других конфессий. Духовный поиск осужденных, их стремление приобщиться к церковным таинствам через принятие православного христианства оказывают значительное положительное влияние на морально-психологическую обстановку в исправительных учреждениях.

В проведенных исследованиях, выявляющих влияние религиозного воспитания на психику осужденного, на его интеллектуально-нравственные установки, можно наблюдать следующие статистические данные.

Осужденным было предложено ответить над девять вопросов анкеты. Из числа опрошенных осужденных к лишению свободы в 2006 году считают себя:

– верующими – 84,4% (70, 4% – в 2005 г.);

– из числа верующих считают себя: православными христианами – 76% (62,4% – в 2005 г.).

Также исследования, проведенные в исправительных учреждениях, выявили следующие проблемы, связанные с воцерковлением осужденных, отбывающих наказания в учреждениях ФСИН России:

– исповедоваться и причащаться имеют возможность: один раз в месяц – 57, 9% (27,3% – в 2005 г.); каждую неделю – 13, 1% (20,8% – в 2005 г.).

Значительная часть опрошенных осужденных – 21,2% (в 2005 г. – 20,8%) считают, что благодаря приходу к вере у них произошла переоценка ценностей: 47,7% обрели душевный покой (в 2005 г. – 10,4%); а 18,2% открыли для себя смысл жизни (в 2005 г. – 27,3%).

Практика показывает, что в настоящее время практически все исправительные учреждения посещают представители тех или иных религиозных организаций (объединений). Исходящая от них социальная помощь положительно влияет на духовно-нравственное воспитание и исправление осужденных. Взаимодействие с религиозными организациями (объединениями) в комплексе с проводимыми администрацией колоний воспитательными мероприятиями способствует нормализации психологического климата в среде осужденных, их правопослушному поведению и исправлению.

Положительную роль в процессе исправления осужденных играет правильно организованное привлечение родственников правонарушителей к социальной работе с последними. В рамках ее реализации они оказывают социальную помощь в решении вопросов взаимодействия с семьями осужденных, закрепления результатов воспитания лиц, освобождаемых и освобожденных из колоний, а также оказания социальной помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения.

Для этого при исправительных учреждениях создаются родительские комитеты (в воспитательных колониях) и советы родственников в исправительных учреждениях. Данные общественные формирования образуются из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Их деятельность регулируется специальным положением, которое утверждается начальником колонии.

Родительские комитеты (советы) избираются на общем собрании родственников осужденных в масштабе подразделения, в количестве 12–15 человек. Возглавляют их председатели, которые являются членами советов воспитателей отрядов и наравне с другими решают различные вопросы. Собираются родительские комитеты (советы) не реже одного раза в три месяца. Их обновление происходит на общих собраниях родственников, а работа проводится согласно разрабатываемым планам.

Родительские комитеты (советы) оказывают самую разнообразную социальную помощь исправительным учреждениям: финансовую, содействуют укреплению их материально-технической базы. Взаимодействуя с администрацией исправительных учреждениях и представителями других общественных формирований, родственники осужденных принимают самое активное участие в организации и проведении культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы. Читают лекции, проводят беседы, тематические вечера, конференции, викторины, диспуты. Совместно с персоналом исправительных учреждений, родителями проводятся смотры и конкурсы художественно-прикладного творчества осужденных, спортивные праздники, развлекательно-познавательные игры. Члены родительских комитетов (советов) помогают осужденным в подготовке таких мероприятий, как «День отряда», «День открытых дверей», «Родительский День», «День колонии».

Кроме того, ведется большая работа по подготовке осужденных к освобождению. Для этого организуется деятельность «школ по подготовке к освобождению». На занятиях, куда приглашаются не только родственники, но и представители других общественных формирований, широко используется наглядная агитация, подборка специальной литературы по определенной тематике, письма бывших осужденных, успешно прошедших период адаптации после освобождения. Кроме традиционных форм работы с данной категорией лиц в программы школ включаются практические занятия по рассмотрению и разрешению конфликтных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться освобождаемые, особенно сироты. Используются ситуационные ролевые игры, на которых демонстрируется имитация возможных ситуаций, обсуждение, выбор и закрепление приемлемых вариантов поведения. Такие формы занятий позволяют осужденным самостоятельно ознакомиться с возможными путями разрешения проблем, которые могут возникнуть перед ними после освобождения.

Особое внимание отводится показу перспективных жизненных планов, сообщаются различные сведения правового характера. На встречах с приглашаемыми в исправительные учреждения представителями различных региональных и местных властных структур осужденные получают знания о порядке прописки, поступления на работу, требуемых для этого документах; получают элементарное представление о том, в какой орган надо обращаться за разрешением того или иного вопроса, каким является установленный порядок обращения с жалобами и заявлениями в государственные и общественные организации.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.