В первый день гости знакомятся с Калугой.
Во второй день утром они на катере “Луч” отправляются в Поленово, расположенный в 108 км от Калуги ниже по течению реки Оки, 3 часа пути проходят среди живописных берегов реки Оки. Катер причаливает к правому берегу Оки и гости направляются в Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова, где осматривают с экскурсоводом Дом, где жил и работал художник, его мастерскую, осмотрят диараму, которую создал для своих детей В.Д.Поленов. После этого туристы переезжают в г. Тарусу, расположенный в 5 км от Поленова на левом берегу Оки. Здесь они совершают пешеходную обзорную экскурсию по городу, во время которой знакомятся с памятными местами, связанными с жизнью в Тарусе семьи Цветаевых, художника Борисова-Мусатова, писателя Паустовского.
В третий день продолжается знакомство с Калугой.
Г. Боровск - один из древних городов, основан в 1358 г. Он стал мощным форпостом на защите молодого Московского княжества, вынес все тяготы иноземного нашествия. В 1444 г. в трех верстах от г. Боровска монахом Пафнутием был основан монастырь Рождества Святой богородици. После причисления Пафнутия к лику общерусских святых в 1547-49 г.г. монастырь стал носить его имя, называться Пафнутьев-Боровским монастырем. И сейчас суровой мощью средневековой архитектуры веет от крепостных стен, от здания трапезной, построенной в 1511 г., от Собора Рождества св. Богородицы. Дважды монастырь подвергался разорению: в июле 1610 г. - войсками лже-Дмитрия II, в октябре 1812 г. - французами. Год без малого просидел в темнице под трапезной мятежный протопоп Аввакум,один из первых писателей XVII столетия.
В 1991 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви.
Белой лебедью предстает Оптина Пустынь перед восхищенными паломниками на фоне векового бора.
С самого начала своего возникновения монастырь отчаянно боролся за свое существование, порой едва сводя концы с концами. Статус монастыря изменили старцы, врачеватели душ человеческих. Русская православная церковь канонизировала 13 оптинских старцев. К ним в разное время приходили великие русские писатели: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, который в Оптино работал над своим романом “Братья Карамазовы”.
Монастырь стал одним из духовных центров России, занимался книгопечатанием.
Здесь была собрана большая билиотека, насчитывающая свыше 30 000 книг.
Пережив лихолетия послереволюционного времени, монастырь стал действующим, к нему потянулись страждущие.
Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская женская обитель была основана в 1884 году старцем из Оптиновой Пустыни Амвросием, причисленному впоследствии к лику святых. Поначалу богослужения шли в домовой церкви. Но в 1901 году в монастыре был построен 15-главый Казанский собор, настоящее чудо архитектуры. Он возведен по проекту архитектора С. Шервуда, отец которого В. Шервуд построил здание Исторического музея в Москве.
В женской обители кипела жизнь: более 1000 насельниц занимались в многочисленных мастерских ковроткачеством, гончарным ремеслом, изготовлением обуви, шитьем и прочим. Монахини занимались даже фотографией. Была в обители и своя типография, где печаталась духовная и образовательная литература.
Глава 3. Оценка перспектив развития и потенциала религиозного туризма в Калужской области
3.1 Разработка критериев оценки туристических ресурсов района
Для современной рыночной экономики России все более актуальным становится вопрос оптимизации развития региональной экономики, придания ей новых стимулов. Одним из таких стимулов может стать внутренний въездной туризм, возведенный на новый качественный уровень. Особенно это стало очевидным после финансового кризиса в России в августе 1998 года и известных печальных событий 11 сентября 2001 года в США. Образно ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: "Международный туризм умер, да здравствует внутренний региональный туризм!" Однако при дальнейшем рассмотрении выясняется, что туристские силы "распылены" и заняты обыкновенным экономическим выживанием, а новейших научных исследований, с учетом отмеченных ситуационных тонкостей, очень мало.
При разработке турпродукта (и внутреннего регионального, в частности) и стратегии его продвижения большая роль принадлежит практическому опыту, а значит, субъективности менеджера, который предполагает, что применяемые в его продукте туристические ресурсы, несомненно, будут приносить коммерческую выгоду. На закономерный вопрос о том, какой, по его мнению, ресурс может придать больший вес новому турпродукту или какой из используемых ресурсов имеет большие коммерческие перспективы, специалист турфирмы не может ответить. В лучшем случае называются качественные характеристики: "лучше - хуже", "ближе - дальше", "имеет ценность - не имеет ценности" и, даже "ресурс - не ресурс"… Последствия, в сущности, предсказуемы: новый турпродукт содержит стандартный набор разноплановых ресурсов и условий, слабо продается, не приносит запланированной прибыли и наконец прекращает свое существование. При этом выяснить, в чем причина не удается: обычно "обвиняют" факторы внешней экономической среды, влияние конкурентов, слабый интерес потребителей, признается "ошибочной" деятельность конкретного специалиста.
Названная проблема очевидна, однако сложность заключается в том, что она имеет и более глубокие корни в секторе потребителя, или туриста. Ответы туристов на вопрос о том, что именно позволило ему почувствовать себя отдохнувшим, можно классифицировать следующим образом: 1) смена привычного ландшафта; 2) сочетание ландшафтов ("стык ландшафтных сред"); 3)необычные природные условия; 4) новая информация о природе, культуре, народах; 5) общение и интересные люди и т.д. Безусловно, большое значение имеет возраст, пол, социальный статус туриста, но в своих индивидуальных оценках они бывают близки. Важным моментом является то, что с научной точки зрения весь субъективно-индивидуальный комплекс ощущений туриста обретает черты объективно существующего явления! Для оценки региональных условий и ресурсов это имеет принципиальное значение.
Согласно научной точке зрения, человек в течение своей жизни постоянно находится в природной и общественной среде. Все тела и силы природы, участвующие в общественном производстве или ему сопутствующие, разделены, соответственно, на природные ресурсы и условия. Для наших целей можно объективно отделять от понятия "ресурс" еще и "объект". Природные условия и ресурсы только часть туристических ресурсов, еще необходимо учесть социально-экономическую сферу, особенно инфраструктуру, транспорт, связь, индустрию гостеприимства. Отдельно, как третью весомую составляющую, необходимо рассматривать культурно-историческую и краеведческую сферы, а также национально-этнические и этнографические особенности региона. Таким образом, мы принимаем в расчет абсолютно все условия, ресурсы и объекты, с которыми "встречается" турист и которые могут применяться при разработке турпродукта. Для удобства научных исследований это утверждение может быть взято за гипотетическую основу.
Абсолютно справедливым будет замечание о необычайной обширности ресурсной базы, взятой для рассмотрения: от природы до истории и архитектуры. Действительно, вопрос будет гносеологически неразрешим, если в основу изучения не будут "положены" системно-диалектические методы и серия конструктивных отраслевых методик, цель которых перейти от качественных оценок при разработке турпродукта к количественным: баллам, единицам на душу населения, рублям и т.д. В этом случае удастся добиться главного: исключить субъективность разработчиков турпродукта, оптимизировать "старые" турресурсы и вовлечь в коммерческий оборот новые; туристам получить искомое ощущение полноценного отдыха, а региону (например, Пермскому), наконец-то, добиться долгожданного пополнения казны за счет разумной и научно-обоснованной туристской политики. В случае успеха, предлагаемые методики, претендуют не только на универсальность, но и на то, чтобы стать инновационными разработками в сфере туризма.
Предполагаемый фронт работ весьма обширный, но в данном случае легкого и быстрого способа решения проблемы по оптимизации внутреннего регионального туризма не существует. Для этого потребуются усилия множества специалистов, например, по экономической, социальной, физической географии и экологии; археологии, истории и краеведению, искусству и культуре; экономике и психологии…
Стратегия ведения научного поиска, создания методологической базы, разработки специальных методик, такова:
1. В основе исследования - не только территориальный географический аспект, но и конкретная территория.
2. Согласно нашей гипотезе, абсолютно все условия и ресурсы могут служить коммерческой основой для проектирования, конструирования и реализации турпродукта.
3. Все условия и ресурсы можно разделить на следующие: природные, социально-экономические и историко-краеведческие.
4. Каждой группе соответствует своя методика: физико-географическая, социально-экономическая, историко-краеведческая. Принимается допущение о том, что могут существовать туристские условия и ресурсы, которые не входят в указанные группы, а значит, и методики, при этом, в случае их объективного обнаружения будет выделена новая группа, и следовательно, методика.
5. Перед разработкой методик необходимо проведение территориальной инвентаризации объектов, условий и ресурсов по группам, без их привязки к существующим или перспективным турпродуктам.
6. После проведения подробной инвентаризации в пределах группы происходит разделение на подгруппы: объекты, условия и ресурсы, используемые в турпродуктах и пока не используемые. Важным моментом становятся критерии отличия одной подгруппы от другой, другими словами, почему один и тот же турресурс, например, озеро, в одном случае "популярно" у туристов и разработчиков турпродукта, а в другом - нет. Именно этот момент является центральным в предложенной стратегии.
7. На заключительном этапе делается "проводка" через соответствующую методику каждого без исключения инвентаризованного объекта, условия или ресурса. В итоге делается количественное (балльное) заключение о возможности использования исследуемого ресурса в конкретном турпродукте. Например, все объекты, условия и ресурсы могут быть разделены на следующие итоговые категории: 1) от 0 до 30 баллов, - неперспективные на данном уровне развития турресурсы; 2) от 31 до 60 баллов, - уровень избирательной перспективности, когда турресурс потребует дополнительных затрат (реклама, продвижение, борьба с конкурентами и т.д.); 3) от 61 до 90 баллов, - перспективные турресурсы. Объективность данных методик будет "оттачиваться" применением метода перекрестных сравнений: если объект или ресурс будет признан бесперспективным, будут изучаться данные по организованной и неорганизованной посещаемости и т.д. Если будет выявлены противоречия - методики будут корректироваться.
Главная задача фрагментарно представленного исследования - приглашение к дискуссии специалистов с целью оптимизации развития научной базы регионального туризма.
3.2 Оценка экскурсионных ресурсов района
На территории области — 358 объектов культурного наследия, из них 163 — федерального значения. На Калужской земле расположены известные всему миру духовные святыни: Оптина Пустынь, Тихонова Пустынь, Боровский и Шамординский монастыри. Калужский край связан с именами Циолковского, Чижевского, маршала Жукова, Цветаевой, Паустовского. Так что для развития экскурсионного туризма регион весьма перспективен.
Вокруг памятников истории и культуры возможно и необходимо развивать полноценную социально-экономическую среду. Каждый сохраненный и восстановленный объект будет способствовать устойчивому развитию целой территории, содействовать созданию новых рабочих мест и пополнению бюджетов. Сохранение сокровищ нашей исторической памяти становится приоритетным направлением региональной политики.
В туризм возможно добавить и спортивную составляющую. Например, в настоящее время ведется работа по продвижению проекта строительства горнолыжного курорта. Один из спусков будет длиной около 800 метров, что для центра России — просто здорово. Уже имеется пара проектов гольфклубов. Есть реальная возможность соорудить яхтклубы. Развивается и гостиничный бизнес, агротуризм. Создаются этнодеревни, другие объекты туризма и отдыха.
Сегодня работа в значительной мере направлена на поиск дополнительных резервов, а также новых идей по созданию в Калужском регионе привлекательного инвестиционного климата. Это во многом залог дальнейшего развития промышленности, науки, сельского хозяйства. Такой же подход сохраняется и в отношении культурного наследия. Поощряется поиск дополнительных источников финансирования, привлечение средств частных фирм, инвесторов и спонсоров, готовых на определенных условиях вложить средства в реставрацию памятников: зданий и сооружений, в их благоустройство, последующее приспособление и использование под современные цели.
Особенностью Калужской области является уникальное сочетание природных ландшафтов и историко-культурных достопримечательностей, которое делает привлекательным наш край для российских и иностранных туристов.
В 2007 году туристам будут предложены экологические и сельские туры, отдых в туристских имениях, деревнях, экологических поселениях, гостевых домах Национального парка «Угра». Например, те, кто приедет в туристическую деревню «Светлицы», смогут проверить себя в экстремальных ситуациях в рамках программ «Ранчо Тур», «Ранчо Трофи», на конных маршрутах, а также в походах по историческим и экзотическим местам. Вместе с тем, они смогут познакомиться с народными промыслами, сельскими традициями и культурой, принять участие в народных праздниках и гуляниях, насладится русской баней и блюдами русской кухни.
Любителей охоты и рыбалки примут охотничьи и рыболовные хозяйства области, в том числе сафари-парк «Стайер», охотничье рыболовное хозяйство «Агрофирма «Хотьково», рыболовный клуб «Русс» и другие.
На территории области расположены города, широко известные свои вкладом в историю и культуру России: Козельск, Боровск, Малоярославец. Познавательные и паломнические маршруты по этим городам с посещением Свято-Введенской Оптиной пустыни, Шамордино, Боровского Свято-Пафнутьева монастыря, Тихоновой пустыни вызовут большой интерес у гостей нашей области.
Разработаны новые маршруты по местам, связанным с жизнью и деятельностью известных ученых К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.Л.Чебышева, Е.Р.Дашковой, декабристов С.Н. и Н.С.Кашкиных, М.Ф.Орлова. Несомненно, большой интерес представят маршруты, связанные с творчеством великих художников и писателей В.Д.Поленова, В.Э.Борисова-Мусатова,
М.И.Цветаевой, А.Н.Толстого, К.Д.Бальмонта, А.П.Чехова, проходящие через известный многим провинциальный городок Тарусу.
В ближайшие годы ожидается рост доходов от туризма в 5 раз и рост вклада этой отрасли в валовый региональный продукт до 1%.
В настоящее время на долю туризма в Калужской области приходится около 0,2% валового внутреннего продукта. Численность занятых в туристской отрасли составляет более 0,3 % экономически активного населения. Это не так много, но в соответствии с наметившимися тенденциями ситуация изменяется. Появляются новые гостиничные сети, развиваются традиционные и новые виды туризма. Стабильный рост отрасли привлекает инвесторов и общие капиталовложения, в строительство и развитие туристических объектов.
Для достижения значительного инвестиционного эффекта планируется создать в Тарусском районе туристско-рекреационную особую экономическую зону. Цель проекта - концентрация финансовых, природных, культурных, интеллектуальных ресурсов этой территории с целью получения соответствующего бюджетного эффекта.
Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа включает строительство туристских объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, создание и развитие производства новых видов продукции и услуг, а также совершенствование санаторно-курортной сферы.
Объединение различных видов отдыха на достаточно ограниченной территории считаю рациональным решением. Это позволит создать в центральной части России локальную, удобную, многофункциональную и низкозатратную досуговую зону. Реализация данного проекта позволит нам в перспективе иметь вполне конкурентоспособные туристические объекты, от будущего использования которых мы ожидаем значительного роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и увеличения количества новых рабочих мест[33].
3.3 Оценка потенциала религиозного и паломнического туризма
Преподобный Тихон Калужский, по преданию, был родом из Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, в середине XV века он удалился в глухие леса Калужского края. Здесь, на правом берегу речки Вепрейки, впадающей пятью километрами южнее в р. Угру, он и поселился в дупле векового дуба. Пищей преподобному Тихону служили дикорастущие растения, а питием — вода из колодца, ископанного им своими руками при истоке Вепрейки.
Вскоре слава о святом подвижнике благочестия распространилась среди окрестных жителей. К преподобному стали приходить люди, желавшие его духовного окормления. Собралась первая монастырская братия.
Об этом узнал владелец окрестных лесов князь Василий Ярославович. Обнаружив во время охоты жилище святого, князь повелел преподобному покинуть его владения, и в гневе замахнулся на него плетью. Но высоко поднятая рука князя словно окаменела. Устрашенный, князь Василий стал умолять святого простить его. По молитве преподобного Тихона рука князя чудесно исцелилась.
Князь просил угодника Божия не покидать его владений, и обещал помогать в устроении монастыря. На средства князя, трудами преподобного Тихона и его учеников был основан монастырь, и воздвигнуты церкви: соборная — в честь Успения Божией Матери, и церковь Трех Святителей. Монастырь был наименован Успенским.
Отошел ко Господу святой угодник в 1492 году, в глубокой старости, "украшенный сединами возраста и мудрости духовной", в основанной им обители, на руках учеников, приняв, согласно монастырскому преданию, перед кончиной великую схиму.
Вскоре после кончины преподобного были обретены его святые мощи, прославившиеся чудесными исцелениями по молитвам святого. По монастырскому преданию, мощи преподобного Тихона "почивали открыто".
Почитание святого чудотворца распространилось далеко за пределы Калужской земли, и не прошло и ста лет с кончины преподобного Тихона, как он был прославлен в лике Российских святых на Московском Соборе 1551 года.
Основанная преподобным Тихоном обитель в честь Успения Божией Матери, за которой к XVII веку утвердилось наименование Тихонова пустынь, была разорена в 1610 году войсками самозванца Лжедмитрия II, безнаказанно разбойничавшим в Калуге и ее окрестностях. Грабители сожгли соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, разогнали и побили монахов. Главная святыня обители — святые мощи преподобного Тихона — были сокрыты от осквернения в земле, и с того времени почивали под спудом в уцелевшей церкви во имя Трех Святителей. Позднее, после переноса церкви в подмонастырскую слободу, на этом месте был выстроен соборный храм в честь Преображения Господня.
После заключения мира с Польшей при царе Михаиле Романове разоренная обитель стала постепенно возрождаться. Вновь были выстроены две церкви: соборная — во имя Успения пресвятой Богородицы — деревянная шатровая, холодная; и теплая — во имя святителя Николая Чудотворца — деревянная, с клетью и с трапезою, многоглавая.
В 1677 году, стараниями настоятеля игумена Ионы, началась постройка первого в обители каменного храма во имя Преображения Господня на месте Трехсвятительской церкви, где и почивали под спудом мощи преподобного Тихона.
В 1684 году обитель была приписана к Московскому Донскому монастырю и почти на столетие превратилась практически в его подсобное хозяйство, что не могло не сказаться на состоянии обители.
Возрождение обители преподобного Тихона относится к XIX веку. В 1837 году строителем Тихоновой Пустыни был определен оптинский скитский иеромонах Геронтий (Васильев), один из ближайших и любимых учеников преподобного старца иеросхимонаха Льва (Наголкина). При нем дело обновления обители пошло быстро и успешно.
Две древние обители Калужской земли, Тихонова и Оптина пустынь, в начале XIX века возрастали и взаимно укрепляли друг друга, обмениваясь монашествующими. Оптинские старцы не забывали обители преподобного Тихона, и, по завету своего учителя, старца Льва, посылали приходивших к ним людей поклониться преподобному Тихону в созданную им тихую обитель, искупаться в целительном источнике, который так любил старец Лев.
17 сентября 1858 года строителем Тихоновой Пустыни определен оптинский иеромонах Моисей (Красилъников). Отец Моисей принадлежал к числу учеников оптинского старца иеросхимонаха Макария. Подобно старцу Льву, преподобный Макарий нередко навещал Тихонову Пустынь.
Стараниями о. Моисея и ближайшего его помощника иеросхимонаха Иоанна (в схиме Ефрема) были построены: соборный пятикупольный храм в честь Преображения Господня, взамен старого, в котором почивали под спудом, напротив правого клироса и храмового образа Спаса, святые мощи преподобного Тихона; колокольня высотой 75 метров с часозвоном и новыми колоколами, три гостиницы и два странноприимных дома, больница, свечной завод, кирпичный завод, пять братских корпусов, настоятельский корпус, хлебопекарня, баня, бассейн на площади, водопровод со святого источника, водокачка и другие строения. На святом колодце преподобного Тихона был устроен скит с построенной 1887 году церковью во имя иконы Божией Матери "Живоносный источник" и три корпуса.
В конце настоятельства архимандрита Моисея, был заложен — в 1894 году — новый Успенский соборный храм, по проекту калужского инженера Болеслава Антоновича Савицкого, оконченный и освященный 28 августа 1904 года, уже при настоятеле архимандрите Лаврентии. Вместе с колокольней, величественный собор образует главный архитектурный ансамбль строений монастыря.
При настоятеле архимандрите Моисее братство монастыря значительно выросло. Богослужения в обители приобрели большую торжественность. Особенно празднично, торжественно и широко отмечался церковный юбилей в 1892 году — 400-летие блаженной кончины преподобного Тихона.
Особо почитаемы были святые мощи преподобного Тихона. Множество паломников стекалось со всех концов России в надежде на помощь угодника Божия — поклониться его памяти у драгоценной серебряной раки и омыться в воде целительного Святого источника. Большое количество случаев исцелений по молитвам Преподобного исследовались и заносились в особую книгу в монастыре. Удивительным было действие святой воды из источника преподобного Тихона: выздоравливали заболевшие дифтеритом, туберкулезом, оспой, параличом, страждущие многими другими болезнями.
В годы Первой мировой войны монастырь много и щедро помогал военным и беженцам деньгами, одеждой, продуктами и прочим, участвовал в обществе Красного Креста. К 1917 году братии было 226 человек.
Дальнейший рост благосостояния обители был прерван революционными событиями 1917 года. В апреле 1918 года монастырь был ограблен. 22-24 апреля 1918 года губернскими Советскими властями и Волисполкомом крестьянских депутатов в Тихоновой Пустыни был проведен обыск с изъятием денег и ценностей, сопровождавшийся бесчинствами и насилием над монахами. В монастырь был назначен комиссар. В мае того же года комиссар монастыря конфисковал гостиницы, скотный двор и все отрасли монастырского хозяйства. Вскоре монахи были официально выселены из монастыря.
11 октября 1918 года исполком Калужского уездного Совета принял решение о закрытии монастыря Тихонова Пустынь. Передают, что при закрытии монастыря были убиты монахи Арсений, Иероним, Софоний и Феоктист. Настоятеля архимандрита Платона сменил иеромонах Иона (Бронников). Монастырский корпус передан в 1918 году в ведение Калужского коммунального отдела, который по своему усмотрению распорядился имуществом и зданиями монастыря. Уцелевшие монахи расселились в окрестных деревнях.
В конце 20-х гг. разрушен до основания центральный собор обители в честь Преображения Господня (на данный момент восстанавливается на прежнем месте), разобрана часовня над дубом преподобного Тихона, разобран и ряд строений в монастыре. Полностью уничтожен скит на святом источнике и Сретенский скит.
Особо почитаемый в народе за свои целебные свойства святой источник преподобного Тихона Калужского Чудотворца власти пытались сделать недоступным для посещения.
В начале 90-х годов в зданиях монастыря размещались: клуб с кинотеатром, классы и общежитие сельхозтехникума, отделение милиции, магазины и гаражи. В храме Успения Божией Матери был склад сельхозтехники и свалка мусора.
Возрождение древней обители стало возможным лишь с 1988 года, когда, после празднования 1000-летия Крещение Руси, отношения между Церковью и Советским Государством заметно потеплели. Возвращение земли и монастырских зданий началось с передачи Калужской епархии земли на Святом источнике. Передача состоялась 15 апреля 1991 года, и вскоре началось благоустройство этого святого места.
Организуются паломнические и трудовые поездки верующих из г. Калуги на Святой источник; силами паломников была снята колючая проволока вокруг источника, очищена территория, проложены дорожки.
На месте разрушенной деревянной церкви на Святом источнике 21 марта 1992 года архиепископ Калужский Климент освятил основание нового храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник".
Юбилейные торжества проходили на Калужской земле с 27 по 29 июня 1992 года, и не только в церквах и монастырях Калужской епархии, но как общенародный праздник.
В день памяти преподобного Тихона торжественное всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил Святейший Патриарх Алексий II, в сослужении духовенства и монашествующих, на открытой площадке возле Свято-Троицкого собора г. Калуги. Его Святейшеством был отслужен также и молебен с водоосвящением на святом источнике преподобного Тихона.
Через год с небольшим после визита на Калужскую землю Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение об открытии мужского монастыря Калужской Свято-Тихоновой Пустыни.
В 1993 году на территории святого источника был построен первый деревянный домик с кельями для братии, небольшая купальня на ручье источника, и начато строительство каменного братского корпуса.
В декабре 1993 года, были возвращены Калужской епархии первые строения монастырского комплекса Тихоновой Пустыни в с. Лев-Толстое (прежнее название — Тихонова слобода). 22 декабря 1996 года, архиепископом Калужским и Боровским Климентом был освящен храм во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" в бывшем Больничном корпусе. В феврале 1997 года обители был возвращен храм святителя Николая.
Древняя обитель преподобного Тихона вновь обретает свой прежний облик и славу. Завершено восстановление и реставрация храма святителя Николая с трапезной, реставрируется Успенский собор и величественная колокольня, на месте разобранного Преображенского собора воздвигается новый, под фундаментом которого почивают святые мощи великого подвижника.
Вновь открыты для паломников двери монастырской гостиницы. Ежедневно, колокольным звоном, созываются ранним утром на молитву братия обители и паломники. Богослужение в монастыре совершается неспешно, негромким молитвенным унисонным пением.
В скиту на Святом Источнике принимают всех страждущих купальни, чудотворная вода которых вот уже более пятисот лет дарует исцеления по молитвам Преподобного.
3.4 Общая оценка потенциала религиозного туризма в Калужской области
На территории Калужской губернии с древних времен существовало 44 монастыря, из них 27 было основано в XIII––XVI вв:
Боровский Пафнутьев монастырь Рождества Богородицы;
Боровский Покровский Высокий монастырь;
Боровский Успенский женский монастырь, что на Гноище;
Боровский Христорождественский женский монастырь;
Воротынский Архангельский монастырь;
Воротынский Спасский монастырь;
Жиздринский Троицкий монастырь;
Калужская Свято-Тихонова пустынь;
Калужский Лаврентьев монастырь;
Козельская Введенская Оптина пустынь;
Козельский Вознесенский женский монастырь;
Лихвинский Афанасьевский женский монастырь;
Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;
Лихвинский Рождественский Настасов мужской монастырь;
Лихвинский Успенский Гремячев монастырь;
Малоярославецкий Рождества Богородицы мужской монастырь;
Малоярославецкий Черноостровский мужской монастырь;
Мещовский Георгиевский монастырь;
Мещовский Дорогощанский Троицкий монастырь;
Мосальский Успенский Боровенский монастырь или Ферапонтова Пустынь;
Перемышльский Богородице-Рождественский или Георгиевский женский монастырь;
Перемышльский Николаевский Резванский мужской монастырь;
Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь;
Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь;
Рышковский Успенский монастырь;
Шатрищегорский Казанский мужской монастырь.
Самое раннее упоминание о Калужских монастырях относится к 1293 г., когда во время похода хана Нагая на Москву братия Шатрищегорской обители оказала упорное сопротивление, и только после осады монастырь был взят и разрушен. В XIV в. он был восстановлен и просуществовал до XVIII в.
Среди других перечисленных монастырей было два, первоначальниками которых были ученики преподобного Сергия Радонежского. Успенский Боровенский монастырь или Ферапонтова пустынь, был основан недалеко от г. Мосальска старцем Ферапонтом. В нем находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, данная в благословение на утверждение новой обители преподобным Сергием. Другой монастырь –– Покровский Боровский –– был основан по просьбе Боровского князя Владимира Андреевича Храброго в XIV в. на восточной окраине города Боровска преподобным Никитой Высоцким (Костромским), учеником преподобного Сергия Радонежского, пришедшим из Серпуховского Высоцкого монастыря.
XVII и XVIII вв. были сложными для калужских монастырей. Почти все они были разорены в период Смуты, и некоторые из них были закрыты из-за крайнего обнищания. В XVIII в. отдельные обители пришли в запустение в связи с проведением государственной реформы. Согласно Прибавлению к «Духовному регламенту» 1722 г. малочисленные монастыри либо упразднялись, либо становились приписными к большим, «степенным». В это время ряд калужских монастырей утратил свою самостоятельность, некоторые были упразднены, а их храмы стали приходскими.
Проведенная императрицей Екатериной II секуляризация (изъятие в пользу государства) церковных земель, когда многие монастыри лишились основных своих угодий, сильно сказалась на их положении, ибо сельское хозяйство было основным средством, обеспечивающим их жизнедеятельность. Государство не могло компенсировать выделяемыми монастырям дотациями тот урон, который оно причинило им своими реформами. Это стало причиной упадка и закрытия многих монастырей.
Такое положение дел привело к тому, что в 1764 г. на территории епархии действующих осталось только 5 штатных монастырей и 4 заштатных, а через год заштатных стало 3, т. к. Свято-Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце был упразднен «по недостатку средств». Несмотря на переживаемые экономические трудности в конце XVIII––XIX вв. монастыри стали возрастать духовно. В них благодаря трудам учеников преподобного Паисия Величковского стала возрождаться древняя традиция внутреннего делания.
С образованием самостоятельной Калужской епархии ее правящие архиереи стали проявлять особую заботу о развитии монашества и состоянии монастырей, и уже 1861 г. в епархии действовало 9 штатных монастырей. Среди них была всемирно известная Оптина пустынь, в которой процветало духоносное старчество. Процесс роста обителей продолжался весь XIX век, и к 1917 г. Калужская епархия имела 18 монастырей и монашеских общин:
Дугненский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение»;
Жиздринская Мелхиседекова пустынь;
Калужская Тихонова пустынь;
Калужский Казанский девичий монастырь;
Калужский Крестовский мужской монастырь;
Калужский Лаврентьев мужской монастырь;
Козельская Оптина Свято-Введенская пустынь;
Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;
Малоярославецкий Николаевский Черноостровский мужской монастырь;
Медынская Николо-Печерская женская община;
Медынская Скорбященская женская община;
Мещовский Георгиевский мужской монастырь;
Мосальский Казанский Боголюбивый женский монастырь;
Мстихинский Сергиев скит;
Пафнутьев-Боровский мужской монастырь;
Перемышльский Лютиков Свято-Троицкий мужской монастырь;
Тарусский Свято-Троицкий общежительный женский монастырь;
Шамординская Казанская Амвросиева женская пустынь.
После революции 1917 г. декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» монастыри, как религиозные организации, были лишены всех юридических и имущественных прав. У них было изъято все имущество, отобраны земли, и монахи, как социально опасный класс, были подвержены репрессиям. Инициатива закрытия монастырей, как института, не имеющего права на существование, обычно принадлежала местным властям. Калужская губерния первой по России приняла решение о ликвидации всех монастырей и выселении из них монахов и монахинь (более 4000). 23 октября 1918 г. по монастырям было разослано уведомление, чтобы все насельники освободили монастырские здания в двухнедельный срок.
Единственной возможностью сохранить монастырь было создание на его основе сельскохозяйственной артели, т.к. в соответствии с «Основным законом о социализации земли» от 19 февраля 1918 г., право пользования землей было предоставлено всем, независимо от отношения к религии, но при этом возглавлять такие артели должны были советские работники. Но это ненадолго отдаляло закрытие монастырей. С 1919 г. началась широкомасштабная кампания по их ликвидации, так что к 1923 г. не осталось ни одной монашеской общины на территории области.
В национализированных монастырях размещались санатории и дома отдыха, больницы и музеи, школы, техникумы и курсы, детские колонии и тюрьмы. Занимая монастырские здания под советские учреждения, руководство не обращало внимания на историческую и культурную ценность храмов и монастырских комплексов. В результате такого отношения полностью были разрушены:
Дугненский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение»;
Жиздринская Мелхиседекова пустынь;
Калужский Крестовский монастырь;
Калужский Свято-Лаврентьев монастырь;
Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;
Медынская Николо-Печерская женская община;
Медынская Скорбященская женская община;
Мосальский Казанский Боголюбивый женский монастырь;
Мстихинский Сергиев скит;
Перемышльский Свято-Троицкий Лютиков монастырь;
Тарусский Свято-Троицкий общежительный женский монастырь;
Юхновский Казанский монастырь, вошедший в состав Калужской губернии вместе с Юхновским уездом.
Возрождение калужских монастырей связано с Перестройкой. 17 ноября 1987 г. советское правительство издает распоряжение о передаче Оптиной пустыни Русской Православной Церкви, которая была открыта как ставропигиальный монастырь, т.е. находящийся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1991 г. были переданы в пользование Церкви часть зданий Пафнутьев-Боровского монастыря, и в нем был образован первый епархиальный мужской монастырь.
Возрождение монашеской жизни встречало множество трудностей как внешних, так и внутренних. Все возвращаемые монастырские храмы и корпуса требовали серьезных восстановительных работ, некоторые из них находились в руинированном состоянии. Не хватает для возрождения внутренней жизни монастыря и духовно опытных наставников. Но все это нисколько не умаляет значения монастырей в возрождении человеческой души. Современные монастыри оказывают большое духовное воздействие на наше общество, а также ведут просветительскую, благотворительную и миссионерскую деятельность. Они создают подсобные хозяйства для развития собственной сельскохозяйственной базы. Но главным в монастырской жизни является духовное укрепление как самих насельников, так и прихожан.
В настоящее время в епархии действуют 6 монастырей: 3 мужских –– Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская Свято-Тихонова пустынь и Спаса Нерукотворного пустынь в с. Клыкове Козельского района; и 3 женских –– Свято-Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце, Казанский девичий монастырь в г. Калуге и Богородицерождественская девичья пустынь в с. Барятине Дзержинского района. 3 монастыря восстанавливаются, в них формируются монашеские общины: Свято-Лаврентьев монастырь в г. Калуге, Георгиевский Мещовский монастырь и Спасо-Преображенский Воротынский монастырь.
Кроме того, на территории области действуют 2 ставропигиальных монастыря: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордино.
Заключение
Калужская область мало чем отличается от других центральных регионов России: здесь нет залежей полезных ископаемых, золота и нефти – всего того, что могло бы обеспечить калужанам безбедное существование. Однако, как говорит губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, "это большой плюс для нас – заставляет работать и искать новые решения для улучшения жизни населения". В калужской региональной администрации считают, что, предлагая инвестору стабильность и комфортные условия работы, можно добиться не менее высоких показателей привлекательности территории, чем у нефте- и газоносных регионов. И секретов здесь нет: импульс развитию дадут инвестиции.
Несколько лет назад областные власти начали осваивать новую для региона отрасль – туризм. На территории сохранились культурно-исторические памятники, монастыри и храмы, которым в советский период не уделялось особого внимания. Поэтому многое пришлось начинать с нуля. Но потенциал области достаточно велик для того, чтобы туризм мог стать одной из ведущих отраслей специализации области и помогал решать не только социальные, но и экономические задачи.
Туристический и рекреационный потенциал малых городов области (Боровска, Козельска, Тарусы, Малоярославца, Мосальска, Медыни, Мещовска, Юхнова) в совокупности с развитием религиозного паломнического туризма в монастырские центры (Пафнутьев-Боровский монастырь, Оптина пустынь, Тихонова пустынь, Шамордино) будут способствовать превращению Калужской области в один из излюбленных маршрутов Центра России как для отечественных, так и для иностранных туристов.
В администрации хотят решить еще одну задачу: сделать Калугу центром туризма одного дня. Для этого необходимо строить гостиницы и развивать индустрию развлечений. В администрации области разработана программа, в которой все это предусмотрено. Прогнозы прибавки в бюджет весьма благоприятные – как минимум 10%. А в перспективе и больше.
Областная администрация решает одну из главных российских проблем – улучшение состояния дорог. Дорожное строительство идет очень хорошими темпами, по этим показателям калужане значительно опережают многие российские регионы. Основным фактором привлечения внимания к Калужской области стала построенная два года назад новая дорога до Москвы. Ввод в строй нового моста через Оку, соединительных дорог с основными транспортными магистралями, несомненно, приведет к улучшению экономической ситуации, сделает область более привлекательной для инвесторов.
Благоприятные условия для развития региона фактически созданы. И теперь он готов к приходу инвесторов. Первый инвестиционный форум, проведенный в Калуге в прошлом году, показал заинтересованность предпринимателей в организации и ведении бизнеса на территории области. В региональной администрации уверены, что это станет традицией: 15 апреля в Калуге пройдет второй инвестиционный форум.
Список использованной литературы
1. Алексеева Н.В. Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII – XIX вв. (по материалам Европейского Севера России). Дис. канд. ист. наук. Вологда, 1998.
2. Глинская мозаика: Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942 – 1961). М., 1997. – С. 145.
3. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
4. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. М., 1903. Репринтное издение, 1997. Кн. 1. – С. 552 – 553.
5. Зайцев Б.К. Афон. М., СПб., 1998.
6. Интервью губернатора Калужской области А.Д.Артамонова журналу «Отдых в России». Калуга, 2006.
7. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893. Репринтное издение. 1991. – С. 147 – 148.
8. Ладинский А. Путешествие в Палествину. София, 1937.
9. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч.2. 1903 – 1927 гг. // Преподобне отче Серафиме. Б/м, б/д. – С. 207.
10. Нечипоренко В. Особенности маркетинговых исследований в туризме // Маркетинг Про, 2002, №3
11. Никифоров-Волгин В.А. Алтарь затворенный. М., СПб., 1998.
12. Никифоров-Волгин. Заутреня святителей. М., 1998.
13. Носова Г.А. Бытовое православие (на материалах Владимирской области). Дис. канд. ист. наук. М., 1969. – С. 227.
14. Орехов Дм. Святые источники России. СПб., 1999.
15. Паломничество во Святую Землю: 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Б/м, б/д. – С. 8.
16. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 2. СПб, 1896. – С. 88.
17. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 3. СПб, 1897. – С. 2.
18. Поплавская Х.В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь в Рязанском крае. XIX – XX вв. Рязань, 1998.
19. Православные обители России / Путеводитель. М., 1999.
20. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб., 1910. Репр. воспр. СПб., 1994.
21. Просвирнин Анатолий, свящ. Афон и Русская Церковь: Библиография // Богослоские труды, сб. 15. М., 1975.
22. Путеводители по святым местам.
23. Россия и Святая Земля: русское присутствие в Палестине: Страницы истории. М., 1999.
24. Русский монастырь на Святой Земле // Журнал Московской Патриархии. - №1, 2000.
25. Самсонова Т. Соловецкий монастырь на рубеже XIX – XX вв. // Церковно-исторический вестник. - №1, 1998. – С. 126.
26. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еписком Кавказский и Черноморский. Слово о человеке // Богословские труды, сб. 29. М., 1998. – С. 284 – 320.
27. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М., 1998.
28. Соловьев М.П. Святая земля и Императорское Православное Палестинское общество. СПб., 1891.
29. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. – С. 437.
30. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1993
31. Художественная проза Киевской Руси XI – XIII веков / Под ред. И.П.Еремина и Д.С.Лихачева. М., 1957. – С. 59.
32. Электронный обмен коммерческими и финансовыми данными, технологии электронных коммуникаций. Т.15.-М., 1992
[1] Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 1993
[2] Электронный обмен коммерческими и финансовыми данными, технологии электронных коммуникаций. Т.15.-М., 1992
[3] Нечипоренко В. Особенности маркетинговых исследований в туризме // Маркетинг Про, 2002, №3
[4] Поплавская Х.В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь в Рязанском крае. XIX – XX вв. Рязань, 1998.
[5] Памятники древне-русской церковно-учительской литературы. Вып. 3, СПб, 1897. С. 2 – 3.
[6] Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 2. СПб, 1896. – С. 88.
[7] Художественная проза Киевской Руси XI – XIII веков / Под ред. И.П.Еремина и Д.С.Лихачева. М., 1957. – С. 59.
[8] Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 3. СПб, 1897. – С. 2.
[9] Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893. Репринтное издение. 1991. – С. 147 – 148.
[10] Паломничество во Святую Землю: 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Б/м, б/д. – С. 8.
[11] Путеводители по святым местам.
[12] Киево-Печерский Патерик. – С. 9.
[13] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. М., 1903. Репринтное издение, 1997. Кн. 1. – С. 552 – 553.
[14] Свт. Игнатий (Брянчанинов), еписком Кавказский и Черноморский. Слово о человеке // Богословские труды, сб. 29. М., 1998. – С. 284 – 320.
[15] Там же. – С. 311.
[16] Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М., 1998.
[17] Алексеева Н.В. Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII – XIX вв. (по материалам Европейского Севера России). Дис. канд. ист. наук. Вологда, 1998.
[18] Там же. – С. 198.
[19] Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
[20] Поплавская Х.В. Паломничество, странноприимство и почитание святынь в Рязанском крае. XIX – XX вв.
[21] Громыко М.М. Мир русской деревни. – С. 118.
[22] Громыко М.М. Мир русской деревни. – С. 117.
[23] Самсонова Т. Соловецкий монастырь на рубеже XIX – XX вв. // Церковно-исторический вестник. - №1, 1998. – С. 126.
[24] Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч.2. 1903 – 1927 гг. // Преподобне отче Серафиме. Б/м, б/д. – С. 207.
[25] Соловьев М.П. Святая земля и Императорское Православное Палестинское общество. СПб., 1891.
[26] Громыко М.М. Мир русской деревни. – С. 111 – 125.
[27] Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. СПб., 1907. Т. 18. – С. 437.
[28] Ладинский А. Путешествие в Палествину. София, 1937.
[29] Носова Г.А. Бытовое православие (на материалах Владимирской области). Дис. канд. ист. наук. М., 1969. – С. 227.
[30] Орехов Дм. Святые источники России. СПб., 1999.
[31] Глинская мозаика: Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942 – 1961). М., 1997. – С. 145.
[32] Просвирнин Анатолий, свящ. Афон и Русская Церковь: Библиография // Богослоские труды, сб. 15. М., 1975.
[33] Интервью губернатора Калужской области А.Д.Артамонова журналу «Отдых в России». Калуга, 2006.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.