Единственного ребенка в семье
Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка в семье на констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.
Экспериментальное исследование было проведено в Средней общеобразовательной школе № 97, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Клеменчужская, д. 46, во 2 «а» классе.
В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет. Из них: 17 девочек и 15 мальчиков. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. – 320 с.
Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста нами были использованы следующие методики.
Методика 1. «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям»
Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (см. Приложение 1).
Таблица 1
Результаты методики «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям» диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента
| № п/п | Кумир семьи | Гиперопека | Гипоопека | Безнадзорность | Золушка | Ежовые рукавицы | Повышенная моральная ответственность | Культ болезни | Кронпринц | Противоречивое воспитание | Смена образцов воспитания |
| 1 | + | ||||||||||
| 2 | + | ||||||||||
| 3 | + | ||||||||||
| 4 | + | ||||||||||
| 5 | + | ||||||||||
| 6 | + | ||||||||||
| 7 | + | ||||||||||
| 8 | + | ||||||||||
| 9 | + | ||||||||||
| 10 | + | ||||||||||
| 11 | + | ||||||||||
| 12 | + | ||||||||||
| 13 | + | ||||||||||
| 14 | + | ||||||||||
| 15 | + | ||||||||||
| 16 | + | ||||||||||
| 17 | + | ||||||||||
| 18 | + | ||||||||||
| 19 | + | ||||||||||
| 20 | + | ||||||||||
| 21 | + | ||||||||||
| 22 | + | ||||||||||
| 23 | + | ||||||||||
| 24 | + | ||||||||||
| 25 | + | ||||||||||
| 26 | + | ||||||||||
| 27 | + | ||||||||||
| 28 | + | ||||||||||
| 29 | + | ||||||||||
| № п/п | Кумир семьи | Гиперопека | Гипоопека | Безнадзорность | Золушка | Ежовые рукавицы | Повышенная моральная ответственность | Культ болезни | Кронпринц | Противоречивое воспитание | Смена образцов воспитания |
| 30 | + | ||||||||||
| 31 | + | ||||||||||
| 32 | + | ||||||||||
| Всего | 4 | 4 | 3 | 3 | 0 | 3 | 7 | 0 | 3 | 3 | 2 |
| В % | 12,4 | 12,4 | 9,3 | 9,3 | 0 | 9,3 | 21,7 | 0 | 9,3 | 9,3 | 6,2 |
- кумир семьи – 4 чел. (12,4%)
- гиперопека – 4 чел. (12,4%)
- гипоопека – 3 чел. (9,3%)
- безнадзорность – 3 чел. (9,3%)
- «ежовые рукавицы» – 3 чел. (9,3%)
- повышенная моральная ответственность – 7 чел.(21,7%)
- кронпринц – 3 чел. (9,3%)
- противоречивое воспитание – 3 чел.(9,3%)
- смена образцов воспитания – 2 чел.(6,2%)
Согласно данным таблицы и графических данных, можно сделать вывод о том, что в классе преобладают повышенная моральная ответственность родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, «ежовые рукавицы» - 9,3%). Для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: кумир семьи, гиперопека (12,4%), а также кронпринц (9,3%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги.
Методика 2. Тест «Забота родителей о ребенке»
Тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку (см. Приложение 1).
Таблица 2
Дата: 2019-05-28, просмотров: 346.