Методы и материалы исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Обзор литературы

2. Собственные исследования

2.1 Материал и методы исследования

2.2 Работа Магдагачинской службы охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты

2.2.1 Организация рейдовых выездов и проверок

2.2.2 Тактика работы отдела. Формы и методы борьбы с браконьерством

2.2.3 Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц их совершивших

2.2.4 Тактика выявления и задержания нарушителей правил охоты

2.2.5 Итоги работы Магдагачинской службы охотнадзора за 2005–2007 г.

2.3 Анализ уровня экономической эффективности работы охотнадзора

3. Безопасность жизнедеятельности

3.1 Безопасность жизнедеятельности на производстве

3.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

4. Охрана природы

Вывод

Предложения производству

Список использованных источников

 

 



Введение

 

Незаконная охота является одним из распространенных экологических преступлений. Хотя она и не относится к тяжким преступлениям, тем не менее, общественную и экологическую опасность незаконной охоты нельзя недооценивать. В результате этого преступления уничтожается большое количество ценных животных и птиц и причиненный природе ущерб вряд ли можно возместить материально.

Все чаще, правонарушители, занимаются охотой с применением: транспортных средств, огнестрельного нарезного оружия, выжигают леса и перепромышляют, для проведения охоты избирают заповедники, заказники и иные запрещенные места.

Чтобы контролировать деятельность человека и пресекать нарушения правил в охотничьих угодьях, существует служба охотнадзора, которая совершенствуют свою тактику вслед за усовершенствованием браконьерских методов.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что единой подробной методики работы борьбы с браконьерством на территории Амурской области нет.

Целью дипломной работы является: изучить работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

В задачи дипломной работы входило:

1. Проанализировать и установить наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты и задержанию браконьеров.

2. По данным протоколов подвести итог работы отдела

3. Определить уровень экономической эффективности работы Магдагачинского охотнадзора.



Обзор литературы

Распределение охотничьего фонда на территории Амурской области осуществляется на основании Федерального закона «О животном мире» (1995), Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (1960). Обязательными условиями пользования животным миром служит: охрана угодий, проведение биотехнических мероприятий, ежегодное проведение учетных работ на закрепленной территории. Эти данные необходимы для оценки продуктивности и производительности угодий, а также для составления кадастра охотничьих животных. В случае нарушения охотпользователем этого условия, он лишается права охоты на лицензионные виды, а при повторном нарушении территория может быть изъята.

Ежегодные учеты необходимы для расчета нормы изъятия и если охотпользователи не производят учетных работ, то это приводит к нерациональному использованию охотничьих ресурсов. Следит за качественным и количественным выполнений всех требований на территории Амурской области охотпользователями Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области.

Зейский межрайонный оперативный отдел (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, осуществляет охрану, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания на территории Магдагачинского района.

Автотранспорт Зейского межрайонного оперативного отдела (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области на котором оно ведет свою хозяйственную деятельность, представлен в таблице 1.1.


Таблица 1.1 – Автотранспорт отдела на 2007 г.

Марка транспортного средства Количество машин, ед.
УАЗ-432 УАЗ-31512–10 1 1

 

Служба Магдагачинского охотнадзора занимается охраной, которая включает в себя автопатрулирование охотничьих угодий и заказников с пресечением нарушений правил охоты. Также ведет борьбу с охотнарушениями через средства массовой информации.

Контроль включает в себя широкий спектр работ: проверяет выполнения должностных обязанностей и обязательств охотпользователями на территории района.

На территории Магдагачинского района 1 общество охотников и рыболовов, за ними закреплены, соответственно, 3 хозяйства, кроме того, пользованием животным миром осуществляет Шимановское промысловое хозяйство. На территориях всех хозяйств осуществляется охота, охрана, биотехния и учетные работы.

Контроль за выполнением всех работ осуществляют служба Магдагачинского охотнадзора.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира, регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира бывает административной (предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №150-ФЗ) и уголовной (предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации 1996 г.)

Как дополнительной мерой ответственности, наступающей одновременно с административной или уголовной, может выступать материальная ответственность – возмещение причиненного ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Неотвратимость наступления ответственности за совершенные правонарушения (преступления) в области охоты обеспечивается правильным оформлением первичной документации, правильным и в соответствующие сроки применением норм законодательства. (Краев Н.В. 2002)

С 1 июня 2002 года вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. До этой даты для привлечения нарушителей законодательства об охоте к административной ответственности на территории России применялись Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года (ст. 85) и Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года (ст. 84), которые утратили силу всвязи с принятием нового КоАП.

По сравнению с ранее действующим законодательством, предоставлявшим только две статьи в двух нормативных правовых актах, которые служба госохотнадзора применяла в практике привлечения нарушителей Правил охоты и законодательства о животном мире к административной ответственности, новый Кодекс существенно расширил права должностных лиц государственных органов, в том числе и органов госохотнадзора. Так, в новом административном Кодексе существуют уже семь статей (ст. 7.2, ст. 7.11, ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37), в которых прописаны 8 составов административных правонарушений, за совершение которых служба госохотнадзора вправе налагать административные взыскания. Следует отметить, что наряду с административными правонарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37 КоАП, органам госохотнадзора подведомственно также рассмотрение двух административных правонарушений в области охраны собственности, предусмотренных ст. 7.2 и ст. 7. 11 КоАП.

В Кодексе также содержится четыре статьи (ст. 19.4, ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7), предусматривающие ответственность за совершение административных правонарушений против порядка управления, за совершение которых должностные лица госохотнадзора не вправе привлекать к административной ответственности, а вправе лишь составить протоколы с последующей передачей их в суд, как орган, уполномоченный рассматривать дела и налагать административные взыскания за совершение этих правонарушений.

Необходимо особо отметить введение в практику работы органов госохотнадзора такого института как административное расследование, существенное расширение, по сравнению с ранее действующим законодательством, прав сотрудников органов госохотнадзора по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений; четкое определение круга лиц, обладающих правом составления протокола об административном правонарушении.

Ю.Н. Ерофеев в своей работе «Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России» дает следующее определение незаконной охоты: «Незаконная охота – запрещенная, хищническая, наказуемая в соответствии с уголовным законом деятельность лиц, заключающаяся в извлечении из естественной природной среды обитания диких зверей и птиц в целях последующего присвоения мяса, шкур либо иной продукции, либо их продажи и незаконного обогащения». Он считает, что термин «незаконная охота» в узком смысле слова связан только с уголовно наказуемыми, а «нарушение правил охоты» – административно наказуемыми нарушениями. Незаконная охота всегда предполагает нарушений правил охоты, только одни нарушения влекут за собой уголовную ответственность, а другие – административную.

Признаки уголовно наказуемой незаконной охоты указаны в ст. 258 УК РФ. В части первой указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Вторая часть предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Среди административных правонарушений, наиболее распространены нарушения правил охоты. Характер правонарушений и степени его общественной вредности, определяется, прежде всего, законодателем, устанавливающим административную ответственность за его совершение и соответствующую меру взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. (Харченко Н.Н. 2002 г.).

Грубыми нарушениями правил охоты считаются; охота без членского охотничье-рыболовного билета или с недействительным билетом; охота вне сроков на данный вид животного; охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках); охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя; охота без договора на лицензионные виды пушных зверей. (Каледин А.П. 2000 г.).

Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.

На территории России правила охоты устанавливаются отдельно в каждой республике, крае, области на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации.

Согласно статьи 22 Правил охоты на территории Амурской области запрещается:

22.1. Применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).

В районах промысловой охоты охотникам, заключившим договор на добычу лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.

22.2. Добыча диких копытных животных и бурого медведя в спортивных целях при переправе через водоемы или с применением самоловов.

22.3. Применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, настороженных ружей, других общеопасных самоловов.

22.4. Применение на охоте незарегистрированного в органах МВД охотничьего оружия.

22.5. Стрельба дробью по диким копытным животным и бурому медведю, а также стрельба картечью по бурому медведю, изюбрю, лосю.

22.6. Использование сетей, вентерей, петель, шатров, крючьев при любительской и спортивной охоте, а также использование петель при охоте на медведя и диких копытных животных (кроме кабарги)

22.7. Применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ при добыче диких животных за исключением пахучих приманок.

22.8. Применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств.

22.9. Применение световых устройств для добычи птиц.

22.10.    Применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.

При промысловой охоте на диких копытных животных бригадам охотников, зарегистрированным в установленном порядке и штатным работникам охотничьего хозяйства разрешается стрелять из наземных и водных автотранспортных средств и использовать их для преследования животных

22.11. Сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей и барсука.       

При производстве законной охоты разрешается: частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавчики, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсука в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть засыпаны грунтом.

Необходимо помнить, что охотник несет административную ответственность за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушений Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира. (Улитин А.А. 1987 г.)

Основными формами борьбы с браконьерством являются:

– выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.);

– совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.);

– массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей.

В зависимости от региональных условий существует много методов и способов борьбы с браконьерством:

– маршрутный метод охраны угодий, представляющий собой выход, выезд или вылет бригады по заранее разработанному плану в определенные охотничьи угодья для их охраны, как в дневное, так и в ночное время. Маршрутный метод охраны охотугодий может осуществляться в виде объезда, облета и поиска. Объезд (обход) является типичной профилактической формой борьбы с браконьерством. Поиск представляет собой действие поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых известно. Одной из разновидностей поиска является погоня.

– метод скрытного патрулирования, засад и секретов – когда бригада или несколько бригад, действует по заранее разработанному плану. Каждой из групп ставится конкретная задача, заранее оговариваются условные сигналы и условия связи между группами одной бригады непосредственно с местом дислокации основной бригады или стационарным пунктом охотнадзора, милиции и др. Скрытое патрулирование или засада осуществляются в местах концентрации дичи.

– среди других методов охраны охотугодий можно назвать выставление стационарных постов, пикетов на железнодорожных станциях, лодочных и паромных переправах, причалах, пристанях, постах ГАИ.

– бригадный (групповой) метод выполнения надзорных функций. Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный, обеспечивающий более полное выявление фактов нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Группе доступны полное обнаружение и изъятие ружей и других орудий браконьерства и продукции незаконной охоты, правильная их фиксация, а в необходимых случаях – доставка в ближайшее отделение милиции.

Важным средством профилактики нарушений Правил охоты и успешной борьбы с браконьерством является проведение широкой разъяснительной работы среди охотников и иных граждан об охоте и рациональном использовании животного мира, пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, а также о сохранении среды обитания диких животных. (Улитин А.А. 1987).

 




Собственные исследования

Охрана природы

 

Охрана природы – это система мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

В последнее время наблюдается необычный рост интереса к охране природы, ее проблемам и задачам. Причиной этого является то, что человечество столкнулось с нарастающим по масштабам разрушительным воздействием на природу своей хозяйственной деятельностью. Это влияние сказывается на окружающей человека среде и на нем самом.

Влияние хозяйственной деятельности человека хорошо заметно на территории Магдагачинского района. Обеднение фауны связано не только с прямым истреблением охотничье-промысловых зверей, но и с сокращением массивов хвойных, мелко- и широколиственных лесов. Это отражается на изменении биоценозов и составе образующей их фауны, падает численность охотничье-промысловых животных. Многие типичные представители леса представляют большую редкость, сохранились лишь в малом количестве.

На территории района, несмотря на снижение хозяйственной активности, в последние годы природе угрожают серьезные антропогенные факторы.

Самый опасный враг леса – лесные пожары. Отрицательные последствия их огромны. Пожар полностью или частично уничтожает деревья и всё живое в лесу (травяной покров, зверей, птиц и т.д.). Повреждённый пожаром лес теряет водоохранные, полезащитные и другие полезные функции. В нём возникают благоприятные условия для массового размножения вредных насекомых и развития грибных болезней. На лесных гарях, как и после вырубки, формируется иной тип растительности, что приводит к смене животного населения. Большие потери несёт охотничье-промысловая фауна, гибнет побочная продукция леса. Едкий дым долго горящего леса разносится ветром, загрязняет атмосферу.

Причины возникновения лесных пожаров разнообразны, но 90% их происходит по вине человека.

На территории Магдагачинского района расположено два лесхоза: Тыгдинский и Магдагачинский, которые выполняют мероприятия по лесовостановлению, охране и защите лесов от пожаров и вредителей леса, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством лесов. К мероприятиям, предупреждающим распространение пожаров в лесах, относятся создание противопожарных барьеров, устройство дорог, водоёмов, обеспечивающих успешное тушение очагов загорания.

Главными причинами сокращения численности охотничьих животных является браконьерство и разрушение местообитаний вследствие пожаров, палов, рубок леса.

Одним из наиболее эффективных способов сохранения биоразнообразия является организация особо охраняемых природных территорий, действие которых регулируется Федеральным Законом (№33 – ФЗ от 14 марта 1995).

В Магдагачинском районе расположены Толбузинский и Магдагачинский областные зоологические заказники, а также памятники природы: Сосновый бор по реке Тыгда – ботанический, Гонжинский минеральный источник – гидрологический, Участок реки Ольга – гидрологический, Водохранилище Курган – гидрологический, Участок реки Буринда – гидрологический, Буриндинский утес – геологический.        

Для осуществления охраны охотничьих угодий, учета численности охотничьих животных, регулированию их численности и надзора за соблюдением правил охоты на территории района существует служба Магдагачинского охотнадзора, которая охраняет угодья не только своими силами, но и параллельно с другими природоохранными организациями и милицией, что дает огромный эффект.

Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушителей Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, знание уголовного законодательства и иных правовых актов, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира.

За три предыдущих года служащими отдела было выявлено 576 случаев нарушений правил охоты не территории района. Общее количество выездов на борьбу с браконьерством 648.

В результате проведения рейдовых работ по составленным протоколам были приняты меры:

– по 25 протоколам были возбуждены уголовные дела;

– предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 102600 руб.;

– наложено штрафов за нарушение законодательства – 343400 руб.;

– предъявлено конфискатов – 56404 руб.

Было изъято 52 единицы гладкоствольного оружия, 16 единиц нарезного. Проведено 1333 лекций и бесед, выпущено 18 печатной информации в СМИ.

Для улучшения охраны природы необходимо провести ряд мероприятий:

– усилить работу по пропаганде населения направленную на сохранение окружающей нас природной среды через средства массовой информации, установлением соответствующих аншлагов на дорогах общего пользования.

– ужесточить меры наказания к нарушителям охотничьего, рыбного, лесного и экологического законодательства;

– больше создавать различных ООПТ.



Вывод

 

Состояние отдела на сегодняшний день оставляет желать лучшего. При патрулировании маршрутным методом на двух и более автомобилях нет современных средств связи, что доставляет большие неудобства.

При постоянном патрулировании охотничьих угодий автомобили очень слабо оснащены вспомогательными средствами (лебёдка, люк).

Однако, наряду с неполной укомплектованностью автотранспортных средств отдела, инспектора ухищряются вести борьбу с браконьерством на должном уровне.

Подведя итог дипломной работе можно сделать следующие выводы:

1. Служащими отдела было выявлено 576 случаев нарушений правил охоты не территории района. По составленным протоколам были приняты меры: по 25 протоколам были возбуждены уголовные дела; предъявлено исков за ущерб госохотфонду – 102600 руб.; наложено штрафов за нарушение законодательства – 343400 руб.; предъявлено конфискатов – 56404 руб.; изъято 52 единицы гладкоствольного оружия, 16 единиц нарезного проведено 1333 лекций и бесед, выпущено 18 печатной информации в СМИ.

2. Количество протоколов по годам сильно не меняется, по существу нарушений варьируют: «охота в запрещенные сроки», «охота без документов».

3. Наибольшее количество составленных протоколов приходится на осенне-зимний период.

4. Экономические затраты на деятельность отдела выше, чем экономический эффект.

Предложения производству

Для улучшения работы отдела по количеству и качеству протоколов, необходимо:

1. усовершенствовать техническую базу, сокращение сроков ремонта автомобилей, путем своевременного финансирования;

2. при работе в глубокоснежных, заболоченных, непроходимых районах необходим автомобиль повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗИЛ-131, УРАЛ, специально оборудованный;

3. повысить эффективность работы отдела за счет стимулирования оплаты труда;

4. для более результативной работы отдела необходимо увеличить количество рейдовых выездов за счет более полного обеспечения горюче-смазочными материалами, запасными частями к автомобилям;

5. вести пропаганду проблем охраны животного мира и разъяснительную работу, через средства массовой информации;

6. при бригадном (групповом) выезде службы охотнадзора с работниками природоохранных структур на охрану охотничьих угодий, группа становится более пластичнее по отношению к браконьерству, поэтому необходимо увеличить количество совместных выездов с другими природоохранными организациями, милицией;

7. чтобы доказать виновность некоторых лиц в совершении незаконной охоты с заведением уголовного дела и дальнейшим положительным результатом, отделу необходимо ввести штатную единицу – дознавателя;

8. так как браконьеры постоянно усовершенствуют свое оружие, технику и способы охоты, нужно усовершенствовать правила охоты на территории Амурской области.



Содержание

 

Введение

1. Обзор литературы

2. Собственные исследования

2.1 Материал и методы исследования

2.2 Работа Магдагачинской службы охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты

2.2.1 Организация рейдовых выездов и проверок

2.2.2 Тактика работы отдела. Формы и методы борьбы с браконьерством

2.2.3 Тактика выявления случаев незаконной охоты и лиц их совершивших

2.2.4 Тактика выявления и задержания нарушителей правил охоты

2.2.5 Итоги работы Магдагачинской службы охотнадзора за 2005–2007 г.

2.3 Анализ уровня экономической эффективности работы охотнадзора

3. Безопасность жизнедеятельности

3.1 Безопасность жизнедеятельности на производстве

3.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

4. Охрана природы

Вывод

Предложения производству

Список использованных источников

 

 



Введение

 

Незаконная охота является одним из распространенных экологических преступлений. Хотя она и не относится к тяжким преступлениям, тем не менее, общественную и экологическую опасность незаконной охоты нельзя недооценивать. В результате этого преступления уничтожается большое количество ценных животных и птиц и причиненный природе ущерб вряд ли можно возместить материально.

Все чаще, правонарушители, занимаются охотой с применением: транспортных средств, огнестрельного нарезного оружия, выжигают леса и перепромышляют, для проведения охоты избирают заповедники, заказники и иные запрещенные места.

Чтобы контролировать деятельность человека и пресекать нарушения правил в охотничьих угодьях, существует служба охотнадзора, которая совершенствуют свою тактику вслед за усовершенствованием браконьерских методов.

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что единой подробной методики работы борьбы с браконьерством на территории Амурской области нет.

Целью дипломной работы является: изучить работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

В задачи дипломной работы входило:

1. Проанализировать и установить наиболее эффективные методы работы по выявлению фактов нарушения правил охоты и задержанию браконьеров.

2. По данным протоколов подвести итог работы отдела

3. Определить уровень экономической эффективности работы Магдагачинского охотнадзора.



Обзор литературы

Распределение охотничьего фонда на территории Амурской области осуществляется на основании Федерального закона «О животном мире» (1995), Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» (1960). Обязательными условиями пользования животным миром служит: охрана угодий, проведение биотехнических мероприятий, ежегодное проведение учетных работ на закрепленной территории. Эти данные необходимы для оценки продуктивности и производительности угодий, а также для составления кадастра охотничьих животных. В случае нарушения охотпользователем этого условия, он лишается права охоты на лицензионные виды, а при повторном нарушении территория может быть изъята.

Ежегодные учеты необходимы для расчета нормы изъятия и если охотпользователи не производят учетных работ, то это приводит к нерациональному использованию охотничьих ресурсов. Следит за качественным и количественным выполнений всех требований на территории Амурской области охотпользователями Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области.

Зейский межрайонный оперативный отдел (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области, осуществляет охрану, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания на территории Магдагачинского района.

Автотранспорт Зейского межрайонного оперативного отдела (Магдагачинский охотнадзор) по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Амурской области на котором оно ведет свою хозяйственную деятельность, представлен в таблице 1.1.


Таблица 1.1 – Автотранспорт отдела на 2007 г.

Марка транспортного средства Количество машин, ед.
УАЗ-432 УАЗ-31512–10 1 1

 

Служба Магдагачинского охотнадзора занимается охраной, которая включает в себя автопатрулирование охотничьих угодий и заказников с пресечением нарушений правил охоты. Также ведет борьбу с охотнарушениями через средства массовой информации.

Контроль включает в себя широкий спектр работ: проверяет выполнения должностных обязанностей и обязательств охотпользователями на территории района.

На территории Магдагачинского района 1 общество охотников и рыболовов, за ними закреплены, соответственно, 3 хозяйства, кроме того, пользованием животным миром осуществляет Шимановское промысловое хозяйство. На территориях всех хозяйств осуществляется охота, охрана, биотехния и учетные работы.

Контроль за выполнением всех работ осуществляют служба Магдагачинского охотнадзора.

Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира, регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира бывает административной (предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №150-ФЗ) и уголовной (предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации 1996 г.)

Как дополнительной мерой ответственности, наступающей одновременно с административной или уголовной, может выступать материальная ответственность – возмещение причиненного ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Неотвратимость наступления ответственности за совершенные правонарушения (преступления) в области охоты обеспечивается правильным оформлением первичной документации, правильным и в соответствующие сроки применением норм законодательства. (Краев Н.В. 2002)

С 1 июня 2002 года вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. До этой даты для привлечения нарушителей законодательства об охоте к административной ответственности на территории России применялись Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года (ст. 85) и Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года (ст. 84), которые утратили силу всвязи с принятием нового КоАП.

По сравнению с ранее действующим законодательством, предоставлявшим только две статьи в двух нормативных правовых актах, которые служба госохотнадзора применяла в практике привлечения нарушителей Правил охоты и законодательства о животном мире к административной ответственности, новый Кодекс существенно расширил права должностных лиц государственных органов, в том числе и органов госохотнадзора. Так, в новом административном Кодексе существуют уже семь статей (ст. 7.2, ст. 7.11, ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37), в которых прописаны 8 составов административных правонарушений, за совершение которых служба госохотнадзора вправе налагать административные взыскания. Следует отметить, что наряду с административными правонарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 8.33, ст. 8.34, ст. 8.35, ст. 8.36, ч. 1 и ч. 3 ст. 8.37 КоАП, органам госохотнадзора подведомственно также рассмотрение двух административных правонарушений в области охраны собственности, предусмотренных ст. 7.2 и ст. 7. 11 КоАП.

В Кодексе также содержится четыре статьи (ст. 19.4, ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7), предусматривающие ответственность за совершение административных правонарушений против порядка управления, за совершение которых должностные лица госохотнадзора не вправе привлекать к административной ответственности, а вправе лишь составить протоколы с последующей передачей их в суд, как орган, уполномоченный рассматривать дела и налагать административные взыскания за совершение этих правонарушений.

Необходимо особо отметить введение в практику работы органов госохотнадзора такого института как административное расследование, существенное расширение, по сравнению с ранее действующим законодательством, прав сотрудников органов госохотнадзора по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений; четкое определение круга лиц, обладающих правом составления протокола об административном правонарушении.

Ю.Н. Ерофеев в своей работе «Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России» дает следующее определение незаконной охоты: «Незаконная охота – запрещенная, хищническая, наказуемая в соответствии с уголовным законом деятельность лиц, заключающаяся в извлечении из естественной природной среды обитания диких зверей и птиц в целях последующего присвоения мяса, шкур либо иной продукции, либо их продажи и незаконного обогащения». Он считает, что термин «незаконная охота» в узком смысле слова связан только с уголовно наказуемыми, а «нарушение правил охоты» – административно наказуемыми нарушениями. Незаконная охота всегда предполагает нарушений правил охоты, только одни нарушения влекут за собой уголовную ответственность, а другие – административную.

Признаки уголовно наказуемой незаконной охоты указаны в ст. 258 УК РФ. В части первой указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Вторая часть предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Среди административных правонарушений, наиболее распространены нарушения правил охоты. Характер правонарушений и степени его общественной вредности, определяется, прежде всего, законодателем, устанавливающим административную ответственность за его совершение и соответствующую меру взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. (Харченко Н.Н. 2002 г.).

Грубыми нарушениями правил охоты считаются; охота без членского охотничье-рыболовного билета или с недействительным билетом; охота вне сроков на данный вид животного; охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках); охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя; охота без договора на лицензионные виды пушных зверей. (Каледин А.П. 2000 г.).

Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.

На территории России правила охоты устанавливаются отдельно в каждой республике, крае, области на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации.

Согласно статьи 22 Правил охоты на территории Амурской области запрещается:

22.1. Применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской и спортивной охоты, а также для добычи бурого медведя и копытных животных (кроме кабарги).

В районах промысловой охоты охотникам, заключившим договор на добычу лицензионных видов пушных зверей, разрешается при добыче зайцев и боровой дичи в любительских и промысловых целях использовать самоловы и применять малокалиберное оружие под патрон бокового огня.

22.2. Добыча диких копытных животных и бурого медведя в спортивных целях при переправе через водоемы или с применением самоловов.

22.3. Применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, ловчих ям, настороженных ружей, других общеопасных самоловов.

22.4. Применение на охоте незарегистрированного в органах МВД охотничьего оружия.

22.5. Стрельба дробью по диким копытным животным и бурому медведю, а также стрельба картечью по бурому медведю, изюбрю, лосю.

22.6. Использование сетей, вентерей, петель, шатров, крючьев при любительской и спортивной охоте, а также использование петель при охоте на медведя и диких копытных животных (кроме кабарги)

22.7. Применение любых видов химических препаратов, взрывчатых веществ при добыче диких животных за исключением пахучих приманок.

22.8. Применение магнитофонов и других воспроизводящих звук электронных устройств.

22.9. Применение световых устройств для добычи птиц.

22.10.    Применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.

При промысловой охоте на диких копытных животных бригадам охотников, зарегистрированным в установленном порядке и штатным работникам охотничьего хозяйства разрешается стрелять из наземных и водных автотранспортных средств и использовать их для преследования животных

22.11. Сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей и барсука.       

При производстве законной охоты разрешается: частично разрушать ондатровые хатки и норы; вскрывать любые убежища мелких пушных зверей; применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавчики, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника; прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсука в целях помощи работающим в норе собакам. После охоты раскопанные участки нор должны быть засыпаны грунтом.

Необходимо помнить, что охотник несет административную ответственность за: нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах; стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья; участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения; стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка; нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором); провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.

Предупреждение и своевременное выявление нарушений и нарушений Правил охоты и других требований охотничьего законодательства, правильное применение установленных мер административного воздействия, а также умение правильно организовать охрану госохотфонда и борьбу с браконьерством, имеет важное значение в деятельности по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием животного мира. (Улитин А.А. 1987 г.)

Основными формами борьбы с браконьерством являются:

– выявления случаев совершения нарушений правил охоты и лиц их совершивших и принятие к ним мер общественного, административного, правового либо уголовного и материального воздействия (Краев Н.В. 1999 г.);

– совершенствование законодательства по охране и регулированию использования животного мира (Краев Н.В., Краева В.Н. 2001 г.);

– массово-разъяснительная и воспитательная работа по профилактике охотнарушителей.

В зависимости от региональных условий существует много методов и способов борьбы с браконьерством:

– маршрутный метод охраны угодий, представляющий собой выход, выезд или вылет бригады по заранее разработанному плану в определенные охотничьи угодья для их охраны, как в дневное, так и в ночное время. Маршрутный метод охраны охотугодий может осуществляться в виде объезда, облета и поиска. Объезд (обход) является типичной профилактической формой борьбы с браконьерством. Поиск представляет собой действие поисковой группы либо бригады в целом, направленные на обнаружение и задержание браконьеров, точное местонахождение которых известно. Одной из разновидностей поиска является погоня.

– метод скрытного патрулирования, засад и секретов – когда бригада или несколько бригад, действует по заранее разработанному плану. Каждой из групп ставится конкретная задача, заранее оговариваются условные сигналы и условия связи между группами одной бригады непосредственно с местом дислокации основной бригады или стационарным пунктом охотнадзора, милиции и др. Скрытое патрулирование или засада осуществляются в местах концентрации дичи.

– среди других методов охраны охотугодий можно назвать выставление стационарных постов, пикетов на железнодорожных станциях, лодочных и паромных переправах, причалах, пристанях, постах ГАИ.

– бригадный (групповой) метод выполнения надзорных функций. Этот метод зарекомендовал себя как наиболее эффективный, обеспечивающий более полное выявление фактов нарушений правил охоты и других требований охотничьего законодательства, быстрое обнаружение и задержание браконьеров. Группе доступны полное обнаружение и изъятие ружей и других орудий браконьерства и продукции незаконной охоты, правильная их фиксация, а в необходимых случаях – доставка в ближайшее отделение милиции.

Важным средством профилактики нарушений Правил охоты и успешной борьбы с браконьерством является проведение широкой разъяснительной работы среди охотников и иных граждан об охоте и рациональном использовании животного мира, пропаганда охотничьего законодательства, знаний о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, а также о сохранении среды обитания диких животных. (Улитин А.А. 1987).

 




Собственные исследования

Методы и материалы исследований

 

Основной объем работы приходился на обработку протоколов, сборы данных по тактике и системе работы службы Магдагачинского охотнадзора, расчет его эффективности. В ходе исследования были использованы протоколы о нарушении правил охоты, составленные работниками отдела в период с 2005 г. по 2007 г. а так же данные бухгалтерских ведомостей, отчетов. Для сравнительного анализа были взяты опубликованные материалы Н.В. Краева по охотничьему законодательству (1999). Используя его принципы по методике работ с браконьерством, описываю работу службы Магдагачинского охотнадзора по выявлению нарушений правил и сроков охоты. Чтобы проследить количество и качество протоколов составленных отделом были составлены таблицы.

Так же для написания дипломной работы были использованы: личный опыт по борьбе с браконьерством работников отдела Мысака А.П., Кузнецова А.М., Пивовара С.А., материалы Н.В. Краева и В.Н. Краевой по охотничьему законодательству, они описали организацию работы по борьбе с браконьерством и ответственность за нарушение охотничьего законодательства (1999, 2001), В.Н. Тихомиров описал организацию борьбы с браконьерством в Московской области (1986), В.В. Егошин описал методику расследования незаконной охоты (2002), В.Н. Краев занимался созданием материалов по правовому обеспечению охотничьего хозяйства (1996).

Эти данные позволили описать единую подробную систему работы отдела по выявлению нарушений правил и сроков охоты.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 155.