Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели.
Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 2000 году - 123,2 тыс. человек) [11].
Растет число родителей, лишенных родительских прав. По данным Минюста России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав выглядит следующим образом (см. приложение 1).
Если в 1996 году органы внутренних дел Российской Федерации вели профилактическую работу со 182.7 тыс. родителей, не исполняющих надлежащим образом родительские обязанности, то в 2000 году - уже с 276,7 тыс. В 2000 году в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 30 тысяч человек (в 1999 году - 54,7 тыс), более 266,2 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних органов социальной защиты населения (в 1999 году - около 167 тыс).
По данным Минобразования России, в 2000 году в стране не обучалось 367 696 детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет (1,5% от общего числа несовершеннолетних этой возрастной категории).
Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях "беспризорные" и "безнадзорные" дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относят всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около 1 млн. человек.
Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.
В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
Эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 года № 1).
В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.
Введение в действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
В 1999-2001 годах Правительство Российской Федерации уделяло проблеме профилактики детской безнадзорности особое внимание.
В марте 1999 года вопрос профилактики детской безнадзорности обсуждаются на заседании Правительства Российской Федерации, по итогам которого принято распоряжение Правительства № 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности.
Во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2000 году Правительством утвержден ряд нормативных актов:
постановление Правительства № 896 от 27 ноября 2000 года "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации",
постановление Правительства № 822 от 26 октября 2000 года "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений",
постановление Правительства № 745 от 21 сентября 2000 года "Об утверждении Положения о правовом статусе воспитанников воинских частей".
В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания, федеральные органы исполнительной власти в течение 2001 года принимали участие в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств[12].
На федеральном уровне в течение нескольких лет действуют механизмы межведомственной координации деятельности органов власти, общественных объединений по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это две межведомственные комиссии, одну из которых возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко: Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по делам несовершеннолетних и Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Предметом изучения вышеназванных комиссий и последующих действий органов государственной власти в 1999-2001 годах были проблемы трудовой занятости детей и подростков, в том числе наихудшими формами детского труда, и методы их решения; ход выполнения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", распоряжения Правительства Российской Федерации "О мерах по преодолению детской безнадзорности", перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышение их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы зашиты прав детей в Чеченской Республике и другие вопросы.
Вопрос о детской безнадзорности как одном из кризисных явлений в социальной сфере в мае 2001 года был рассмотрен на заседании Совета Безопасности Российской Федерации; приняты решения, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми. В декабре 2001 года Правительством Российской Федерации было проведено селекторное совещание по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За короткий срок Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решена проблема организации и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских учреждений. В 2000-2001 годах на эти цели были выделены средства из федерального бюджета. Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы транзитные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие прием и перевозку по территории Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту их постоянного проживания. В настоящее время органами исполнительной власти г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Хабаровского края, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств.
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.
В 1999-2001 годах Программа была профинансирована в полном объеме. В 1999 году была оказана помощь в укреплении материально-технической базы 577 учреждениям органов социальной защиты населения, управления образованием, внутренних дел из 82 субъектов Российской Федерации на сумму 83,82 млн. рублей, в 2000 году - 629 учреждениям из 83 субъектов Российской Федерации на сумму 129,86 млн. рублей. В 2001 году Программа была профинансирована в размере 239.294 млн. рублей[13].
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности, объем финансовых средств, направленных на эти цели за 9 месяцев 2001 года из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, составил 508 млн. рублей.
Одной из форм социальной поддержки семей с детьми является выплата ежемесячного пособия на ребенка. В течение нескольких лет сохранялась неблагополучная ситуация с выплатой пособий. Начиная с 2000 года, в результате принятых на федеральном уровне мер, удалось стабилизировать положение с выплатой пособий и впервые за все время выплаты пособий добиться сокращения задолженности.
В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних введены дополнительные гарантии занятости лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), проводится квотирование рабочих мест для данной категории граждан. В 2000 году трудоустроено на квотируемые рабочие места 22 тыс. человек из числа несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, или 86% и 112% соответственно к показателям 1999 года и 1998 года.
Одним из путей решения проблемы детской безнадзорности является летний отдых детей.
В 2000-2001 годах, благодаря координации усилий всех структур власти, удалось увеличить число детей и подростков, которые охвачены организованными формами отдыха (в 2000 году - 9 млн. детей, в 2001 году - около 10 млн. детей). Из федерального бюджета на эти цели в 2001 году было выделено и направлено в субъекты Российской Федерации более 1,15 млрд. рублей.
В детских оздоровительных лагерях, санаториях и домах отдыха, находящихся на территории Российской Федерации, отдохнуло около 50 тыс. детей из Чеченской Республики.
В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В 2000 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа[14].
Однако количество действующих учреждений, особенно это касается социальных приютов, не соответствует потребностям в них. Особенно тревожное положение в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике (2-3 социозащитных учреждения в регионе). Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Наиболее остро проблема детской беспризорности стоит в Москве, которая вследствие социально-экономических явлений последнего десятилетия стала крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
Органами исполнительной власти столицы практически до 2000 года не предпринималось активных целенаправленных, последовательных действий по созданию условий для решения проблем детской безнадзорности и детской беспризорности. На 01.01.2001 года в Москве в системе органов социальной зашиты населения и органов по делам молодежи действовало только 3 социальных приюта для детей. Только во II полугодии 2001 года создано государственное экспериментальное учреждение "Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних".
Именно создание за достаточно короткий срок системы социозащитных учреждений (в 1993 году в России было всего 4 социальных приюта) позволило в большинстве регионов в основном решить проблему детской беспризорности.
Вместе с тем, оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, характеризующейся более широким спектром причин и проявлений.
И только социозащитными технологиями, которые применимы для категории беспризорных детей, решить ее невозможно.
Устранению детской безнадзорности должна содействовать целостная социальная политика, борьба с бедностью, преступностью, контроль за миграцией.
Кроме того, в сложившихся условиях социальная защита детей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах, несомненно, должна осуществляться на фоне мер силового противодействия этим негативным явлениям.
Вместе с тем сегодня в законодательстве существует целый ряд пробелов, способствующих распространению неконтролируемой миграции.
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.
Нужна четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Пока комиссии не могут эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.
Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по развитию системы социозащитных учреждений для несовершеннолетних, приведению ее в соответствие с положениями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановления Правительства Российской Федерации № 896 от 27.11.2000 года "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", так как действующая в настоящее время сеть учреждений не соответствует существующим потребностям и нормативам (примерно 22% от утвержденного Правительством Российской Федерации норматива - 1 учреждение на 5-10 тыс. детей).
Органы прокуратуры Российской Федерации всех уровней должны существенно улучшить контроль над соблюдением законодательства о правах детей. Судебным органам Российской Федерации целесообразно сократить сроки и повысить качество рассмотрения в судах уголовных дел в отношении несовершеннолетних, гражданских дел о лишении родительских прав, об усыновлении, об алиментных отношениях, о расторжении брака, и других, касающихся прав и интересов семьи и детей[15].
На основе взаимодействия подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (милиции, общественной безопасности, органам здравоохранения, образования, социальной защиты, опеки и попечительства) необходимо выработать:
механизмы своевременного выявления и учета неблагополучных семей, оказание адресной помощи семьям с трудными детьми через Центры социального обслуживания семей с детьми, возродить деятельность комнат школьника по месту жительства;
меры (правового, медицинского, психологического и социального характера) воздействия с целью устранения негативного влияния семьи на подростка, а также лечение и реабилитацию несовершеннолетних, испытывающих наркотическую, алкогольную и другие виды зависимости, способствующие асоциальному поведению.
В сфере образования необходимо[16]:
Создать условия для получения всеми желающими бесплатного среднего (полного) общего образования.
Разработать новую концепцию профессиональной подготовки в школе, учитывая тенденции структурных изменений в экономике и трудовых ориентациях школьников.
Принять меры к развитию учреждений начального профессионального образования всех типов (профессиональное училище, профессиональный лицей-центр непосредственного профессионального образования, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение начального профессионального образования).
В сфере труда несовершеннолетних необходимо[17]:
Образовать в структуре органов содействия занятости населения специализированные подразделения по обеспечению занятости несовершеннолетних. Возложить на них функции по взаимодействию всех государственных и негосударственных учреждений, общественных объединений, занимающихся трудоустройством и организацией труда несовершеннолетних.
Разработать целевые региональные и муниципальные программы, дающие гарантию первого рабочего места.
Поддержать образование групп содействия трудоустройству несовершеннолетних в структуре молодежных бирж труда и других негосударственных служб содействия занятости.
Предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних.
Установить в регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости несовершеннолетних.
Расширить практику организации временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность 14-15-летних подростков (в соответствии с действующим законодательством).
Предусмотреть вовлечение несовершеннолетних в производственные сферы с внедрением наиболее передовых технологий.
В сфере досуга необходимо[18]:
В основу досуговой деятельности заложить принцип ориентации подрастающего поколения на отечественные духовные ценности, включить в этот процесс и религиозные организации.
Объединить усилия государства и общественности по утверждению среди детей и подростков здорового образа жизни, популяризации физкультуры и спорта. Обеспечить возможность занятий детей и подростков в спортивных и творческих клубах, стимулируя создание необходимого количества таких клубов и их финансовую поддержку различными фондами и благотворительными организациями. Предусмотреть освобождение от оплаты детей из малообеспеченных семей, воспитанников интернатов и детских домов.
Возродить в полном объеме деятельность детских Дворцов культуры и детских кинотеатров.
Разработать и принять нормативный акт, запрещающий передачу в аренду коммерческим структурам помещений, предназначенных для использования или используемых для работы с детьми и подростками.
До создания в Российской Федерации системы ювенальной юстиции решить проблему о специализации судей по делам несовершеннолетних и семейным делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних детей.
Разработать механизм постоянного обмена информацией между органами опеки и попечительства, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, детскими поликлиниками, службами департамента социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о подростках, воспитывающихся в неблагополучных условиях.
Учитывать в государственной статистике несовершеннолетних, не занятых учебой и трудом.
Выработать механизм привлечения общественных формирований и негосударственных структур к работе с воспитанниками специальных школ, профтехучилищ и осужденными в ВТК.
Разработать механизм своевременного информирования комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности о возвращающихся из специальных учебных заведений и воспитательно-трудовых колоний несовершеннолетних.
Решение обозначенных проблем во многом будет зависеть от кадрового обеспечения. Задача подготовки кадров социальных работников для работы с несовершеннолетними беспризорными или просто подростками с трудной судьбой является в настоящий период чрезвычайно актуальной для России.
Опыт нашей страны, уже решавшей в 20-е годы, годы Великой Отечественной войны проблему детской безнадзорности убедительно свидетельствует о том, что общество может ее решить, а выброшенный из жизни подросток - заново адаптироваться к ней.
Но решение проблем детской безнадзорности возможно при условии корректировки экономической политики в интересах человека, усилении роли государства в подготовке к жизни подрастающего поколения, проведении активной семейной политики и переходе от идеологии выживания к идеологии созидания.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается "совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка"[19] или "система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний"[20]. Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика:
изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика:
раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
исследование генографии семьи;
коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Состояние такой сложной социальной системы, какой является человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс "взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой", может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В социальной работе "под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов"[21].
Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.
В концептуальном плане среди них можно выделить прежде всего информационный подход[22]. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и другие современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике безнадзорности и девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. Ярким примером может служить широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис "разрешено все, что не запрещено законом", его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием[23].
Как видим, информационный подход к профилактике безнадзорности предполагает серьезное переосмысление. Отсутствие целевой информации о последствиях, которые наступают, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с распространением у нас наркомании. Следовательно, нужно обратиться к опыту других стран. Так, в США антинаркотическая пропаганда, наряду с другими мерами оказала существенное влияние на снижение наркомании среди населения, хотя она и остается все еще высокой. Если в середине семидесятых годов уровень наркотизации там был 40 млн. человек, то в 1995 году он снизился до 13 миллионов[24]. Не менее, важное значение приобретает в нашем обществе необходимость борьбы с алкоголизмом, а также информирования населения о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма, особенно той его категории, которая по своим возрастным данным потенциально является наиболее репродуктивной частью общества. Недооценка данного направления информационно-профилактической работы привела к тому, что ныне постоянно увеличивается количество детей, чьи родители из-за алкоголизма лишены родительских прав или просто не выполняют своих родительских обязанностей, а зачастую, и привлекают к употреблению алкоголя своих детей. Поэтому так обостренно встает необходимость профилактической работы с детьми алкоголиков и их родителями.
В этой связи большую работу могут и должны проводить школы с учениками старших классов, производственно-технические училища и другие учебные заведения, женские консультации, поликлиники, участковые врачи, другие специалисты, различные специализированные объединения и непосредственно специалисты по социальной работе. Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы целевые выпуски телесюжетов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий.
Однако вряд ли можно абсолютизировать значение информированности на образ действий человека и его поведение в той или иной реальной жизненной ситуации, потому что знание или незнание социальных норм конкретной личностью не является единственным условием обязательного следования требуемым правилам или уклонения от них. Социальные нормы всего лишь один из множества фактов, определяющих поведение человека. Поэтому не всегда степень информированности о социальных нормах адекватно преломляется в его поведении, что обусловливается как видом самих норм, так и конкретными обстоятельствами. Например, большинство людей, не будучи знакомы с нормами уголовного права, не допускают уголовно наказуемых правонарушений, ведут достойный образ жизни. И в то же время криминальная практика показывает, что многие осужденные, совершившие преднамеренное преступление, не только хорошо ознакомлены с соответствующими статьями уголовного кодекса, но и в совершенстве владеют тонкостями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Этот кажущийся парадокс обусловливается тем, что между социальными нормами существует определенная внутренняя связь, вследствие чего одни из них дополняют или, как пишет В.Н. Кудрявцев, "перекрывают" друг друга[25]. В частности, моральные и другие нормативные системы "подкрепляют" не только уголовное, но и гражданское, семейное, трудовое и ряд других отраслей права. С моральными нормами человек соприкасается и, как правило, усваивает их значительно раньше, чем ему приходится знакомиться с нормами права, вот почему, в зависимости от личных наследственных качеств, а также и сформировавшихся в процессе воспитания, моральный фактор может оказывать доминирующее влияние на поведение молодого человека, на восприятие им окружающей действительности. Это обстоятельство не только не отрицает важности информационного подхода в профилактике безнадзорности и отклоняющегося поведения несовершеннолетних, но еще более усиливает его значение, если к пониманию его сущности подходить расширительно, распространяя на весь процесс воспитания личности.
В целом, в рамках данного подхода, профилактические мероприятия сосредоточиваются на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а следовательно, и поведение человека.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
успешности учебной деятельности (учения);
эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
психологической защищенности.
Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:
знание учащимися своих прав и обязанностей;
их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к "группе риска" и др.).
В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Наиболее успешное и полноценное проведение той работы предполагает разработку методов выявления подростков, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников различных возрастов, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.
Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем к примеру такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне. Принимаемые в настоящее время Правительством Российской Федерации меры пока еще, к сожалению, не дают ожидаемых результатов, что усиливает социальную напряженность и порождает серьезный рост числа безнадзорных несовершеннолетних.
Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Профилактика безнадзорности является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.
Вывод:
Ст.1 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" дает следующее определение: "Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых[26]:
рост числа асоциальных семей;
безработные родители;
беженцы и вынужденные переселенцы;
нестабильные браки (разводы);
низкий уровень благосостояния семьи;
негативный опыт отношений с родителями;
неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Но, какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Эффективное решение данной проблемы возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.
В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности.
Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.
Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.