Таблица 3.1. Характеристика психологического типа учащихся школы № 14 г.Новый Уренгой (4-А и 4-Б классы)
| Психологический тип | количество учащихся | Удельный вес, % |
| Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении | 10 | 25 |
| Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) | 5 | 12,5 |
| Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) | 15 | 37,5 |
| Эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик) | 2 | 5 |
| Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик) | 1 | 2,5 |
| Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) | 7 | 17,5 |
| ИТОГО | 40 | 100 |

Данные табл. 3.1. графически (рис. 3.1).
Таким образом, испытуемых младшего школьного возраста школы № 14 г. Новый Уренгой (4-А и 4-Б классы), можно охарактеризовать следующим образом:
- эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик), 7 человек (17,5%);
- эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник), 15 человек (37,5%);
- экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении, 10 человек (25%);
- эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик), 1 человек (2,5%);
- эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик), 2 человека (5%);
- эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) 5 человек (12,5%).
Для анализа данных, представленных выше в табл.3.3, составим сводную таблицу с указанием критических уровней интроверсии и экстраверсии.
Таблица 3.3. Результаты критических уровней экстраверсии и интроверсии учащихся младшего школьного возраста школы № 14 г. Новый Уренгой (4-А и 4-Б классы)
| Количественный показатель | Уровень экстраверсии-интроверсии | Количество учащихся согласно уровню экстраверсии-интроверсии |
| 0-6 | высокая интроверсия | 5 |
| 06-12 | средняя интроверсия | 4 |
| 13-18 | средняя экстраверсия | 19 |
| 19-24 | высокая экстраверсия | 12 |
Следовательно, можно сказать, что 12 человек имеют высокие значения, 19 человек – средние значения по шкале экстраверсии. По шкале интроверсии 4 человека имеют – средние значения, и 5 человек – высокие значения, по шкале интроверсия, следовательно, они принадлежат к интровертам.
В процессе исследования свойств темперамента по опроснику Айзенка, были получены результаты по шкалам экстраверсии и нейротизма.

Рис 3.2 Графическое изображение данных таблицы 3.3.
Согласно направленности поставленной цели дипломной работы, считается целесообразным рассчитать удельный вес каждого психологического типа в соответствии с полученными ранее результатами. Оформим таблично полученные данные (табл. 3.4).
Таблица 3.4 Уровни экстраверсии и интроверсии учащихся школы № 14 г. Новый Уренгой (4-А и 4-Б классы)
| № п\п | Уровень экстра\интроверсии | Количество учащихся согласно уровню экстроверсии\интроверсии | Удельный вес, % |
| 1 | Высокая интроверсия | 5 | 12,5 |
| 2 | Средняя интроверсия | 4 | 10 |
| 3 | Средняя экстраверсия | 19 | 47,5 |
| 4 | Высокая экстраверсия | 12 | 30 |
| ИТОГО | 40 | 100 | |

Изобразим данные табл. 3.4., графически (рис. 3.3).
В результате получены следующие данные: 30% испытуемых – экстраверты, общительные, обращены к внешнему миру; 47,5% – амбиверты, общаются, когда нужно; 22,5% – интроверты, замкнуты внутри себя.
Далее проведём анализ такого показателя как нейротизм (табл. 3.5). Напомним, что нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Таблица 3.5 Уровни нейротизма учащихся школы № 14 г. Новый Уренгой (4-А и 4-Б классы)
| № п\п | Уровень нейротизма | Количество учащихся согласно уровню нейротизма | Удельный вес, % |
| 1 | низкий уровень (стабильный) | 8 | 20 |
| 2 | среднее значение нейротизма | 23 | 57,5 |
| 3 | высокий уровень | 7 | 17,5 |
| 4 | очень высокий уровень | 2 | 5 |
| ИТОГО | 40 | 100 | |

Графическое изображение данных таблицы 3.5 (рис.3.4).
Таким образом, из представленных рисунков видно, что в школе № 14 г. Новый Уренгой (среди учащихся младшего школьного возраста), преобладают дети с сангвиническим типом темперамента. В процентном соотношении ситуация выглядит следующим образом: по уровню экстраверсии и интроверсии преобладают значения средней экстраверсии – 47,5%; по уровню нейротизма, так же преобладают средние значения – 57,5%, что дает право утверждать о наибольшем уровне сангвиников в анализируемых классах школы № 14 г. Новый Уренгой. Следующий тип темперамента, преобладающий в указанных значениях, относится к холерическому типу темперамента. Здесь ситуация сложилась следующим образом: по уровню экстраверсии и интроверсии - значения высокой экстраверсии составляет 30%; по уровню нейротизма - значение низкого уровня нейротизма, т.е. стабильный уровень составляет 20%.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 299.