Фактически (без специального определения в нормативных документах) учетная политика для целей налогообложения принималась организацией и до вступления в силу части второй НК РФ. Напомним, что в соответствии с п. 2 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", (утв. приказом Минфина России от 09.12.2003 № 60н), под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, пога-шения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы при-менения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Вместе с тем, в составляемый на практике приказ об учетной политике организа-ции включались и положения, не относящиеся к порядку бухгалтерского учета хозяйствен-ных операций, но определявшие режим их налогообложения. Прежде всего, это касалось выбора организацией так называемого "момента реализации", т.е. даты признания оборота по реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
Если в бухгалтерском учете в соответствии с допущением "временной определен-ности фактов хозяйственной деятельности" (п. 6 ПБУ 1/98), доходы от реализации должны фиксироваться в момент перехода к покупателю права собственности на товары (выполнения работ, оказания услуг), для целей налогообложения до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ возможность выбора "момента реализации" определялась Законом РФ от 06.12.2003 № 2003-1 "О налоге на добавленную стоимость" (для НДС) и Положением о составе затрат, утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.2003 № 552 (для налога на прибыль).
Таким образом, еще до введения в действие части второй НК РФ существовал оп-ределенный комплекс предписаний налогового законодательства, дающих организациям возможность выбора различных вариантов порядка налогообложения хозяйственных операций.
Совокупность этих правил, выбранных организацией, фактически составляла ее налоговую политику, не оказывая при этом влияния на порядок бухгалтерского учета соответствующих хозяйственных операций. Формально же на практике этот выбор организации закреплялся в приказе об учетной политике.
С другой стороны, все меньше решений в области именно методологии бухгалтерского учета, принимавшихся при формировании учетной политики организации, определяли порядок налогообложения соответствующих хозяйственных операций. Так, например:
· выбор одного из предлагавшихся в п. 4.2 ПБУ 6/97 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 03.09.2003 № 65н), варианта начисления амортизации по основным средствам (в настоящее время соответствующие предписания содержит п. 18 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) не влиял на величину затрат, принимаемых для расчета налогооблагаемой прибыли;
· сформированные в соответствии с п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.2003 № 34н), и учетной политикой организации резервы под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов не уменьшали величины налогооблагаемой прибыли организации;
· ни один из выбранных в учетной политике в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.11.2003 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" методов учета хозяйственных операций, отличный от предписанных нормативными документами, сам по себе не имел никаких налоговых последствий и т.д.
3.1. Формирование учета доходов и расходов для исчисления налога на прибыль
Данный стандарт устанавливает основы учета текущих и будущих налоговых последствий:
• Будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств) в бухгалтерском балансе.
• Операций и других событий текущего периода, признаваемых в финансовой отчетности компании.
Существование этого стандарта обусловлено одним из основных принципов составления финансовой отчетности — принципом начисления, который позволяет компаниям признавать в качестве долга будущие выплаты (налоги и другие обязательные платежи), если они базируются на ежегодно проводимых операциях и носят постоянный характер.
В МСФО 12 речь идет в основном о налогообложении транснациональных компаний из разных регионов мира. Поэтому в стандарте подчеркивается, что налоги на прибыль включают все налоги внутри страны и за рубежом, уплачиваемые не только материнской компанией, но и дочерними и совместными предприятиями. Эти расчеты по налогам следует показывать в консолидированной отчетности компании.
В стандарте приводятся основополагающие понятия учетной и налогооблагаемой прибыли.
Учетной прибылью считается чистая прибыль (чистый убыток) за отчетный период до вычета налоговых платежей.
Налогооблагаемой прибылью (убытком) называется прибыль (убыток) за период, исчисляемая в соответствии с правилами, установленными налоговыми органами. Согласно этим правилам предусматривается уплата или компенсация налогов на прибыль ввиду того, что могут иметь место как недоплата, так и переплата (авансовые платежи) налогов.
Приведено и понятие отложенных налогов, уплата (возмещение)которых переносится на будущие периоды с учетом временных разниц по налогообложению. В финансовой отчетности недоплату показывают как обязательства (среди прочих пассивов и резервов), а переплату — как долгосрочные активы.
Отложенное налогообложение определяется по налогам, базой исчисления которых является прибыль. Оно учитывается методом обязательств по отчету о прибыли и убытках или методом обязательств по балансу. При первом методе отложенный налог исчисляется от временных разниц, при втором — от временных.
Временные разницы означают разницы между налоговой и учетной прибылью, возникающие от несовпадения учетного и налогового периодов. Временные разницы означают разницы между налоговой базой актива (обязательства) и их балансовой стоимостью, они возникают при несовпадении налоговой и учетной оценки операций и включают временные разницы.
Временные разницы делятся на облагаемые и вычитаемые в отчетном периоде.
Налог от облагаемой разницы начисляется как отложенное налоговое обязательство. Налог от вычитаемой разницы начисляется как отложенное налоговое требование. Их сальдирование допускается, но с ограничениями (один налоговый орган, право компании на зачет). Отложенное налогообложение приводится отдельной статьей в балансе и не дисконтируется. Его расчет производится по ставке налога (средней ставке при различиях ставок) на отчетную дату или на объявленную дату ее применения.
Отложенное налогообложение является расходом (доходом), которые включаются в прибыль (убыток) отчетного периода, но списывается за счет соответствующего резерва, если операция не связана с финансовым результатом (переоценка основных средств).
В пояснениях раскрываются причины временных разниц, отложенное налогообложение и его состав, налог на прибыль по прекращаемой деятельности, изменение налоговых ставок, числовая сверка налогообложения по балансовой и расчетной налогооблагаемой прибыли.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 268.