Глава II . Дыхание прошлого
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Камни жизни

Хотелось бы в предисловии рассказать вам о тех самых петроглифах.

Существует легенда о том, что когда Бог сотворил землю, он стал летать над ней, разбрасывая из большого мешка разнообразные дары. Когда Господь облетел все края, он обнаружил, что в мешке осталось еще очень много богатств. И тогда Бог вытряхнул эти многочисленные драгоценные остатки над Дальним Востоком. Несколько веков назад этот удивительную землю открыл для России Ерофей Хабаров. И вы тоже можете открыть его для себя уже сейчас. (8)

Старинная нанайская легенда рассказывает: "Это было давным-давно. В начале Света жили три человека. И было три лебедя-ныряльщика. Однажды послали люди трех лебедей-ныряльщиков на дно реки достать для Земли камней и песка. Птицы нырнули. Семь дней были под водой. Вышли, смотрят: Земля ковром цветет, в реке Амур рыба плывет, тогда три человека сделали человека по имени Кадо и женщину Джулчу. Потом деву по имени Мамилджи. Народ размножался и населял всю землю по Амуру. Однажды Кадо сказал: "Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо. Я хочу застрелить два солнца!" И он пошел к восходу. Вырыл яму, спрятался в ней. Увидел, как взошло первое солнце, и застрелил его. Выстрелил во второе солнце, но мимо, третье - убил. Одно среднее осталось. Вода кипела - горой стала. Гора кипела - речкой стала. А пока камни не остыли, Мамилджи нарисовала на них птиц и зверей. Потом камни стали твердыми …." И рисунки на них остались.

И вот, наконец, мы подъезжаем к тем самым мифическим местам, которые так знамениты в Хабаровском крае. Скажу, что Наскальные изображения (петроглифы) – это образцы древнего искусства, ставшие ценнейшим источником, позволяющим представить пути эволюции первобытного творчества. Чем жили наши предки, каков их духовный мир... Ритуалы, обряды и связанные с ними мифы - все это можно прочесть на камнях. Традиционно появление рисунков на камнях связывалось с духовными основоположниками родов, шаманами. У некоторых народов отдельные элементы наскального творчества сохраняются довольно долго, и этнографам удается иногда фиксировать появление новых рисунков. В одних случаях изображения отражали верования или хозяйственные нужды, в других - были обусловлены подражательными действиями, т. е. люди, имея перед собой образцы наскальных изображений, выбивали новые фигуры, либо оставляли свои "автографы", что приводило к порче или утрате древних памятников.

Посмотрите направо. Так вечным памятником о великих делах первого охотника и женщины Мамилджи остались древние рисунки, застывшие на гранитных валунах и скалах. Вот вы видите глыбы черного базальта, и считалось, что много миллионов лет назад они были извергнуты из-под земли. Века сгладили острые грани этих базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие полосы, выбитые рукой неведомого художника. Вы наверное уже заметили, как с одного из базальтовых валунов на нас глядит лицо чудовища. С илистого дна реки, из мутной воды как будто всплывало само подводное страшилище, властитель Амура "Черный Дракон". Его узкие по-монгольски раскосые глаза смотрят на пришельцев с немой угрозой.

Из истории можно рассказать, первые сведения о сикачи-алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Они были исследованы Б.Лауфером, научные описания и исследования петроглифов Нижнего Амура принадлежат Р. К. Мааку, обследовавшему долину р. Уссури в 1859 г. и Н. Альфтану (1894 г.).

В 1919 году во время своего путешествия по Сибири наскальные рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Изучали петроглифы и известные исследователи Л.Я.Штернберг, В.К.Арсеньев. Но мировую известность они приобрели в 1935 году после исследований А.П. Окладникова.

Давайте выйдем из автобуса и увидим все своими глазами. Сейчас мы находимся на больших базальтовых валунах вдоль правого берега р. Амур, у сел Сикачи-Алян и Малышево (Хабаровский район) в 70 км от г. Хабаровска. Это петроглифы, которые представляют собой изображения личин (масок), зверей, птиц, змей, лодок, лунок (ямок и концентрических кругов); антропоморфные изображения. Всего найдено около 300 рисунков.

У с. Калиновки есть камень расположенный на правом берегу Амура на низком песчаном пляже, у нижней окраины. Это изображения личин (масок) и стилизованный рисунок с лодками и сидящими в них людьми. Всего их около пятнадцати. Петроглифы выполнены в технике низкого рельефа. Посмотрите на эти фотографии - эти изображения относятся к эпохе раннего железного века и датируются концом I тыс. до н.э. - началом I тыс. н.э.(рис 1)

Кроме того есть еще наскальные рисунки у стойбища Май, которые расположены на отвесных скалах правого берега р. Амур, в 10 км от с.Булава, у бывшего стойбища Май (ныне урочище Май, Ульчский район). Они включают изображения коней, всадников, птиц, животных, лодок, различные антропоморфные изображения. Всего найдено 44 рисунка, выполненных в стиле техники резьбы. Изображения относятся к эпохе раннего средневековья и датируются первой половиной I тыс. н.э.

Петроглифы у с. Шереметьево расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Уссури, в 1,5 - 4 км ниже по течению от с.Шереметьево (Вяземский район). Это изображения личин (масок), зверей, птиц, лодок, антропоморфные изображения.(рис. 1) Всего обнаружено 33 рисунка в 3-х пунктах. Рисунки выполнены методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.

Петроглифы на р. Кия (Чертово плесо) расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Кия (приток р. Уссури), в 8 км от п. Переяславка (район им. Лазо). Представляют собой изображения личин (масок), зверей, змей, птиц, лодок, антропоморфные изображения. Всего найдено13 рисунков, выполненных методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н. э. - I тыс. до н.э.

Мы, разглядывающие наскальные рисунки с благоговением или с праздным любопытством, думаем о тех, кто писал эти знаки времени. Они немногим отличались от нас, так же любили и враждовали, трудились, боролись за жизнь, творили, делали открытия и, видимо, хотели нам что-то сказать…(10)

К сожалению, природа обходится с неолитическими шедеврами еще более сурово: резкие перепады температур, затопления в период большой воды в реках, мох и водоросли в трещинах скал. Исследователи подсчитали, что за последние 30 - 40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков. К примеру, здесь практически исчезла третья группа петроглифов у села Шереметьево на реке Уссури, где рисунки высечены на отвесных скалах, полностью утрачена первая группа петроглифов. Исследователи рассказывали, как однажды на их глазах обвалился целый пласт скалы с каменной живописью.( Рис 2)

Социально-культурный центр

 

Сейчас мы поедем на вторую часть нашей экскурсии в Социально-культурный центр села Сикача-Алянь. Попрошу пройти в автобус!

Социально-культурный центр (рис 3) включает в себя новую школу, детский сад, музей, библиотеку, клуб, спортивный зал и школьные мастерские. Наверняка вам, так же как и мне покажется, что этот центр является уникальным и пока единственным в крае. (3)

Сейчас мы выйдим из автобуса и попрошу не разбегаться по центру!

Вот вы видите школу центра. Эта школа уникальна, она служит своеобразным культурным центром. Дети тут не только учатся, но и занимаются в просторных мастерских, смотрят кино и т. д. И не смотря на то что народ живущий здесь проктически исчез, в школе изучаются нанайский, ульчский, эвенкийский, негидальский, нивхский и удэгейский языки.

Петроглифы на базальтовых валунах у села Сикачи-Алян намечено перенести на специальную площадку социально-культурного комплекса , где их не затопят воды Амура даже в период наводнений. Здесь же вы видите площадоки для стоянки автомобилей, летнее кафе для туристов с элементами национальной нанайской культуры.

Сикачи-Алян - национальная Нанайская деревня.(рис 4) Культура и язык нанайцев очень похож на Маньчжурские аналоги, а познакомиться с этим поближе вы сможете посетив небольшой музей. Поспешим в него!

Школьный музей

 

 Школьный музей является частью недавно открывшегося социально-культурного центра, эта школа не простая, а национальная, нанайская. Изучают и язык, и обычаи. Даже соревнования проводят по национальным видам спорта. Было время, когда и русские ребята из соседнего села Малышево приходили учиться. Язык знали лучше коренных нанайцев. (4)

Сейчас мы находимся в музее, где собраны редкие экспонаты, которым может позавидовать даже крупный музей. Кроме того, в школе работают историки и этнографы, носители нанайского языка.

Как вы наверно успели заметить, в большей степени, здесь, представлены обрядовые и культовые экспонаты, повседневная одежда и утварь со времен неолита до наших дней. (рис 5) Большинство предметов принесли в музей местные жители из своих запасов. Посмотрите на этот экспонат - это гордость музейной коллекции – пояс шамана. Считалось, что он помогает его обладателю тесно связываться с духами и проводить целительные обряды. Музейные работники сохраняют для потомков знаменитые камни с петроглифами, эти небольшая часть, которая была даставленна в музей с берегов реки.

Пройдемте дальше. Здесь вы можете видеть Деревянные идолы, которые застыли в дубовой роще, где шаманы совершали ритуальные танцы, прося у духов благополучия.(рис.6) Рядом нанайская усадьба, состоящая из фанзы китайского образца и амбара для хранения сушеной рыбы. А для прогулок по Амуру, местные мастера изготовили лодку, с носовым украшением в виде птицы, выполненная в древних традициях. (11)

Местные жители верят, что по преданию, жил в Сикачи-Аляне могущественный шаман. И были у него огромные железные рога для камлания - совершения обрядов, как вы видите, они похожи на своеобразную металлическую корону. А еще - таинственная птица Кори, небольшая, сантиметров тридцать, поделка из дерева, с обтянутым старым шелком брюшком, на которой шаман переправлял души покойных в царство мертвых - буни. Теперь эти самые “волшебные вещи” стали достоянием этого музея.

Многие говорят, что по ночам со стороны школьного музея все время что-то ухает, вздыхает, вскрикивает.

 

Писаницы села Сикаче-Алянь

 

Рисунки можно разделить на четыре основных сюжета: антропоморфные, зооморфные, лодки и фигуры-символы. К антропоморфным относятся изображения стилизованных лиц - личин. "Рисовались" они не только на плоских, но и на выпуклых поверхностях камней, на их углах, что создавало эффект объемного изображения. Иногда у личин есть разнообразные головные уборы или детали их: высокие шапки, перья, рожки. Зооморфные рисунки - фигуры животных. Всюду есть рисунки оленей и характерной чертой некоторых являются поперечные полосы, как у зебры или на шкуре тигра. Но о том, что это именно олени, свидетельствует и конституция тела, и короткие хвостики, и рога. А поперечные полосы изображают ребра. Во всех группах имеются изображения лодок, одиночных и целыми флотилиями. (2)

Выбитые на прочном и твердом базальте, рисунки удивляют смелостью и точностью линий, необычностью сюжетов. А масштабность и художественная ценность загадочных рисунков Сикачи-Аляна потрясает. Особенно выразительны антропоморфные маски-личины. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, раскрытая пасть с двумя рядами больших острых зубов и непропорционально узкий округлый подбородок - все это создает устрашающую картину, поражающую своей демонической притягательностью. Некоторые маски окружены сверху ореолом расходящихся лучей.

На одном камне расположены две маски-личины, одна под другой. С какой силой древний мастер смог передать их способность завораживать! Невозможно взгляд от них отвести, и даже кажется, что они отделяются от камня и движутся на тебя. Ты невольно отступаешь назад, и ощущение проходит, но глубоко посаженные глаза продолжают пристально на тебя смотреть.

Маски на одежде, обуви нанайцев и ульчей нижнего Амура напоминают эти изображения. Рядом с устрашающими личинами на скалах выбиты фигуры лосей, оленей и других животных и птиц. С необыкновенной, прямо воздушной легкостью подчеркнуты первобытным мастером гордый развал рогов и стремительность бега.

На самой скале выбита фигура змеи в виде широкого зигзага, заполненного внутри тончайшей, редкой сеткой. Нанайцы объясняют, что этот рисунок, изображающий гигантскую змею и дракона - мудур. Мудур в нанайских преданиях - могущественное существо, то благодетельное, то страшное, непременный персонаж шаманских мистерий. Неудивительно, что этот божественный змей Сикачи-Аляна соседствует с масками-личинами грозных шаманских духов. Мифический змей высечен в таком месте, куда можно добраться только по воде, на легкой нанайской лодке. Среди изображений зверей особенно поражает своей экспрессией и тонкостью исполнения образ космического лося. На большом камне, который наполовину затоплен, а во время высокой воды совсем скрывается под водой, выбит лось. Вытянутое туловище, ноги, длинная шея и маленькая голова с роскошными рогами - все это устремлено вперед, готово к стремительному прыжку. На туловище выбито несколько концентрических кругов, знаков, связанных с солнцем. Это не просто лось, а лось небесный, тот, который живет в легендах и преданиях многих народов, занимавшихся охотой. С ним связывали свое благополучие, обилие стад и хорошую охоту.

Конечно, сейчас трудно установить, какое имело значение каждое из этих изображений, несомненно, одно - все фигуры выполнены совершенно. Но когда?

Многие изображения птиц и животных, масок-личин Нижнего Амура встречаются в изобразительном искусстве других народов, живших и живущих там, что отмечалось многими археологами. Значит, истоки этого искусства не в Китае, а здесь же, только в далекой древности. Рядом с петроглифами археологи находят каменные долота, с помощью которых выбивали эти рисунки, фрагменты сосудов неолитической эпохи и другие предметы, которыми пользовались люди, жившие 5-6 тысяч лет назад. Найдено большое неолитическое поселение в селе Кондон, на берегу речки Девятки.

Первые научные описания "живописных" камней сделали Р.К.Маак в 1859 году и Н.Альфтан в 1894 году. В XIX веке сикачи-алянские петроглифы увидел исследователь Бертольд Лауфер. Потрясенный американец хотел даже спилить наскальную живопись и увезти к себе за океан, но, к счастью, ему это не удалось. Однако Лауфер, как и другой востоковед Г.Фоук, оставил описание наскальных рисунков. В начале XX века изучением археологического памятника занимались видные зарубежные и российские ученые Тории Рюдзо, Л.Я.Штернберг, Ф.Ф.Буссе, П.А.Кропоткин, В.К.Арсеньев. Однако системное исследование и описание петроглифов уже в советское время сделала группа археологов, которую возглавлял академик Алексей Павлович Окладников. В результате в свет вышла книга "Олень золотые рога" с отдельной главой "В стране трех солнц", посвященной петроглифам Сикачи-Аляна, затем - фотоальбом "Древнее искусство Приамурья", где наряду с уникальными археологическими находками представлены и сикачи-алянские наскальные рисунки.

А.П.Окладников вместе со своими коллегами отыскал и дал научное описание более 150 рисунков на мощных базальтах. Еще в те годы он мечтал о создании в Сикачи-Аляне заповедника. Всеволод Петрович Сысоев, известный хабаровский краевед, писатель и друг Окладникова, вспоминает слова академика о том, что на старости лет тот готов был стать сторожем при "каменной галерее", если это потребуется для ее сохранения.

"Каменная галерея" у Сикачи-Аляна - самая доступная среди древних памятников монументального искусства Приамурья. Всего 70 километров отделяет ее от стремительной цивилизации. Не одно поколение дальневосточных художников черпало вдохновение в сюжетах раннего неолита и раннего железного века, археологи пытались проникнуть в историю племен, населявших берега Амура, этнографы разгадывали зашифрованные в камне легенды. И только ленивый горожанин не добирался до этого памятника. Правда, не все понимали его значимость. Для многих камни с личинами служили удобным столом на пикниках, процветал и обыкновенный вандализм "здесь был Вася". Бесхозный шедевр мирового уровня с одиноко торчащим опознавательным знаком: "Охраняется государством".

Нужно отдать должное современным представителям коренных малочисленных народов Севера. Даже не самый праведный абориген никогда не сделает ничего дурного "личинам". Нынешние жители Сикачи-Аляна всерьез опасаются "кары небесной" из-за неуважительного отношения к магическим камням, а если и приходят туда просить удачи у богов, обязательно просят прощения за вторжение и несут "подарки" - сигареты или спиртное. (2)



Заключение

 

В заключение хотелось бы подвести итоги о проведении экскурсии.

Для этого необходимо: разработать маршрут; произвести объезд (обход) маршрута; подготовить контрольный текст экскурсии; сделать комплектование портфеля экскурсовода, где нужно показать фотографии, копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, географические карты, схемы, чертежи, рисунки и другое; определение методических приемов; проведение экскурсии, где успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа; определить технику ведения экскурсии и тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта; составить методические разработки- как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно; составить индивидуальный текст , потому что Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа; Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов; утверждение экскурсии - заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов, а также общего вида местности, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Таким образом задачей экскурсовода становится - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.



Список используемой литературы

 

1. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1983. - с. 676.

2. ГЛЕБОВА Елена интелегенция: туризм на Дальнем Востоке // Уникальные места – 2004 - №12 (7420) – с. 16

3. Дмитренко С. YTPO: ежедневная газета// культура нашего края - 2000 - 162 (233) – с.12

4. СОЛИДАРНОСТЬ: Центральная профсоюзная газета// полезно знать – 2004 - №01 – с. 4

5. Емельяновым Б. В. Основы экскурсоведения / Б. В Емельяновым - М.: 1985 – с. 358

6. . Ивенкова Н.А. Древняя история Дальнего востока / Н.А Ивенкова - М.: 1983 – с. 201

7. Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. 1969. - с. 316.

8. Хабаровский край // режим доступа - http://www.rostur.ru

9. Земля удэге станет резерватом // режим доступа - - http://www.udege.ru

10. Статус-Кво :: научно-публицистический альманах // режим доступа - http://statusquo.ru

11. Агенство культурной информации // режим доступа - http://www.aki-ros.ru



Приложение 1. Хабаровский краеведческий музей

 

Музей был открыт по инициативе Приамурского отдела Русского Географического общества в 1894 году. Теперь он называется так: Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова. Уже к началу XX века Гродековский музей стал ведущим среди музейных собратьев в Приамурском крае, и его коллекции представлялись на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго и Париже. Более 10 лет музеем руководил знаменитый ученый и писатель В.К. Арсеньев и именно при нем он превратился в краеведческий центр на Дальнем Востоке.

Начиная с 1996 года музей проводит научно-практические конференции «Гродековские чтения», принимает участие в семинарах и конференциях как в России, так и за рубежом, имеет свой издательский центр. В 2000 году музей получил государственную аккредитацию как научное учреждение культуры в Министерстве науки и технологий РФ. Здесь ведутся научные исследования по различным направлениям в области этнографии, археологии, энтомологии, палеонтологии и др. На сегодняшний день коллекция Государственного музея Дальнего Востока насчитывает более 300 тысяч единиц хранения, а тематические экспозиции размещены в 12 залах. Этих территорий явно недостаточно, и потому в ближайших планах завершить строительство еще одного музейного корпуса площадью 3 тысячи квадратных метров.

В нынешнем году музейщики подготовили небольшую, но уникальную по своей значимости экспозицию: 20 деревянных скульптур, привезенных Гродековым в конце 19 века из Китая и подаренных музею. Н.И. Гродеков – значительная личность в истории развития Приамурья.

в краеведческом музее им. Н.И. Гродекова проходит выставка семейных реликвий, идея которой принадлежала журналистам ДВТРК.

Восемнадцать хабаровских семей откликнулись на призыв журналистов принести в музей книги, старинные вещи. Письма и фотографии из семейных архивов. Работники музея по достоинству оценили экспонаты, среди которых много уникальных вещей, переходящих из поколения в поколение. Есть много вещей, датированных 18 веком.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 78.