Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям:
1. Цели программы;
2. Мероприятия программы;
3. Соответствие мероприятий целям;
4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);
5. Соответствие нормативно-правовой базе;
6. Инструменты реализации программы;
7. Логика программы;
С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы фактически преследуют одну цель: ''создание в области современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''.
Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило, четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия, направленные на развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр., программа г. Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей данной программы.
Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.
Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).
Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти №485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на 1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177, международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г. Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга.
Основными инструментами реализации программ являются средства федерального и местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г. Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из федерального и местного бюджетов, но и с использованием привлеченных средств.
Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет собой:
1. Наименование программы;
2. Основания для разработки;
3. Заказчик;
4. Разработчики;
5. Цель и задачи;
6. Основные мероприятия;
7. Исполнители;
8. Объемы финансирования;
9. Ожидаемые результаты.
Примерный развернутый план выглядит следующим образом:
Введение
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы.
1. Анализ ситуации в области туризма (конкретной области).
2. Основные цели и задачи программы.
3. Система программных мероприятий.
II. Обоснования мероприятий программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения.
4. Ресурсное обеспечение программы.
5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.
6. Механизм реализации программы.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Мы полагаем, что второй тип плана наиболее выигрышен для программы развития туризма, т.к. содержит в себе анализ уже существующей ситуации в туризме, и оценку состояния туризма как отрасли и предполагает подробный перечень мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить логику построения программ г. Москвы и г. Пскова (2002-2006гг.)
Выводы по 2 главе
Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие области (на территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42]. Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении (много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку туристов способствует и выгодное географическое положение области (единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.
Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.
Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:
· внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма.
· внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.
Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.
Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области оценивается как "благоприятный" для организации туризма и как "среднеблагоприятный" для отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками.
Территория Псковской области обладает богатыми рекреационными ресурсами. Для нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием смешанных лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и большое количество малых и средних рек. Такие условия благоприятствуют развитию спортивного рыболовства и водного туризма, охоты. Область располагает бальнеологическими ресурсами - лечебными грязями и минеральными водами.
Псковская земля исключительно богата памятниками ее славной истории и обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством подлинного мастерства русских зодчих ХIV-ХIХ веков.
Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. В 2001 году в течение данного времени принято около 75% от общего потока туристов, прибывающих в Псковскую область. Основными месяцами приема явились май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных событийных мероприятий (Дни славянской письменности и культуры, празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина). Основными потребителями услуг являлись жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции.
Основным направлением выезда жителей Псковской области с туристскими целями являются Санкт-Петербург, Новгородская область (как правило, школьники на однодневные туры) и Краснодарский край, что составляет 78% от общего потока. Существенно снизился выездной поток в страны дальнего зарубежья. Наибольшей популярностью для отдыха у жителей Псковской области пользовались следующие страны: Турция, Египет, Испания, Чехия. Основная часть жителей Псковской области воспользовалась турпутевками продолжительностью до 3 суток (94%).
По сравнению с 2000 г. въезд иностранных граждан из Прибалтийских стран увеличился на 19,1%, а въезд иностранных туристов - на 19,6%. По Российской Федерации увеличение общего потока составило 13,5%, с целью туризма – 15,5%.
Отмечено снижение въездного потока иностранных граждан (особенно с деловыми визитами) из стран, с которыми Россия не имеет общих границ. Данная тенденция является общей по Российской Федерации. Снижение поездок с деловыми целями из стран дальнего зарубежья составило 7,1%. В то же время увеличился въезд граждан Норвегии (на 27%), Финляндии (на 17%), Швеции (на 10%). Из Прибалтики увеличился въездной поток граждан Украины (на 64%), Польши (на 59,2%).
Предприятиями туристской индустрии (турфирмами, гостиницами, санаториями, базами отдыха и учреждениями культуры) в 2001 г. было реализовано услуг на общую сумму 105884,6 тыс. рублей.
В настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских фирмы, из них 17 расположены в Пскове, 4 – в Великих Луках, одна в Печорах, и одна в Гдове. Все фирмы имеют право на ведение международной туристской деятельности. Большинство туристских фирм являются обществами с ограниченной ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Также есть закрытые акционерные общества, муниципальные и профсоюзные туристские фирмы.
Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта, который включает в себя различные программы посещения Псковской области.
В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов. Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На 29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников гостиниц, расположенных на территории Псковской области.
Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц только одна - «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является основой для приема иностранных туристов. Кроме нее действуют «Октябрьская», «Кром», «Турист». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром».
Экологически чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом для развития санаторно-курортной базы. Сегодня на Псковщине насчитывается 9 домов отдыха, несколько пансионатов, профилакториев, санаториев и 12 туристских баз и баз отдыха.
В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация.
В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного отдыха.
Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в Псковской области достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта. Также в области существует внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.
Необходимость развивать туризм в области вызвана, в первую очередь низкой производительной мощью региона (если в 90-е годы промышленное производство снизилось, в общем, по стране на 50%, то в нашей области на 70%) и в ближайшее время экономического подъема производства не намечается. Есть на это и ряд других причин:
1. создание новых рабочих мест;
2. поддержка индустрий и профессий;
3. поступления в виде налогов в федеральные, региональные и местные бюджеты;
4. экспорт местной продукции (например: сувениры различных ремесел).
Привлекательность Псковской области как объекта туризма определяется следующими факторами.
1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России
2. Транспортная обеспеченность определяет Псков как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Псковской области.
3. Место проведения конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей - это база развития делового и конгрессного туризма.
4. Культурный центр
5. Центр Русской Православной церкви (в городе более 80 храмов и церквей) - предпосылка для развития религиозного туризма
6. В Пскове проводятся международные соревнования по различным видам спорта.
7. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой России.
8. Поездки туристов могут совмещаться с речными круизами.
К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов:
1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.
2. Обеднение ассортимента туруслуг.
3. Значительная продолжительность "мертвого сезона" говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.
4. Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Пскова как туристского места.
5. Поток негативной информации в зарубежных средствах массовой информации о России, как стране, неблагоприятной для туризма.
6. Из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных объемах.
7. Недостаточно развита инфраструктура ГТК города, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме.
8. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц среднего класса, категории 3 звезды.
9. Необходимость создания гостиничной инфраструктуры обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований.
10. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом.
11. Не может способствовать развитию туризма состояние городской инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей. Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов, и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском транспорте (например, такси).
12. Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов криминальная ситуация в России, а также вопросы обеспечения их безопасности.
13. Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки и ряд других, менее существенных факторов.
Причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов:
1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления.
2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов.
3. Политическая и экономическая нестабильность в стране.
4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет паломничества в музеи, выставочные залы.
5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты, т.к. это влечет за собой пребывание в автобусе в течение 2х и более суток, а это в свою очередь может выдержать не каждый.
6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции, определяющей политику города в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.
На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы:
1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;
2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки;
3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;
4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;
5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;
6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.
Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Псковской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма.
Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни России, Псков получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского продукта Пскова. Спектр туристского предложения города достаточно широк и может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры.
Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие псковским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации кратковременных выездов на природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Пскова, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым автомобильным и железнодорожным сообщением.
Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2002-2002гг, 2002-2006гг.) по следующим критериям:
1. Цели программы;
2. Мероприятия программы;
3. Соответствие мероприятий целям;
4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);
5. Соответствие нормативно-правовой базе;
6. Инструменты реализации программы;
7. Логика программы;
Как выяснилось, названные программы имеют как недостатки, так и достоинства. Все программы следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Однако, в некоторых программах мероприятия расписаны четко и дают представление о конкретном назначении программы, в то время, как в других предлагаемые мероприятия описаны достаточно пространно и нечетко. Также нужно отметить, что во все программы имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и задачам.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.