Теория построения Автоматизированных Рабочих Мест
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Темой данной дипломной работы является Автоматизированное Рабочее Место (АРМ) отдела кадров предприятия. Результатом работы является программа «АРМ Отдел кадров», применяемая до настоящего времени на Московском Заводе Радиоаппаратуры (МЗР) «ОРБИТА».

Работа отдела кадров достаточно крупного предприятия (в данном случае более 500 человек) связана с накоплением большого количества информации о личных данных сотрудников. Традиционно информация храниться на бумажных носителях. При этом трудно осуществить быстрый отбор нужных данных при приеме на работу, уходе в отпуск, увольнении, переходе на другую должность или других перемещениях сотрудника.

Немаловажен вопрос надежности хранения и конфиденциальности личных данных о работающих на предприятии. При указанной численности штата предприятия отдел кадров состоит из начальника отдела кадров и нескольких сотрудников отдела кадров. Фактически, только начальник отдела кадров должен иметь полный доступ к архиву хранящейся информации.

Таким образом, автоматизация процесса работы отдела кадров является нужным и перспективным процессом. До написания данного диплома на МЗР ОРБИТА использовалась написанная ранее на Cliper-e база данных АРМ-ОК-94. Однако к моменту преддипломной практики накопились замечания по недостаткам программы. Вот список основных недостатков, которые отмечались как критические и требовали устранения в первую очередь:

1. Программа не разграничивала права доступа. Фактически любой, имеющий доступ к компьютеру с установленной программой мог просмотреть данные о личных сотрудников. Единственным препятствием являлось расположение компьютеров в комнате отдела кадров.

2. Программа использовала большое количество файлов для хранения данных, которые хранились на сервере. При этом при одновременной работе нескольких пользователей скорость падала ниже разумно допустимой. Передача других данных по локальной сети также существенно снижалась.

3. Интерфейс программы абсолютно не рассчитан на длительную работу оператора с ПЭВМ. Слишком контрастные цветовые настройки диалогов ввода информации, а также выдача звукового сигнала после удачного ввода информации сильно утомляло и вызывало раздражение пользователей.

4. Вид распечатываемых отчетов не соответствовал виду стандартных документов.

5. Общая методологическая организация связей между разными формами ввода и подразумеваемым результатом плохо продумана. Т.е. интерфейс нельзя назвать «интуитивно-понятным».

Устранить вышеописанные недостатки и было целью дипломной работы. Более кратко требования к новой реализации АРМ можно обозначить так:

1. Разграничение прав доступа к информации.

2. Минимальная нагрузка на локальную вычислительную сеть.

3. При выводе на печать отчеты должны быть максимально похожими на стандартные бланки.

4. Удобный интерфейс, интуитивно-понятные связи между диалогами ввода информации.

 

С учетом имеющихся знаний относительно построения баз данных с помощью SQL технологии и архитектуры «клиент-сервер» было принято решение написать новую программу с учетом приведенных требований. Данные средства реализации являются перспективными и позволили решить поставленную задачу в соответствии с требованиям к программе.

Созданная программа «АРМ Отдел кадров» является перспективной разработкой, так как на основе уже хранящейся информации о сотрудниках работают отдел бухгалтерии и учета материальных ресурсов завода МЗР ОРБИТА. Таким образом, не исключено создание другими разработчиками новых версий данной программы для автоматизации отделов бухгалтерии и материальной части.

Исследовательский раздел

Введение

 

После анализа поставленной задачи стало необходимо изучить предметную область, в которой решалась задача создания АРМ Отдела Кадров. Для это первым этапом стало изучение и понимание основных принципов построения автоматизированных рабочих мест как таков. Как выяснилось в ходе изучения этой области, проработке интерфейса стоит уделить немалое внимание. Плохо продуманный интерфейс может свети не нет желание работать с программой независимо от примененных аппаратно-программных средств для ее реализации.

С учетом применения программы на уже существующей локальной вычислительной сети следующим шагом стало изучения принципов их построения. Понимание принципов организации сетей в настоящее время можно отнести к элементам компьютерной грамотности. Необходимость данных знаний усиливается при применении технологии клиент-сервер и языка SQL.

Далее возникла задача правильно выбрать конкретное средство реализации поставленной цели. С учетом имеющихся знаний относительно системы разработки программ с среде Delphi, было решено создать программу именно на ее основе. Однако ряд вопросов требовал более глубокого изучения, что и было проделано при исследовании задачи.

Языковые средства АРМ

 

Языковые средства АРМ необходимы прежде всего для однозначного смыслового соответствия действий пользователя и реакции ПЭВМ. Без них невозможен процесс обучения, организация диалога, обнаружение и исправление ошибок. Сложность разработки таких языков заключается в том, что они должны быть преимущественно непроцедурными. Если процедурный язык указывает, как выполняется задаваемое действие, то непроцедурный - что необходимо выполнить без детализации, какие действия для этого требуются. Так как конечные пользователи не знают и не должны знать в деталях процесс реализации информационной потребности, чем выше интеллектуальность АРМ, тем больше непроцедурных возможностей должно быть предусмотрено в его языках.

Языки АРМ должны быть и пользовательски-ориентированными, в том числе и профессионально-ориентированными. Это связано с различиями в классификации пользователей, которые разделяются не только по профессиональной принадлежности, но и по иерархии служебного положения, мере обученности, виду потребляемых данных и др. Следует учесть, что использование естественного языка, несмотря на кажущуюся простоту такого подхода, не может дать сколько-нибудь ощутимых преимуществ из-за необходимости введения через клавиатуру громоздких конструкций ради получения иногда несложных результатов.

Как и во всяком языке, основу языков АРМ должны составлять заранее определяемые термины, а также описания способов с помощью которых могут устанавливаться новые термины, заменяя или дополняя существующие. Это приводит к необходимости при проектировании АРМ определенным образом классифицировать терминологическую основу АРМ , т.е. определить все основные синтаксические конструкции языка и семантические отношения между терминами и их совокупностями. В связи с этим может возникнуть необходимость в простейшей классификации АРМ, например, по возможностям представления данных в некоторых пользовательских режимах обработки: числовые, текстовые, смешанные. В более сложных случаях классификация АРМ может определяться уже организацией баз данных. Возможности языка во многом определяют и список правил, по которым пользователь может строить формальные конструкции, соответствующие реализации информационной потребности. Hапример, в некоторых АРМ все данные и конструкции фиксируются в табличной форме (табличные АРМ) или в виде операторов специального вида (функциональные АРМ).

Языки пользователя разделяют АРМ также по видам диалога. Средства поддержки диалога в конечном счете определяют языковые конструкции, знание которых необходимо пользователю.

Конструкцией одного и того же АРМ может быть предусмотрено не один, а несколько возможных типов диалога в зависимости от роста активности пользователя в процессе обучения или работы, а также необходимости развития АРМ средствами пользователя. Из существующих диалогов при разработке АРМ наиболее употребимы: диалог, инициируемый пЭВМ, диалог заполнения форм, гибридный диалог, диалог необученного пользователя и диалог с помощью фиксированных кадров информации. При диалоге, инициируемом пЭВМ, пользователь АРМ освобождается практически полностью от изучения  мнемоники и конструкций языка. Одной из модификаций этого метода является метод меню, при котором выбирается один или несколько из предложенных пЭВМ вариантов.

При диалоге заполнения форм, который также инициируется пЭВМ, пользователь заполняет специально подобранные формы на дисплее с их последующим анализом и обработкой.

Гибридный диалог может быть инициированы и пользователем, и ПЭВМ.

При диалоге необученного пользователя должна быть обеспечена полная ясность ответов пЭВМ, которые не могут оставлять у пользователя сомнений относительно того, что ему нужно делать.

В случае диалога с помощью фиксированных кадров информации пЭВМ выбирает ответ из списка имеющихся. В этом случае пользователь вводит только очень короткие ответы, а основная информация выдается автоматически.

Тип диалога также может определять классификацию АРМ, например АРМ с диалоговыми средствами необученного пользователя. Классификация АРМ по такому признаку связана с классификаццией по профессиональной ориентации пользователя. Hапример, АРМ с диалогом по методу меню вряд ли целесообразно для пользователя-экономиста, относящегося в то же время к персоналу руководителя, вследствие большого числа повторяющихся операций.

Если рассматривать автоматизированниые рабочие места с точки зрения программных средств, их реализующих, то классификация АРМ может быть весьма обширна. Они могут быть классифицированы по языку программирования, возможности предоставления пользователю процедурных средств программирования, возможности достраивания программной системы в процессе эксплуатации, наличию систем управления базами данных, транслятора или интерпретатора с языков пользователей, средств обнаружения и исправления ошибок и т.д. Пакеты прикладных программ (ППП), применяемые в АРМ, могут быть параметризованы для обеспечения привязки системы к конкретному приложению. Могут использоваться генераторы самих ППП.

В состав АРМ обязательно входят различные программные компоненты, обеспечивающие основные расчетные функции и организацию диалога, а также система управления базой данных, трансляторы, справочные системы, собственно база данных, содержащая, например, основные данные, сценарии диалога, инструкции, управляющие параметры, перечни ошибок и др. Основные компоненты АРМ определяют его состав и обеспечивать возможность классификации АРМ по различным признакам.

В зависимости от применения в рамках АРМ средств, обеспечивающих развитие АРМ конечным пользователем, будем разделять АРМ на два больших класса : обслуживащюие и интеллектуальные. И те и другие могут предназначаться для различных пользователей. Hо в то же время существуют такие пользователи, о которых можно сказать заранее, что он не может быть пользователем того или другого АРМ. Hапример, обслуживающий персонал (делопроизводители, секретари) в силу специфики выполняемых ими функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ (в своей непосредственной деятельности).

Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления могут быть :

· информационно-справочными.

· вычислительными.

· текстообрабатывающими.

 

Интеллектуальные АРМ можно прежде всего разделить на ориентированные на данные и ориентированные на занания (даталогические и фактологические).Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо процесс управления. Вычислительные АРМ разнообразны по своему содержанию и могут применяться многочисленными категориями пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться организационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с другом, поиск и обработка данных в которых заранее определена или определяется в процессе функционирования АРМ. Текстообразующие АРМ предназначены для обработки и генерации текстовой информации различной структуры и предположении, что текст семантически не анализируется.

Интеллектуальные АРМ даталогического типа основаны на широком использовании баз данных и языков пользователей. При этом пользователь способен самостоятельно модифицировать базы данных и языки, варьировать диалоговыми возможностями. В этих АРМ отсутствует база знаний, т.е. невозможно накопление правил, обеспечивающих объяснение того или иного свойства управляемого объекта. База знаний как составной компонент входит в АРМ фактологического типа. Фактологические АРМ полезны там, где работа в условиях АРМ определяется преимущественно накапливаемым опытом и логическим выводом на его основе.

Выделим несколько основных функций, которые должны быть реализованы в рамках автоматизации организационного управления:

интерпретация (анализ и описание данных и фактов из предметной области для установления их взаимосвязей и систем);

диагностика (поиск, определение и описание состояния управляемого объекта);

мониторинг (непрерывное отслеживание функционирования АРМ и фиксирование получаемых результатов);

планирование (обеспечение заданной последовательности действий);

проектирование (обеспечение пользовательских интерфейсов и развития).

 

Классификация АРМ-ов.

       АРМ могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. Применительно к групповым и коллективным АРМ в целях эффективного функционирования системы ЭВМ - специалистам (коллективу) необходимо ужесточить требования к организации работы АРМ и чётко определить функции администрирования в такой системе. Система АРМ, являющаяся «человеком – машиной», должна быть открытой, гибкой, приспособленной к постоянному развитию и совершенствованию. В такой системе должны быть обеспечены:

· максимальная приближённость специалистов к машинным средствам обработки информации;

· работа в диалоговом режиме;

· оснащение АРМ в соответствии с требованиями эргономики;

· высокая производительность компьютера;

· максимальная автоматизация рутинных процессов;

моральная удовлетворенность специалистов условиями труда,стимулирующая их творческую активность, в частности, в дальнейшем развитии системы;

· возможность самообучения специалистов.

 

Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные.

К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов.

Вычислительные задачи являются как формализуемыми , так и не полностью формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять различные математические модели.

В последнее время большое внимание выделяется разработке средств решения не полностью формализуемых задач, называемых сематическими. Такие задачи возникают очень часто в ходе оперативного управления экономическими объектами, особенно при принятии решений в условиях неполной информации. Структура АРМ - это совокупность его подсистем и элементов. К обеспечивающим системам в первую очередь следует отнести: техническое, информационное, программное и организационное. Кроме того, существует целый ряд подсистем.

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, основой которого служит профессиональный персональный компьютер, предусматривающий работу специалиста без посредников (программистов, операторов и др.). У групповых АРМ таким компьютером могут пользоваться 4 - 6 человек. В комплект профессионального персонального компьютера входят процессор, дисплей, клавиатура, магнитные накопители информации, печатающие устройства и графопостроители.

К комплексу технических средств следует отнести и средства коммуникаций для связи различных АРМ в сетях, а также средства телефонной связи.

Информационное обеспечение - это массивы информации, хранящиеся в локальных базах данных. Информация организуется и хранится, в основном, на магнитных дисках. Управление ею осуществляется с помощью программной системы управления базами данных, которая производит запись информации, поиск, считывание, корректировку и решение информационных задач. В АРМ может быть несколько баз данных.

Организационное обеспечение включает средства и методы организации функционирования, совершенствования и развития АРМ, а также подготовки и повышения квалификации кадров.

Для групповых и коллективных АРМ в подсистему организационного обеспечения включаются функции администри-рования АРМ: проектирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование, организационные связи с инфрасистемами и др.

Организационное обеспечение предусматривает определе-ние и документальное оформление прав и обязанностей пользователей АРМ.

Программное обеспечение состоит из системного программного обеспечения и прикладного. Основой систем-ного обеспечения является операционная система и системы программирования, например, алгоритмический язык БЕЙСИК. Системные программы обеспечивают рациональную технологию обработки информации. Так называемые сервисные программы, которыми АРМ комплектуется в зависимости от потребности в них, расширяют возможности операционной системы. Для обеспечения информационной связи в сетях АРМ и связи АРМ по различным каналам также применяются программные средства, которые можно отнести к системному программированию.

Прикладное программное обеспечение составляют программы пользователей и пакеты прикладных программ разного назначения. Стандартные программы пользователей представляют собой программные решения определённых задач на алгоритмическом языке, чаще всего Бейсик.

ППП выполнены по модульному принципу и ориентированны на решение определенного класса задач. ППП являются основным видом проблемного программного обеспечения. Они позволяют формировать алгоритмы, изменять условия решения задач данного класса, контролировать ход решений, вносить коррективы в алгоритмы и др. При работе на АРМ ППП реализуются в диалоговом режиме.

Примерами ППП являются: ППП для формирования различных документов с выполнением расчётных операций, ППП для задач оптимизаций планов, ППП балансовых задач. Особое место уделяется ППП для создания автоматизированных информационных систем, которые могут иметь различное назначение: справочные, для обработки таблиц, ведения массивов информации, создания и ведения баз данных, документальные. Пакеты для работы с графической информацией позволяют представить в наглядном и компактном виде состояние и процессы, свойственные объектам, проиллюстрировать результаты прогнозного анализа.

Концепция баз данных

 

Активная деятельность по отысканию приемлемых способов обобществления непрерывно растущего объема информации привела к созданию в начале 60-х годов специальных программных комплексов, называемых "Системы управления базами данных" (СУБД). Этому предшествовал первый опыт использования файловых систем для организации баз данных. Файловые системы выявили различные проблемы обработки большого количества информации и заложили основные направления развития теории баз данных. Вот список лишь нескольких потребностей, которые не покрывались возможностями систем управления файлами:

· поддержание логически согласованного набора файлов

· обеспечение языка манипулирования данными

· восстановление информации после разного рода сбоев

· реально параллельная работа нескольких пользователей.

 

Можно считать, что если прикладная информационная система опирается на некоторую систему управления данными, обладающую этими свойствами, то эта система управления данными является системой управления базами данных (СУБД). Основная особенность СУБД – это наличие процедур для ввода и хранения не только самих данных, но и описаний их структуры. Файлы, снабженные описанием хранимых в них данных и находящиеся под управлением СУБД, стали называть банки данных, а затем "Базы данных" (БД). Приведем типовую схемы организации работы с СУБД.

          

 

Рис. 1.1 Связь программ и данных при использовании СУБД


Архитектура СУБД

 

СУБД должна предоставлять доступ к данным любым пользователям, включая и тех, которые практически не имеют и (или) не хотят иметь представления о:

· физическом размещении в памяти данных и их описаний;

· механизмах поиска запрашиваемых данных;

· проблемах, возникающих при одновременном запросе одних и тех же данных многими пользователями (прикладными программами);

· способах обеспечения защиты данных от некорректных обновлений и (или) несанкционированного доступа;

· поддержании баз данных в актуальном состоянии и множестве других функций СУБД.

При выполнении основных из этих функций СУБД должна использовать различные описания данных. Отметим, что проектирование этих описании обычно поручается человеку (группе лиц) – администратору базы данных (АБД).

Объединяя частные представления о содержимом базы данных, полученные в результате опроса пользователей, и свои представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях, АБД сначала создает обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств, понятных всем людям, работающих над проектированием базы

 

данных, называют инфологической моделью данных (рис. 1.2).

 

 

Рис. 1.2 Уровни моделей данных

 

Такая человеко-ориентированная модель полностью независима от физических параметров среды хранения данных. В конце концов этой средой может быть память человека, а не ЭВМ. Поэтому инфологическая модель не должна изменяться до тех пор, пока какие-то изменения в реальном мире не потребуют изменения в ней некоторого определения, чтобы эта модель продолжала отражать предметную область.

Остальные модели, показанные на рис. 1.2, являются компьютеро-ориентированными. С их помощью СУБД дает возможность программам и пользователям осуществлять доступ к хранимым данным лишь по их именам, не заботясь о физическом расположении этих данных. Нужные данные отыскиваются СУБД на внешних запоминающих устройствах по физической модели данных.

Так как указанный доступ осуществляется с помощью конкретной СУБД, то модели должны быть описаны на языке описания данных этой СУБД. Такое описание, создаваемое АБД по инфологической модели данных, называют даталогической моделью данных.

Трехуровневая архитектура (инфологический, даталогический и физический уровни) позволяет обеспечить независимость хранимых данных от использующих их программ. АБД может при необходимости переписать хранимые данные на другие носители информации и (или) реорганизовать их физическую структуру, изменив лишь физическую модель данных. АБД может подключить к системе любое число новых пользователей (новых приложений), дополнив, если надо, даталогическую модель. Указанные изменения физической и даталогической моделей не будут замечены существующими пользователями системы (окажутся "прозрачными" для них), так же как не будут замечены и новые пользователи. Следовательно, независимость данных обеспечивает возможность развития системы баз данных без разрушения существующих приложений.

 

1.2.3 Инфологическая модель данных "Сущность-связь"

 

Цель инфологического моделирования – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком (последний не может быть использован в чистом виде из-за сложности компьютерной обработки текстов и неоднозначности любого естественного языка). Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

Сущность – любой различимый объект (объект, который мы можем отличить от другого), информацию о котором необходимо хранить в базе данных. Сущностями могут быть люди, места, самолеты, рейсы, вкус, цвет и т.д. Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе. Например, типом сущности может быть ГОРОД, а экземпляром – Москва.

Атрибут – поименованная характеристика сущности. Его наименование должно быть уникальным для конкретного типа сущности, но может быть одинаковым для различного типа сущностей (например, ЦВЕТ может быть определен для многих сущностей: СОБАКА, АВТОМОБИЛЬ, ДЫМ и т.д.). Атрибуты используются для определения того, какая информация должна быть собрана о сущности.

Абсолютное различие между типами сущностей и атрибутами отсутствует. Атрибут является таковым только в связи с типом сущности. В другом контексте атрибут может выступать как самостоятельная сущность. Например, для автомобильного завода цвет – это только атрибут продукта производства, а для лакокрасочной фабрики цвет – тип сущности.

Ключ – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута не позволяет идентифицировать сущность по оставшимся.

Связь – ассоциирование двух или более сущностей. Если бы назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи. А так как в реальных базах данных нередко содержатся сотни или даже тысячи сущностей, то теоретически между ними может быть установлено более миллиона связей. Наличие такого множества связей и определяет сложность инфологических моделей.

 


Технология Клиент-Сервер.

Основные понятия

 

Главная мысль, заложенная в эту технологию - минимизировать объем данных, передаваемых по сети, поскольку основные потери времени и сбои происходят именно из-за недостаточно высокой пропускной способности сети.

Очень многие СУБД разделяют свою работу на два уровня по системе "Клиент-Сервер". С точки зрения исполнения программа разделена на 2 части - клиентскую и серверную. На клиентской части (компьютере) происходит контакт с внешним миром. На компьютере-сервере расположены общие для всех клиентов данные и работает специальная программа - сервер баз данных, оптимизирующая выполнение запросов клиентов.

Итак, двухуровневая система "Клиент-Сервер" это:

Клиент - Программа обработки, она же пользовательская, она же прикладная программа. Занимается обычно интерфейсом с пользователем, а всю фактическую работу с базой данных возлагает на плечи БД-сервера.

Сервер Базы Данных - базис (database engine), он же ядро базы данных. Отдельная программа, выполняемая как отдельный процесс. Передает выбранную из базы информацию по межпроцессному каналу клиенту. Именно он, и только он фактически работает с данными, занимается их размещением на диске.

 

Достоинства языка SQL

 

Язык запросов дает несомненные преимущества. Во первых он продолжает идеологию архитектуры Клиент-Сервер. Клиентская часть приложения подготавливает запрос на обработку информации и отсылает запрос на сервер базы данных. Сервер , выполнив (обработав) полученный запрос возвращает клиентской программе готовый результат.

Основные преимущества напрямую вытекают из преимуществ клиент-серверного подхода. Например, простое суммирование значений всех полей без использования SQL приведет к пересылки всей таблицы по сети на машину клиента. После суммирования таблица фактически уже не нужна и такое использование сети как минимум не рационально. В случае же с SQL по сети уйдет запрос на сервер, сервер проведет суммирование и вернет обратно по сети только полученную сумму!

Элегантность и независимость от специфики компьютерных технологий (аппаратных платформ), а также его поддержка лидерами промышленности в области технологии реляционных баз данных, сделало SQL, и вероятно в течение обозримого будущего оставит его, основным стандартным языком. По этой причине, любой кто хочет работать с базами данных 90-х годов должен знать SQL.

Стандарт SQL определяется ANSI (Американским Национальным Институтом Стандартов) и в данное время также принимается ISO (МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ). Однако, большинство коммерческих СУБД расширяют SQL без уведомления ANSI, добавляя разные другие особенности в этот язык, которые, как они считают, будут весьма полезны. Иногда они несколько нарушают стандарт языка, хотя хорошие идеи имеют тенденцию развиваться и вскоре становиться стандартами "рынка" сами по себе в силу полезности своих качеств.

Здесь следует отметить, что несмотря на достаточно большой набор нестандартных дополнительных фукций SQL InterBase, программа Отдел Кадров использует только стандартные операторы и конструкции. Такое решение принято для возможности легкого переноса программы на другой SQL сервер. Например, при дальнейшем развитии можно перенести программу на Microsoft SQL Server, если InterBase по каким либо причинам перестанет удовлетворять запросы разработчиков. Также следует отметить, что многие нестандартные , дополнительные возможности разных SQL серверов зачастую похожи между собой и при выходе нового стандарта, как правило переносятся в группу стандартизованных. Таким образом происходит дальнейшее развитие языка SQL.

В целом, список преимуществ, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, можно представить в следующем виде:

· независимость от конкретных СУБД;

· переносимость с одной вычислительной системы на другую;

· наличие стандартов;

· поддержка со стороны компании Microsoft (протокол ODBC);

· реляционная основа;

· высокоуровневая структура, напоминающая английский язык;

· возможность выполнения специальных интерактивных запросов:

· обеспечение программного доступа к базам данных;

· возможность различного представления данных;

· полноценность как языка, предназначенного для работы с базами данных;

· возможность динамического определения данных;

· поддержка архитектуры клиент/сервер.

Все перечисленные выше факторы явились причиной того, что SQL стал стандартным инструментом для управления данными на персональных компьютерах, мини-компьютерах и больших ЭВМ. Ниже эти факторы рассмотрены более подробно.

Независимость от конкретных СУБД

Все ведущие поставщики СУБД используют SQL, и ни одна новая СУБД, не поддерживающая SQL, не может рассчитывать на успех. Реляционную базу данных и программы, которые с ней работают, можно перенести с одной СУБД на другую с минимальными доработками и переподготовкой персонала. Программные средства, входящие в состав СУБД для персональных компьютеров, работают с реляционными базами данных многих типов.

 

 Переносимость с одной вычислительной системы на другие

Поставщики СУБД предлагают программные продукты для различных вычислительных систем: от персональных компьютеров и рабочих станций до локальных сетей, мини-компьютеров и больших ЭВМ. Приложения, созданные с помощью SQL и рассчитанные на однопользовательские системы, по мере своего развития могут быть перенесены в более крупные системы. Информация из корпоративных реляционных баз данных может быть загружена в базы данных отдельных подразделений или в личные базы данных. Наконец, приложения для реляционных баз данных можно вначале смоделировать на экономичных персональных компьютерах, а затем перенести на дорогие многопользовательские системы.

Стандарты языка SQL

Официальный стандарт языка SQL был опубликован Американским институтом национальных стандартов (American National Standards Institute — ANSI) и Международной организацией по стандартам (International Standards Organization — ISO) в 1986 году и значительно расширен в 1992 году. Кроме того, SQL является федеральным стандартом США по обработке информации (FIPS — Federal Information Processing Standard) и, следовательно, соответствие ему является одним из основных требований, содержащихся в больших правительственных контрактах, относящихся к области вычислительной техники. В Европе стандарт X/OPEN для переносимой среды программирования на основе операционной системы UNIX включает в себя SQL в качестве стандарта для доступа к базам данных. SQL Access Group — консорциум поставщиков компьютерного оборудования и баз данных — определил для SQL стандартный интерфейс вызовов функций, который является основой протокола ODBC компании Microsoft и входит также в стандарт X/OPEN. Эти стандарты служат как бы официальной печатью, одобряющей SQL, и они ускорили завоевание им рынка.

 

Протокол ODBC и компания Microsoft

Компания Microsoft рассматривает доступ к базам данных как важную часть своей операционной системы Windows. Стандартом этой компании по обеспечению доступа к базам данных является ODBC (Open Database Connectivity — взаимодействие с открытыми базами данных) — программный интерфейс, основанный на SQL. Протокол ODBC поддерживается наиболее распространенными приложениями Windows (электронными таблицами, текстовыми процессорами, базами данных и т.п.), разработанными как самой компанией Microsoft, так и другими ведущими поставщиками. Поддержка ODBC обеспечивается всеми ведущими реляционными базами данных. Кроме того, ODBC опирается на стандарты, одобренные консорциумом поставщиков SQL Access Group, что делает ODBC как стандартом де-факто компании Microsoft, так и стандартом, независимым от конкретных СУБД.[13, 8, 17].

 

Запрос на языке SQL

 

Как подчеркивалось ранее, SQL символизирует собой Структурированный Язык Запросов. Запросы - вероятно наиболее часто используемый аспект SQL. Фактически, для категории SQL пользователей, маловероятно чтобы кто-либо использовал этот язык для чего-то другого. Итак :

Запрос - команда которую дается прикладной программе базы данных, и которая сообщает ей чтобы она вывела определенную информацию из таблиц в память. Эта информация обычно посылается непосредственно на экран компьютера или терминала хотя, в большинстве случаев, ее можно также послать принтеру, сохранить в файле ( как объект в памяти компьютера ), или представить как вводную информацию для другой команды или процесса.

Одна из наиболее важных особенностей запросов SQL - это их способность определять связи между многочисленными таблицами и выводить информацию из них в терминах этих связей, всю внутри одной команды. Этот вид операции называется - объединением, которое является одним из видов операций в реляционных базах данных.

Как установлено ранее, главное в реляционном подходе это связи которые можно создавать между позициями данных в таблицах. Используя обьединения, мы непосредственно связываем информацию с любым номером таблицы, и таким образом способны создавать связи между сравнимыми фрагментами данных. При обьединении, таблицы представленые списком в предложении FROM запроса, отделяются запятыми. Предикат запроса может ссылаться к любому столбцу любой связанной таблицы и, следовательно, может использоваться для связи между ими.

Язык допускает три типа синтаксических конструкций, начинающихся с ключевого слова SELECT: спецификация курсора (cursor specification), оператор выборки (select statement) и подзапрос (subquery). Основой всех них является синтаксическая конструкция "табличное выражение (table expression)". Семантика табличного выражения состоит в том, что на основе последовательного применения разделов from, where, group by и having из заданных в разделе from таблиц строится некоторая новая результирующая таблица, порядок следования строк которой не определен и среди строк которой могут находиться дубликаты (т.е. в общем случае таблица-результат табличного выражения является мультимножеством строк). На самом деле именно структура табличного выражения наибольшим образом характеризует структуру запросов языка SQL/89.

Агрегатные функции

Запросы могут производить обобщенное групповое значение полей точно также как и значение одного поля. Это делает с помощью агрегатых функций. Агрегатные функции производят одиночное значение для всей группы таблицы. Имеется список этих функций:

· COUNT производит номера строк или не-NULL значения полей которые выбрал запрос.

· SUM производит арифметическую сумму всех выбранных значений данного поля.

· AVG производит усреднение всех выбранных значений данного поля.

· MAX производит наибольшее из всех выбранных значений данного поля.

· MIN производит наименьшее из всех выбранных значений данного поля.

Витая пара.

Наиболее дешевым кабельным соединением является витое двух­жильное про­водное соединение часто называемое "витой парой" (twisted pair). Она позволяет пе­редавать информацию со скоростью до 10 Мбит/с, легко наращивается, однако явля­ется помехонезащищенной. Длина кабеля не может превышать 1000 м при скорости передачи 1 Мбит/с. Преимущест­вами являются низкая цена и бес проблемная уста­новка. Для повышения помехозащищенности информации часто используют экраниро­ванную ви­тую пару, т.е. витую пару, помещенную в экранирующую оболочку, подобно экрану коаксиального кабеля. Это увеличивает стоимость витой пары и при­ближает ее цену к цене коаксиального кабеля.

 

Еthernet-кабель.

Ethernet-кабель также является коаксиальным кабелем с волновым сопротив­лением 50 Ом. Его называют еще толстый Ethernet (thick) или жел­тый кабель (yellow ca­ble). Он использует 15-контактное стандартное включе­ние. Вследствие помехоза­щищенности является дорогой альтернативой обычным коаксиальным кабелям. Мак­симально доступное расстояние без повторителя не превышает 500 м, а общее рас­стояние сети Ethernet - около 3000 м. Ethernet-кабель, благодаря своей магистральной топологии, ис­пользует в конце лишь один нагрузочный резистор.

Оптоволоконные линии.

Наиболее дорогими являются оптопроводники, называемые также стекловоло­конным кабелем. Скорость распространения информации по ним достигает нескольких гигабит в секунду. Допустимое удаление более 50 км. Внешнее воздействие помех практически отсутствует. На данный момент это наиболее дорогостоящее соединение для ЛВС. Применяются там, где возникают электромагнитные поля помех или требу­ется передача информа­ции на очень большие расстояния без использования повтори­телей. Они обладают противоподслушивающими свойствами, так как техника ответв­ле­ний в оптоволоконных кабелях очень сложна. Оптопроводники объединя­ются в JIBC с помощью звездообразного соединения.

Показатели трех типовых сред для передачи приведены в таблице.

 

 

Показатели

Среда передачи данных

Двух жильный кабель - витая пара Коаксиальный ка­бель Оптоволо­кон­ный кабель Цена Невысокая Относительно высо­кая Высокая Наращивание Очень простое Проблематично Простое Защита от про­слушивания Незначительная Хорошая Высокая Показатели

Среда передачи данных

Двух жильный кабель - витая пара Коаксиальный ка­бель Оптоволо­кон­ный кабель Проблемы с заземлением Нет Возможны Нет Восприимчи­вость к поме­хам Существует Существует Отсутствует

 

 

Топология типа звезда.

 

       Концепция топологии сети в виде звезды пришла из области больших ЭВМ, в которой головная машина получает и обрабатывает все данные с пе­риферийных устройств как активный узел обработки данных. Вся информация между двумя периферийными рабочими мес­тами проходит через центральный узел вычислительной сети.

 

      

Топология в виде звезды

Пропускная способность сети определяется вычислительной мощностью узла и гарантируется для каждой рабочей станции. Коллизий (столкновений) данных не возникает.

Кабельное соединение довольно простое, так как каждая рабочая станция связана с узлом. Затраты на прокладку кабелей высокие, особенно когда центральный узел географически расположен не в центре топологии.

При расширении вычислительных сетей не могут быть использованы ранее выполненные кабельные связи: к новому рабочему месту необходимо прокладывать отдельный кабель из центра сети.

Топология в виде звезды является наиболее быстродействующей из всех топологий вычислительных сетей, поскольку передача данных между рабочими станциями проходит через центральный узел (при его хорошей производительности) по отдельным линиям, используемым только этими рабочими станциями. Частота запросов передачи информации от одной станции к другой невысокая по сравнению с достигаемой в других топологиях.

Производительность вычислительной сети в первую очередь зависит от мощности центрального файлового сервера. Он может быть узким ме­стом вычислительной сети. В случае выхода из строя центрального узла нарушается работа всей сети.Центральный узел управления - файловый сервер мотает реализо­вать оптимальный механизм защиты против несанкционированного доступа к информации. Вся вычислительная сеть может управляться из ее центра.

      

Кольцевая топология.

       При кольцевой топологии сети рабочие станции связаны одна с дру­гой по кругу, т.е. рабочая станция 1 с рабочей станцией 2, рабочая станция 3 с рабочей станцией 4 и т.д. Последняя рабочая станция связана с первой. Коммуникационная связь замыкается в кольцо.

 

 

Кольцевая топология

 

Прокладка кабелей от одной рабочей станции до другой может быть довольно сложной и дорогостоящей, особенно если географически рабочиестанции расположены далеко от кольца (например, в линию).

Сообщения циркулируют регулярно по кругу. Рабочая станция посы­лает по определенному конечному адресу информацию, предварительно получив из кольца запрос. Пересылка сообщений является очень эффектив­ной, так как большинство сообщений можно отправлять “в дорогу” по ка­бельной системе одно за другим. Очень просто можно сделать кольцевой запрос на все станции. Продолжительность передачи информации увеличи­вается пропорционально количеству рабочих станций, входящих в вычисли­тельную сеть.

Основная проблема при кольцевой топологии заключается в том, что каждая рабочая станция должна активно участвовать в пересылке информа­ции, и в случае выхода из строя хотя бы одной из них вся сеть парализуется. Неисправности в кабельных соединениях локализуются легко.

Подключение новой рабочей станции требует краткосрочного выключения сети, так как во время установки кольцо должно быть разомкнуто. Ограниче­ния на протяженность вычислительной сети не существует, так как оно, в конечном счете, определяется исключительно расстоянием между двумя рабочими станциями.         

Специальной формой кольцевой топологии является логическая кольцевая сеть. Физически она монтируется как соединение звездных топо­логий. Отдельные звезды включаются с помощью специальных коммутато­ров (англ. Hub -концентратор), которые по-русски также иногда называют “хаб”. В зависимости от числа рабочих станций и длины кабеля между рабо­чими станциями применяют активные или пассивные концентраторы. Актив­ные концентраторы дополнительно содержат усилитель для подключения от 4 до 16 рабочих станций. Пассивный концентратор является исключи­тельно разветвительным устройством (максимум на три рабочие станции). Управление отдельной рабочей станцией в логической кольцевой сети про­исходит так же, как и в обычной кольцевой сети. Каждой рабочей станции присваивается соответствующий ей адрес, по которому передается управ­ление (от старшего к младшему и от самого младшего к самому старшему). Разрыв соединения происходит только для нижерасположенного (ближайшего) узла вычислительной сети, так что лишь в редких случаях мо­жет нарушаться работа всей сети.

           

Шинная топология.

 

При шинной топологии среда передачи информации представляется в форме коммуникационного пути, доступного дня всех рабочих станций, к которому они все должны быть подключены. Все рабочие станции могут не­посредственно вступать в контакт с любой рабочей станцией, имеющейся в сети.

 

 

                              Шинная топология

 

Рабочие станции в любое время, без прерывания работы всей вычис­лительной сети, могут быть подключены к ней или отключены. Функциони­рование вычислительной сети не зависит от состояния отдельной рабочей станции.

       В стандартной ситуации для шинной сети Ethernet часто используют тонкий кабель или Cheapernet-кaбeль с тройниковым соединителем. Выклю­чение и особенно подключение к такой сети требуют разрыва шины, что вы­зывает нарушение циркулирующего потока информации и зависание сис­темы.

Новые технологии предлагают пассивные штепсельные коробки, че­рез которые можно отключать и / или включать рабочие станции во время работы вычислительной сети.

Благодаря тому, что рабочие станции можно включать без прерыва­ния сетевых процессов и коммуникационной среды, очень легко прослуши­вать информацию, т.е. ответвлять информацию из коммуникационной среды.

В ЛВС с прямой (не модулируемой) передачей информации всегда может существовать только одна станция, передающая информацию. Для предот­вращения коллизий в большинстве случаев применяется временной метод разделения, согласно которому для каждой подключенной рабочей станции в определенные моменты времени предоставляется исключительное право на использование канала передачи данных. Поэтому требования к пропуск­ной способности вычислительной сети при повышенной нагрузке снижа­ются, например, при вводе новых рабочих станций. Рабочие станции при­соединяются к шине посредством устройств ТАР (англ. Terminal Access Point - точка подключения терминала). ТАР представляет собой специальный тип подсоединения к коаксиальному кабелю. Зонд игольчатой формы внедря­ется через наружную оболочку внешнего проводника и слой диэлектрика к внутреннему проводнику и присоединяется к нему.

В ЛВС с модулированной широкополосной передачей информации различные рабочие станции получают, по мере надобности, частоту, на ко­торой эти рабочие станции могут отправлять и получать информацию. Пе­ресылаемые данные модулируются на соответствующих несущих частотах, т.е. между средой передачи информации и рабочими станциями находятся соответственно модемы для модуляции и демодуляции. Техника широкопо­лосных сообщений позволяет одновременно транспортировать в коммуни­кационной среде довольно большой объем информации. Для дальнейшего развития дискретной транспортировки данных не играет роли, какая перво­начальная информация подана в модем (аналоговая или цифровая), так как она все равно в дальнейшем будет преобразована.

 

Характеристики топологий вычислительных сетей приведены в таб­лице.

 

Характери­стики

Топология

Звезда Кольцо Шина Стоимость расширения Незначительная Средняя Средняя Присоединение абонентов Пассивное Активное Пассивное Защита от от­казов Незначительная Незначительная Высокая Характери­стики

Топология

Звезда Кольцо Шина Размеры сис­темы Любые Любые Ограниченны Защищенность от прослуши­вания Хорошая Хорошая Незначительная Стоимость подключения Незначительная Незначительная Высокая Поведение системы при высоких на­грузках Хорошее Удовлетворитель­ное Плохое Возможность работы в ре­альном режиме времени Очень хорошая Хорошая Плохая Разводка ка­беля Хорошая Удовлетворитель­ная Хорошая Обслуживание Очень хорошее Среднее Среднее

Локальная сеть Token Ring

Этот стандарт разработан фирмой IBM. В качестве передающей среды применяется неэкранированная или экранированная витая пара (UPT или SPT) или оптоволокно. Скорость передачи данных 4 Мбит/с или 16Мбит/с. В качестве метода управле­ния доступом станций к передающей среде используется метод - маркерное кольцо (Тоken Ring). Основные положения этого метода:

¨ устройства подключаются к сети по топологии кольцо;

¨ все устройства, подключенные к сети, могут передавать данные, только получив разрешение на передачу (маркер);

¨ в любой момент времени только одна станция в сети обладает таким правом.

Типы пакетов.

В IВМ Тоkеn Ring используются три основных типа пакетов:

¨ пакет управление/данные (Data/Соmmand Frame);

¨ маркер (Token);

¨ пакет сброса (Аbort).

 

Пакет Управление/Данные. С помощью такого пакета выполняется передача данных или команд управления работой сети. 

Маркер. Станция может начать передачу данных только после получения такого пакета, В одном кольце может быть только один маркер и, соответственно, только одна станция с правом передачи данных.

Пакет Сброса. Посылка такого пакета называет прекращение любых передач. В сети можно подключать компьютеры по топологии звезда или кольцо.

 

Локальная сеть Arknet.

Arknet (Attached Resource Computer NETWork ) - простая, недорогая, надежная и достаточно гибкая архитектура локальной сети. Разработана корпорацией Datapoint в 1977 году. Впоследствии лицензию на Аrcnet приобрела корпорация SМС (Standard Microsistem Corporation), которая стала основным разработчиком и производителем оборудования для сетей Аrcnet. В качестве передающей среды используются витая пара, коаксиальный кабель (RG-62) с волновым сопротивлением 93 Ом и оптоволоконный кабель. Скорость передачи данных - 2,5 Мбит/с. При подключении устройств в Аrcnet применяют топологии шина и звезда.

Этот метод получил широкое распространение в основном благодаря тому, что оборудование Arcnet дешевле, чем оборудование Ethernet или Token - Ring. Arcnet используется в локальных сетях с топологией "звезда". Один из компьютеров создает специальный маркер (сообщение специального вида), который последовательно передается от одного компьютера к другому.

Если станция желает передать сообщение другой станции, она должна дождаться маркера и добавить к нему  сообщение, дополненное адресами отправителя и назначения. Когда пакет дойдет до станции назначения, сообщение будет "отцеплено" от маркера и передано станции.

Метод управления доступом станций к передающей среде - маркерная шина (Тоken Bus). Этот метод предусматривает следующие правила:

¨ Все устройства, подключенные к сети, могут передавать данные

¨ только получив разрешение на передачу (маркер);

¨ В любой момент времени только одна станция в сети обладает таким правом;

¨ Данные, передаваемые одной станцией, доступны всем станциям сети.

 

Основные принципы работы.

Передача каждого байта в Аrcnet выполняется специальной посылкой ISU(Information Symbol Unit - единица передачи информации), состоящей из трех служебных старт/стоповых битов и восьми битов данных. В начале каждого пакета передается начальный разделитель АВ (Аlегt Вurst), который состоит из шести служебных битов. Начальный разделитель выполняет функции преамбулы пакета.

 

В Аrcnet определены 5 типов пакетов:

1. Пакет IТТ (Information To Transmit) - приглашение к передаче. Эта посылка передает управление от одного узла сети другому. Станция, принявшая этот пакет, получает право на передачу данных.

2. Пакет FBE (Free Buffeг Еnquiries) - запрос о готовности к приему данных. Этим пакетом проверяется готовность узла к приему данных.

3. Пакет данных. С помощью этой посылки производиться передача данных.

4. Пакет АСК (ACKnowledgments) - подтверждение приема. Подтверждение готовности к приему данных или подтверждение приема пакета данных без ошибок, т.е. в ответ на FBE и пакет данных.

5. Пакет NAK ( Negative AcKnowledgments) - неготовность к приему. Неготовность узла к приему данных ( ответ на FBE ) или принят пакет с ошибкой.

В сети Arknet можно использовать две топологии: звезда и шина.

Локальная сеть Ethernet

  Это метод доступа, разработанный фирмой Xerox в 1975 году, пользуется наибольшей популярностью. Он обеспечивает высокую скорость передачи данных и надежность. Позднее к этому проекту присоединились компании Digital Equipment Corporation (DEC) и Intel Corporation. В 1982 году была опубликована спецификация на Ethernet версии 2.0. На базе Ethernet институтом IEEE был разработан стандарт IEEE 802.3. Различия между ними незначительные.

  Для данного метода доступа используется топология "общая шина". Поэтому сообщение, отправляемое одной рабочей станцией, принимается одновременно всеми остальными, подключенными к общей шине. Но сообщение, предназначенное только для одной станции (оно включает в себя адрес станции назначения и адрес станции отправителя). Та станция, которой предназначено сообщение, принимает его, остальные игнорируют.

  Метод доступа Ethernet является методом множественного доступа с прослушиванием несущей и разрешением коллизий (конфликтов) (CSMA/CD - Carier  Sense Multiple Access with Collision Detection).

  Перед началом передачи рабочая станция определяет, свободен канал или занят. Если канал свободен, станция начинает передачу.

  Ethernet не исключает возможности одновременной передачи сообщений двумя или несколькими станциями. Аппаратура автоматически распознает такие конфликты, называемые коллизиями. После обнаружения конфликта станции задерживают передачу на некоторое время. Это время небольшое и для каждой станции свое. После задержки передача возобновляется.

  Реально конфликты приводят к уменьшению быстродействия сети только в том случае, если работает порядка 80-100 станций.

 

Основные принципы работы.

На логическом уровне в Ethernet применяется топология шина :

¨ все устройства, подключенные к сети, равноправны, т.е. любая станция может начать передачу в любой момент времени( если передающая среда свободна);

¨ данные, передаваемые одной станцией, доступны всем станциям сети.

 

 

NetWare 3.11, Nowell Inc.

Отличительные черты:

¨ самая эффективная файловая система среди современных NOS;

¨ самый широкий выбор аппаратного обеспечения

Основные характеристики и требования к аппаратному обеспечению.

¨ Центральный процессор: 38б и выше.

¨ Минимальный объем жесткого диска: 9 МБайт.

¨ Объем ОП (Оперативной Памяти) на сервере: 4 МБайт - 4ГБайт.

¨ Минимальный объем ОП РС (Рабочей Станции) клиента: б40 Кбайт.

¨ Операционная система: собственная разработка Nowell

¨ Протоколы: IРХ/SРХ.

¨ Мультипроцессорность: нет.

¨ Количество пользователей: 250.

¨ Максимальный размер файла: 4ГБайт.

¨ Шифрование данных: нет.

¨ Монитор UPS: есть.

¨ ТТS: есть.

¨ Управление распределенными ресурсами сети: таблицы bindeгу на сервере.

¨ Система отказоустойчивости: дублирование дисков, зеркальное отражение дисков, SFT II,SFT III, поддержка накопителя на магнитной ленте, резервное копирование таблиц bindery и данных.

¨ Компрессирование данных: нет.

¨ Фрагментация блоков ( Block suballocations): нет.

¨ Файловая система клиентов: DOS, Windows, Мас(доп.), ОS/2(доп.), UNIX(доп.), Windows NT.

 

LAN Server, IВМ Согр.

Отличительные черты:

¨ использование доменной организации сети упрощает управление и доступ к ресурсам сети;

¨ обеспечивает полное взаимодействие с иерархическими системами (архитектурой SNА).

Целостная операционная система с широким набором услуг. Рабо­тает на базе ОS/2, поэтому сервер может быть невыделенным (nondedicated). Обеспечивает взаимодействие с иерархическими системами, поддерживает межсетевое взаимодействие.

Выпускаются две версии LAN Server: Entry и Advanced. Advanced в отличие от Entry поддерживает высокопроизводительную файловую систему (High Perfomance File System - HPFS). Она включает системы отказоустойчивости (Fail Tolerances) и секретности (Local Security).

Серверы и пользователи объединяются в домены. Серверы в до­мене работают как единая логическая система. Все ресурсы домена дос­тупны пользователю после регистрации в домене. В одной кабельной системе могут работать несколько доменов. При использовании на рабочей станции OS/2 ресурсы этих станций доступны пользователям других рабочих станций, но только одному в данное время. Администратор может управлять работой сети только с рабочей станции, на которой установлена операционная система OS/2. LAN Server поддерживает удален­ную загрузку рабочих станций DOS, OS/2 и Windows (Remote Interface Procedure Load - RIPL).

К недостаткам можно отнести:

¨ сложная процедура установки NOS;

¨ ограниченное количество поддерживаемых драйверов сетевых адаптеров.

Основные характеристики и требования к аппаратному обеспечению.

¨ Центральный процессор: 38б и выше.

¨ Минимальный объем жесткого диска: 4.6 МБайт для клиента (requestor)/7.2 МБайт для сервера.

¨ Минимальный объем ОП на сервере: 1.3 МБайт - 16 МБайт.

¨ Минимальный объем ОП РС клиента: 4.2 Мбайт для OS/2, 640 КБайт для DOS.

¨ Операционная система: OS/2 2.х.

¨ Протоколы: NetBIOS, ТСР/IР.

¨ Мультипроцессорность: поддерживается.

¨ Количество пользователей: 1016.

¨ Максимальный размер файла: 2 Гбайт.

¨ Шифрование данных: нет.

¨ Монитор UPS: есть.

¨ ТТS: есть.

¨ Управление распределенными ресурсами сети: домены.

¨ Система отказоустойчивости: дублирование дисков, зеркальное отражение дисков, поддержка накопителя на магнитной ленте, резервное копирование таблиц домена.

¨ Компрессирование данных: нет.

¨ Фрагментация блоков (Block suballocation): нет.

¨ Файловая система клиентов: DOS, Windows, Мас (доп.), OS/2, UNIX, Windows NT (доп.).

NetWare 4, Nowell Inc.

Отличительная черта:

¨ применение специализированной системы управления ресурсами сети (NetWare Directory Services - NDS) позволяет строить эффективные информационные системы с количеством пользователей до 1000. В NDS определены все ресурсы, услуги и пользователи сети. Эта информация распределена по всем серверам сети.

Для управления памятью используется только одна область (рооl), поэтому оперативная память, освободившаяся после выполнения каких-либо процессов, становится сразу доступной операционной системе (в отличие от NetWare 3).

Новая система управления хранением данных (Data Storage Managment) состоит из трех компонент, позволяющих повысить эффективность файловой системы:

1. Фрагментация Блоков или Разбиение Блоков Данных на Подблоки (Block Suballocation). Если размер блока данных на томе 64 КБайта, а требуется записать файл размером 65 КБайт, то ранее потребовалось бы выделить 2 блока по б4 Кбайта. При этом 6З Кбайта во втором блоке не могут использоваться для хранения других данных. В NetWare 4 система выделит в такой ситуации один блок размером 64 КБайта и два блока по 512 Байт. Каждый частично используемый блок делится на подблоки по 512 Байт, свободные подблоки доступны системе при записи других файлов.

2. Упаковка Файлов (File Compression). Долго не используемые данные система автоматически компрессирует, упаковывает, экономя таким образом место на жестких дисках. При обращении к этим данным автоматически выполняется декомпрессия данных.

3. Перемещение Данных (Data Migration). Долго не используемые данные система автоматически копирует на магнитную ленту либо другие носители, экономя таким образом место на жестких дисках.

 

Встроенная поддержка Протокола Передачи Серии Пакетов (Packet-Burst Migration). Этот протокол позволяет передавать несколько пакетов без ожидания подтверждения о получении каждого пакета. Подтверждение передается после получения последнего пакета из серии.

При передаче через шлюзы и маршрутизаторы обычно выполня­ется разбиение передаваемых данных на сегменты по 512 Байт, что уменьшает: скорость передачи данных примерно на 20%. Применение в NetWare 4 протокола LIP (Large Internet Packet) позволяет повысить эффективность обмена данными между сетями, так как в этом случае разбиение на сегменты по 512 Байт не требуется.

Все системные сообщения и интерфейс используют специальный модуль. Для перехода к другому языку достаточно поменять этот модуль или добавить новый. Возможно одновременное использование не­скольких языков: один пользователь при работе с утилитами использует английский язык, а другой в это же время немецкий.

 

SQL сервер InterBase 5.1.1

InterBase - это система управления реляционными базами данных, поставляемая корпорацией BORLAND для построения приложений с архитектурой клиент-сервер произвольного масштаба: от сетевой среды небольшой рабочей группы с сервером под управлением Novell NetWare или Windows NT на базе IBM PC до информационных систем крупного предприятия на базе серверов IBM, Hewlett-Packard, SUN и т.п.

Для первичной разработки в пакет Delphi раньше входила однопользовательская версия InterBase для Windows - Local InterBase. Используя Local InterBase можно создавать и отлаживать приложения, работающие с данными по схеме клиент-сервер, без подключения к настоящему серверу. В дальнейшем потребуется только перенастроить используемый псевдоним базы данных и программа будет работать с реальной базой без перекомпиляции. Кроме того, Local InterBase можно использовать в приложениях для работы с данными вместо таблиц Paradox.

Данная дипломная работа базируется на многопользовательской версии сервера InterBase 5.1.1.

В состав пакета Delphi также входит множество утилит для работы и управления базами данных. Описание наиболее часто используемой программы для работы с базами данных в терминальном режиме приведено ниже.

 

WISQL (Windows Interactive SQL) - интерактивное средство посылки SQL-запросов к InterBase (в том числе и локальному InterBase), входящее в поставку Delphi, позволяет создавать таблицы - через посылку SQL-запросов. Database Desktop не обладает всеми возможностями по управлению SQL-серверными базами данных. Поэтому с помощью Database Desktop удобно создавать или локальные базы данных или только простейшие SQL-серверные базы данных, состоящие из небольшого числа таблиц, не очень сильно связанных друг с другом. Если же необходимо создать базу данных, состоящую из большого числа таблиц, имеющих сложные взаимосвязи, можно воспользоваться языком SQL. Можно записать всю последовательность SQL-предложений в один так называемый скрипт и послать его на выполнение. Конкретные реализации языка SQL незначительно отличаются в различных SQL-серверах, однако базовые предложения остаются одинаковыми для всех реализаций. Практика показывает, что если нет необходимости создавать таблицы во время выполнения программы, то лучше воспользоваться WISQL.

 

Заключение

 

В начале работы над дипломным проектом возникла необходимость изучить ряд теоретических вопросов, связанных с выбором средств программной и аппаратной реализации поставленной задачи. К ним относится изучение принципов построения автоматизированных рабочих мест, локальных сетей и технологии клиент-сервер. Также были углублены знания относительно применения языка структурированных запросов SQL в среде программирования Delphi.

 

Методический раздел

Введение

 

После изучения вопросов, описанных выше в исследовательском разделе, были разработаны структура базы данных и интерфейс программы после чего она была создана. При этом пришлось решить ряд сложностей, выявленных уже на этапе программирования.

К созданному программному продукту была составлена документация, включая инструкцию по вводу в эксплуатацию и работе с программой.

Данные темы подробно раскрыты в этом разделе.

 

Составные части программы

 

С точки зрения пользователя-оператора (т.е. сотрудника отдела кадров) существует лишь запускаемая программа АРМ Отдел Кадров. Вся работа с карточками и архивом происходит в пределах запущенной программы без необходимости вызова каких-либо других программ.

Однако программа состоит из двух логически раздельных блоков - базы данных и программы - оболочки.

База данных хранит всю необходимую информацию. К ней относятся данные непосредственно архива и служебная информация, необходимая для работы программы-оболочки. База данных абсолютно не имеет никакой привязки к оболочке, и к ее данным может обращатся какая-либо другая программа. Таким образом изначально заложена возможность развития всей программы ОК. Например, бухгалтерская программа может получать сведения о сотрудниках завода, обращаясь к указанной базе данных. При этом сама бухгалтерская программа может быть разработана другой группой программистов, без использования знаний о создании программы ОК.

Программа жестко привязана к базе данных. Она выполняет две наиболее выделяющихся функции. Во-первых она предоставляет данные из базы данных в удобном для пользователя виде а во-вторых производит различные манимуляции с хранящейся информацией (расчет,поиск,печать и т.д.).

В программе реализован принцип разделения прав доступа на изменение информации.

 

Справочники

 

Справочники в данном АРМ напоминают простые, неэлектронные справочники в традиционном толковании данного термина. Например справочник зарегистрированных профессий, справочник по цехам, справочник институтов и так далее. Назначение справочников – систематизировать хранящуюся информацию, увеличить скорость ввода новой информации и уменьшить кол-во возможных ошибок ввода. Это достигается тем , что все новые данные определенного типа (например название цеха) вносятся в справочник. Повторное использование одного и того же названия приводит фактически к многократному использованию одной и той же записи из таблицы справочника.

В программе существуют следующие виды словарей.

1 Образование

1.1 Учебные заведения

1.2 Виды образования

1.3 Специальности по диплому

1.4 Квалификации по диплому

2 Завод

2.1 Цеха, отделы, склады

2.2 Специальности

3 Военкоматы

3.1 Военкоматы

3.2 Составы

3.3 Воинские звания

3.4 Группы учета

4 Общие

4.1 Национальности

4.2 Семейные положения

4.3 Страны

4.4 Причины увольнения

5 Поощрения и почести

5.1 Награды и поощрения

5.2 Почетные звания

6 Муниципальные районы, улицы

 

В каждом справочнике хранится информация, соответствующая его названию. Доступ пользователя к справочникам определяется выданными ему правами доступа к программе. Возможен доступ только на чтение , с возможностью добавление новых данных, с возможностью добавления и удаления данных. Как и в других случаях, привилегии устанавливаются системным администратором.

 

Личные карточки

 

На каждого сотрудника предприятия заводится его личная карточка, в которую заноситься его метрика. Личная карточка представлена несколькими разделами (закладками).

Главная. В нем заносятся и отображаются метрические данные сотрудника – Ф.И.О., дата рождения, семейное положение, номер паспорта, группа инвалидности и т.д. Также заносится его стаж и табельный номер внутри завода.

Кроме основной закладки «Главная» созданы еще следующие разделы

· Образование,

· Заграница

· Аттестация

· Награды и поощрения

· Почетные звания

· Поощрения по заводу

· Взыскания

· Работа по совместительству

· Отпуска

· Назначения и перемещения

· Последнее место работы

· Увольнение

· Воинский учет.

 

Кроме того, по каждому сотруднику можно ввести заметки вольного характера. Для этого надо выбрать раздел Заметки. При вводе информации происходит активное использование словарей, описанных ранее.

       По уже введенным личным карточкам возможно провести поиск, сформировать отчет, осуществить печать и произвести их подсчет.

 

Архив

Данные об уволившихся, либо ушедших в бессрочный отпуск, сотрудниках переводятся в архив отдела кадров предприятия. В программе для этого организован раздел Архив. Он хранит переведенные в него личные карточки. По архиву также возможен поиск и отбор информации. Кроме того любая карточка может быть как помещена в архив, так и восстановлена из него. Это соответствует повторному взятию на работу ранее работавшего на этом же предприятии сотрудника, либо его возврат после бессрочного отпуска.

При обычной организации работы отдела кадров поиск личного дела занимал определенное время. Затем повторно заводилась новая личная карточка и в нее рутинно переписывались данные из старой карточки. При использовании программы АРМ Отдел Кадров экономия времени очевидна. Достаточно найти личную карточку в архиве и вернуть ее в активное состояние. В целом, архив очень похож на раздел Личные карточки. Это сделано для максимального удобства работу с программой и реализации интуитивно-понятного интерфейса.

 

Отчеты

 

В программе возможно формирование отчетов и вывод их на печать. Отчетом можно считать выведенную на печать отобранную личную карточку сотрудника. Функция печати также доступна в некоторых разделах формы личной карточки.

Кроме указанных отчетов существует специальный отчет по так называемой «13-зарплате». На некоторых предприятиях (в частности, на МЗР Орбита) если сотрудник проработал непрерывно более года, ему кроме штатной зарплаты выплачивается премия, как бы 13 по счету зарплата. В каждом последующем году 13-ая зарплата может увеличиваться на установленный на предприятии процент надбавки. Как правило это 5%.

Соответственно, иногда возникает необходимость получить список сотрудников в связи с назначением, изменением или лишением 13-ой зарплаты. Для этого в программе реализовано формирование отчета сотрудников, которые проработали непрерывно более года.

Следующим отчетом является отчет по всем военнообязанным работникам. Здесь важно заметить, что форма выводимая на печать должна максимально точно соответствовать стандартному бланку «форма №6».

Оба указанных отчета вынесены в отдельный пункт главного меню программы.

 

Дополнительные функции

 

Кроме реализации основных требований к программе, были реализованы две дополнительные возможности - возможность вести «он-лайн» переговоры по сети между несколькими запущенными программами (на разных машинах) и ведение журнала отзывов и предложений по улучшению программы.

Возможность вести переговоры , отсылая и принимая сообщения с одного терминала на другой полезна при расположении отдела кадров в различных помещениях. Если помещения находятся на большом расстоянии друг от друга, то выяснения каких-либо производственных вопросов можно вести с помощью этого средства сообщения. При этом экономится рабочее время.

Так как данная программа достаточно большая разработка, то неминуемо возникновение отзывов и пожеланий относительно ее работы. У пользователей могут возникать нарекание или советы по ее дальнейшему развитию. Чтобы эта ценная информация не пропадала и в дальнейшем использовалась другими программистами-разработчиками в программе реализовано ведение журнала подобных отзывов. Также в журнал можно занести какой-либо вопрос по работе, требующий уточнения или разъяснения. Поскольку журнал доступен практически всем, то в нем можно разместить ответ на заданный вопрос. Например начальник отдела кадров может разместить в журнале официальный ответ на вопрос сотрудника отдела кадров.

Те сотрудники, которым права доступа позволяют работать с журналом могут просмотреть журнал, добавить в него свой вопрос либо ответить на заданный.

Журнал доступен по пункту меню «Пожелания и предложения» (если на него есть доступ по привилегии).

 

Экранные формы

После запуска программы и ввода правильного пароля пользователь оказывается в основном окне программы :

 

Рис 2.5. Основное окно программы

Форма отображения списка личных карточек (активного и архива):

 

 

Рис 2.6 Список личных карточек (активных либо из архива).

Рис 2.7 Внешний вид учетной карточки-главный раздел

Рис 2.8 Внешний вид учетной карточки-Воинский учет.

Рис 2.9 Внешний вид учетной карточки-Назначения, перемещения

Рис 2.10 Комлексный запрос на поиск учетной карточки в архиве

 

Рис 2.11 Словарь - Виды образования

Рис 2.12 Словарь Специальностей в режиме добавления новой записи.

Рис 2.13 Системный журнал для просмотра совершенных действий.

Заключение

 

В данном разделе приводиться общее описание созданной программы. Дана инструкция по ее вводу в эксплуатацию и работе с ней. Информация подкреплена графическим материалом - внешним видом диалоговых окон программы.

Введение

 

Пользователь ПЭВМ испытывает вредное действие работы ПЭВМ, поэтому рабочие места пользователей должны отвечать безопасным и безвредным условием труда.

В связи с этим предполагается разработать комплекс мер, обеспечивающих безопасные и безвредные условия труда и рассмотреть экологические вопросы

 

 

Заключение

 

В разделе «Безопасность жизнедеятельности» проведен анализ вредных факторов, оказывающих влияние на органы зрения пользователя ПЭВМ.

Сформированы общие требования к помещению и произведен расчет искусственного освещения.

Проведена экологическая оценка люминесцентных ламп, которые используются в производственном помещении.

 



Приложения

Листинг основного файла-проекта

program deports;

 

uses

Forms,

sysutils,

mainform in 'mainform.pas' {form1},

PasswordsDB in '..\library\PasswordsDB.pas' {Passwords_: TDataModule},

PasswordChange in '..\library\PasswordChange.pas' {PasswordChange_},

Login in '..\library\Login.pas' {Login_},

NEUser in '..\library\NEUser.pas' {NEUser_},

Variables in '..\library\Variables.pas',

utils in '..\library\utils.pas',

keygenDB in '..\library\keygenDB.pas' {keygen_: TDataModule},

JornalDB in '..\library\JornalDB.pas' {Jornal_: TDataModule},

ViewJornal in '..\library\ViewJornal.pas' {ViewJornal_},

BureausDB in '..\library\BureausDB.pas' {Bureaus_: TDataModule},

viewBureaus in '..\library\viewBureaus.pas' {ViewBureaus_},

NewBureau in '..\library\NewBureau.pas' {NewBureau_},

MainBD in '..\library\MainBD.pas' {MainDB: TDataModule},

mailer in '..\library\mailer.pas' {Mailer_},

UsersMonitor in '..\library\UsersMonitor.pas' {UsersMonitor_},

educationDB in '..\library\educationDB.pas' {edu_: TDataModule},

ViewEdu in '..\library\viewedu.pas' {ViewEdu_},

NewEdu in '..\library\Newedu.pas' {Newedu_},

InstitutesDB in '..\library\InstitutesDB.pas' {Institutes_: TDataModule},

ViewInstitutes in '..\library\viewInstitutes.pas' {ViewInstitutes_},

NewInstitute in '..\library\NewInstitute.pas' {NewInstitute_},

DipSpcDB in '..\library\DipSpcDB.pas' {DipSpc_: TDataModule},

ViewDipSpc in '..\library\viewDipSpc.pas' {ViewDipSpc_},

NewDipSpc in '..\library\NewDipSpc.pas' {NewDipSpc_},

qualifDB in '..\library\QualifDB.pas' {qualif_: TDataModule},

Viewqualif in '..\library\viewQualif.pas' {Viewqualif_},

Newqualif in '..\library\NewQualif.pas' {Newqualif_},

WkSpcDB in '..\library\wkSpcDB.pas' {WkSpc_: TDataModule},

ViewWkSpc in '..\library\viewwkSpc.pas' {ViewWkSpc_},

NewWkSpc in '..\library\NewwkSpc.pas' {NewWkSpc_},

ITRSpcDB in '..\library\ITRSpcDB.pas' {ITRSpc_: TDataModule},

ViewITRSpc in '..\library\viewITRSpc.pas' {ViewITRSpc_},

NewITRSpc in '..\library\NewITRSpc.pas' {NewITRSpc_},

AroundsDB in '..\library\AroundsDB.pas' {Arounds_: TDataModule},

ViewArounds in '..\library\viewArounds.pas' {ViewArounds_},

NewAround in '..\library\NewAround.pas' {NewAround_},

NewStreet in '..\library\Newstreet.pas' {NewStreet_},

WarBursDB in '..\library\WarBursDB.pas' {WarBurs_: TDataModule},

ViewWarBurs in '..\library\viewWarBurs.pas' {ViewWarBurs_},

NewWarBur in '..\library\NewWarBur.pas' {NewWarBur_},

WarGrpsDB in '..\library\WarGrpsDB.pas' {WarGrps_: TDataModule},

ViewWarGrps in '..\library\viewWarGrps.pas' {ViewWarGrps_},

NewWarGrp in '..\library\newWarGrp.pas' {NewWarGrp_},

ContsDB in '..\library\ContsDB.pas' {Conts_: TDataModule},

ViewConts in '..\library\viewConts.pas' {ViewConts_},

NewCont in '..\library\NewCont.pas' {NewCont_},

NewWarName in '..\library\NewWarName.pas' {NewWarName_},

NeedDB in '..\library\NeedDB.pas' {Needs_: TDataModule},

ViewQuestions in '..\library\viewQuestions.pas' {ViewQuestions_},

NewQuestion in '..\library\NewQuestion.pas' {NewQuestion_},

Answer in '..\library\Answer.pas' {Answer_},

NationsDB in '..\library\NationsDB.pas' {Nations_: TDataModule},

ViewNations in '..\library\viewNations.pas' {ViewNations_},

NewNation in '..\library\NewNation.pas' {NewNation_},

CountrysDB in '..\library\CountrysDB.pas' {Countrys_: TDataModule},

viewCountrys in '..\library\viewCountrys.pas' {ViewCountrys_},

NewCountry in '..\library\NewCountry.pas' {NewCountry_},

FamalysDB in '..\library\FamalysDB.pas' {Famalys_: TDataModule},

ViewFamalys in '..\library\viewFamalys.pas' {ViewFamalys_},

NewFamaly in '..\library\NewFamaly.pas' {NewFamaly_},

ViewExcesses in '..\library\viewExcesses.pas' {ViewExcesses_},

ExcessesDB in '..\library\ExcessesDB.pas' {Excesses_: TDataModule},

NewExcess in '..\library\NewExcess.pas' {NewExcess_},

MeedsDB in '..\library\MeedsDB.pas' {Meeds_: TDataModule},

ViewMeeds in '..\library\viewMeeds.pas' {ViewMeeds_},

NewMeed in '..\library\NewMeed.pas' {NewMeed_},

emeritusDB in '..\library\emeritusDB.pas' {emeritus_: TDataModule},

viewemeritus in '..\library\viewemeritus.pas' {Viewemeritus_},

Newemeritus in '..\library\Newemeritus.pas' {Newemeritus_},

CardsDB in 'CardsDB.pas' {Cards_: TDataModule},

LoadLed in '..\library\LoadLed.pas' {LoadLed_},

ViewCards in 'viewcards.pas' {ViewCards_},

ViewCard in 'viewcard.pas' {ViewCard_},

NewChild in 'Newchild.pas' {NewChild_},

NewCardsEdu in 'newcardsedu.pas' {NewCardsEdu_},

NewWorkMove in 'Newworkmove.pas' {NewWorkMove_},

NewcommonWork in 'Newcommonwork.pas' {NewcommonWork_},

lockScreen_ in 'lockScreen_.pas' {lockScreen__},

Newleaf in 'Newleaf.pas' {Newleaf_},

NewPunishment in 'Newpunishment.pas' {NewPunishment_},

  DisPunishment in 'Dispunishment.pas' {DisPunishment_},

NewOutCountry in 'NewOutCountry.pas' {NewOutCountry_},

Newplantmeed in 'Newplantmeed.pas' {Newplantmeed_},

Newcardmeed in 'Newcardmeed.pas' {Newcardmeed_},

search in 'search.pas' {Search_},

Newcardemeritus in 'Newcardemeritus.pas' {Newcardemeritus_},

MainTable in 'MainTable.pas' {MainTable_: TQuickRep},

PRNTitle in 'PRNTitle.pas' {PRNTitle_},

cards_Main in 'cards_Main.pas' {cards_main_: TQuickRep},

MainPFTable in 'MainPFTable.pas' {MainPFTable_: TQuickRep},

viewcdpf in 'viewcdpf.pas' {viewcdpf_},

viewcdedu in 'viewcdedu.pas' {viewcdedu_},

Statedu in 'Statedu.pas' {StatEdu_},

MaineduTable in 'MaineduTable.pas' {MaineduTable_: TQuickRep},

Statqual in 'Statqual.pas' {Statqual_},

viewcdqual in 'viewcdqual.pas' {viewcdqual_},

MainqualTable in 'MainqualTable.pas' {MainqualTable_: TQuickRep},

StatAround in 'Stataround.pas' {StatAround_},

Statbur in 'Statbur.pas' {Statbur_},

s13_thpayment in 's13_thpayment.pas' {s13_thpayment_: TQuickRep},

PRNSTG13 in 'PRNSTG13.pas' {PRNSTG13_},

viewWarNames in '..\library\viewWarNames.pas' {ViewWarNames_},

megastat in 'megastat.pas' {megaStat_},

MaininvalTable in 'MaininvalTable.pas' {MaininvalTable_: TQuickRep},

viewcdinval in 'viewcdinval.pas' {viewcdinval_},

viewarchive in 'viewarchive.pas' {viewarchive_},

wait in 'wait.pas' {Wait_},

setingsdb in '..\library\setingsdb.pas' {Setings_: TDataModule},

s14_thpayment in 's14_thpayment.pas' {s14_thpayment_: TQuickRep},

Warreport in 'Warreport.pas' {WarReport_: TQuickRep},

MedTable in 'MedTable.pas' {MedTable_: TQuickRep},

helper in '..\library\helper.pas' {Form2};

 

{$R *.RES}

begin

Application.Initialize;

Application.CreateForm(Tform1, form1);

Application.Run;

end.

 

Листинг созданного VCL-компонента.

 

unit DBSearchEdit;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, DBTables,

DB,stdctrls;

type

TDBSearchEdit = class(TEdit)

procedure onchange_ (sender : TObject);

procedure onkeypress_ (Sender: TObject; var Key: Char);

private

needsearch_ : boolean;

table1_ : Ttable;

keyFieldName_,textFieldName_ : TField;

indexname_ : string;

onchange2 : tnotifyevent;

srch,ch : integer;

onkeypress2 : TKeyPressEvent;

{ Private declarations }

protected

{ Protected declarations }

public

constructor Loaded;

constructor Create(aOwner: TComponent); override;

destructor destroy;

 

{ Public declarations }

published

property needsearch : boolean read needsearch_ write needsearch_;

property Dataset : Ttable read table1_ write table1_;

property KeyFieldName : TField read keyfieldname_ write keyfieldname_;

property TextFieldName : TField read textfieldname_ write textfieldname_;

property indexname : string read indexname_ write indexname_;

property newonkeypress : TKeyPressEvent read onkeypress2 write onkeypress2;

property newonchange : TNotifyEvent read onchange2 write onchange2;

{ Published declarations }

end;

 

procedure Register;

 

implementation

function compress(s : shortstring):shortstring;

var

s2 : shortstring;

x : integer;

begin

s2 :='';

for x:=1 to length(s) do if s[x]<>' ' then s2:=s2+s[x];

s2:=s2+#0;

s2:=ansistrupper(@s2[1]);

compress:=s2;

end;

 

constructor TDBSearchEdit.Loaded;

begin

inherited loaded;

end;

 

procedure TDBSearchEdit.onchange_(sender : tobject);

var

s1,s : shortstring;

poz : integer;

begin

if srch=0 then exit;

srch:=0;

if ch=1 then exit;

ch:=1;

if assigned(onchange2) then onchange2(sender);

if not TDBSearchEdit(sender).needsearch_ then exit;

try

s1:=table1_.Indexname;

table1_.indexname:=indexname_;

s:=compress(TDBSearchEdit(sender).text);

table1_.findnearest([s]);

if pos(s,table1_.fieldbyname(keyfieldname_.fieldname).asstring)=1 then

begin

    poz:=length(TDBSearchEdit(sender).text);

    TDBSearchEdit(sender).text:=Table1_.fieldbyname(textfieldname_.fieldname).asstring;

    TDBSearchEdit(sender).perform(em_setsel,poz,length(TDBSearchEdit(sender).text));

end

else begin beep; beep; beep; beep; beep; beep; end;

finally

try

    ch:=0;

    table1_.indexname:=s1

except

end;

end;

end;

 

procedure TDBSearchEdit.onkeypress_(Sender: TObject; var Key: Char);

begin

if assigned(onkeypress2) then onkeypress2(sender,key);

if key<>#8 then srch:=1;

end;

 

constructor TDBSearchEdit.Create(aOwner: TComponent);

begin

inherited create(aOwner);

needsearch:=true;

onchange:=onchange_;

onkeypress:=onkeypress_;

end;

 

destructor TDBSearchEdit.destroy;

begin

inherited destroy;

end;

 

procedure Register;

begin

RegisterComponents('Diplom',[TDBSearchEdit]);

end;

 

 

end.

Введение

Темой данной дипломной работы является Автоматизированное Рабочее Место (АРМ) отдела кадров предприятия. Результатом работы является программа «АРМ Отдел кадров», применяемая до настоящего времени на Московском Заводе Радиоаппаратуры (МЗР) «ОРБИТА».

Работа отдела кадров достаточно крупного предприятия (в данном случае более 500 человек) связана с накоплением большого количества информации о личных данных сотрудников. Традиционно информация храниться на бумажных носителях. При этом трудно осуществить быстрый отбор нужных данных при приеме на работу, уходе в отпуск, увольнении, переходе на другую должность или других перемещениях сотрудника.

Немаловажен вопрос надежности хранения и конфиденциальности личных данных о работающих на предприятии. При указанной численности штата предприятия отдел кадров состоит из начальника отдела кадров и нескольких сотрудников отдела кадров. Фактически, только начальник отдела кадров должен иметь полный доступ к архиву хранящейся информации.

Таким образом, автоматизация процесса работы отдела кадров является нужным и перспективным процессом. До написания данного диплома на МЗР ОРБИТА использовалась написанная ранее на Cliper-e база данных АРМ-ОК-94. Однако к моменту преддипломной практики накопились замечания по недостаткам программы. Вот список основных недостатков, которые отмечались как критические и требовали устранения в первую очередь:

1. Программа не разграничивала права доступа. Фактически любой, имеющий доступ к компьютеру с установленной программой мог просмотреть данные о личных сотрудников. Единственным препятствием являлось расположение компьютеров в комнате отдела кадров.

2. Программа использовала большое количество файлов для хранения данных, которые хранились на сервере. При этом при одновременной работе нескольких пользователей скорость падала ниже разумно допустимой. Передача других данных по локальной сети также существенно снижалась.

3. Интерфейс программы абсолютно не рассчитан на длительную работу оператора с ПЭВМ. Слишком контрастные цветовые настройки диалогов ввода информации, а также выдача звукового сигнала после удачного ввода информации сильно утомляло и вызывало раздражение пользователей.

4. Вид распечатываемых отчетов не соответствовал виду стандартных документов.

5. Общая методологическая организация связей между разными формами ввода и подразумеваемым результатом плохо продумана. Т.е. интерфейс нельзя назвать «интуитивно-понятным».

Устранить вышеописанные недостатки и было целью дипломной работы. Более кратко требования к новой реализации АРМ можно обозначить так:

1. Разграничение прав доступа к информации.

2. Минимальная нагрузка на локальную вычислительную сеть.

3. При выводе на печать отчеты должны быть максимально похожими на стандартные бланки.

4. Удобный интерфейс, интуитивно-понятные связи между диалогами ввода информации.

 

С учетом имеющихся знаний относительно построения баз данных с помощью SQL технологии и архитектуры «клиент-сервер» было принято решение написать новую программу с учетом приведенных требований. Данные средства реализации являются перспективными и позволили решить поставленную задачу в соответствии с требованиям к программе.

Созданная программа «АРМ Отдел кадров» является перспективной разработкой, так как на основе уже хранящейся информации о сотрудниках работают отдел бухгалтерии и учета материальных ресурсов завода МЗР ОРБИТА. Таким образом, не исключено создание другими разработчиками новых версий данной программы для автоматизации отделов бухгалтерии и материальной части.

Исследовательский раздел

Введение

 

После анализа поставленной задачи стало необходимо изучить предметную область, в которой решалась задача создания АРМ Отдела Кадров. Для это первым этапом стало изучение и понимание основных принципов построения автоматизированных рабочих мест как таков. Как выяснилось в ходе изучения этой области, проработке интерфейса стоит уделить немалое внимание. Плохо продуманный интерфейс может свети не нет желание работать с программой независимо от примененных аппаратно-программных средств для ее реализации.

С учетом применения программы на уже существующей локальной вычислительной сети следующим шагом стало изучения принципов их построения. Понимание принципов организации сетей в настоящее время можно отнести к элементам компьютерной грамотности. Необходимость данных знаний усиливается при применении технологии клиент-сервер и языка SQL.

Далее возникла задача правильно выбрать конкретное средство реализации поставленной цели. С учетом имеющихся знаний относительно системы разработки программ с среде Delphi, было решено создать программу именно на ее основе. Однако ряд вопросов требовал более глубокого изучения, что и было проделано при исследовании задачи.

Теория построения Автоматизированных Рабочих Мест

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.