В соответствии со ст. 80 и 85 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. В ст. 26 и 27 Конвенции о правах ребенка говорится даже не об обязанности родителей, а об их финансовой ответственности за содержание ребенка. Государственные институты могут оказывать помощь родителям в содержании детей, например в виде пособий, льгот и т. п., однако основным источником содержания ребенка являются средства его родителей.
Обязанность по обеспечению потребностей ребенка, заботе о нем возникает у родителей с момента рождения ребенка. При этом под обеспечением (заботой) следует понимать не только питание ребенка. Сюда должны включаться все аспекты обеспечения его жизни и развития: медицинская помощь, одежда, предметы обихода и развития, обучение, жилище и т. д. (п. 2 ст. 54, ст. 63 СК РФ).
Обычно родители исполняют свои обязанности добровольно, объединяя свои средства в общий семейный бюджет, основываясь на чувствах любви к ребенку и ответственности перед семьей (ст. 1 СК РФ). Проблемы возникают обычно тогда, когда родители или один из них не обеспечивают жизнь своих детей. В этом случае средства на содержание (алименты) могут быть взысканы в судебном порядке.
Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в следующих размерах: на одного ребенка - 1/4, на двух детей -1/3, на трех и более - половина заработка или иного дохода родителей. Определение алиментов в долях от заработка в наибольшей степени гарантирует интересы детей, и поэтому в судебной практике, как правило, алименты определяют в долях от заработка.
В то же время иногда данный порядок может и не соответствовать интересам детей. Если у родителей нет заработка или они имеют нерегулярный заработок или он весьма мал, то, определив алименты в долях от заработка, можно фактически оставить ребенка без средств к существованию. Правда, суд в этом случае вправе увеличить размер доли (п. 2 ст. 81 СК РФ), но и этот вариант не всегда может дать желаемый результат.
Ранее данная проблема разрешалась тем; что в законодательстве был установлен минимальный размер алиментов. Однако при разработке нового Семейного кодекса отказались от установления минимума алиментов, мотивируя это тем, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получать соответствующий заработок.
Однако такие же права человека есть и у ребенка. Конечно, нельзя по Конституции РФ обязать человека к принудительному труду. Принудительный труд запрещен (ст. 37 Конституции РФ). Но и забота о детях является конституционной обязанностью родителей (ст. 38 Конституции РФ). О том, что именно родители обязаны содержать своих детей, говорится в целом ряде статей Конвенции о правах ребенка (например, в ст. 18, 26,27 и др.).
В связи с этим возникает вопрос: если обязанность родителей по содержанию детей закреплена в столь серьезных юридических документах, то должен быть и механизм реализации этих обязанностей, если кому-то из родителей очень понравится роль кукушки, прикрывающейся правами человека заставить работать - нельзя. Тогда какие же неблагоприятные - последствия следует установить в законе для лиц, не желающих содержать своих детей? Без установления санкций это будет не правовая, а лишь моральная обязанность кормить, одевать, обувать своих детей.
Статья 157 УК РФ в данном случае неприменима. Она ориентирована лишь на такие ситуации, когда родители уклоняются от уплаты средств на содержание детей посредством смены работы, сокрытия действительных. доходов, изменения места жительства и др. Если же родители (родитель) вообще прекратили работу или будут выполнять только низкооплачиваемые работы, то ст. 157 УК РФ к таким ситуациям неприменима[45].
Парадокс заключается в том, что в действующем; законодательству родителей-кукушек даже нельзя лишить родительских прав. В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. В нашем случае родители просто не желают работать или выполняют исключительно низкооплачиваемые работы. В итоге общество получило полную безответственность родителей-кукушек, а их конституционная обязанность перед детьми превратилась в ничто.
Для выхода из сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимы следующие меры. Основанием лишения родительских прав должно быть признано уклонение родителей без уважительных причин от выполнения своих обязанностей перса детьми. Указание в законе о злостном уклонении от уплаты алиментов из содержания ст. 69 СК РФ следует исключить[46].
Поскольку материнство и детство, семья находятся под зашитой государства (ст. 38 Конституции РФ), государство должно в законодательстве установить минимальный размер алиментов. Это будет соответствовать и содержанию ст. 3, 5, 6, 18 и др. Конвенции о правах ребенка. И если родители без уважительных причин будут отказываться от работы или будут выполнять настолько низкооплачиваемые работы, что данный минимум не будет соблюдаться - они должны лишаться своих родительских прав. Соответствующий гарантийный минимум средств в этом случае должен выплачиваться государством.
Статья 37 Конституции РФ о свободе труда не может перечеркивать ст. 38 Конституции РФ. Уважая права человека у родителей, общество должно гарантировать охрану прав детей.
Определяя размер алиментов в долевом отношении к заработку родителей, вполне возможна ситуация, когда алименты будут чрезмерно высокими, явно неадекватными потребностям ребенка. В этом случае суд вправе согласно п. 2 ст. 81 СК РФ уменьшить долю и взыскать алименты в меньшей сумме, с тем чтобы были удовлетворены разумные потребности ребенка[47].
Однако кто и каким образом будет определять разумность потребностей конкретного ребенка.[48] В п. 2 ст. 81 СК РФ говорится только о суде, но это неизбежно повлечет за собой неодинаковый подход судов к решению данного вопроса Судьи, каждый по-своему, будут оценивать конкретную ситуацию, круг потребностей ребенка. Тем более что для него само понятие разумной потребностей не может быть чем-то застывшим, раз и навсегда заданным. По мере взросления возрастают и потребности человека.
Данный вопрос не следует отдавать на усмотрение суда. При необходимости применения п. 2 ст. 81 СК РФ об уменьшении или увеличении доли суд должен привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства, который смог бы обосновать соответствующий объем средств, необходимый для содержания конкретного ребенка (возраст, пол, состояние здоровья, наклонности ребенка и т. д.). С учетом мнения органа опеки и попечительства суд принимал бы решение о размере доли. Конечно, суд и в этом случае вправе принять решение по своему усмотрению, однако с мотивированным обоснованием в решении спорности заключения органа опеки и попечительства.
Согласно ст. 78 СК РФ суд обязан привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства лишь по спорам, связанным с воспитанием детей. Данная норма не относится к спорам об алиментах. В связи с этим необходимо дополнить п. 2 ст. 81 СК РФ указанием, что при увеличении или уменьшении размера доли суд обязан привлечь орган опеки и попечительства для обследования условий жизни и составления заключения о необходимом объеме средств на содержание ребенка.
Кроме того, изменив размер доли, суд может учесть потребности ребенка лишь определенного возраста. То, что будет разумной потребностью для ребенка в возрасте трех лет, перестанет быть таковой по мере его взросления. Поэтому п. 2 ст. 81 СК РФ следует дополнить также указанием на то, что определенный судом размер доли может быть изменен по требованию сторон в порядке, предусмотренном ст. 119 СК РФ.
Алименты на несовершеннолетних детей могут быть взысканы в твердой денежной сумме. Согласно п. 2 ст. 83 СК РФ суд при определении алиментов в твердой денежной сумме должен руководствоваться тем, чтобы максимально возможно сохранить ребенку прежний уровень его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Данное правило вряд ли можно назвать совершенным. На первый взгляд можно сделать вывод, что законодатель всецело на стороне интересов ребенка. Однако это не так. Ориентируясь только на сохранение прежнего уровня, суд не будет учитывать растущий характер потребностей ребенка. Кроме того, после определения алиментов в твердом размере у плательщика алиментов могут резко возрасти доходы. В итоге получится, что после вынесения решения о взыскании алиментов в твердом размере связь между родителем и ребенком признается как бы ущербной. Как будто бы они в какой-то мере уже не отец и сын или дочь. А ведь это не так. Взыскание алиментов не имеет никакого значения в части родственных отношений плательщика алиментов и ребенка. В связи с этим размер алиментов в твердой денежной сумме должен не сохранять' ему прежний уровень жизни, а максимально гарантировать удовлетворение присущих ребенку потребностей[49].
Алименты в твердой денежной сумме могут быть взысканы судом в следующих случаях:
при наличии у плательщика алиментов нерегулярного, меняющегося заработка или иного дохода;
при получении плательщиком алиментов заработка полностью или частично в натуре или в иностранной валюте;
если у плательщика алиментов отсутствует заработок или иной доход, однако он располагает каким-либо имуществом;
если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку или иному доходу невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон. В данном случае весьма отчетливо прослеживается цивилистический подход к конструированию нормы права. Причем здесь интересы плательщика алиментов? Последний обязан содержать ребенка, однако уклоняется от этого. Именно в связи с этим спор рассматривается в суде. Поэтому в норме права следует указать только об интересах ребенка. Алименты взыскиваются на ребенка, однако если он проживает с одним из родителей, то последний, как законный представитель, вправе получать и использовать суммы алиментов в интересах ребенка[50].
Родители обязаны содержать не только несовершеннолетних, но и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи. Однако с той разницей, что размер алиментов в этом случае определяется судом только в твердой денежной сумме, подлежащей выплате ежемесячно. Долевой порядок определения размера алиментов по отношению к заработку родителей здесь исключен полностью.
Для решения вопроса о взыскании алиментов необходима совокупность следующих условий:
достижение несовершеннолетним ребенком возраста совершеннолетия, то есть 18 лет;
нетрудоспособность ребенка. К нетрудоспособным следует относить инвалидов I, II групп, а также лиц, достигших пенсионного возраста. По действующему законодательству - не имеет значения, в каком возрасте и в связи с какими обстоятельствами ребенок стал нетрудоспособным. Это может быть как врожденная, так и приобретенная нетруспоспособность. Нетрудоспособность может возникнуть уже после того, как ребенок достиг 18 лет, и, наоборот, ребенок стал инвалидом еще в детском возрасте. В последнем случае алименты будут взыскиваться на несовершеннолетнего ребенка. По достижении им возраста совершеннолетия прежнее алиментное обязательство прекращается (п. 2 ст. 120 СК РФ). Теперь он имеет право на получение алиментов по правилам ст. 85 СК РФ, то есть как совершеннолетний, нетрудоспособный ребенок, нуждающийся в помощи. В связи с этим ему (или его представителю) необходимо вновь обратиться в суд с иском о взыскании алиментов, но этот иск будет предъявляться уже по иному, основанию в сравнении с первым иском, по которому алименты были, взысканы на несовершеннолетнего ребенка;
нуждаемость в помощи. Эта означает, что у совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка нет иного имущества или его недостаточно, в связи с чем у него нет средств к существованию[51].
В ст. 85 СК РФ в отношении размера алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей какое-либо правило отсутствует. Очевидно, законодатель исходил из того, что данные лица должны обеспечиваться прежде всего за счет государства. Участие родителей в содержании детей в данных случаях, видимо, должно быть в рамках прожиточного минимума. При oопределении размера алиментов суд учитывает также материальное и семейное положение сторон и другие заслуживающие внимания интересы сторон[52].
Помимо уплаты алиментов родители могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах на детей. Такая обязанность возникает у родителей в связи с какими-либо исключительными обстоятельствами: тяжелая болезнь ребенка, увечье, необходимость оплаты постороннего ухода и др. При этом суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем[53].
Фактические расходы могут быть подтверждены следующими доказательствами: заключением медиков о дополнительном питании, санаторно-курортном лечении; справками о стоимости продуктов, медикаментов и т. д. Следует еще раз подчеркнуть, что доказываться должны как уже понесенные дополнительные расходы, так и те, что еще только предстоят в будущем. На практике суды иногда удовлетворяют иски о взыскании дополнительных расходов лишь на основании того, что, например, ребенок болен и нуждается в лечении[54]. Суды в этих случаях должны обязательно установить какие расходы фактически уже произведены, на какие цели, в каком размере и т. д. или какие конкретные расходы потребуются в будущем.
Участие родителей в дополнительных расходах определяется судом таким образом, что они обязываются уплачивать ежемесячно установленные судом денежные суммы в твердом размере. Суд вправе учесть материальное и семейное положение родителей и детей и другие заслуживающие внимания интересы сторон.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.