ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

(СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»)

_______________________________________________________________

Отделение «Экономика и Коммерция»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Тема: «Ритуалы вооруженных сил Российской Федерации»

 

Выполнила: студентка 2 курса, дневного отделения, группы 9ТЭ-21 Горская Елизавета Александровна Подпись_______________________ Проверил: преподаватель БЖД Абанков Николай Петрович Дата защиты___________________ Оценка________________________ Подпись_______________________

 

 

Санкт-Петербург

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..... 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОИНСКИХ РИТУАЛОВ.

1.1 Воинское ремесло на Руси …………………………………. 5

1.2 Воинское ремесло при Петре I …………………………….. 6

1.3 Воинское ремесло в СССР………………………………….. 7

ГЛАВА 2. РИТУАЛЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Воинское приветствие ………………………………………….. 9

2.2 Ритуал приведения к Военной присяге ………………………... 10

2.3 Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части …...……… 11

2.4 Ритуал подъема (спуска) Государственного флага РФ ……….. 13

2.5 Ритуал вручения воинской части государственной награды …. 15

2.6 Книга почетных посетителей…………………………………… 17

2.7 Ритуал распределения прибывших по подразделениям ……… 17

2.8 Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники

и стрелкового оружия …………………………………………………….. 18

2.9 Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку…………………………………………………………………….. 20

2.10 Ритуал проведения опроса военнослужащих ………………… 21

2.11 Отдание чести…………………………………………………… 22

2.12 Парады …………………………………………………………... 23

2.13 Салюты …………………………………………………………... 24

2.14 Значение музыки в воинских ритуалах ……………………….. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………… 27

ВВЕДЕНИЕ

Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении, которого установлен определенный порядок – церемониал. Само понятие означает торжественную церемонию, которая отражает смысл традиций, установленных в обществе. Это способ общения, который выражает видение определённых социальных групп или всего общества. Они появляются на основе опыта народа и влияют непосредственно на общественные отношения.

Воинские ритуалы — это торжественные церемонии, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях. Ритуалы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, концентрируют в себе высокие, благородные идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части. Воинские ритуалы предопределяют сложившуюся форму поведения военных при торжественных или траурных церемониях. Всегда данные ритуалы были выражением мужества и благородства военнослужащих.

В общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ закреплены воинские ритуалы, совершаемые при торжественном принятии военной присяги, вручении Боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям, выносе Боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям, выносе Боевого знамени воинской части (в ВМФ – подъеме и спуске Военно-морского флага), упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, зачисленных за совершенные ими подвиги в списки подразделений навечно, торжественной передаче увольняемыми в запас военнослужащими оружия и военной техники молодым воинам, встрече молодого пополнения, торжественном заступлении на боевое дежурство, проведении военных парадов, годовых праздников частей (кораблей), разводе и смене караулов, во время строевых смотров, общих батальонных и полковых вечерних проверок; при встречах официальных государственных лиц и прямых начальников, возложении венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Родины, отдании воинских почестей при погребении.

Духовное состояние нашего общества в последние годы наглядно демонстрирует, чем чревато пренебрежение к подлинной истории. В этой сложной обстановке новое поколение граждан России, защитников Отечества, необходимо учить оберегать национальные ценности, прививать им патриотические чувства. Воинские ритуалы могут выступать одним из действенных средств воспитания патриотов.

Цель – познакомиться с ритуалами вооруженных сил Российской Федерации, их историей и порядком применения.

Задачи – исследовать ритуалы вооруженных сил Российской Федерации, описать их и сформулировать ценность каждого ритуала.

 

 

Воинское ремесло на Руси

Воинское ремесло на Руси всегда было делом почетным и многотрудным. Воин должен быть храбр, быстр и решителен, вынослив в походах, искусен в ратном мастерстве.

Именно здесь, в княжеских дружинах зародился обряд испытаний воина, оформившийся впоследствии в ритуал посвящения в воины. В ритуал посвящения входил и обряд клятвы на верность князю. В это время на первый план выступали такие качества воина, как его преданность князю, стойкость, неподкупность, готовность к подвигу.

Формированию таких качеств способствовали весьма распространенные наказы родителей, односельчан, поучения великих людей, в которых давались советы, говорилось о нормах поведения воина. Так, в «Наставлении отца к сыну» говорилось: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди, и роду своему честь добудешь и себе доброе имя. Что мешает лучше быть, чем перед князем умереть доведется.

Необходимо отметить, что религия, особенно после крещения Руси, освящала самопожертвование человека, примиряла его со смертью, давала надежду на получение небесного венца в случае гибели на поле брани. Такие убеждения способствовали осознанию воином веры -неотъемлемой составляющей воинского духа.

Русские воинские традиции не раз приводили к победам в войнах, потому что были освящены именем Бога, что давало сильную поддержку сражающемуся. Был разработан ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый военный человек приводился к крестному целованию - приносил присягу государю «верно служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению». Всякий нарушивший эту клятву признавался теперь не только клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в свидетели своей верности и преданности царю Бога. Религиозность длительное время выступала важнейшей стороной нравственного облика русского воина и определяла духовное содержание воинских традиций.

 

Воинское ремесло в СССР

Особое место в истории Отечества занимает период социалистического развития страны. Воины Красной армии и Флота продолжали следовать героическим традициям своих славных предков. С особой силой это проявилось в годы Великой Отечественной войны, которые стали новым этапом в развитии традиций массового героизма воинов. Такой любви к Родине, духовной стойкости, героизма и мужества, которые проявили воины армии и флота, защищая свою страну в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Об этом свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Новороссийска, мужества и героизма воинов в сражении на Курской дуге, при освобождении Украины и Белоруссии, в битве за Берлин.

В тяжелейших условиях оборонительных боев наши воины проявили себя настоящими патриотами и на деле показали высокие морально-боевые и нравственные качества. «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» - так были сформулированы требования к воинам в приказах народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в конкретные задачи частей и соединений. Так, во время обороны Москвы по всей стране пронесся призыв: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В период Сталинградской битвы основным лозунгом был «За Волгой для нас земли нет».

В Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как: смело вступать в бой с превосходящим по силе противником, беречь и защищать командира в бою, проявлять отвагу и смелость в бою, выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для жизни и т.д. В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции. Среди них такие, как: бороться за живучесть корабля до последней возможности, гибнувший корабль последним покидает командир, отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков, не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

Успехи армии как школы боевой и духовно-нравственной подготовки защитников Отечества во многом зависят от ее способности следовать лучшим традициям прошлого, внимать мудрым заповедям и советам лучших ее представителей. Эти традиции, заповеди и советы могут быть результативны лишь в том случае, если будет использоваться весь арсенал форм, методов и средств духовно-нравственного воздействия на воинов.

Воинское приветствие.

Это один из самых распространенных и старейших воинских ритуалов. В древние времена и в раннее средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

«Воинское приветствие» – говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры.

Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу неизвестного солдата, братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг с прибытием на военный корабль и при убытии с него, похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.

 

 

Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, на военных кораблях и судах.

Подъем Государственного флага Российской Федерации осуществляется по команде командира воинской части или лица, его замещающего, при построении воинской части или офицеров, прапорщиков (мичманов), находящихся в расположении воинской части при исполнении обязанностей военной службы. Время подъема Государственного флага Российской Федерации определяется приказом начальника гарнизона (командира воинской части).

В дни государственных и воинских профессиональных праздников по принадлежности воинских частей, иных торжественных мероприятий подъем Государственного флага Российской Федерации осуществляется при построении личного состава воинской части.

Для подъема Государственного флага Российской Федерации командир воинской части назначает знаменщиков и ассистентов из сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) или офицеров преимущественно из числа награжденных орденами и медалями.

Государственный флаг Российской Федерации поднимается на мачте (флагштоке). Мачта (флагшток) устанавливается, как правило, вблизи штаба воинской части или на строевом плацу в месте, обеспечивающем лучшую видимость Государственного флага Российской Федерации и возможность построения личного состава воинской части. При расположении воинской части в полевых условиях (в лагере) Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в центре расположения воинской части на линии первого ряда палаток.

Знаменщик и ассистенты получают Государственный флаг Российской Федерации у дежурного по воинской части, прибывают к установленному месту его подъема и прикрепляют Государственный флаг Российской Федерации к тросу мачты (флагштока).

В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю. Полк обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Заместитель командира полка подает команду «Смирно» и докладывает командиру полка о готовности полка к подъему Государственного флага Российской Федерации.

Командир полка здоровается с личным составом и командует: «Вольно». Затем подает команду «Полк, под Государственный флаг Российской Федерации – смирно». По этой команде знаменщик поднимает Государственный флаг Российской Федерации. Оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации. Командиры подразделений от взвода и выше прикладывают руку к головному убору; все поворачивают голову в сторону Государственного флага Российской Федерации. По окончании исполнения Государственного гимна Российской Федерации и подъема Государственного флага Российской Федерации командир полка командует: «Вольно». По этой команде знаменщик и ассистенты возвращаются в свое подразделение.

Спуск Государственного флага Российской Федерации производится дежурным по штабу воинской части (по подразделению) в присутствии ассистентов по команде дежурного по воинской части в вечернее время, в часы, установленные командиром воинской части. При проведении общей полковой вечерней поверки Государственный флаг Российской Федерации спускается по ее окончании по команде командира воинской части.

Для спуска Государственного флага Российской Федерации дежурный по воинской части командует: «Полк, под Государственный флаг Российской Федерации – смирно». По этой команде дежурный по штабу в присутствии ассистентов спускает Государственный флаг Российской Федерации. По окончании спуска дежурный по воинской части командует: «Вольно». При этом построение личного состава воинской части не производится, Государственный гимн Российской Федерации не исполняется.

После спуска Государственный флаг Российской Федерации доставляется в комнату дежурного по воинской части.

Рисунок 2 – Ритуал подъема Государственного флага

 

Книга почетных посетителей.

Книга почетных посетителей ведется во всех полках (на кораблях 1 ранга), в отдельных воинских частях (на кораблях 2 и 3 ранга), а также в штабах дивизионов кораблей 4 ранга.

В Книге почетных посетителей оставляют запись почетные посетители в память о своем посещении воинской части (корабля).

Для осуществления записи Книга почетных посетителей предоставляется командиром воинской части (корабля).

Место хранения Книги почетных посетителей определяется командиром воинской части (корабля) с таким условием, чтобы оно соответствовало ее значению и обеспечивало возможность ознакомления с ней всего личного состава.

 

И стрелкового оружия.

Вручению личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия должны предшествовать занятия по изучению их боевых возможностей и значения в современном бою, а также требований безопасности при обращении с вооружением, военной техникой и стрелковым оружием.

Командиры подразделений проверяют исправность вручаемых вооружения, военной техники и стрелкового оружия и о готовности к вручению докладывают в порядке подчиненности.

Закрепление за военнослужащими, прибывшими в воинскую часть на пополнение, вооружения, военной техники и стрелкового оружия осуществляется после приведения их к Военной присяге.

Командир воинской части отдает приказ о закреплении вооружения, военной техники и стрелкового оружия за членами экипажей (расчетов), механиками-водителями и другими лицами и устанавливает время и порядок их торжественного вручения личному составу. Номер приказа и фамилии лиц, за которыми закрепляются вооружение и военная техника, вносятся в формуляры (паспорта). Наименование стрелкового оружия, его серия и дата выдачи записываются в документы, удостоверяющие личность, а также в ведомости закрепления оружия за личным составом.

В назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Государственном флаге Российской Федерации, Боевом знамени воинской части и с оркестром.

Порядок построения осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации для строевого смотра.

Стрелковое оружие, подлежащее вручению, выносится к месту построения и раскладывается на столах в 10 м от строя. Вооружение и военная техника вручаются на стоянках.

 Командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования общевоинских уставов о содержании в постоянной готовности к применению вверенных им вооружения, военной техники и стрелкового оружия для защиты Отечества - Российской Федерации. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

После объявления приказа командир воинской части дает команду приступить к вручению вооружения, военной техники и стрелкового оружия. При этом вначале личному составу вручаются вооружение и военная техника, содержащиеся на стоянках (в местах их хранения), а затем стрелковое оружие.

Командиры рот (батарей) и других подразделений разводят личный состав к стоянкам вооружения и военной техники.

Личный состав, которому вручаются вооружение и военная техника, выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.

В случае содержания вооружения и военной техники на длительном хранении, в том числе с герметизацией корпусов, допускается их частичная расконсервация и разгерметизация.

Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей, механиков-водителей или других лиц, за которыми закрепляются вооружение и военная техника, и вручают им формуляры (паспорта), в которых военнослужащий расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружение и военную технику.

После вручения вооружения и военной техники на стоянках по команде командира воинской части командиры подразделений выстраивают личный состав на строевом плацу воинской части или в указанном им месте. Командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к вручению стрелкового оружия. Командиры подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих и вручают им оружие.

При наличии соответствующих условий после закрепления вооружения, военной техники и стрелкового оружия могут быть практически показаны их боевые возможности и примеры мастерского владения ими.

После вручения вооружения, военной техники и стрелкового оружия командиры подразделений выстраивают личный состав и докладывают командиру воинской части о вручении вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Командир воинской части поздравляет личный состав с вручением вооружения, военной техники и стрелкового оружия. Ритуал вручения вооружения, военной техники и стрелкового оружия заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Рисунок 3 – Вручение стрелкового оружия

 

Отдание чести.

Данная традиция является одной из самых старейших. Раньше отдание воинской чести называлось «чинопочитание», но смысл был тот же самый. В Средневековье чёткого движения, означающего отдание чести, не было, поэтому кто-то кланялся, кто-то снимал шляпу. Впервые рыцари при встрече стали поднимать забрала своих шлемов, тем самым показывая уважение. Рыцарей уже нет, а привычка подносить руку к головному убору сохранилась. Сейчас это выглядит немного по-другому, но сам факт отдания чести остаётся тем же. Этот знак считается проявлением уважения и благородства.

Традиции, воинские ритуалы остаются неизменными из года в год. В Уставе Вооружённых сил Российской Федерации есть пункт «Воинское приветствие», где чётко сказано, что оно обязательно во всех сферах деятельности, так как представляет собой свидетельство товарищества и сплочённости военных.

 

Парады.

На протяжении всей отечественной истории парады являлись одним из главных воинских ритуалов. Οʜᴎ вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками.

История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы – торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве.

К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов: они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад; объезд частей, прохождение церемониальным маршем. Навсœегда останется в народной памяти парад 7 ноября 1941 ᴦ. По Красной площади стройными рядами в полной боевой готовности прошли части 2-й Московской стрелковой дивизии, кавалерия, артиллерия, танки. Участники парада прямо с Красной площади направлялись на фронт на защиту родной столицы. Народ никогда не забудет и Парад Победы 24 июня 1945 ᴦ. На Красную площадь пришли воины-победители после разгрома фашизма, чтобы триумфальным шествием отметить Великую Победу.

Салюты.

Неразрывно связаны с парадами. Салютуют оружием – саблей, шашкой и карабином. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 ᴦ., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 ᴦ. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!». Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воинские ритуалы играют важную роль в формировании облика воина-патриота. Они эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.

Воинские ритуалы сопровождают воина на протяжении всей военной службы, и каждый из них имеет глубокий смысл и воспитательное значение. Они оказывают большое морально-психологическое воздействие, вызывают нравственный подъем, прививают любовь к военной службе.

Испытывая воздействие политики, права, нравственности, ритуалы не поглощаются ими, а в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания.

У нынешних воинских ритуалов – славная история. Они заряжали энергией, силой, духом не одно поколение российских воинов. И сегодня воинские ритуалы способствуют духовной мобилизации вооруженных защитников Отечества, их нравственному и эстетическому воспитанию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / А.Т. Смирнов,

М.А. Шахраманьян, Н.А. Крючек, Ю.П. Потапенко, Р.А. Дурнев, В.А. Васнев, Н.В. Твердохлебов. – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

2. Основы военной службы: конспект лекций по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности».

3. Основы военной службы: учебник / В.Ю. Микрюков.

– М.: ФОРУМ,2012.

4. Основы безопасности жизнедеятельности / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Изд.

7-е, испр. И доп. – Ростов н / Д: Феникс, 2012. – (Среднее профессиональное образование).

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: Учеб. Для

общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

6. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл.

общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2003.

7. Церемонии и ритуалы российской армии / В.Л. Минёр. – Москва:

Авант Статус, 2004.

8. Воинские ритуалы / В.Д. Серых. – М.: Воениздат, 1981.

9. Военный энциклопедический словарь. – М.: 2006 г.

 

Интернет – ресурсы:

1. Студенческий научный форум– URL: https://scienceforum.ru

2. Устав внутренней службы вооруженных сил российской федерации

– URL: http://www.consultant.ru

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дата: 2019-05-28, просмотров: 374.