Понятие, формы и способы защиты авторских прав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Защита авторских и смежных прав представляет собой сово- купность мер, направленных на устранение реальной угрозы на­рушения, восстановление или признание прав авторов и право­обладателей.

Особенность защиты авторских и смежных прав заключается не только в том, чтобы обеспечить их реальное осуществление и воз­можность принятия эффективных мер по пресечению действий на­рушителя. Не менее важное значение имеет и юридически обеспе­ченная возможность компенсации всех имущественных и связанных с ними личных неимущественных потерь, вызванных нарушением конкретного субъективного права.

В защите авторских и смежных прав можно выделить четыре наиболее существенных аспекта:

1) представляет собой целостную систему гражданско-правовых способов и средств, направленных прямо или косвенно на устране­ние возникших препятствий в осуществлении авторских и смежных прав, а также на обеспечение законных интересов правообладателей путем недопущения возможных нарушений или устранения реаль­ных посягательств со стороны иных лиц;

2) рассматривается как действия граждан и юридических лиц по применению предусмотренных 1*ражданским законодательством не­благоприятных последствий к нарушителям авторских и смежных прав;

3) предполагает борьбу с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), носящих чаще всего пре­вентивный характер;

4) осуществляется в различных юридических формах.

Под формой защиты следует понимать совокупность внутренне согласованных мер, направленных на восстановление нарушен­ного субъективного права и охраняемого законом интереса.

Формы защиты делятся на две группы — судебные и внесудебные. Первая группа предусматривает защиту авторских и смежных прав

в судах обшей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном 177 Суде Российской Федерации; вторая группа предполагает примене­ние самозащиты прав, мер оперативного воздействия, предусмотрен­ных законом, а также административно-правовых форм защиты.

Субъектами права на защиту авторских и смежных прав явля­ются авторы, обладатели смежных прав и их правопреемники, в том числе их наследники, организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, а также уполномо­ченные авторами и обладателями смежных прав лица.

Часть четвертая ГК РФ устанавливает нормы, направленные на укрепление института защиты прав авторов и других обладателей исключительных прав. Повышение эффективности правовой защи­ты отношений в сфере создания и использования произведений обе­спечивается за счет включения в данный Кодекс дополнительных норм, закрепляющих следующие новые виды результатов интеллек­туальной деятельности, средств индивидуализации и соответствую­щие им виды интеллектуальных прав:

1) смежного права на содержание баз данных (ст. 1333—1336);

2) смежного права публикатора произведения (ст. 1337—1344);

3) право на доменное имя как средство индивидуализации ин­формационных ресурсов (ст. 1483,1484,1519);

4) права на коммерческое обозначение как средство индивидуа­лизации предприятия (ст. 1538—1541).

В Гражданский кодекс впервые включены такие институты, как права на фирменное наименование и права на секреты производства (ноу-хау), в отношении которых ранее не существовало единого пра­вового регулирования на уровне закона. Это обстоятельство служит дополнительной гарантией превентивного характера, позволяющей более эффективно защищать указанные права в случае их нару­шения.

К мерам защиты обычно относят меры ответственности, для ко­торых характерно не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав[34]. Вме­сте с тем следует отличать меры гражданско-правовой ответственно- сти от мер защиты гражданских прав. Применение ответственности предполагает установление факта правонарушения. В свою очередь, для применения мер защиты авторских прав достаточно факта пося­гательства или оспаривания субъективного права третьим лицом.

178 Особенность сформированной системы защиты авторских прав заключается в том, что не каждый правообладатель может исполь­зовать любой предусмотренный законом способ защиты. Например, после передачи автором своего исключительного нрава он утрачива­ет право на предъявление иска о выплате компенсации.

Большое внимание в части четвертой ГК РФ уделено мерам по усилению защиты прав граждан — создателей интеллектуаль­ных ценностей (авторов, исполнителей, изобретателей, селекцио­неров и т.д.). Такие меры крайне необходимы в новых экономиче­ских условиях. Дело в том, что в современных условиях результаты творческой деятельности становятся все чаще предметом активно развивающегося рыночного оборота. Товаропроизводители при про­изводстве наукоемкой продукции либо тиражировании произведе­ний литературы, искусства далеко не всегда согласуют эту деятель­ность с авторами используемых результатов интеллектуальной дея­тельности. Без учета этого обстоятельства интересы авторов могут вступать в противоречие с интересами третьих лиц. С одной сторо­ны, законные интересы авторов могут столкнуться с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свобод­ном использовании созданного автором творческого результата, с другой — авторам могут противостоять интересы более сильных в экономическом плане коммерческих организаций, которым автор чаще всего передает права на результат своей творческой деятельно­сти. Система защиты авторских и смежных прав построена на сово­купности принципов, являющихся основополагающими началами гарантированное™ закрепленных в законе прав автора.

Принцип повышенной защиты законных интересов автора полу­чил закрепление н новых положениях Гражданского кодекса. Одним из основополагающих начал, призванных выступить гарантом такой защиты, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим участникам гражданского оборота это право может перейти только от автора по общему правилу в силу договора или по иным основаниям, установ­ленным законом (и. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Например, согласно статье 1295 «Служебное произведение» ГК РФ исключительное право на служебное произведение принад­лежит работодателю, если трудовым или иным договором между ра­ботодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было пре­доставлено в его распоряжение, не начнет использование этого про- кзведения, не передаст исключительное право на него другому лицу 179 или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исклю­чительное право на служебное произведение принадлежит автору

Принцип ограниченной ответственности автора.

В главе 70 «Авторское право» и главе 71 «Права, смежные с авторскими» ча­сти четвертой ГК РФ включено положение о том, что на принадле­жащее автору или исполнителю исключительное право не допуска­ется обращение взыскания (ст. 1284, 1319). По авторским договорам предусмотрена также ограниченная ответственность автора произ­ведения, которая заключается в том, что в соответствии с пунктом 1 ст. 1290 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного пра­ва на произведение и по лицензионному договору ответственность автора ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. Более того, в силу договора об отчуждении исключительно­го права или лицензионного договора размер возмещения реального ущерба, причиненного автором, может быть еще уменьшен.

Ограниченная ответственность автора предусмотрена законом и при исполнении авторского заказа. В случае неисполнения или не­надлежащего исполнения договора авторского заказа автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных вы­плат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

Принцип стимулирования активного использования авторского произведения. В Гражданском кодексе содержатся нормы, направ­ленные на стимулирование к активному использованию авторско­го произведения третьими лицами. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 1287 ГК РФ по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, уста­новленного в договоре. При неисполнении этой обязанности ли­цензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В Гражданском кодексе (и. 2 а, 1295) установлено также, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет осуществлять свое право на использование служебного произведения, то он это право утрачивает.

Принцип повышенной защиты прав автора-работника. Исклю­чительное право на служебное произведение науки, литературы и искусства (за исключением служебных программ для ЭВМ и баз

180 данных) стало принадлежать автору. Положение автора укрепляет также последовательно проведенное во всех соответствующих гла­вах части четвертой ГК РФ правило о том, что автор-работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от ра­ботодателя вознаграждения за создание и использование объекта авторского права в порядке исполнения служебного задания. Это право сохраняется за автором-работником независимо от того, сам работодатель будет использовать соответствующий служебный ре­зультат или право на него перейдет к другому лицу.

Защита авторских прав может сопровождаться устранением с рынка недобросовестных участников. Необходимость усиления борь­бы с контрафактной продукцией потребовала включения в часть чет­вертую ГК РФ, помимо существующих в гражданском праве санк­ций за нарушение прав, категории «грубое нарушение». Россия как вторая после Китая музыкальная поп-держава сконцентрировала на своей территории две трети пиратских компакт-дисков, продажа ко­торых в восемь раз превышает продажу легальных музыкальных про­изведений. В России на 80% сайтов бесплатно размещаются песни авторов без их согласия. Серьезную проблему представляет тиражи­рование пиратских музыкальных дисков, компьютерных программ и кинофильмов через Интернет. Особенно сложно закрывать сайты, которые зарегистрированы в странах Западной Европы и США[35].

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает ис­ключительные права на результаты интеллектуальной деятельно­сти и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст. 1253 ГК РФ).

В части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направ­ленные на защиту личных неимущественных прав авторов. В част­ности, восстановлен прежний подход к праву автора на неприкос­новенность произведения (п. 1 ст. 1266), которое по своему содер­жанию стало шире закрепленного в ранее действовавшем Законе «Об авторском праве и смежных правах» права на защиту репутации автора и поэтому в большей мере защищает интересы создателя про­изведения. Согласно пункту 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокраще­ний и дополнений, снабжение произведения при его использовании

иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или 181 какими бы то ни было пояснениями. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоин­ства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ- В этих случаях но требованию заинтересованных лиц допу­скается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Основаниями применения гражданско-правовых способов защи­ты авторских и смежных прав являются:

1) совершенное правонарушение;

2) отрицание или непризнание права иным образом;

3) совершение действий, создающих угрозу нарушения автор­ских и смежных прав.

Первое основание имеет место при непосредственном наруше­нии права.

Второе основание создает юридическую неопределенность и со­мнительность в принадлежности соответствующих нрав, а потому применение способов защиты призвано преодолеть ее путем офици­альной констатации в судебном порядке принадлежности соответ­ствующих прав истцу.

Третье основание влечет применение гражданско-правовых спо­собов защиты ввиду того, что направлено на защиту законного ин­тереса автора или иного правообладателя в беспрепятственном осу­ществлении своего субъективного права в будущем.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.