(информационно-методические материалы)
Екатеринбург
2018
Порядок организации среды, помещений и материалов в Подразделении ранней помощи (перечень помещений, оборудования, материалов и игрушек с пояснениями по использованию)
Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.
Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.
Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Ермолаева Евгения Евгеньевна
НАБОР ПОМЕЩЕНИЙ
Службам раннего вмешательства для работы междисциплинарной команды специалистов (педиатр, физический терапевт, логопед (специалист по ранней коммуникации), специальный педагог, психолог, эрготерапевт) необходимы следующие помещения:
- 2-4 кабинета для первичных приемов и индивидуальных встреч специалистов с семьей (15-20 кв. м)
- 1 кабинет (зал) для проведения групповых встреч специалистов с семьями (от 30 кв. м)
- кладовая для хранения игрушек (8-12 кв м)
- офисное помещение для специалистов с необходимым количеством рабочих мест (минимум 3 рабочих места)
- офисное помещение для руководителя службы
- холл для ожидания семьями приема специалистов
- гардероб
- зона администратора (может быть расположена в общем холле)
- помещение для приема пищи (для специалистов, детей и родителей)
- санитарное помещение
- санитарное помещение (зона) для мытья и обработки игрушек
- помещение для хранения уборочного инвентаря
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ
Большая часть услуг ранней помощи оказывается в индивидуальной форме, когда специалисты (1-2) встречаются с семьей (ребенок и 1-2 члена семьи). Кабинет для индивидуальных встреч должен быть универсальным, чтобы в нем могли быть организованы приемы различных специалистов. Для этого кабинет должен иметь основное оборудование, позволяющее семье и специалистам разместиться с ребенком на полу или за детским столиком, иметь несколько зон для различных активностей, например зону для двигательных игр, зону для чтения книг, зону для игр за столом и т.д. В помещении НЕ должно быть офисного стола, офисного компьютера.
Перечень оборудования:
- Раковина для мытья рук (на высоте 80 см, чтобы дети могли самостоятельно подойти)
- Ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким)
- Шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек
- Детский столик
- Детские стульчики 2 шт
- Низкие табуретки для взрослых
- Большое безопасное зеркало
- Маленький открытый стеллаж для игрушек
- Пластмассовые контейнеры для переноски игрушек
- Мягкий мат и специальные подушки и валики для размещения на полу детей, которые не могут самостоятельно передвигаться или менять положение тела.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ГРУППОВОЙ ФОРМЕ
Все услуги ранней помощи могут оказываться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Специалисты могут организовать группы из 4-8 пар взрослый ребенок для содействия развития у детей коммуникации или способности к передвижению, или поддержки социализации детей. Для того, чтобы групповые встречи проходили комфортно для детей и взрослых, важно правильно оборудовать кабинет. В нем также НЕ должно быть никакого офисного оборудования, помещение должно быть свободным, вся мебель должна быть легкой и доступной для перемещения. В кабинете НЕ должны храниться крупные модули типа, больших кубов, труб, треугольников. Все подобное оборудование необходимо хранить в другом месте или в данном кабинете, но в сдвинутом состоянии.
Перечень оборудования:
- Раковина для мытья рук (на высоте 80 см, чтобы дети могли самостоятельно подойти) – 2 шт
- Ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким)
- Шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек
- Детские столики 4 шт
- Детские стульчики 8 шт
- Низкие табуретки для взрослых
- Маленький открытый стеллаж для игрушек – 2-4 шт
- «Мини-кухня» – навесные полки 2 шт, напольные шкафы, встроенная раковина
- Пластмассовые контейнеры для переноски игрушек
- Комплект чайной посуды (для взрослых и детей)
ОФИСНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Для совместной работы междисциплинарной команды специалистов в Службе ранней помощи оборудуется офисное помещение, имеющие 3 и более рабочих мест. Специалистам нужны компьютеры для работы с бланками первичных приемов, протоколами углубленных оценок, бланком индивидуальной программы ранней помощи и др. Очень важно, чтобы специалисты могли работать в одном помещении и обсуждать совместную работу в мини-команде.
- Компьютеры (ноутбуки) для работы специалистов – по количеству специалистов
- Лицензионное программное обеспечение для компьютеров, антивирусные программы
- Бесперебойный источник питания для компьютера
- Сетевые фильтры (удлинители)
- Выносной накопитель информации для хранения электронных карточек и видеозаписей
- Многофункциональный центр (принтер, сканер, копир)
- Ламинатор
- Мультимедийный проектор, экран
- Телефон, телефонная линия
- Беспроводная сеть wifi
- Офисные столы, стулья, навесные полки, шкафы для хранения документов и книг, канцелярских принадлежностей, видео и аудиотехники
РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
- Инструменты (методики) для определения функционального состояния и развития ребенка (познания, коммуникации, адаптивного поведения, крупной и мелкой моторики, социального развития и др.), характеристик социального окружения и родителей
- Методики и методические рекомендации по развитию детей в различных сферах
- Профессиональная литература
ВИДЕОТЕХНИКА
Важное место в работе Службы ранней помощи отводится видео- и аудиотехнике. Видеотехника необходима для записи первичных приемов и занятий для дальнейшего междисциплинарного обсуждения, супервизий, оценки успехов в развитии ребенка.
Оборудование для видеосъемки и просмотра записей:
- Видеокамера с возможностью записи на карту памяти
- Дополнительная карта памяти для видеокамеры
- Стабильный штатив
- Подставка или тележка для ноутбука и проектора
- Кабель для организации трансляции занятия в соседнее помещение
АУДИОТЕХНИКА для групповых и индивидуальных занятий:
- магнитофон (музыкальный центр)
- микрофон и оборудование для усиления речи
КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ
Для повседневной работы специалистов необходимо достаточное количество канцелярских товаров. Приобретать канцелярские товары следует по мере надобности, но не реже 1 раза в 3 месяца.
Примерный список канцелярских товаров
- бумага для записей;
- журналы для регистрации;
- ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры;
- клей, скрепки, скотч, ножницы, степлер, дырокол;
- папки для хранения документов (пластиковые и картонные).
ЗОНА АДМИНИСТРАТОРА
В каждой Службе ранней помощи важно оборудовать рабочее место администратора, который встречает семьи, фиксирует обращения, поясняет порядок получения услуг ранней помощи, помогает семьям сориентироваться в помещениях службы и многое другое.
Для работы администратора (диспетчера) необходимо:
- стойка, информационные стенды
- стол, стул
- телефон с телефонной линией
- компьютер
- принтер, сканер, копир
- тумбочка (шкаф) для хранения документов
- канцелярские принадлежности
САНИТАРНАЯ КОМНАТА И ЗОНА
ДЛЯ МЫТЬЯ И ОБРАБОТКИ ИГРУШЕК
- Туалет для взрослых, горшки для детей, пеленальный стол, раковина, крючки для полотенец
- Стеллаж (шкафчик) для хранения инвентаря для мытья и обработки игрушек
- Стеллаж (подставка) для контейнеров
- Контейнер для сбора использованных игрушек
- Тазики для мытья игрушек
- Контейнер для чистых игрушек
- Раковина (глубокая)
- Поверхность для сушки чистых игрушек
- Парогенератор
ХОЛЛ ДЛЯ ОЖИДАНИЯ ПРИЕМА
Организация окружающего пространства холла, где дети и родители ожидают приема, также важна, как и оформление кабинетов для занятий. Ребенку раннего возраста должно быть здесь интересно и не страшно. Все игрушки и оборудование должны быть доступны для ребенка и безопасны, они должны стимулировать интерес к исследованию. Игрушки могут быть не только фабричные, но и изготовленные самостоятельно. На стенах должно быть место для информации, адресованной родителям, и для выставок совместных работ (рисунков, аппликаций) родителей и детей. Однако помещения центров не должны быть чрезмерно «перегружены» предметами.
Примерный список игрушек и оборудования:
- информационные стенды на стенах
- детские стульчики
- скамьи или стулья для родителей
- пеленальный стол (чтобы можно было переодеть младенцев или просто использовать его при необходимости)
- самодельные тактильные доски (молнии, шнурки с бусами, застежки на пуговицах, зеркала, погремушки, вертушки, щеколды и т. п.)
- машина большая
- лошадка-качалка
- детская коляска
- большой домик
- мягкие игрушки
- невысокая безопасная горка
Дата: 2019-05-28, просмотров: 162.