Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.
Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться:
v наименование банка;
v указание на его организационно-правовую форму;
v сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
v перечень банковских операций и видов деятельности;
v сведения о размере уставного фонда;
v сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
v иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.
Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слово "банк", за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковских операций.
Государственной регистрации подлежат:
Ø вновь созданные (реорганизованные) банки;
Ø изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Деятельность банка без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные банком, осуществляющим деятельность без государственной регистрации, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Органом, осуществляющим государственную регистрацию банков, является Национальный банк.
До подачи документов, необходимых для государственной регистрации банка, один из учредителей банка либо уполномоченный им представитель должны согласовать с Национальным банком наименование создаваемого банка.
Прием документов для государственной регистрации банка осуществляется только в присутствии учредителей (участников) банка (физических лиц или физического лица, уполномоченного учредителями (участниками) банка, и представителей юридических лиц). При этом физические лица предъявляют паспорта, а физическое лицо, уполномоченное учредителями (участниками) банка, и представители юридического лица помимо паспортов предъявляют документы, подтверждающие их полномочия.
В соответствии со ст. 80 Банковского кодекса Республики Беларусь для государственной регистрации банка в Национальный банк представляются:
заявление о государственной регистрации;
устав банка;
выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;
справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, заполняемые ими и содержащие сведения:
для руководителя исполнительного органа банка - о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
для главного бухгалтера - о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка, подтвержденные копией диплома и выпиской из трудовой книжки;
об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому
Национальным банком перечню;
платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:
нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.
Национальный банк выдает учредителям (участникам) банка,
представившим документы, указанные в частях первой и второй
настоящей статьи, письменное подтверждение об их получении.
Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка.
Национальный банк до принятия решения о государственной регистрации банка вправе запрашивать у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка, о кандидатах на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка, необходимые для решения вопроса о соблюдении законодательства Республики Беларусь при государственной регистрации.
Национальный банк на основании принятого решения о государственной регистрации банка производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Зарегистрированному банку выдается свидетельство о его государственной регистрации.
Национальный банк в пятнадцатидневный срок со дня внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сообщает данные о государственной регистрации банка в налоговые органы, органы государственной статистики и иные органы, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
Государственная регистрация банка не проводится в случае несформирования его уставного фонда.
В государственной регистрации банка может быть отказано, если один из его учредителей на дату подачи заявления о государственной регистрации банка:
является учредителем (участником) трех и более юридических лиц, за исключением открытых акционерных обществ и коммерческих организаций, осуществляющих преимущественно производственную деятельность;
имеет задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также является учредителем юридических лиц, имеющих задолженность по заработной плате и (или) платежам в бюджет или государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
является общественным объединением, преследующим политические цели;
является индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) юридического лица, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности (ликвидации), но процесс прекращения деятельности (ликвидации) не завершен;
являлся индивидуальным предпринимателем, прекратившим деятельность, или учредителем (участником) ликвидированного юридического лица на основании представления уполномоченного органа, если с даты их исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда.
Государственная регистрация банка не производится также в случаях несоответствия руководителей исполнительных органов или главного бухгалтера банка квалификационным и иным требованиям, предъявляемым к ним.
Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Отказ в государственной регистрации банка либо непринятие Национальным банком в установленный срок решения о его государственной регистрации могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации, которую изобрел и построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики в целом.
Банковская система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции. Банковская система входит в экономическую систему страны.
Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.
Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.
В связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.
Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам.
Во всех Развитых государствах действует многоуровневый контроль за деятельностью банков — со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предотвращать банкротства, восстанавливать платежеспособность банков и т. д.
От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.