Особенности закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:

- государственные корпорации;

- государственные компании;

- субъекты естественных монополий;

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

- государственные унитарные предприятия;

- муниципальные унитарные предприятия;

- автономные учреждения;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

- бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее - Положение). Положение - это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.

Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности. В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.

В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.

Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.

В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" - эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии - стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.

При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.

В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.

Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".

Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.

ВОПРОС 40

В первом официальном антикоррупционном докладе Европейского союза , опубликованном 3 февраля 2014 года, указано, что наиболее уязвимой сферой, подверженной коррупции, являются государственные закупки. В Докладе указывается на необходимость введения более строгих стандартов в сфере государственных закупок и улучшения механизма контроля.

--------------------------------

URL: http://ec.europa.eu/anti-corruption-report.

Одним из основных нововведений законодательства Российской Федерации в отношении должностных лиц, осуществляющих государственные (муниципальные) закупки, является положение, согласно которому должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами . Должностные лица заказчиков несут персональную дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

--------------------------------

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ // Российская газета. N 80. 2013. 12 апреля. Ст. 12. Ч. 1.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) внесены изменения, устанавливающие ответственность за несоблюдение законодательства о контрактной системе в зависимости от этапа осуществления закупок.

--------------------------------

Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. N 52 (часть I). Ст. 6961.

Ответственность при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) наступает в случаях выявления нарушений:

при принятии решений о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (части 1, 2 статьи 7.29 КоАП);

при принятии решений о проведении конкурса или закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в непредусмотренных случаях или нарушении порядка и сроков направления в уполномоченный орган информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 2.1. статьи 7.29 КоАП);

при принятии решений о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа либо принятии решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от согласованных с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа условий, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 7.29 КоАП).

Ответственность за несоблюдение установленного Законом о контрактной системе порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд наступает в случаях:

- нарушения сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч рублей до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч рублей до ста тысяч рублей (части 1 - 1.3 статьи 7.30 КоАП);

--------------------------------

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

- неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок информации (документов) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей (часть 3 статьи 7.30 КоАП);

- нарушения порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, разъяснения положений такой документации, приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей (часть 1.4 статьи 7.30 КоАП);

- отклонения заявки на участие в конкурсе, отказа в допуске к участию в аукционе, признания заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранения участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по не предусмотренным Законом о контрактной системе основаниям, признания заявки на участие в аукционе или конкурсе надлежащей в случае, если должно быть отказано в допуске к участию в закупке, нарушения порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, нарушения порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей (часть 2 статьи 7.30 КоАП);

- нарушения установленных требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей (часть 2.1 статьи 7.30 КоАП);

- установления не предусмотренных Законом о контрактной системе порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки информации (документов) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч (часть 4 статьи 7.30 КоАП);

- включения в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей (часть 4.1 статьи 7.30 КоАП);

- утверждения конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определения содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением установленных требований - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП);

- отклонения заявки на участие в запросе котировок, отстранения участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по не предусмотренным Законом о контрактной системе основаниям, признания заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе, или нарушения порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, - влекут наложение административного штрафа в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей (часть 6 статьи 7.30 КоАП);

- признания победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением установленных требований - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 7 статьи 7.30 КоАП);

- сокращения сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или нарушения порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей (часть 8 статьи 7.30 КоАП);

- нарушения оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей (часть 10 статьи 7.30 КоАП);

- осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 11 статьи 7.30 КоАП);

- нарушения сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пятидесяти тысяч рублей (части 13 - 14 статьи 7.30 КоАП).

Ответственность, связанная с нарушением порядка ведения реестра контрактов, предусмотрена за:

- включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 7.31 КоАП);

- ненаправление, несвоевременное направление в уполномоченный орган информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов или направление недостоверной информации (сведений) и документов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 7.31 КоАП).

Ответственность, связанная с нарушением порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашением оператором или должностным лицом электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона, установлена в случаях:

- нарушения должностным лицом заказчика, уполномоченного органа (учреждения), оператором электронной площадки установленных Законом о контрактной системе порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч рублей до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч рублей до девяноста тысяч рублей (части 1 - 2 статьи 7.31.1 КоАП);

- нарушения оператором электронной площадки установленных Законом о контрактной системе порядка или сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (часть 3 статьи 7.31.1);

- нарушения оператором электронной площадки установленного Законом о контрактной системе порядка ведения реестра участников электронного аукциона, правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка или сроков размещения, направления информации, уведомлений, проектов контрактов - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (части 4 - 5 статьи 7.31.1 КоАП);

- разглашения оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 7.31.1 КоАП).

Ответственность, связанная с нарушением порядка заключения и изменения контракта, предусмотрена в следующих случаях:

- заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей (часть 1 статьи 7.32 КоАП);

- заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения (части 1 - 2 статьи 7.32 КоАП);

- нарушения сроков заключения контракта или уклонения от заключения контракта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 7.32 КоАП);

- изменения условий контракта, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (часть 4 статьи 7.32 КоАП);

- изменения условий контракта, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения (часть 5 статьи 7.32 КоАП);

- нарушения порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей (часть 6 статьи 7.32 КоАП).

Статьями 7.29.1 - 7.29.2, частью 15 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа, отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или определенной законодательством Российской Федерации организации от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого контракта является обязательным для указанных лиц, а также за нарушение установленных Правительством Российской Федерации сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в форме штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Письмом Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее - ФАС России) от 23 января 2014 года N ИА/2111/14 даны разъяснения, согласно которым предметом регулирования Закона о контрактной системе и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов. Следовательно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции, действующей как до, так и после 1 января 2014 года), являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, за нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов применяется административная ответственность, предусмотренная указанными выше положениями, вне зависимости от времени их выявления. В случае, если действия лица не являются нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе или не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, в редакции, действующей с 1 января 2014 года, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность за нарушение Закона о контрактной системе предусмотрена, прежде всего, в статьях 285.1 и 285.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом или иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности осуществляется посредством предъявления в суд пострадавшей стороной иска к виновному лицу.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям.

Помимо вышеперечисленных видов ответственности статья 12 Закона о контрактной системе вводит принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Данный принцип предполагает, что заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.