Летом 1994 г. новым президентом Украины был выбран Леонид Кучма, на которого возлагались большие надежды.
С октября 1994 г. Л. Кучма провозгласил стратегию экономических преобразований.
Она предусматривала либерализацию цен, ограничение дефицита государственного бюджета, введение свободной внутренней и внешней торговли, введение строгой монетарной политики, массовую приватизацию крупных предприятий и проведение аграрной реформы.
Произошло снижение темпов инфляции. В сентябре 1996 г. была проведена денежная реформа. Ее сущность заключалась в деноминации в 100 тысяч раз карбованца, находившегося тогда в обращении, и замена его на гривну. Вместе с тем, была проведена либерализация цен, валютного курса, механизмов внешней торговли, разгосударствление земель, начал развиваться рынок ценных бумаг, расширился ассортимент товаров. Несмотря на некоторую стабилизацию в 1997 г., экономический кризис не удалось преодолеть. Экономическое положение Украины усугубилось вследствие кризиса в Юго-Восточной Азии (1997 г.) и России (1998 г.).
Началась бартеризация экономики. Кризис оказал воздействие и на инвестиционную сферу. Отрицательным для украинской экономики является огромный внешний долг. Сложная ситуация остается и в налоговой системе, где необходимо принять новый налоговый кодекс.
Существующая система увеличила сектор “теневой экономики”.
Таким образом, отсутствие достаточной политической воли, профессионализма законодательной и исполнительной власти и умения использовать мировой опыт для проведения в Украине экономических реформ обеспечили экономический кризис.
В ноябре 2002 года премьер-министром Украины был назначен Виктор Янукович, Верховную Раду возглавил Владимир Литвин. В последние годы наблюдается рост ВВП, уровень инфляции не превышает естественной нормы.
Цель занятия
Охарактеризовать экономическое положение Украины в первые годы независимости и на современном этапе?
Вопросы к семинару
1. Какую экономическую политику проводила украинское правительство в первые годы независимости.
2. Что повлияло на проведение денежной реформы 1996 г. в Украине?
3. Сравните экономическую политику президентов Л. Кравчука и
Л. Кучмы. Назовите отличительные черты их политики.
Термины и понятия
Приватизация, денежная реформа 1996 г., бартеризация экономики, инвестиционная сфера, теневая экономика, экономические реформы.
Темы рефератов
1. Экономическая политика Украинского государства: проблемы и трудности.
2. Перспективы проведения рыночных реформ.
Тесты
1. Какие реформы проводил Н.С. Хрущев:
а) реорганизация промышленности;
б) приватизация жилищного фонда;
в) реформирование сельского хозяйства;
г) введение в денежное обращение купонов?
2. Период 1970 – пер. половина 1980-х годов вошел в историю под названием:
а) период экономической активности;
б) период застоя;
в) перестройка;
г) период свободы слова.
3. Какие черты были характерны для экономики с 1985 по
1990 гг.:
а) структурный дисбаланс;
б) тяжелые последствия чернобыльской аварии;
в) экономическая свобода предпринимательства;
г) приватизация имущества государственных предприятий.
4. Акт независимости Украины был провозглашен:
а) 30 июня 1990 года;
б) 24 августа 1991 года;
в) 4 февраля 1989 года;
г) 28 мая 1992 года.
Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Экономическая история»
1. Предмет и задачи экономической истории.
2. Критерии периодизации экономической истории.
3. Характеристика хозяйственной деятельности в условиях первобытнообщинного строя.
4. Основные черты экономического развития в условиях рабовладельческого общества. Экономические особенности в античном и восточном обществах.
5. Экономическая характеристика феодализма.
6. Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе. Особенности экономического развития Франции, Англии, Германии.
7. Экономические причины и последствия Великих географических открытий.
8. Первоначальное накопление капитала и особенности этого процесса в ведущих странах мира: Англии, Нидерландах, Франции, Германии.
9. Разложение феодальных отношений Становление и развитие мануфактурного производства в Англии, Нидерландах, Франции, Германии.
10. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве (европейские страны, США).
11. Предпосылки промышленной революции. Промышленные перевороты в Англии, Франции, Германии, США.
12. Прогресс науки и техники во второй половине ХIХ в.
13. Экономика Англии и Франции на рубеже ХIХ-ХХ вв. Причины экономической отсталости.
14. Экономика США и Германии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Причины быстрого экономического развития стран.
15. Экономические причины и последствия Первой мировой войны для США, Англии, Франции, Германии.
16. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его особенности в ведущих странах мира.
17. Экономические причины и последствия Второй мировой войны для мировой экономики.
18. Формирование трех господствующих центров: США, Япония, страны Западной Европы.
19. Экономическая характеристика стран с переходной экономикой.
20. Социально-экономические проблемы развивающихся стран на современном этапе.
21. Хозяйство первобытных племен на территории Украины (от древнейших времен до V в. н.э.).
22. Экономическое развитие Киевской Руси.
23. Экономическое положение украинских земель в литовско-польский период.
24. Экономическое развитие Запорожской Сечи.
25. Мануфактурный период украинской промышленности
(ХVII-ХVIII вв.).
26. Внутренняя и внешняя торговля. Формирование украинского национального рынка (ХVII-ХVIII вв.).
27. Крестьянская реформа 1861 г. в России и ее проведение в Украине.
28. Экономическое развитие Украины в конце XIX - начале XX вв.
29. Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Украине.
30. Влияние Первой мировой войны на экономику украинских земель.
31. Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.
32. Сталинская индустриализация в Украине: осуществление, особенности, последствия.
33. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине. Голодомор 1932-1933 гг.
34. Экономика Украины в годы Второй мировой войны.
35. Трудности послевоенного восстановления в Украине.
36. Украины в условиях кризиса советской тоталитарной системы
(50-60 гг. XX в.).
37. Причины и формы застойных явлений в экономической жизни
70-х - первой половине 80-х гг. Украины.
38. Экономические реформы второй половины 80-х гг. в СССР и их проведение в Украине.
39. Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимости.
40. Экономическое положение Украины во второй половине 90-х гг. XX века.
Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине «Экономическая история»
1. Предмет и задачи экономической истории.
2. Характеристика хозяйственной деятельности первобытного общества.
3. Критерии периодизации экономической истории.
4. Основные черты экономического развития в условиях рабовладельческого общества.
5. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества (восточное античное рабство).
6. Экономическая характеристика феодализма.
7. Феодальные города, их возникновение и экономическая роль.
8. Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе. Особенности экономического развития Франции, Англии, Германии.
9. Экономические причины и последствия Великих географических открытий.
10. Первоначальное накопление капитала, его источники, методы и результаты. Особенности этого процесса в ведущих странах мира – Англии, Нидерландах, Франции, Германии, США.
11. Разложение феодальных отношений, становление и развитие мануфактурного производства в Европе и США.
12. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве (европейских стран, США).
13. Предпосылки промышленной революции. Промышленный переворот в Англии.
14. Особенности промышленных переворотов во Франции, Германии, США.
15. «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
16. Прогресс науки и техники во второй половине XIX века.
17. Экономика Англии и Франции на рубеже XIX-XX вв. Причины экономической отросли.
18. Экономика США и Германии на рубеже XIX-XX вв. Причины быстрого экономического развития стран.
19. «Новые» индустриальные страны и причины их быстрого экономического роста.
20. Экономические причины Первой мировой войны.
21. Экономические последствия Первой мировой войны для США, Англии, Франции, Германии и ее роль в послевоенном развитии европейских стран.
22. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и ее особенности в ведущих странах мира.
23. Положение ведущих стран в мировом хозяйстве накануне Второй мировой войны.
24. Экономические последствия Второй мировой войны для мировой экономики.
25. Формирование трех центров мирового капитализма: США, Япония, стран Западной Европы.
26. «Общий рынок» - Европейский Союз.
27. Хозяйство стран с переходной экономикой.
28. Экономическая характеристика развития стран.
29. Новые индустриальные страны.
30. Новые явления в хозяйственной жизни республик, входящих в состав СССР. Особенности становления рыночных отношений.
31. Хозяйство первобытных племен на территории Украины. “от древнего времени до V в. н. э.
32. Социально-экономические предпосылки образования древнего государства.
33. Экономическое развитие Киевской Руси.
34. Возникновение казацких поселений, развитие городов, внутренних экономических связей и внешней торговли.
35. Экономическое развитие Запорожской Сечи.
36. Экономическая политика Украины в годы правления Б.Хмельницкого.
37. Мануфактурный период украинской промышленности. (XVII-XVIII вв).
38. Внутренняя и внешняя торговля. Формирование украинского национального рынка (XVII-XVIII вв).
39. Хозяйство Украины в XIX в.- промышленный переворот в Восточной Украине.
40. Крестьянская реформа 1861 г. в России и ее проведение в Украине.
41. Экономическое развитие Украины в конце XIX- начале XX вв.
42. Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Украине.
43. Зарождение и развитие кооперативного движения.
44. Финансово-кредитная система в Украине (XIX - начало XX вв.).
45. Экономическая политика украинских правителей эпохи Национально-освободительной революции (1917-1919 гг.).
46. Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.
47. Сталинская индустриализация в Украине: особенности, осуществление, последствия.
48. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине. Голодомор 1932-1933г.г.
49. Экономика Украины в годы Второй мировой войны.
50. Трудности послевоенного восстановления в Украине.
51. Украина в условиях кризиса тоталитарной системы (50-60 гг.
XX в.)
52. Причины и формы застойных явлений в экономической жизни 70-х – первой половины 1980-х гг. XX в.
53. Экономические реформы второй половины 1980-х гг. и причины их неудачи.
54. Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимости.
55. Экономическое положение Украины во второй половине
1990-х – начале 2000 гг.
56. Экономика Крыма на современном этапе.
57. Проблемы «теневой экономики» в Украине.
58. Роль и место хозяйства Украины в мировом экономическом развитии.
59. Приватизация в Украине: необходимый этап в реформировании экономики.
60. Приватизация в АР Крым, ее задачи и особенности.
Критерии оценки знаний по дисциплине «Экономическая история»
Оценка «Отлично»
· Студент полностью освоил программный материал;
· Глубоко знает и самостоятельно излагает содержание вопросов, а также знает литературу по теме;
· Ответ построен на уровне самостоятельного мышления в знании вопроса и всей темы. Материал излагается логически последовательно и полно, с элементами творческого мышления;
· Студент умеет правильно применять знания к анализу современной действительности, может сравнить экономическое развитие ведущих стран мира и Украины в разные исторические периоды;
· Умеет самостоятельно делать общие выводы и анализировать, как влияли различные исторические события на экономические процессы.
Оценка «Хорошо»
· Студент проявил твердое знание программного материала и самостоятельность мышления;
· Показал знание предусмотренной программой литературы;
· Продемонстрировал умение применять свои знания к анализу современной действительности;
· Показал умение выделить главное, но не усвоил второстепенные вопросы.
Оценка «Удовлетворительно»
· Студент усвоил лишь основную часть программного материала;
· Знает лишь основное содержание рекомендованной литературы;
· Ответ студента строится на уровне репродуктивного мышления с нарушением логики изложения материала;
· Испытывает затруднения в применении знаний к анализу современных событий, а также затрудняется в сравнении экономики ведущих стран мира и Украины;
· Студент не может правильно ответить на дополнительные вопросы, связанные с материалом ответа.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.