План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета – перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников, других заинтересованных лиц, органов государственной и исполнительной власти.
План счетов бухгалтерского учета является основой системы организации учета. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием, исходя из положений и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.).
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией по его применению бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
Инструкция регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов.
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.
Учет уставного капитала
Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.
Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.
Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.
При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательно.
Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.
Д75-1 К80 - сформирован уставный капитал
Д50 (51, 10, 08…) Д75-1 - внесены вклады учредителей в уставный капитал.
Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, внеоборотные активы, запасы, ценные бумаги и другие активы.
Операционные счета подразделяются на:
Счета отложенного налога на прибыль. Сюда относятся счета "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства". Первый из этих счетов используется в том смысле, что его остаток в последующие отчетные периоды уменьшит сумму прибыли в эти периоды. Второй счет, напротив, используется для увеличения прибыли будущих отчетных периодов.
Счета процессов деятельности и их результатов по назначению и структуре подразделяются на операционные и результатные. К операционным относятся счета, предназначенные для учета различных процессов деятельности и контроля их осуществления. К результатным счетам относятся счета, предназначенные для отражения результатов отдельных процессов и всей хозяйственной деятельности организации в целом.
Собирательно-распределительные счета. Эти счета используются для обобщения расходов строго целевого назначения и последующего их распределения между объектами учета, т.е. видами продукции, услуг и работ. Например, счета "Общепроизводственные расходы" и "Общехозяйственные расходы" (активные счета). В течение отчетного периода на них собираются расходы определенного содержания, а в конце его учтенные затраты списываются и распределяются между объектами учета. После чего эти счета закрываются и в балансе никогда не показываются.
Бюджетно-распределительные счета. Эти счета предназначены для правильного определения себестоимости и прибыли по отдельным отчетным периодам. Они, в свою очередь, разделяются:
Счета для разграничения расходов и доходов по срокам. К этой группе относятся счета "Расходы будущих периодов" и "Доходы будущих периодов". Списание сумм с этих счетов осуществляется в те отчетные периоды, к которым они относятся.
Счета для создания резервов для осуществления расходов по мере их возникновения. К таким счетам относится счет "Резервы предстоящих расходов". Такие резервы создаются, чтобы покрыть расходы, которые неизбежно появятся в будущих периодах для контроля за равномерным формированием себестоимости. Создание резервов предстоящих расходов осуществляется за счет прибыли организации.
Калькуляционные счета. Такие счета предназначены для сбора и суммирования затрат по отдельным процессам деятельности, а также для выявления себестоимости. К ним относятся счета "Основное производство", "Вспомогательные производства", "Брак в производстве". По дебету счетов учитываются затраты производственных процессов, требующих исчисления себестоимости выпускаемых продукции, работ и услуг, а по кредиту - списание затрат по назначению.
Результатные счета подразделяются на:
Финансово-результатные счета. Предназначены для выявления финансовых результатов различных процессов деятельности. Такими счетами являются "Продажи", "Прочие доходы и расходы" и "Прибыли и убытки". Эти счета имеют сапоставительный характер (сравнение затрат и доходов) и обычно закрываются в конце отчетного периода.
Контрольно-результатные счета. Предназначены для контроля результатов разных процессов деятельности. Например, это счета "Отклонения в стоимости материалов", "Выпуск продукции (работ, услуг)", "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Учет резервного капитала
Создание резервного капитала в обязательном порядке касается акционерных обществ и совместных организаций. Остальные организации могут создавать резерв в добровольном порядке.
Резервный капитал создается в соответствии с законодательством путем отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала определяется уставом общества и должен находиться в пределах 15% уставного капитала для акционерного общества (размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли) и 25% - для совместных предприятий.
Д 80 К 84 - доведена величина уставного капитала до величины чистых активов организации; при списании стоимости пропорционально объему продукции - путем деления первоначальной стоимости объекта на предполагаемый объем продукции за весь срок полного использования объекта и умножении на объем продукции отчетного периода в натуральном выражении.
Амортизация начисляется только в пределах нормативного срока службы любого объекта, т.е. только до полной амортизации его первоначальной стоимости. После этого начисление амортизации данного объекта прекращаются, хотя он еще может использоваться в производстве.
Амортизация начисляется на основные средства, числящегося на балансе предприятия на первое число месяца (деление годовой суммы на 12 месяцев равномерно). В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации, или консервации на срок более трех месяцев.
Начисленная амортизация ежемесячно включается в себестоимость продукции по местам использования основных средств проводкой
Учет добавочного капитала
Добавочный капитал включает в себя:
- прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки
- эмиссионный доход (разница между продажной и номинальной стоимостью акций, которая образуется в процессе формирования уставного капитала акционерного общества).
Учет добавочного капитала осуществляется на пассивном счете 83 "Добавочный капитал".
По кредиту счета 83 показывают образование и пополнение добавочного капитала. Дебетовые записи по счету могут иметь место в случаях:
погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки;
- направления средств на увеличение уставного капитала;
- распределения сумм между учредителями организации.
Корреспонденция счеов по счету 83:
Д 01 К83 - Увеличение добавочного капитала за счет дооценки имущества
Д 50, 51, 52 К83 - Увеличение добавочного капитала за счет эмиссионного дохода
Д83 К80 - Увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала
Д83 К01 - Уменьшение добавочного капитала за счет уценки имуществаД83 К75 - Распределение добавочного капитала между учредителями.
Аналитический учет по счету 83 ведется по направлению использования средств.
Учет нераспределенной прибыли (убытка)
Нераспределенная прибыль (убыток) представляет собой сумму:
Нераспределенной прибыли (убытка) прошлых лет
Нераспределенной прибыли (убытка) отчетного года
Нераспределенная прибыль отчетного года - это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетом году. Этот показатель отражает конечный финансовый результат деятельности организации в отчетном году. Формирование чистой прибыли (убытка) >>
Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Чистая прибыль в конце года при реформации баланса списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":
Д 99 К 84 - списана чистая прибыль отчетного года
Д 84 К 99 - списан убыток отчетного года.
По дебету счета 84 отражаются записи по использованию нераспределенной прибыли отчетного года. Использование чистой прибыли (убытка) >>
Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год.
Списание убытка отчетного года отражается записями:
По структуре долгосрочные инвестиции в форме капитальных вложений подразделяются на: строительство и создание объектов основных средств, приобретение основных средств,
собирает в карточке основного средства все относящиеся к заказу затраты. По требованиям на отпущенные материалы, нарядам на заработную плату учитываются расходы на ремонт Д 23, 25, 26 - К 10, 69, 70. Окончание ремонта и сдача объекта в эксплуатацию оформляется актом формы №ОС-2. К акту прилагается справка о сметной стоимости ремонта и фактических расходах на ремонт, которые отмечаются бухгалтером в инвентарной карточке объекта.
Планирование затрат на текущий ремонт обычно ведется по цеху в целом. Для учета затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств бухгалтерия открывает отдельный заказ для каждого цеха на год с разбиением по кварталам Д 23, 25, 26 - К 10, 69, 70.
Если ремонтные работы на предприятии выполняются ремонтным цехом (вспомогательное производство), все затраты на ремонт относятся проводкой Д 23 - К 10, 70. После окончания ремонта (по капитальному ремонту объектов) или по окончании месяца (по текущему ремонту) фактические затраты на ремонт списываются Д 25, 26 - К 23 (по местам эксплуатации объектов).
Другой вариант учета затрат на ремонт предусмотрен при неравномерном выполнении ремонтных работ в течение года. В этом случае предприятия могут создавать резерв средств на ремонт или ремонтный фонд. Ремонтный фонд создается для финансирования крупных плановых ремонтов, требующих больших финансовых затрат с целью равномерного включения затрат на ремонт в себестоимость готовой продукции. Для равномерного отнесения затрат в себестоимость этот фонд создается в течение ряда лет, предшествующих производству ремонтов. Отчисления в него определяются исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов, утверждаются самой организацией (планы, графики, сроки отчислений). Созданный таким образом источник финансирования ремонтных работ может оставаться на балансе. Резерв на ремонт основных средств создается в случаях неравномерного осуществления ремонта основных средств в течение года в целях равномерного отнесения на себестоимость продукции затрат на проведение ремонта в течение года. Резерв создается за счет отчислений, определяемых от предполагаемой стоимости ремонта.
В обоих случаях используется проводка Д 23, 25, 26 - К 96 (резервы предстоящих расходов) по местам использования основных средств. По окончании отчетного года производится инвентаризация затрат на ремонт основных средств в целях сравнения с наличием резерва. При недостатке резерва производятся дополнительные отчисления либо списываются недостающие суммы на издержки производства. Если сумма резерва превышает фактически произведенные затраты на ремонт, то по окончании года производятся сторнировочные записи.
Даты проведения капитального ремонта и связанные с ним затраты записываются в инвентарных карточках отремонтированных объектов.
Расчёт заработка работников
Порядок расчёта заработка за расчетный период зависит от формы оплаты труда.
При повременной форме оплата рассчитывается на основе табеля учета рабочего времени. При оплате по должностному окладу работнику, проработавшему все дни по графику, начисляется установленный оклад за месяц. Если он в течении месяца отработал не все рабочие дни, оплата труда начисляется пропорционально количеству отработанных дней:
размер оплаты труда = оклад за месяц * количество проработанных дней/количество рабочих дней в месяце
При почасовой оплате часовая тарифная ставка умножается на количество рабочих часов.
Сдельная оплата труда подсчитывается умножением количества выработанной продукции на установленные расценки. Заработок определяется по документам на выработку каждого рабочего. Если выработка учитывается на бригаду в целом, общий заработок распределяется между членами бригады косвенным путем. Существуют два способа такого распределения:
Рассчитывается пропорционально количеству часов, отработанным каждым рабочим, приведенных к часам работы рабочих первого разряда. Для расчета заработка конкретного рабочего время работы переводится в эквивалентное время работы рабочего первого разряда (учет квалификации рабочего). Далее часовой заработок (на рабочего первого разряда) умножается на количество часов, отработанного рабочим.
Пример. Заработок бригады из двух рабочих составил 23 900 рублей.
Разряд | Отработано часов | Тарифный коэффициент | Количество часов работника I разряда | Сдельный заработок | |
1 | 4 | 160 | 1,3 | 208 | 208*50=10 400 |
2 | 5 | 180 | 1,5 | 270 | 270*50=13 500 |
Оплата за один час отработанного времени = 23 900 руб./(208+270) час.=50 рублей.
Рассчитывается пропорционально заработку, исчисленному по тарифным ставкам.
Пример. Пусть заработок бригады из двух рабочих составляет 18 616 рублей.
Разряд | Отработано часов | Тарифный коэффициент | Заработок по тарифной ставке | Фактический заработок | |
1 | 4 | 160 | 40 руб/час | 6 400 | 6400*1,268=8116 руб. |
2 | 5 | 180 | 46 руб/час | 8 280 | 8280*1,268=10500 руб. |
Заработок по тарифной ставке = 6 400 + 8 280 = 14 680 руб.
При отпуске материалов самовывозом или выносом кладовщик передает в бухгалтерию накладную, подписанную получателем, для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.
• Карточка учета материалов (ф. № М-17) - служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
• Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) - применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.
План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета – перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников, других заинтересованных лиц, органов государственной и исполнительной власти.
План счетов бухгалтерского учета является основой системы организации учета. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием, исходя из положений и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.).
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией по его применению бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
Инструкция регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов.
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета.
Задача и функции бухгалтерии
Главная задача бухгалтерии – способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности.
Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
- учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов, инструментов и хозяйственных принадлежностей и т.п.);
- учет расчетов по оплате труда (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд);
-учет затрат на производство (вспомогательное производство, косвенные расходы, простои, потери от брака, расходы будущих периодов, незавершенное производство, основное производство);
- учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);
- учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, валютном счете, прочих счетах в банке, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом, расчетов по отчислениям и платежам);
-составление бухгалтерской отчетности. Организация самостоятельно может установить:
-организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;
Система планирования организации бухгалтерского учета
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет система планирования, которая включает разработку и выполнение планов по отдельным видам работ.
Существуют следующие виды планов по отдельным видам учетных работ:
- план документации;
- план инвентаризации;
- план предоставления отчетности;
- план технического оформления;
- план организации труда работников бухгалтерии;.
- индивидуальные, структурные и сводные графики учетных работ.
Учет уставного капитала
Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.
Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.
Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.
При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательно.
Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.
Д75-1 К80 - сформирован уставный капитал
Д50 (51, 10, 08…) Д75-1 - внесены вклады учредителей в уставный капитал.
Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, внеоборотные активы, запасы, ценные бумаги и другие активы.
Операционные счета подразделяются на:
Счета отложенного налога на прибыль. Сюда относятся счета "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства". Первый из этих счетов используется в том смысле, что его остаток в последующие отчетные периоды уменьшит сумму прибыли в эти периоды. Второй счет, напротив, используется для увеличения прибыли будущих отчетных периодов.
Счета процессов деятельности и их результатов по назначению и структуре подразделяются на операционные и результатные. К операционным относятся счета, предназначенные для учета различных процессов деятельности и контроля их осуществления. К результатным счетам относятся счета, предназначенные для отражения результатов отдельных процессов и всей хозяйственной деятельности организации в целом.
Собирательно-распределительные счета. Эти счета используются для обобщения расходов строго целевого назначения и последующего их распределения между объектами учета, т.е. видами продукции, услуг и работ. Например, счета "Общепроизводственные расходы" и "Общехозяйственные расходы" (активные счета). В течение отчетного периода на них собираются расходы определенного содержания, а в конце его учтенные затраты списываются и распределяются между объектами учета. После чего эти счета закрываются и в балансе никогда не показываются.
Бюджетно-распределительные счета. Эти счета предназначены для правильного определения себестоимости и прибыли по отдельным отчетным периодам. Они, в свою очередь, разделяются:
Счета для разграничения расходов и доходов по срокам. К этой группе относятся счета "Расходы будущих периодов" и "Доходы будущих периодов". Списание сумм с этих счетов осуществляется в те отчетные периоды, к которым они относятся.
Счета для создания резервов для осуществления расходов по мере их возникновения. К таким счетам относится счет "Резервы предстоящих расходов". Такие резервы создаются, чтобы покрыть расходы, которые неизбежно появятся в будущих периодах для контроля за равномерным формированием себестоимости. Создание резервов предстоящих расходов осуществляется за счет прибыли организации.
Калькуляционные счета. Такие счета предназначены для сбора и суммирования затрат по отдельным процессам деятельности, а также для выявления себестоимости. К ним относятся счета "Основное производство", "Вспомогательные производства", "Брак в производстве". По дебету счетов учитываются затраты производственных процессов, требующих исчисления себестоимости выпускаемых продукции, работ и услуг, а по кредиту - списание затрат по назначению.
Результатные счета подразделяются на:
Финансово-результатные счета. Предназначены для выявления финансовых результатов различных процессов деятельности. Такими счетами являются "Продажи", "Прочие доходы и расходы" и "Прибыли и убытки". Эти счета имеют сапоставительный характер (сравнение затрат и доходов) и обычно закрываются в конце отчетного периода.
Контрольно-результатные счета. Предназначены для контроля результатов разных процессов деятельности. Например, это счета "Отклонения в стоимости материалов", "Выпуск продукции (работ, услуг)", "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.