Профессиональные знания, умения и навыки практического психолога
Психолог должен знать свои:
– личностные особенности;
– свои способности и возможности;
– сильные и слабые стороны;
– способы компенсации недостатков.
Психолог должен уметь регулировать свои:
– эмоциональные состояния;
– мобилизовать психич. функции (память, внимание, мышление);
– осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной, профессиональной информации;
– планировать профессионально-важные качества.
Психолог должен уметь развивать в себе профессионально-важные качества:
– интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума)
– рефлексивность и социальность (эмпатия, потребность в соц. контактах и соц. одобрении, коммуникативность);
– потребность в достижениях, самокритичность, сила «Я», эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.
Психологу нужны знания:
– о возрастных и типологических особенностях людей;
– представление о динамике развития личности в онтогенезе;
– соотношение воспитания, обучения и развития;
– взаимодействие обучаемости и обучённости.
Психолог должен знать:
– психологич. процессы и явления в отношении, развитии, поведении.
– умение общения.
Психолог должен ориентироваться в психологии семьи и семейном воспитании.
Психолог должен опираться на знания соц. – психологич. особенностей коллектива и малых групп. Психолог должен иметь представление о психологич. закономерностях самопознания, самовоспитания и самообразования. Должен обладать профессион. умениями:
– организационные, коммуникативные, психодиагностические;
– прогнозирование вариантов развития;
– психопрофелактики и психокоррекции;
– возрастного, индивидуального и семейного консультирования.
От психолога требуется:
критичность, независимость, нестандартность мышления, руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны, способность выполнять разнообразную деятельность. энтузиазм. аккуратность, последовательность, терпимость, упорство, способность обучать других, чувство ответственности.
Противопоказания к деятельности практического психолога
Противопоказания:
* незрелость личности;
* низкая сила «ЭГО»;
* низкий интеллект;
* отсутствие эмпатии;
* недостаточная независимость мнения;
* невозможность решать свои проблемы;
* излишняя заторможенность;
* плохое сопротивление стрессу;
* потребность в гиперопеке;
* высокая тревожность;
* чувство виновной ничтожности.
Рекомендовано развивать в себе:
– логичность мышления;
– независимость мышления;
– точность;
– изобретательность;
– внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).
Классификация СЧМС
Основу СЧМС составляют 4 признака:
1) целевое назначение системы
2) характер человеческого звена
3) тины структуры машинного звена
4) взаимодействие компонентов системы
По целевому назначению системы выделяют:
* управляющие (автомобили, самолёты)
* обслуживающие (контроль за состоянием техники, поиск неисправности)
* обучающая (обеспечивает у человека выработку определ. навыков)
* информационная (обеспечивает поиск, накопление и получение необходимой человеку информации)
* исследовательская (использование при анализе тех или иных явлений при поиске информации).
По характеристикам человеческого звена система делится на:
*моносистемы (один человек и несколько устройств)
* полисистемы (коллектив операторов + комплекс технических устройств).
По характеру машинного звена выделяют 4 класса:
1) инструментальные системы (приборы, инструменты)
2) простые системы (стационарные и нестационарные технические устройства + человек)
3) сложные системы (вычислительный комплекс, энергетическая установка + человек)
4) технические комплексы (атомная станция с операторами).
По типам связи человек и машина:
* системы непрерывного взаимодействия (человек ведёт постоянный контроль и управление техническим персоналом)
* системы эпизодического взаимодействия (контроль и управление)
* регулярные, но эпизодические.
Показатели качества СЧМС
При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:
1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи
2) иметь ясный и однозначный физический смысл
3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить
4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.
Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).
При выявлении качества деятельности человека-оператора необходимо учитывать:
физические и психологические затраты на точность, временный показатель и надёжность труда.
При изучении качества деятельности важное значение придаётся работоспособности:
* энергетический аспект (физиологические особенности человеческой деятельности)
* процессы, связанные с переработкой информации
* выполнение мыслительных действий (по результатом либо при помощи тестов).
Надежность субъекта труда
Надежность субъекта труда – это уровень безопасности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с технической системой или другими специалистами. Период надежности является производным от периода эффективности. Надежные связи со всеми свойствами системы «человек-машина-среда», которые обеспечивают ее адекватность проявляется через выполнение или невыполнение задачи.
Основой для получения меры надежности являются показатели, характеризующие невыполнение заданной функции:
* отказы – любые изменения в функционировании системы «человек-машина-среда», приводящие к невыполнению задачи
* ошибки – временные отказы человека, обусловленные неадекватными информационными преобразованиями. Это неправильные действия, приводящие к отклонению в деятельности управляемой техники.
Надежность является совокупным качеством, свойством человека, которое обуславливается его профессиональной подготовленностью и опытом.
Функциональная надежность субъекта труда – это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.
Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации
Готовность к деятельности – активное действенное состояние личности; это установка на определённое поведение. Мобилизация сил для выполнения задачи.
Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Готовность к определённому виду деятельности предполагает опред. мотивы и способности.
Психол. – кими предпосылками являются:
* понимание деятельности;
* осознание ответственности;
* определение последовательности и способов работы.
Такая готовность является результатом всестороннего развития личности.
В структуру готовности к деятельности входят следующие компоненты:
– мотивационный (отношение к профессии);
– ориентационный (представление об особенностях и условиях проф. деятельности);
– операционный (владение способами и приёмами);
– волевой (самоконтроль);
– оценочный (самооценка).
Высокий уровень развития этих компонентов – показатель проф. готовности.
Под адаптацией в широком смысле принимают процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования.
На процесс адаптации влияют различные черты личности, а также уровень общего и специального образования, профессиональная подготовка индивида, уровень сформированности профессионального интереса, соц. – психологическая и нравственная готовность к участию в коллективном труде.
В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся.
Адаптация – процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека, соответственно с требованиями среды. Возможность такой мобилизации и освоение новых условий неодинаковы у разных людей, поэтому наблюдаются индивидуал. различия в её качествах (скорость, прочность и т.д.)
Выделяют 4 степени адаптированности личности к новой соц. среде:
1) начальная стадия – индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своём сознании не признаёт ценностей новой среды, и где может, отвергает их, придерживается прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образам поведения друг друга;
3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды, при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой среды;
4) ассимиляция – происходит полное совпадение ценностей индивида и среды.
Существуют субъективные и объективные критерии адаптации.
Объективные – это степень реализации индивидом в своём поведении норм и правил жизнедеятельности при этом данном коллективе.
Субъективные – положительное отношение к членству в данном коллективе, к существ условиям, для удовлетворения и развития соц. потребностей.
Адаптация личности в коллективе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них выделяют:
1) профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда. Другими словами – это адаптация к самой трудовой деятельности со всем обеспечивающим её составляющим.
2) соц. организационная адаптация – включает в себя следующие аспекты:
* административно – правовой – связан со владением знаний о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.
* соц. – экономический – связан с владением адаптатом социальной и экономической активности.
* управленческий – связан со становлением работника как субъекта управления.
* рекреационно-творческий – отражает адаптацию к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.
3) психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха. Такая адаптация особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от уровня здоровья человека, его естественных реакций, характеристик условий труда.
4) социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми. Социально-пихологич. адаптированный работник – работник, устойчиво закреплённый в коллективе. Именно соц. психологическая неадаптированность лежит в основе текучести кадров.
Факторы адаптации:
1) факторы, которые связаны с особенностями личности самого человек (общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и др. психические процессы, исходное функциональное состояние и т.д.)
2) факторы, которые по отношению к личности существуют объективно (средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, личность руководителя, уровень развития коллектива и т.д.)
Морально психологический климат определяет настроение коллектива и следовательно отношение к адаптанту. Настроение определяет формы, в которых происходит воздействие на личность, (новички очень чувствительны к форме общения, отношений, воздействия).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.