Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Профессиональные знания, умения и навыки практического психолога

 

Психолог должен знать свои:

– личностные особенности;

– свои способности и возможности;

– сильные и слабые стороны;

– способы компенсации недостатков.

Психолог должен уметь регулировать свои:

– эмоциональные состояния;

– мобилизовать психич. функции (память, внимание, мышление);

– осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной, профессиональной информации;

– планировать профессионально-важные качества.

Психолог должен уметь развивать в себе профессионально-важные качества:

– интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума)

– рефлексивность и социальность (эмпатия, потребность в соц. контактах и соц. одобрении, коммуникативность);

– потребность в достижениях, самокритичность, сила «Я», эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.

Психологу нужны знания:

– о возрастных и типологических особенностях людей;

– представление о динамике развития личности в онтогенезе;

– соотношение воспитания, обучения и развития;

– взаимодействие обучаемости и обучённости.

Психолог должен знать:

– психологич. процессы и явления в отношении, развитии, поведении.

– умение общения.

Психолог должен ориентироваться в психологии семьи и семейном воспитании.

Психолог должен опираться на знания соц. – психологич. особенностей коллектива и малых групп. Психолог должен иметь представление о психологич. закономерностях самопознания, самовоспитания и самообразования. Должен обладать профессион. умениями:

– организационные, коммуникативные, психодиагностические;

– прогнозирование вариантов развития;

– психопрофелактики и психокоррекции;

– возрастного, индивидуального и семейного консультирования.

От психолога требуется:

критичность, независимость, нестандартность мышления, руководство здравым смыслом, восприимчивость, чувство новизны, способность выполнять разнообразную деятельность. энтузиазм. аккуратность, последовательность, терпимость, упорство, способность обучать других, чувство ответственности.

 

Противопоказания к деятельности практического психолога

 

Противопоказания:

* незрелость личности;

* низкая сила «ЭГО»;

* низкий интеллект;

* отсутствие эмпатии;

* недостаточная независимость мнения;

* невозможность решать свои проблемы;

* излишняя заторможенность;

* плохое сопротивление стрессу;

* потребность в гиперопеке;

* высокая тревожность;

* чувство виновной ничтожности.

Рекомендовано развивать в себе:

– логичность мышления;

– независимость мышления;

– точность;

– изобретательность;

– внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).

 

Классификация СЧМС

 

Основу СЧМС составляют 4 признака:

1) целевое назначение системы

2) характер человеческого звена

3) тины структуры машинного звена

4) взаимодействие компонентов системы

По целевому назначению системы выделяют:

* управляющие (автомобили, самолёты)

* обслуживающие (контроль за состоянием техники, поиск неисправности)

* обучающая (обеспечивает у человека выработку определ. навыков)

* информационная (обеспечивает поиск, накопление и получение необходимой человеку информации)

* исследовательская (использование при анализе тех или иных явлений при поиске информации).

По характеристикам человеческого звена система делится на:

*моносистемы (один человек и несколько устройств)

* полисистемы (коллектив операторов + комплекс технических устройств).

По характеру машинного звена выделяют 4 класса:

1) инструментальные системы (приборы, инструменты)

2) простые системы (стационарные и нестационарные технические устройства + человек)

3) сложные системы (вычислительный комплекс, энергетическая установка + человек)

4) технические комплексы (атомная станция с операторами).

По типам связи человек и машина:

* системы непрерывного взаимодействия (человек ведёт постоянный контроль и управление техническим персоналом)

* системы эпизодического взаимодействия (контроль и управление)

* регулярные, но эпизодические.

 

Показатели качества СЧМС

 

При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:

1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи

2) иметь ясный и однозначный физический смысл

3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить

4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.

Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).

При выявлении качества деятельности человека-оператора необходимо учитывать:

физические и психологические затраты на точность, временный показатель и надёжность труда.

При изучении качества деятельности важное значение придаётся работоспособности:

* энергетический аспект (физиологические особенности человеческой деятельности)

* процессы, связанные с переработкой информации

* выполнение мыслительных действий (по результатом либо при помощи тестов).

 

Надежность субъекта труда

 

Надежность субъекта труда – это уровень безопасности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с технической системой или другими специалистами. Период надежности является производным от периода эффективности. Надежные связи со всеми свойствами системы «человек-машина-среда», которые обеспечивают ее адекватность проявляется через выполнение или невыполнение задачи.

Основой для получения меры надежности являются показатели, характеризующие невыполнение заданной функции:

* отказы – любые изменения в функционировании системы «человек-машина-среда», приводящие к невыполнению задачи

* ошибки – временные отказы человека, обусловленные неадекватными информационными преобразованиями. Это неправильные действия, приводящие к отклонению в деятельности управляемой техники.

Надежность является совокупным качеством, свойством человека, которое обуславливается его профессиональной подготовленностью и опытом.

Функциональная надежность субъекта труда – это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.

 

Готовность к деятельности и адаптации. Факторы адаптации

 

Готовность к деятельности – активное действенное состояние личности; это установка на определённое поведение. Мобилизация сил для выполнения задачи.

Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Готовность к определённому виду деятельности предполагает опред. мотивы и способности.

Психол. – кими предпосылками являются:

* понимание деятельности;

* осознание ответственности;

* определение последовательности и способов работы.

Такая готовность является результатом всестороннего развития личности.

В структуру готовности к деятельности входят следующие компоненты:

– мотивационный (отношение к профессии);

– ориентационный (представление об особенностях и условиях проф. деятельности);

– операционный (владение способами и приёмами);

– волевой (самоконтроль);

– оценочный (самооценка).

Высокий уровень развития этих компонентов – показатель проф. готовности.

Под адаптацией в широком смысле принимают процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования.

На процесс адаптации влияют различные черты личности, а также уровень общего и специального образования, профессиональная подготовка индивида, уровень сформированности профессионального интереса, соц. – психологическая и нравственная готовность к участию в коллективном труде.

В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства и качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся.

Адаптация – процесс, который реализуется благодаря энергетической, психологической и нравственной мобилизации человека, соответственно с требованиями среды. Возможность такой мобилизации и освоение новых условий неодинаковы у разных людей, поэтому наблюдаются индивидуал. различия в её качествах (скорость, прочность и т.д.)

Выделяют 4 степени адаптированности личности к новой соц. среде:

1) начальная стадия – индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своём сознании не признаёт ценностей новой среды, и где может, отвергает их, придерживается прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды, при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой среды;

4) ассимиляция – происходит полное совпадение ценностей индивида и среды.

Существуют субъективные и объективные критерии адаптации.

Объективные – это степень реализации индивидом в своём поведении норм и правил жизнедеятельности при этом данном коллективе.

Субъективные – положительное отношение к членству в данном коллективе, к существ условиям, для удовлетворения и развития соц. потребностей.

Адаптация личности в коллективе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Среди них выделяют:

1) профессиональная адаптация – адаптация к рабочему месту, орудиям и средствам труда, технологическому процессу, временным параметрам работы, объектам труда, предмету труда, характеру взаимоотношения между работниками в процессе труда. Другими словами – это адаптация к самой трудовой деятельности со всем обеспечивающим её составляющим.

2) соц. организационная адаптация – включает в себя следующие аспекты:

* административно – правовой – связан со владением знаний о целях и функциях различного рода органов управления и обеспечением работы современного предприятия.

* соц. – экономический – связан с владением адаптатом социальной и экономической активности.

* управленческий – связан со становлением работника как субъекта управления.

* рекреационно-творческий – отражает адаптацию к сфере жизни коллектива, связанной с бытом и отдыхом.

3) психофизиологическая адаптация – адаптация к условиям труда, режиму работы, отдыха. Такая адаптация особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от уровня здоровья человека, его естественных реакций, характеристик условий труда.

4) социально-психологическая адаптация – процесс вхождения личности в коллектив, формирование личностных связей и отношений с другими людьми. Социально-пихологич. адаптированный работник – работник, устойчиво закреплённый в коллективе. Именно соц. психологическая неадаптированность лежит в основе текучести кадров.

Факторы адаптации:

1) факторы, которые связаны с особенностями личности самого человек (общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и др. психические процессы, исходное функциональное состояние и т.д.)

2) факторы, которые по отношению к личности существуют объективно (средства ознакомления с характером обстановки и решаемыми задачами, личность руководителя, уровень развития коллектива и т.д.)

Морально психологический климат определяет настроение коллектива и следовательно отношение к адаптанту. Настроение определяет формы, в которых происходит воздействие на личность, (новички очень чувствительны к форме общения, отношений, воздействия).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.