Основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений. Роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материальные условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования. Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры.

Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах.

Различают два основных метода обеспечения капитальных вложений денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией и принято соответствующее решение об их сооружении. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организациям в соответствии с выполнением плана (контракта).

Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными для нормального функционирования экономики каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятельность в стране осуществляется в условиях общего кризиса ее экономики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тяжелое финансовое состояние предприятий и организаций, платежный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковский кредит, а также другие кризисные явления вызвали резкое снижение объемов капитальных вложений, капитального строительства и ввода производственных мощностей и объектов строительства, что обусловило спад производства необходимой продукции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться активизация инвестиционной деятельности, для чего необходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных программ, обеспечить их целевое и эффективное использование.

Финансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:

1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

2. Регулирование международных интеграционных процессов.

3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджеты данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния. Другие предприятия, финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из средств бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.

Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот.



Вопросы по разделу VI

Маркетинг

Основные понятия маркетинга: маркетинг, нужда, потребность, запрос, товар, обмен, рынок. Характеристика основных концепций управления маркетингом

 

Слово «маркетинг» пришло к нам из английского языка, оно образовано от слова market, что означает рынок.

Сущность маркетинга, как правило, рассматривается с нескольких позиций. Прежде всего с практической точки зрения в деятельности предприятий, организаций и других субъектов рыночной деятельности под маркетингом понимается специфический вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей потребителей на основе обмена ценностями. Маркетинг также может рассматриваться как философия товаропроизводителя, ориентированного на интересы потребителя.

С маркетингом тесно связаны проектирование и планирование ассортиментной политики, экономический анализ рынка, равно как распределение, сбыт и предоставление услуг.

Маркетинг, таким образом, может рассматриваться как теория современного бизнеса, т.е. своеобразная «философия» ведения деловых операций. В соответствии с принципами маркетинга все аспекты хозяйственной деятельности современного предприятия должны планироваться и осуществляться с учетом запросов рынка, требований потребителя. Следует, однако, оговориться: маркетинг возможен лишь в условиях жесткой конкуренции и насыщенного рынка, когда его принципы служат единственно возможным путем обеспечения прибыльности производства, роста и развития предприятия.

Маркетинг в нашем понимании представляет собой гармоническое сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях извлечения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.

Нужда – чувство нехватки человеком чего-либо.

А) социальная

Б) психологическая

В) физиологическая

Г) культурная

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в рамках культурных, эстетических, исторических и других факторов, определяющих поведение человека в социально-экономической системе. (Сис-ма потребностей человека: самоутверждение, уважение, социальные потребности, самосохранение, физиологические потребности.)

Запрос – конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью (покупатель недостаточно надежный).

Товар – все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынком с целью привлечения внимания и приобретения.

Существуют 3 варианта соотношения между товаром А и конкретной потребностью Х:

Товар А1 не может удовлетворить Х

Товар А2 частично удовлетворяет Х

Товар А3 полностью удовлетворяет Х, - идеальный товар.

Обмен – акт приобретения от кого-либо желаемого товара либо объекта на нечто предлагаемое другой стороной.

Условия для обмена:

- Наличие двух сторон.

- Каждая сторона должна иметь что-то, представляющее ценность для другой стороны.

- Каждая сторона должна осуществлять взаимосвязи и обеспечивать поставку своего товара.

- Каждая сторона должна быть свободной в принятии решений предложений по обмену.

- Каждая сторона должна считать предложение о сотрудничестве возможным и выгодным.

Соблюдение данных условий делает обмен возможным, а состоится он или нет зависит от соглашения между сторонами.

Сделка – торговая операция между сторонами. Она предполагает наличие по меньшей мере двух ценностей значимых объектов, соглашение об условиях, сроках и месте ее проведения.

Рынок – совокупность существующих потенциальных покупателей товаров.

Существует рынок покупателя (главное действующее лицо – покупатель, выбирающий продавца и его товар) и рынок продавца (главное действующее лицо продавец и у покупателя нет выбора.)

Концепция совершенствования производства – производственная концепция. Соответствует 1-му этапу развития маркетинга как науки. Суть: потребители предпочитают ту продукцию, цена которой наиболее благоприятна. Задача маркетинга – совершенствование производства, уменьшения себестоимости и цены. Девиз: «Произвожу то, что могу». Инструментарий: повышение производительности труда и снижение себестоимости. Цель увеличение продаж, совершенствование производства и максимизация прибыли.

Концепция совершенствования товара. Суть: потребители предпочитают качественную продукцию. Задача: совершенствование продукции. Ведущая идея: качество товаров. Основной инструментарий: товарная политика. Цель: совершенствование потребительских свойств товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий. Суть: потребитель покупает лишь тогда, когда его побуждают к этому значительными мероприятиями, поощряя при этом продажу и сбыт. Основная идея: развитие сбытовой сети и каналов сбыта. Инструментарий: сбытовая политика. Цель: интенсификация сбыта товара за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товара.

Концепция традиционного маркетинга. Прежде всего – нужды и запросы потребителей. Залог успеха деятельности: предложение товара, который более подходит покупателю, чем товар конкурентов. Средства достижения цели: комплекс маркетинга. Цель: получение прибыли за счет удовлетворения потребности покупателя.

Концепция социально-этичного маркетинга. Предприятия должны учитывать долгосрочный общественный спрос путем балансирования трех факторов: благосостояние людей и общества, удовлетворение потребителей или покупателей, прибыль общества. Главная идея: производить то, что нужно потребителям с учетом требований общества. Цель: удовлетворение нужд потребителей при условии сохранения человеческих, материальных, энергетических, экологических и других ресурсов, охрана окружающей среды.

Концепция «маркетинг взаимодействия». Основная идея: произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу. Инструментарий: методы координации сетевого анализа и комплекс маркетинга «микс». Цель: удовлетворение потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.