Общественные отношения в сфере налогообложения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающих разнообразные сферы государственных, имущественных, властных и распорядительных отношений, и составляют предмет налогового права.
Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы РМ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и -налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.
Проект Налогового кодекса содержит много норм, связанных с особенностями государственного управления доходной частью бюджета. Для целей налогообложения, с точки зрения экономических основ налогообложения, расширительно толкуются нормы традиционного гражданского права (это касается, например, долей участия одного предприятия в другом). Имеются, конечно, определенные сложности в согласовании норм Гражданского и Налогового кодексов, но вопрос о применении того или иного акта в конкретных правоотношениях будет решаться судебными органами.
Главное, что характерно для регулятивной роли налогового права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности, — это функционирование системы налоговых органов. Соответственно, налоговое право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РМ на субъекты исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или — правом налогового управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, административное, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.
Действующее налоговое право имеет ряд особенностей:
1. Обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц) как приоритетное направление по налоговым изъятиям.
2. Достаточно высокий удельный вес (по сравнению с зарубежными странами) доли косвенных налогов и относительно более низкий — прямых.
3. Разветвленная система Госналогслужбы РМ, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
4. Широкий перечень разнообразных льгот, и направленных преимущественно на стимулирование производства.
5. Установление жестких санкций за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
6. Обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах.
7. Первоочередность направления средств, имеющихся у предприятий на счетах, на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.
8. Возможность для налогоплательщиков получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
Налоговые правоотношения
(1) Настоящим кодексом устанавливаются общие принципы налогообложения в РМ, правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, принципы определения объекта налогообложения и ведения учета доходов и вычитаемых расходов, порядок и условия привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, а также порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.
(2) Настоящим кодексом регулируются отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств по общегосударственным налогам (пошлинам) и сборам, а также устанавливаются общие принципы определения и взимания местных налогов и сборов.
(3) Понятия и положения, предусмотренные настоящим кодексом, применяются исключительно в пределах налоговых и связанных с ними других отношений.
Понятие налога
Понятие налога и сбора
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговая система РМ
Налоговая система РМ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим кодексом налогов (пошлин) и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также мер по обеспечению их уплаты.
(8) Налоги (пошлины) и сборы, перечисленные в частях (5) и (6), основываются на следующих принципах:
а) нейтральность налогообложения - обеспечение посредством налогового законодательства равных условий для инвесторов, местного и иностранного капитала;
b) достоверность налогообложения - содержание ясных юридических норм, не допускающих произвольного толкования, ясность и точность сроков, методов и сумм уплаты для каждого налогоплательщика, позволяющие им легко проследить воздействие своих относящихся к финансовому менеджменту решений на их налоговое бремя;
с) налоговая справедливость - одинаковая трактовка физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в идентичных условиях, с тем чтобы обеспечить равенство налоговых обязательств;
d) налоговая стабильность - осуществление любых изменений и дополнений положений налогового законодательства непосредственно путем внесения изменений и дополнений в настоящий кодекс;
е) эффективность налогообложения - взимание с минимальными затратами наиболее приемлемых для налогоплательщиков налогов (пошлин) и сборов.
(9) При установлении налогов (пошлин) и сборов определяются следующие элементы:
а) объект налогообложения - налогооблагаемая материя;
b) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, указанное в пункте 2) статьи 5;
с) источник уплаты налога (пошлины) или сбора - источник, из которого уплачивается налог (пошлина) или сбор;
d) единица налогообложения - единица измерения, выражающая величину объекта налогообложения;
е) ставка (ставки) налогообложения - единый размер налога (пошлины) или сбора в соотношении с объектом налогообложения;
f) срок уплаты налога (пошлины) или сбора - период, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог (пошлину) или сбор, в виде интервала времени или фиксированного дня уплаты;
g) налоговые льготы - элементы, которые учитываются при оценке объекта налогообложения, определении размера налога (пошлины) или сбора, а также при их взимании, в виде:
– частичного или полного освобождения от налога (пошлины) или сбора;
– частичного или полного освобождения от уплаты налогов (пошлин) или сборов;
– снижения ставки налогов (пошлин) или сборов;
– уменьшения объекта налогообложения;
– отсрочки уплаты налогов (пошлин) или сборов;
– рассрочки погашения налогового обязательства.
(10) Налоги (пошлины) и сборы, взимаемые в соответствии с настоящим кодексом и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним, являются одним из источников доходов государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 260.