Налоговая проверка является формой контроля налоговых органов за соблюдением н/п-ами законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов в целях принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основные задачи, решаемые в процессе налоговой проверки:
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
- проверка соблюдения правил совершения хозяйственных операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
Существуют 2 вида налоговых проверок:
Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.
Дифференциацию налоговых проверок на камеральные и выездные следует проводить по следующим критериям (принципам):
1. По основаниям проведения. Основанием проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя (или заместителя) налогового органа.
В то же время камеральная налоговая проверка проводится без всякого на то решения, основанием ее проведения является представление налогоплательщиком налоговой декларации.
2. По обязательности проведения. Камеральная налоговая проверка проводятся обязательно, если представлена налоговая декларация. Выездные же налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а только отдельно выбранной категории.
3. По предмету проверки. В раках камеральной налоговой проверки проверяется исполнение налогоплательщиком обязанностей только по конкретному налогу и только за тот период, за который подана налоговая декларация. Напротив, предмет выездной проверки определяется самим налоговым органом, и в него может быть включено исполнение обязанностей налогоплательщика по любому налогу и за несколько налоговых периодов (может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет).
4. По месту проведения проверки. Выездная налоговая проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа, то камеральная налоговая проверка - всегда по месту нахождения налогового органа.
5. По сроку проведения. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
6. По порядку исчисления срока проведения. При исчислении срока проведения выездной налоговой проверки учитываются только дни нахождения проверяющих на предприятии. В отличие от этого, в срок проведения камеральной проверки включаются все дни в пределах трех месяцев с момента представления налоговой декларации.
7. По возможности продления срока проведения. Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Возможности продления срока проведения камеральной проверки нормы НК РФ не предусматривают.
8. По возможности приостановления. НК РФ предусматривает право налоговых органов приостановить выездную налоговую проверку в определенных случаях. Возможности приостановления камеральных налоговых проверок НК РФ не предусмотрено.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.