Законом РСФСР «Об ООС» от 1991 предусматривалась плата не только за загрязнение ОС, но и за использование природных ресурсов.
Согласно ст. 20 этого закона плата за природные ресурсы (земля, вода, леса и т.д.) взималась:
1.в пределах установленных лимитов
2.за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов
3.на их воспроизводство и охрану
Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей ( налога) и арендной платы, за пользование водными объектами – в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей – в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет ( города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Экономическое стимулирование направлено на то что бы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рационального использование природных ресурсов.
Основными стимулирующими мероприятиями являются:
-налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений и иную природоохранную деятельность
-освобождение от налогообложения в экологические фонды
-применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию
-введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологии
-льготное кредитование природоохранной деятельности.
Не нашел должного развития в российском законодательстве и механизм экологического страхования, хотя еще в первой редакции Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991) предусматривалась возможность экологического страхования (ст. 23). Соответственно было разработано «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования» и в ряде регионов проводился эксперимент по его осуществлению. Был подготовлен и законопроект «Об экологическом страховании», но Государственной Думой он до сих пор не принят.
Экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения.
Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное и страхование экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан. В страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, возмещение прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.
Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются в соответствии с законодательством о страховании, конкретные условия определяются в договоре страхования. Обязательным является страхование, осуществляемое в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.
Экологическое страхование будет стимулировать снижение риска экологически опасных аварий путем соответствующей дифференциации страховых премий, осуществления экологического аудита предприятий страховыми фондами, повышения заинтересованности самих территориальных страховых экологических фондов в реконструкции наиболее опасных объектов, финансировании создания экологически совершенных технологий и т.д.
Экологический стандарт
Общие положения экологического законодательства РФ конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые т.ж. постановления, инструкции и решения, относятся к под законным правовым актам.
Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является стандарт ГОСТ 17ю0.001-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977 г.
Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы):
Основные положения
Гидросфера
Атмосфера
Почвы
Земли
Флора
Фауна
Недра
По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:
1-термины, классификации, определения
2-нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов
3-правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
4-методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия
5-6- требования к средствам контроля и защиты ОС
7-прочие стандарты
В полное обозначение стандартов СООП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.
Так если требуется выяснить, какие существуют нормативы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.205-86
В данном примере «17» обозначает номер системы, 2-номер подсистемы (группы) – атмосферу, 2 – вид стандарта – нормы и методы измерений, 05 – номер стандарта и 86 – год издания.
Ответственность за правонарушение закон 2002-2005 г. Устанавливает ответственность виде имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Основными видами нарушений являются: загрязнение вод, атмосферы, земли, уничтожение рыб, нарушение прав ООС на производстве, нарушение производства обращающимися с экологическими опасными и вредными веществами и отходами, незаконный оборот ядовитых веществ, искажение информации, нарушение обращения с биологическими агентами.
Уголовная ответственность определяется в уголовном кодексе РФ могут быть физические лица старше 16 лет.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.