Перестройка политической системы и преобразования в экономике России с неизбежностью повлекли за собой значительные перемены во всех сферах жизни российского общества. Следствием перехода к рыночной экономике стало коренное изменение системы сбора налогов. Работавшая годами система сбора налогов оказалась непригодной в новых условиях. А так как процессы преобразований были настолько стремительны, законодатели не успевали даже просто фиксировать изменения, которые зачастую носили противоречивый характер, не говоря о создании продуманной нормативной базы, результатом чего, естественно, стала излишне сложная система налогообложения. Думается, что эту проблему вряд ли решит налоговый кодекс, поскольку любая система в идеале должна носить органичный, эволюционный характер, а практика латания дыр не может этому способствовать.
Нельзя не сказать и о еще одном пагубном явлении, имеющем место при формировании системы налогообложения, – необоснованном росте количества нормативных актов, посвященных сбору налогов. Естественно возникают проблемы отслеживания изменений, что имеет двоякий результат: с одной стороны, позволяет обходить законодательство недобросовестным плательщикам, с другой стороны, страдают добросовестные плательщики, не знающие о 'новинках в законах'.
Утешает тот факт, что проблема сбора налогов, правда не в таких размерах, стоит и перед другими странами мира. Это актуально даже для стран Западной Европы, отличающихся хорошей социальной защитой и высоким правосознанием граждан. По данным, которые приводят в своей книге В.Д. Ларичев и Н.С. Решетняк, в конце 80-х годов в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налогов составляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов. В США этот показатель равен 15% '. В России же 'по различным оценкам, в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов.
Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте – это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:
– сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
– высокое количество убыточных и низко-рентабельных предприятий;
– рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;
– снижение активности банковской системы;
– растущая скрытая и явная безработица;
– продолжающийся рост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокой долей населения, имеющего доходы ниже черты бедности;
– задержки выплат заработной платы.
В результате получается заколдованный круг: из-за недополучения средств в бюджет государство не может должным образом решать стоящие перед ним социальные и экономические задачи, а следствие этого опять же не пополнение бюджета по причинам, обозначенным выше.
Очень интересную причину низкого поступления налоговых платежей называет В.Д. Ларичев – это так называемая теневая экономика. По данным ФСБ, теневой денежный оборот в России в настоящее время составляет 50 трлн. руб. Удельный вес теневой экономики в развитых странах обычно равен 5–10% валового внутреннего продукта, а в России он достигает 40% (пугающие цифры, не правда ли?). И, естественно, никакие налоги с этих средств не уплачиваются.
Таким образом, перед государством стоит тяжелейшая задача – создание эффективной системы сбора налогов. А для решения этой задачи необходимо нормализовать деятельность органов налоговой службы, налоговой полиции, внутренних дел, обеспечить их высококвалифицированными и честными специалистами, создав для них нормальные условия работы и в первую очередь установив достойную заработную плату, необходимую для содержания семьи, что, возможно, решит вопрос получения взяток и утечки «мозгов» из органов. Кроме того, государство должно вести работу непосредственно с налогоплательщиками, повышая с помощью информирования и разъяснения уровень правосознания, объясняя, на какие цели идут средства от налогов, а главное, установив разумные ставки налогов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 180.