Суть закона трехкомпонентности изложена В. М. Шугаевым: «Можно считать, что закон трехкомпонентности сродни простейшим классификациям, которыми мы пользуемся, когда имеем дело с многообразием того или другого явления. Все люди — разного роста, но мы их приближенно классифицируем как высоких, средних и низких; светотень на объемной форме весьма богата градациями, однако художники выделяют три главных элемента — свет, полутень и тень».
Идет ли речь об орнаментальной композиции, натюрморте, пейзаже, портрете или сюжетной картине, нигде нельзя сделать изображение цельным и легко воспринимаемым глазом, если в нем не будет трех компонентов. Если в изображении заметны четыре, пять и более компонентов, такое изображение не будет цельным, оно будет трудновоспринимаемым.
Расскажите о видах композиции
Для дальнейшей практической работы выделим три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Разделение на виды композиции связано с различными способами передачи пространства и назначением изображения или реального объемного предмета.
Для фронтальной композиции характерно размещение изображения на плоскости стены, как, например, в монументальной живописи. К монументальной живописи относятся мозаика, фреска, витраж. Основное требование к композиции в этом случае – сохранение ощущения плоскости стены, независимо от того, пользуется ли художник перспективой для создания иллюзии пространства, или намеренно «уплощает» изображение.
Чаще всего изображение на фронтальной композиции организовано так, что глаз зрителя совершает движение слева направо, вверх-вниз или по диагоналям плоскости. Примером фронтальной композиции могут служить рельефы Древнего Египта, древнерусские иконы и фрески, мозаики и витражи средневековья.
Объемная композиция связана с комбинацией трехмерных форм и предназначена для обозрения со всех сторон или с одной стороны. Примеры объемной композиции – скульптурная группа в замкнутом пространстве, сочетание и выделение малых форм интерьера, костюм, предметы декоративно-прикладного искусства. Объемная композиция оперирует трехмерными предметами в относительно неглубоком пространстве и часто связана с плоскостью. Например, сочетание скульптуры или рельефа с нишей или гладью стены.
Глубинно-пространственная композиция создается комбинацией различных материальных объектов (мебели, скульптурных рельефов, стендов и т.д.) в относительно глубоком пространстве. Это может быть интерьер, ландшафт, архитектурный ансамбль, сцена театра, выставочный зал и т.д.
Расскажите о ритме в композиции
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Ощущение беспокойства могут создавать частые членения, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. По горизонтали чередования зрительно снижают высоту изображаемого предмета, а вертикальные делают выше. Необходимое впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности продуманным и прочувствованным чередованием элементов, цветовых пятен, как бы направляющих движение глаз в соответствии с выбранным ритмом.
Мы не можем зрительно воспринимать работу законченной, если по цветовым пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, различают
активный, порывистый, дробный ритм. Принята следующая классификация:
а) монотонный ритм;
б) метрический ритм;
в) акцентированный ритм.
Активный ритм всегда будет акцентированным.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 570.