Некоторые особенности отечественной ситуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если рынок ГКО в России на сегодняшний день является, пожалуй, одним из наиболее прибыльных, то о рынке векселей этого сказать нельзя. Пожалуй, наиболее характерной особенностью его является явная доминанта финансовых векселей над товарными. Это и понятно - порожденный инфляцией дефицит денежной массы определяет главное применение векселей - служить заменой денег. Отчасти поэтому векселя приобретают все более несвойственную им функцию ГКО. Специфическая практика обращения векселей в России показывает также, что получили распространение некие расчетные бумаги, имеющие форму векселей (а иногда и ее нарушающие), но по сути векселями не являющиеся. Условия их погашения таковы, что котировки этих бумаг (цены купли-продажи на вторичном рынке) не достигают номинала даже после наступления соответствующих сроков. Вызвано это, в частности, отсутствием у этих бумаг одного из важнейших вексельных свойств - безусловности обязательства. В отечественной практике почти не встречается корпоративных векселей, которые гасились бы "живыми деньгами" (справедливости ради надо отметить, что зачастую и сами векселедержатели не стремятся получить деньги по векселю, стремясь сэкономить на налогах).

Например, векселя Ленэнерго погашаются электроэнергией, точнее принимаются в счет задолженностей перед Ленэнерго по платежам за электроэнергию (при этом полностью с внутренним нормативным актом Ленэнерго, регулирующим порядок обращения его простых векселей, никто не знаком, что сужает возможности отстаивать свои интересы при необходимости через суд). Векселя Октябрьской железной дороги гасятся так называемыми железнодорожными тарифами, т.е. правом перевозки грузов на определенную сумму по железной дороге. Векселя "Водоканала Санкт-Петербурга" принимаются в счет оплаты различных услуг: потребления воды, пользования канализационной инфраструктурой и т.д. Иногда векселя выпускаются для расчетов внутри замкнутых цепочек. Выпадая из них, вексель может значительно потерять в цене, или, более того, быть отозванным векселедателем. Существуют векселя "бензиновые", "угольные", "металлургические" и др.

Подобный беспредел налагает порой несколько криминальный оттенок на порядок обращения расчетных векселей. Криминальные структуры, традиционно работающие на рынке долгов, начинают активно осваивать и вексельный рынок. Ситуация благоприятствует этому: с одной стороны, - цены вторичного рынка, сложившиеся на уровне 30-60% от номинала, с другой стороны, - возможность использования по номиналу.

На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов. На V Межбанковском когрессе 1996 года было высказано мнение о существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе -- кризиса вексельного обращения. Центробанк беспокоит то, какие "странные" векселя и каким "странным образом" сейчас выпускаются.

Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих широкое распространение векселей:

· частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;

· неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей (если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);

· отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей;

· отсутствие прецедентов регрессных требований по векселям в случае отказа векселедателей от платежа;

· отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность их переучета в ЦБР;

· опасения получить фальшивый вексель - известны подделки векселей Сбербанка, Ленэнерго и др. В качестве курьезного факта из этой области можно привести следующее письмо Центробанка.

"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ПИСЬМО от 26 февраля 1996 г. N 28-1-15/236

"Об обращении векселей с подделанным авалем"

Банк России сообщает, что в последнее время отмечены случаи обращения векселей с подделанным авалем, совершенным от имени Центрального банка Российской Федерации за подписью заместителя председателя Банка России А.А. Козлова.

Доводим до сведения описание поддельных документов. Аваль датирован январем 1996 года, подпись А.А. Козлова и печать Центрального банка Российской Федерации подделаны. Аваль на векселе сопровождается письмом Банка России, подтверждающим аваль и содержащим заключение о соответствии авалированного векселя требованиям Женевских вексельных конвенций 1930 года, а также о возможности его использования "при проведении операций на внутреннем и внешнем финансовых рынках". Письмо написано на сфабрикованном бланке с использованием несуществующих реквизитов и регистрационных исходящих номеров. Подпись заместителя председателя сопровождается указаниями на конкретных исполнителей, что не соответствует Положению о делопроизводстве в Банке России. К векселю прилагается также сообщение в адрес коммерческого банка, подтверждающее "устойчивое финансовое положение, безупречную репутацию и степень надежности" плательщика по векселю, выдачу которых Центральный банк Российской Федерации не практикует. Сообщение также написано на подделанном бланке с дефектом формы. Документ содержит несуществующие номера.

Обращаем внимание на то, что в настоящее время, во-первых, заместитель председателя А.А. Козлов в рамках предоставленных ему полномочий не имеет права ставить подпись под обязательствами Центрального банка Российской Федерации по векселям, во-вторых, Банк России не проводит операций по авалированию векселей.

Просим довести вышеуказанную информацию до сведения коммерческих банков.

Заместитель Председателя

Центрального банка

Российской Федерации

А.А.КОЗЛОВ"

Федеральная комиссия по по ценным бумагам

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.

Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка -- инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

21 марта 1996 ФКЦБ выпустила "Положение об обращении бездокументарных простых векселей", "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей". Кроме них никаких других нормативных документов, имеющих отношение к векселям, комиссия не выпускала. По всей видимости, это был большой проект, не получивший по независящим от ФКЦБ причинам дальнейшего развития. Дело в том, что всего через четыре месяца после выхода постановления Центробанком была послана следующая правительственная телеграмма.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ТЕЛЕГРАММА от 5 июля 1996 г. N 99-96

В СВЯЗИ С ПОСТУПАЮЩИМИ ЗАПРОСАМИ зпт КАСАЮЩИМИСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ БЕЗДОКУМЕНТАРНЫХ ВЕКСЕЛЕЙ зпт ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ тчк ПОСКОЛЬКУ ИНСТИТУТ БЕЗДОКУМЕНТАРНОГО ВЕКСЕЛЯ ПРОТИВОРЕЧИТ ПОЛОЖЕНИЯМ ЕДИНООБРАЗНОГО ЗАКОНА О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ ЖЕНЕВСКОЙ ВЕКСЕЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ 1930 ГОДА зпт РЕГУЛИРУЮЩЕГО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ зпт КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБЯЗЫВАТЬСЯ ПО ТАКИМ ВЕКСЕЛЯМ зпт А ТАКЖЕ СОВЕРШАТЬ С НИМИ ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ СДЕЛКИ тчк ПРОСИМ СРОЧНО ДОВЕСТИ НАСТОЯЩЕЕ УКАЗАНИЕ ДО СВЕДЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ тчк

Вот так. Комментарии, я думаю, совершенно излишни.

Государственные казначейские векселя и обязательства

К марту 1994 года задолженность государства предприятиям-поставщикам составляла порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга стимулирует 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994г. Министерства финансов РФ. Объем выпуска векселей составил 1100 млрд. рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и погашения внутри серии, сроком на один год от даты составления. Вексельная сумма составила 14 миллионов рублей и ею оформляется государственная задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составляет 40% годовых.

Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.

Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой в сущности те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель - безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.

Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число "передаточных надписей", сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.

Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (невзимания) платежей в федеральный бюджет.

Казначейское налоговое освобождение является именным и не подлежит передаче другому предприятию. К зачету принимаются вся сумма недоимок в федеральный бюджет на дату представления освобождения.

Векселя Тверьуниверсалбанка

"Нет повести печальнее на свете...", сказал Шекспир, и был как нельзя более прав - можно подумать, что он уже знал ту грустную историю, которая началась 94-ом, и так бесславно закончилась в 96-ом - историю векселей ТверьУниверсалБанка.

В начале 1994 г. в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей ТверьУниверсалБанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий.

Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ; сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными и однородными, надлежащим образом финансово оформленные, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно хозяйство получает выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства).

При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента..

Таким образом становилось возможным:

- преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности.

- предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ.

- банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.

С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, т.к. расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.

Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.

Кредитование могло осуществляться:

а) Срочными векселями.

Для кредита срочными векселями ТУБ, дата погашения которых совпадало со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.

b) Векселями с оплатой по предъявлении.

Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.

По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на:

Векселя, погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, т.е. векселя, погашаемые банком только через определенный срок от даты составления векселя или определенного числа.

Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место, обозначенное в графе "место платежа", в любой филиал Тверьуниверсалбанка или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в случае их предъявления непосредственно в ТверьУниверсалБанк.

Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу, как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного процента - дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением срока погашения векселя.

Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств (КО), находящихся в свободном обращении, на векселя ТверьУниверсалБанка.

Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом расчета между юридическими лицами, во многих городах (в том числе и в Нижнем) существовала практика зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка. За протекшие два года вообще у многих сложился условный рефлекс: "Вексель? А-а, знаю, это Тверьуниверсалбанк!"

Что на самом деле произошло с Тверьуниверсалбанком - до сих пор загадка. Нервозная ситуация вокруг одного из крупнейших российских банков возникла сразу после первого тура президентских выборов. В середине июня 1996 появились слухи о том, что ТУБ финансирует предвыборную кампанию коммунистов, что повлекло за собой приток клиентов, желающих снять свои деньги со счетов. В результате возникли трудности с выплатой наличности. К началу июля в ТУБе стали возникать задержки в прохождении платежей и погашении векселей. Однако то, что слухи могли серьезно повлиять на ситуацию в одном из мощнейших банков страны, остается маловероятным.

С конца июня в ТУБе работала группа экспертов ЦБ, в функции которой входил тщательный анализ структуры активов и пассивов банка. Руководство банка пыталось объяснить временную приостановку в проведении операций деятельностью сотрудников ЦБ. Однако в начале июля Центральный банк разослал в коммерческие банки письма, содержавшие убедительную просьбу предоставить информацию об оборотах по счетам ТУБа. В письмах также содержалось предупреждение об ожидаемых задержках платежей при расчетах через этот банк. Действительно, все платежи через банк были полностью прекращены к 5 июля.

Реакция руководства ЦБ последовала незамедлительно. Уже на следующий день на основании заключения экспертной группы в ТУБе была введена временная администрация, а 19 июля 1996 председатель Центробанка подписал приказ об отзыве лицензии Тверьуниверсалбанка.

Распад ТУБанка был большим ударом по Российской экономике вообще (его векселя на общую сумму около 800 млрд. руб. для зачета неплатежей использовали более 2.5 тыс. предприятий) и по доверию к векселям в частности. Формально отзыв лицензии банка не означает прекращение оплаты им по своим векселям - все обязательства банка по отношению к векселедержателям сохраняют свою силу. Однако реальная ликвидность векселей ТУБанка практически равна нулю. Более того, имеет место следующее явление. Кредиторы ТверьУниверсалБанка покупают на вторичном рынке его векселя за 20-25% от номинала и предъявляют их в банк, который зачитывает эти векселя в счет долга уже по номиналу. Формальный способ получить деньги назад - через суд - наталкивается на непреодолимое препятствие: денег у банка на самом деле нет.

Векселя в Нижнем Новгороде

Программа налоговых освобождений

В целях ликвидации задолженности и ускорения расчета предприятий, организаций и объединений с областным бюджетом начиная с 1996 года разрешено переоформление задолженности предприятий перед областным бюджетом их собственными простыми векселями.

Предприятие, имеющее задолженность (недоимку) по платежам в областной бюджет, эмитирует простой вексель со сроком платежа “по предъявлении” по согласованию с департаментом финансов Администрации Нижегородской области. Департамент финансов Администрации Нижегородской области после рассмотрения заявления предприятия может заключить с последним договор мены простого векселя предприятия на налоговое освобождение в соответствии с номиналом представленного простого векселя.

Одновременно с векселем предприятие представляет в департамент финансов гарантийное письмо, в котором предприятие обязуется оплатить вексель, выданный Администрации, прежде всего денежными средствами, при невозможности - товарами собственного производства или услугами в приоритетном порядке по номинальной стоимости векселя.

По условиям договора мены предприятию предоставляется отсрочка по уплате налогов сроком на 30 дней. В течение этого периода полученные от предприятия векселя, согласно Генеральному договору между департаментом финансов и уполномоченным банком, передаются на Торговую площадку уполномоченного банка для их реализации.

Департамент финансов Администрации Нижегородской области создает комиссию с участием представителей уполномоченного банка и предприятия-эмитента для определения цены реализации векселей.

Уполномоченный банк проводит работу по поиску покупателя векселя и обеспечивает поступление денежных средств в бюджет на основании заключенного между ним и департаментом финансов Генерального договора.

На основании договора купли-продажи простых векселей предприятий, эмитенту этих векселей предоставляется налоговое освобождение. В случае если векселя не реализуются в срок, то налоговая отсрочка прекращает действие, договор мены утрачивает силу, а векселя возвращаются предприятию.

Как видим, Администрация области без большой охоты принимает собственные векселя предприятий - да и то с тем условием, что их удастся продать. Однако же, как и по всей России, существуют другие пути - использование финансовых векселей.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.